Фрагмент для ознакомления
2
Настоящая работа посвящена проблемам деятельности руководства российских районных судов, направленная на предотвращение коррупционного поведения судей. В ходе исследования определены ключевые проблемы, которые являются актуальными для данной сфере управления, а также выявлены основные методы управленческой деятельности, которые существуют на сегодняшний день.
Актуальность проблемы, которая рассматривается в данной работе, связана с тем, что коррупция является одной из самых серьезных проблем, которая затрагивают все сферы общественной жизни, включая и судебную систему.
Профилактика коррупции и борьба с ней – это комплекс действий различных правоохранительных органов и управленческих систем, который включает в себя управленческие, правовые и иные меры, направленные на выявление субъектов, склонных к пассивному и активному коррупционному поведению, а также ситуаций, в которых коррупционные действия могут быть совершены.
Цель исследования, которое проводится в рамках данной работы, – провести анализ теоретико-правовых аспектов организационно-управленческой деятельности по профилактике коррупции в районных судах.
Объект исследования – организационно-управленческая деятельность по профилактике коррупции в районных судах.
Предмет исследования – теоретико-правовые аспекты организационно-управленческой деятельности по профилактике коррупции в районных судах.
Задачи работы:
-раскрыть основные принципы коррупции в районных судах.
-обозначить проблемы профилактики коррупции в районных судах.
-изучить актуальные на сегодняшний день системы антикоррупционных мер в районных судах.
В современных условиях рекомендуется усилить потенциал правоохранительных, антикоррупционных и надзорных органов для понимания потенциала новых технологий в национальных цифровых стратегиях, прежде всего, это должно иметь четкую структуру внедрения, координации, регулирования, мониторинга и оценки, что, в свою очередь, должно способствовать инновациям и инклюзивности, сводя к минимуму потенциальный риск их неправильного использования. Важно продолжать развитие правовой поддержки цифрового образования и грамотности в обществе. Проводить антикоррупционные мероприятия совместно с индустрией высоких технологий, чтобы обеспечить соблюдение нормативных требований, в то же время позволяя использовать новые технологии с максимальным потенциалом, включая непрерывное экспериментирование.
Важность рассмотрения принципов и методов профилактики коррупции в судебной системе обусловлена тем, что от решения каждого судьи зависит реализация прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации, а также других демократических принципов, одним из которых является принцип верховенства закона.
Коррупция представляет собой деформацию в поведении судей и вынесении их решений по различным вопросам, которая обусловлена тем, что одна из сторон «покупает» нужное ей решение, подвергая сомнению честность, прозрачность и справедливость судебной деятельности в целом .
Большинство исследователей считает, что меры профилактики коррупционного поведения в судебной системе намного более просты, нежели принципы и формы борьбы с ней, а потому важно реализовывать их на всех уровнях судебной системы, чтобы на корню уничтожить данное явление и дать возможность судам работать профессионально и законно.
Одной из серьезных проблем, которая на сегодняшний день может характеризоваться как причины высокого уровня коррупции среди судей, является отсутствие полномочий и возможностей у руководителей судов осуществлять антикоррупционную работу в рамках существующего законодательства. Все существующие в России правовые меры по борьбе с коррупцией недоступны для судов, в том числе и районных, которые обладают большим количеством полномочий и отвечают за принятие решений в различных сферах общественной жизни .
При описанной выше проблеме при изучении принципов антикоррупционной деятельности в районных судах необходимо все же основываться на существующем в Российской Федерации главным нормативном акте в этой сфере, т.е. Федеральном законе от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Формирование и развитие цифровой экономики за счет использования современных информационных технологий предоставляет властям новые возможности в борьбе с коррупцией. В России принята программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632р. Правительству России отводится ведущая роль в регулировании цифровой экономики путем предоставления крупного финансирования отечественной цифровой инфраструктуры и повышения уровня из электронных резервов. Преимущества информационно-коммуникационных технологий могут быть использованы для улучшения управления государственными службами и снижения бюрократических барьеров и коррупции на низовом уровне и в мелком бизнесе. В разных источниках понятие коррупции трактуется по-разному, поскольку со временем появляются новые механизмы как для коррупционной деятельности, так и для мер воздействия со стороны государственных институтов.
Сегодня искусственный интеллект (далее – ИИ) уже могут анализировать большие объемы данных для выявления взаимосвязей и закономерностей, которые не могут быть выявлены человеком в одиночку. Ускоряя анализ больших объемов данных, ИИ могут сосредоточиться на расследовании потенциальных коррупционных практик и отслеживании необычных моделей. Это не только повышает точность и надежность, но и эффективность с точки зрения времени и затрат. С точки зрения обеспечения целостности и борьбы с коррупцией искусственный интеллект может использоваться в качестве системы раннего предупреждения для предотвращения и обнаружения аномалий, аварийных сигналов и закономерностей с достаточным уровнем точности.
В области соблюдения нормативных требований инструменты искусственного интеллекта и машинного обучения все чаще используются в качестве технологий RegTech как регулирующими органами, так и надзорными органами. Например, стартап Shield FC специализируется на использовании интеллектуальной автоматизированной отчетности для снижения риска несоблюдения нормативных требований. Платформа компании использует возможности искусственного интеллекта, обработки естественного языка и визуализации для автоматизации и координации всего жизненного цикла соответствия коммуникационным требованиям, снижения рисков и повышения эффективности мониторинга на наличие признаков коррупции.
Методы искусственного интеллекта и машинного обучения использовались для выявления отмывания денег и мошенничества при государственных закупках. С 2018 года Transparency International использует платформу онлайн-мониторинга и набор инструментов анализа Dozorro, чтобы помочь выявлять и предотвращать нецелевое использование государственных средств при государственных закупках. Это значительно повысило эффективность выявления нарушений на публичных торгах. Система оценивает вероятность коррупционного риска в тендерах и отправляет их сообществу Dozorro. Если сомнения верны, программа запоминает выбор, а если они неверны, система забывает об этом. Таким образом, повышается точность оценки коррупционного риска при проведении торгов с помощью алгоритмов искусственного интеллекта. В случае с Dozorro надзорные органы и прокуратура имеют возможность проверять нарушения в сфере госзакупок, своевременно выявлять неконкурентоспособные действия и пресекать их на ранней стадии. С 2016 по 2022 год благодаря способности платформы Dozorro выявлять нарушения было возбуждено более 30 уголовных дел и применено более 90 санкций.
Способность искусственного интеллекта выявлять аномальные модели и прогнозировать потенциальное коррупционное поведение, которое может иметь место, позволяет властям принимать упреждающие меры предосторожности. В частности, когда ресурсов, доступных для борьбы с коррупцией, недостаточно, власти могут использовать системы раннего предупреждения для выявления и предотвращения случаев коррупции.
Система оповещения, смоделированная LopezIturriaga в 2017 году с использованием нейронной сети, показывает, что годы доминирования одной и той же политической партии имеют положительную корреляцию с вероятностью коррупции. Данные показывают, что некоторые из переменных, вызывающих коррупцию среди населения, включают налоги на недвижимость, завышенные цены на недвижимость, открытие банковских счетов. Если в этой области присутствуют все факторы, то может потребоваться более строгий контроль за государственными счетами. В этом случае система раннего предупреждения о коррупции поможет классифицировать каждое государство в соответствии с профилем коррупции и лучше внедрять политику предотвращения и исправления в каждом штате. Кроме того, модель предсказывает случаи коррупции задолго до того, как коррупция будет обнаружена, и усиливает упреждающие меры.
В зависимости от выбранного типа блокчейна и согласованного механизма консенсуса блокчейн может затруднить коррумпированным организациям манипулирование данными и совершение мошеннических или коррупционных действий, учитывая потенциал прозрачности, неизменяемости, проверяемости и безопасности. В то же время зашифрованный характер транзакции означает, что доверие гарантировано до тех пор, пока сами данные не будут скомпрометированы и неточные или потенциально мошеннические транзакции не попадут в базу данных, поэтому существует несколько способов реализовать преобразующую роль технологии блокчейн для обеспечения целостности и борьбы с коррупцией.
Во-первых, в зависимости от выбранного блокчейна и согласованного механизма консенсуса мы можем создать прозрачную и подотчетную систему, которая может проверять информацию. Такие механизмы все чаще используются в различных контекстах развития и используются для решения самых разных проблем, от гуманитарной помощи до финансовой доступности и качественного образования.
В рамках пилотного проекта "Строительные блоки" Всемирная продовольственная программа изучила возможность использования технологии блокчейн для повышения эффективности, безопасности и прозрачности прямых денежных переводов беженцам. Во многих случаях беженцы не имеют официальных документов, удостоверяющих личность, или банковских счетов, необходимых для денежных переводов. В связи с этим в рамках пилотного проекта была предпринята попытка устранить необходимость в посредниках (например, банках, центральных реестрах), снизить дополнительные уровни затрат (например, комиссионные за транзакции), временные и коррупционные риски (например, взяточничество и вымогательство путем взаимодействия с посредниками и дискреционных действий).
Во-вторых, блокчейн обеспечивает полную и общедоступную запись изменений, поскольку транзакции и документы, хранящиеся в блокчейне, не могут быть изменены или удалены до тех пор, пока не будет нарушена целостность узлов системы, которые проверяют транзакции с использованием согласованного механизма консенсуса. Например, токенизацию можно защитить, заменив конфиденциальные данные токенами безопасности. Токены безопасности - это случайно сгенерированные алгоритмом числа, которые действуют как ссылки на исходные данные, но не могут быть использованы для вывода этих значений. Это позволяет избежать коррупции и мошенничества в административном отделе.
В-третьих, блокчейн может более точно отслеживать движение денег. Это может стать ценным инструментом в управлении цепочками поставок, который помогает блокчейнам регистрировать, отслеживать и поддерживать происхождение активов. Например, технология блокчейн может отслеживать коррупцию, контрафакцию и незаконный оборот в различных отраслях.
Аналитика больших данных позволяет выявлять закономерности подозрительных транзакций в самых разных областях, от здравоохранения до образования, от правоохранительных органов до налогов, а также помогает оценить риск коррупции. Аналитика больших данных может облегчить принятие решений, связанных с мониторингом, аудитом и расследованием отдельных транзакций или организаций. Аналитика больших данных обладает большим потенциалом для предотвращения коррупции, поскольку она эффективна при выявлении случаев коррупции, которые невозможно отследить в ходе регулярных аудитов и инспекций.
В этой связи важно отметить, что для предотвращения коррупции и борьбы с ней необходимо учитывать несколько факторов, таких как наличие высококачественных данных и аналитических возможностей, соответствующие законы и нормативные акты, а также доверие к используемым системам и институтам.
Во-первых, высококачественные данные и аналитические возможности лежат в основе преимуществ анализа больших данных для борьбы с коррупцией. Учитывая, что аналитические платформы предназначены для обработки данных, актуальность и полезность аналитики зависит от качества и точности данных. Он не только собирает полезные данные, от официальной статистики до административной регистрации, но и предоставляет открытые данные для надлежащего использования и анализа техническими специалистами и политиками.
Во-вторых, законы и нормативные акты важны для регулирования и обеспечения прозрачности, подотчетности и открытости в использовании данных, включая сбор данных, хранение, совместное использование, защиту и безопасность. С быстрым ростом числа потребителей и мобильных технологий данные собираются в больших объемах, поэтому защита данных и основных прав имеет решающее значение в современной цифровой экономике. Например, одним из ключевых компонентов расширенных прав физического лица, предусмотренных GDPR, является требование большей прозрачности, которое требует от менеджеров предоставлять информацию субъектам данных в сжатом, прозрачном и легкодоступном формате, используя понятный и простой язык.
В-третьих, необходимо укреплять доверие общественности к данным, системам и учреждениям. Из-за угрозы утечки данных, кражи личных данных, дезинформации и других угроз кибербезопасности перспектива использования новых технологий и экономики данных может вызвать недоверие, поскольку в обществе начинает преобладать риск неправильного использования. Ответственное использование технологий, подкрепленное добросовестностью и защитой прав человека, имеет важное значение для создания и поддержания доверия к данным, новым технологиям, системам и институтам, которые ими управляют.
Работа в рамках антикоррупционных мероприятий в районных судах может характеризоваться как внепроцессуальная. Она осуществляется посредством участи различных субъектов, в частности, председателей судов, органов судейского сообщества, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его управлений в субъектах Российской Федерации. Основной целью такой работы представляется выявление тех лиц, которые имеют склонность к коррупционному поведению (определенные психотипы и должностные единицы).
Кроме того, для субъектов, которые реализуют в районных судах антикоррупционные меры, важно понять обстоятельства, которые являются наиболее благоприятными для коррупции активного и пассивного характера.
При определении места противодействия коррупции в районных судах в структуре внепроцессуальной судебной деятельности противодействие коррупции может пониматься как одно из основных направлений организационно-распорядительной судебной деятельности по обеспечению правосудия, наряду с организацией правового, информационно-аналитического обеспечения деятельности районных судов, подбором и расстановкой судебных кадров, ведением дел .
Система антикоррупционных мер, которые применяются в российских судах, в большинстве своем основаны на нормах указанного выше правового акта, однако существует и определенная специфика, которая обуславливает еще целый ряд действий, в частности:
– организация и контроль соблюдения судьями антикоррупционных норм;
– выявление ситуаций, в которых может возникнуть конфликт интересов;
– формирование обстоятельств, в которых судебная система может быть открытой и прозрачной;
– учет принципа объективности при распределении дел между судьями;
– выявление обращений граждан и организаций у судьям, которые носят внепроцессуальный характер.
Выводы. Завершая исследование, важно признать важные предпосылки для их успеха, чтобы в полной мере реализовать потенциал новых технологий для обеспечения добросовестности и предотвращения коррупции и других рисков. К ним относятся уровень цифровой инфраструктуры и цифровая грамотность цифрового общества, которое технически подковано и юридически признано при равном доступе населения к технологиям, оцифрованные публичные записи и подключение к Интернету - это лишь некоторые из необходимых условий для применения этих технологий. В то же время должна быть создана нормативная база для предотвращения несанкционированного использования и мошенничества, обеспечения конфиденциальности и защиты данных, а также укрепления доверия.
Приведем по созданию среды, позволяющей использовать и регулировать новые технологии таким образом, чтобы поддерживать честность, доверие и борьбу с коррупцией.
Для государственных учреждений это представляется целесообразным:
1. Укрепить потенциал правоохранительных, антикоррупционных и надзорных органов по выявлению возможностей и рисков, связанных с новыми технологиями, в национальных цифровых стратегиях. Стратегии должны иметь четкую структуру реализации, координации, регулирования, мониторинга и оценки, способствовать инновациям и инклюзивности, а также реагировать на технологические изменения, которые происходят в связи с технологическим прогрессом, сводя к минимуму потенциальный риск неправильного использования.
2. С помощью инновационных технологий для развития общества цифровых знаний осуществлять адекватные инвестиции в обеспечение антикоррупционных мер, укреплять возможную среду, включая продвижение доступных цифровых коммуникаций, обеспечивать надлежащий уровень цифрового взаимодействия между правительством и обществом и сокращать цифровой разрыв, в том числе между молодые и старые, мужчины и женщины, богатые и бедные. Чтобы бороться с коррупцией, нам необходимо создать цифровую инфраструктуру с использованием инструментов искусственного интеллекта, технологии блокчейн, аналитики больших данных и многого другого. Оцифровка и большие данные являются необходимыми условиями для внедрения новых технологий, но большинство развивающихся стран не обладают достаточным уровнем оцифровки и инфраструктуры для внедрения новых технологий обнаружения, прогнозирования и анализа искаженных данных.
3. Разработать руководящие принципы и процедуры для надлежащего управления и регулирования использования данных, включая сбор, хранение, обмен, конфиденциальность, безопасность и защиту данных. Поддерживать стандартизацию и сбор данных из государственной статистики в административные реестры и публиковать их для надлежащего использования, анализа и мониторинга. Учитывая, что данные лежат в основе преимуществ новых технологий, точность, актуальность и полезность аналитики для усиления борьбы с коррупцией зависят от качества данных.
4. Расширять цифровое образование и грамотность в обществе, чтобы обеспечить равный доступ к технологиям. Для этого требуется общегосударственный подход, при котором правительственные учреждения работают с частным сектором для предоставления знаний и информации гражданскому обществу.
Таким образом, потенциал современных цифровых технологий может быть реализован только в том случае, если в стране изменится отношение к вымогательству, взяточничеству и злоупотреблению общественным статусом.
Для того, чтобы профилактика коррупции в районных судах была эффективной, важно разработать такую систему, при которой будет осуществляться постоянная оценка доходов и расходов судей и членов их семей. Данный список нужно расширить в отношении уже существующего и закрепленного законодательством.
Каждый руководитель районного суда должен иметь в своем арсенале утвержденный и соответствующий действующему законодательству некий типовой план антикоррупционной деятельности, в рамках которого руководитель может не только планировать работу по профилактике коррупции, но и осуществлять некоторые действия по борьбе с уже выявленными фактами коррупционного поведения судей.
Также нужно отметить, что организация работы по наполнению раздела «Антикоррупционные мероприятия» на сайтах районных судов на основе единого подхода будет способствовать повышению уровня противодействия коррупции в районных судах и реализации права граждан на получение полной и достоверной информации о деятельности соответствующих судов.
Показать больше