Фрагмент для ознакомления
2
Притязания государства на территорию определяются правовой сущностью этой территории, и эта тема широко исследуется в научной литературе с помощью различных теорий. В настоящее время преобладает пространственная теория, рассматривающая территорию как пространственную границу государственной власти. Этот территориальный суверенитет, приобретаемый вместе с территорией, предполагает исключительное распространение юрисдикции государства на свою землю.
Доказательство фактичности и законности методов территориального приобретения является основным предметом споров в территориальных спорах. Несколько основополагающих принципов международного права имеют значительный вес в процессе разрешения таких споров. К ним относятся принципы мирного разрешения международных споров, ненападения, территориальной целостности государства и нерушимости границ.
Принцип мирного разрешения международных споров является краеугольным камнем любого механизма разрешения территориальных споров. Он запрещает сторонам прибегать к силе или определенным методам разрешения споров. Несмотря на отсутствие всеобъемлющего международного договора, непосредственно регулирующего разрешение территориальных споров, современное международное право продолжает развивать механизмы разрешения споров, основанные в основном на правовой практике государств.
Каждый метод разрешения споров регулируется правовыми нормами, регулирующими использование конкретных мирных средств, которые служат процессуальной основой этих методов.
Судебные процедуры, например, изложены в международно-правовых документах, регулирующих деятельность соответствующих судов, таких как Устав ООН (глава XIV) и Статут Международного Суда .
Договорные формы разрешения споров, за исключением положений таких конвенций, как Конвенция о мирном разрешении международных споров 1907 года и Общий закон о мирном разрешении международных споров 1928 года (с поправками, внесенными Генеральной Ассамблеей ООН 28 апреля 1949 года) , регулируются специальными правовыми актами. Мирное разрешение территориальных споров часто требует применения норм различных отраслей международного права, таких как договорное право, право внешних сношений и международное морское право, для установления материально-правовых оснований для разрешения.
В материально-правовой базе разрешения территориальных споров в настоящее время отсутствует кодификация, при этом большинство норм сохраняют обычный правовой статус и требуют последовательного применения независимо от используемого метода разрешения.
Судебная форма характеризуется значительно более высокой степенью формализации по сравнению с договорной формой, правовое регулирование охватывает все составляющие процедуры рассмотрения дела. Наиболее богатой практикой урегулирования международных территориальных споров обладает рассмотревший более 40 подобных споров Международный Суд ООН. В литературе отмечается универсальность данного судебного органа в контексте процессуальной эталонности для других органов и судов. Развитием данной точки зрения является позиция эталонности судебной формы в части процедуры доказывания для договорной формы. Выбор формы урегулирования спора представляет собой деятельность сторон спора, требующую учета множества факторов: вид и характер спора, острота политических отношений между сторонами, заинтересованность в объекте спора, а также в непосредственном решении конфликта, согласие идти на взаимные уступки, формальная возможность обращения к юрисдикции суда, обоснованность территориальных претензий теми или иными основаниями и другие.
§1.2 Понятие, классификация, теории происхождения института международных территориальных споров
Территориальные конфликты являются разновидностью международных противоречий, где основным критерием классификации выступает спорный объект - территория. Согласно статьям Главы VI Устава Организации Объединённых Наций, межгосударственные конфликты подразделяются на «споры» и «ситуации». Под последними понимается состояние межгосударственных отношений, которое может привести к развитию международного конфликта, угрожающего миру и безопасности. Международный спор представляет собой столкновение интересов нескольких государств, выражающееся в выдвижении взаимных или односторонних претензий.
Анализируя причины международных конфликтов, А.К. Штанько выделяет территориальные, экономические, этнические, религиозные и другие аспекты . В специализированной литературе территориальные конфликты делятся на территориальные споры, территориальные претензии и пограничные конфликты.
Л.П. Кураков определяет территориальный спор как международное разногласие между государствами относительно юридической принадлежности определенной территории. В таком споре каждая сторона обычно утверждает свои права на территорию, основываясь на фактах владения или власти над ней, и опираясь на выполнение государственных функций .
Необходимо различать территориальные споры от пограничных инцидентов и территориальных претензий. Односторонние территориальные претензии отличаются от споров тем, что государство, выдвигающее претензии на определенную территорию, признает суверенитет другого государства над этой территорией, но считает, что по каким-то причинам эта территория должна принадлежать ему.
Территориальные споры, в отличие от пограничных инцидентов, обычно включают в себя долгосрочные противоречия и формируются в результате сложной политической и исторической динамики. Они часто требуют серьезных усилий для урегулирования и могут оставаться актуальными на протяжении длительного времени.
Существуют три основные концепции определения государственной территории. В соответствии с объектной теорией (Гейльберн, Зайдель, Цорн), государственная территория рассматривается как «земельное выражение права собственности», то есть как не только элемент государства, но и его объект. Это означает, что территория рассматривается как частная собственность государства.
Точка зрения теории международной собственности (Лабанд, Розен, Цительман, Мартенс, Оппенгейм, Лаутерпахт и другие) схожа с этим подходом. По её мнению, территория государства представляет собой «международно-правовую собственность государства» . В международных отношениях государство обладает территорией как частный собственник, в то время как во внутреннем праве территория служит ареной для властной деятельности государства.
Пространственная теория территории (Блюнчли, Г. Еллинек, Л. Дюги, Ф. Ф. Кокошкин, Н. М. Коркунов, Ф. Лист) отличается от предыдущих двух тем, что она утверждает, что публичная власть не связана с самой территорией, а с населением, проживающим на этой территории. Следовательно, территория рассматривается как «пространственный предел власти» .
На сегодняшний день преобладает пространственная теория, на основе которой выделяются различные виды территорий: государственная, международная, территория с международным режимом, территория со смешанным режимом и административная территория как часть государственной. Таким образом, территория определяется как пространство, включающее в себя различные элементы, а на международной арене государство действует в качестве частного собственника.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативные правовые акты
1. Устав Организации Объединенных Наций (Принят в г. Сан-Франциско 26 июня 1945 .) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XII. – М., 1956. – С. 14-47.
2. Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении Одобрена резолюцией 2826 (XXVI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1971 года // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1. – М.: Издательство БЕК, 1996
3. Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении Принята в Париже 13 января 1993 года // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1. – М.: Издательство БЕК, 1996.
4. Статут Международного Суда (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945). [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://base.consultant.m/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=15988
5. Резолюция Совета Безопасности ООН от 15 октября 1946 г. S/RES/9 (1946). URL: http://www.un.org/russian/documen/scresol/1946/res9.pdf
6. Пересмотренный Общий акт о мирном разрешении международных споров (Принят 28 апреля 1949 г. Генеральной Ассамблеей ООН) // Действующее международное право. Т. 1. – М.: Московский независимый институт международного права, 1996. – С. 788-796.
7. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета. 1993 25 декабря.
8. Федеральный закон от 28 декабря 2010 года №390-ФЗ «О безопасности» // Российская газета. – 2010. - № 295.
9. Федеральный закон от 3 апреля 1995 года № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» // Российская газета. – 1995. - № 72.
10. Закон РФ от 1 апреля 1993 года № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» // Российская газета. – 1993. -№ 84.
11. Указ Президента РФ от 02.07.2021 года № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» / [Электронный ресурс] СПС «Консультант Плюс» – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
Материалы международной практики
12. Делимитация морской границы и территориальные вопросы между Катаром и Бахрейном (Катар против Бахрейна) (существо дела). Решение от 16 марта 2001 года / Издание ООН. Нью-Йорк, 2006.
13. Дело, касающееся суверенитета над островами Пулау-Лигитан и Пулау-Сипадан (Индонезия против Малайзии) (существо дела). Решение от 17 декабря 2002 года / Издание ООН. Нью-Йорк, 2006.
14. Дело, касающееся сухопутной и морской границы между Камеруном и Нигерией (Камерун против Нигерии) (Предварительные возражения). Решение от 11 июня 1998 года / Издание ООН. Нью-Йорк, 2006.
15. Спор в отношении сухопутных и морских границ и границ между островами (Сальвадор/Гондурас). (Заявление Никарагуа о разрешении вступить в дело.) Решение от 13 сентября 1990 года / Издание ООН. Нью-Йорк, 1993.
Специальная литература
16. Акимов В. А. Безопасность России. Национальная и международная безопасность / В. А. Акимов. – М.: Знание , 2019. - 752 c.
17. Актуальные социально-политические проблемы национальной безопасности: учебное пособие. – М.: ВАГШ, 2017. 320 с.
18. Борисов, В. В. Некоторые проблемы обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации и зарубежный опыт обеспечения национальной безопасности / В. В. Борисов // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. – 2020. – Т. 5, № 2. – С. 64-71.
19. Давудова К.К., Фадеев В.Н. Угроза китайской экспансии // Вестник Московского Университета МВД. 2014. №9. С. 120-125.
20. Данилов Р.Р., Сплавская Н.В. Законность и ответственность в государственном управлении // Государство и право в XXI веке. 2015. № 1. С. 30-34.
21. Киреева Н. О системном подходе к определению основных категорий общей теории безопасности // Национальная безопасность / nota bene. – 2013. – № 6.
22. Клименко Б.М. Мирное решение территориальных споров. – М.: Международные отношения, 1982. 82 с.
23. Левин Д.Б., Принцип мирного разрешения международных споров. 1977. 322 с.
24. Международное право: учебник / отв. ред. В.И. Кузнецов, Б.Р. Тузмухамедов. М., 2017. 559 с.
25. Международное право: учебник / отв. ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунов. 5-е изд. М., 2016. – 431 с.
26. Международное публичное право / отв. ред. К.А. Бекяшев. – М., 2015. 254 с.
27. Международное публичное право: Сборник документов: В 2 томах. Том 1. М.: БЕК, 1996. 366 с.
28. Морозов И.Л. Геополитическая безопасность современной России // Теория и практика общественного развития. 2015. № 8. С. 112-114.
29. Остроухов Н.В. Территориальная целостность государств в современном международном праве и ее обеспечение в Российской Федерации на постсоветском пространстве: дис. ... д-ра юрид. наук. - М. - 2010. – 456 с.
30. Региональные конфликты в современном мире: учебное пособие. / М.А. Штанько. - Томск: Изд-во ТПУ, 2006. - 93 с.
31. Титаренко М.Л., Трифонов В.И., Уянаев С.В. Отношения РФ и КНР в контексте внешней политики нынешнего китайского руководства // Китайская Народная Республика. Политика, экономика, культура. К 65-летию КНР. М.: ИД "Форум", 2014. С. 30-40.
32. Хамид Эль-Сир Аббас Абдель. Практика урегулирования территориальных споров в Африке (международно-правовые аспекты): дис. ... канд. юрид. наук. М., 1998.
33. Хански Р., Сукси М. (ред.) Введение в вопросы защиты прав человека: «Права человека» / ред. Л. Архипова. – М., 2014. – 100 с.
34. Экштайн К. Основные права и свободы по российской Конституции и Европейской Конвенции. Учебное пособие для вузов. — М.: Nota Bene, 2014. — 496 c.