- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
вам Нужна Научно-исследовательская работа ?
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Анализ нормативно-правового обеспечения в сфере обращения с отходами производства и потребления в РФ и странах СНГ
Научно-исследовательская работа
Хотите заказать работу на тему "Анализ нормативно-правового обеспечения в сфере обращения с отходами производства и потребления в РФ и странах СНГ"?35 страниц
24 источника
Добавлена 27.06.2024
4169 ₽
8337 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Фрагмент для ознакомления 2
ВВЕДЕНИЕ
Проблема обращения с отходами производства и потребления представляет собой одну из наиболее актуальных проблем в современном мире, требующую комплексного анализа и поиска эффективных решений. В данной работе будет проведен анализ нормативно-правового обеспечения в сфере обращения с отходами производства и потребления в Российской Федерации и странах Содружества Независимых Государств (СНГ).
Загрязнение территорий отходами производства и потребления оказывает значительное негативное воздействие на состояние окружающей среды и здоровье населения. В настоящее время на территории страны накоплено свыше 82 млрд тонн твердых промышленных и бытовых отходов, которые занимают огромные территории, включая дорогостоящие пригородные земли. Отходы отравляют подземные запасы питьевой воды и негативно влияют на ее поверхностные источники. С низкой эффективностью решаются проблемы утилизации твердых бытовых отходов [10,11,12].
Анализ ситуации в области обращения с отходами производства и потребления в Российской Федерации показал несовершенство нормативно-правового обеспечения этой деятельности, недостаточную эффективность государственного управления, контроля и надзора в этой сфере.
Основополагающий законодательный акт в области обращения с отходами производства и потребления Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» (1998 год) требует существенной корректировки и дополнения. В частности, он содержит неполный и нераскрытый понятийный аппарат; существуют разночтения в терминологии с Базельской конвенцией о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением. В Законе не закреплены такие нормы, как приоритет утилизации отходов над их захоронением на полигонах; принцип ответственности производителей за утилизацию их продукции в конце жизненного цикла; запрещение ввоза на территорию государства упаковки, которая в конце своего жизненного цикла не может быть использована в качестве вторичных ресурсов; применение наилучших существующих технологий в области обращения с отходами; управление потоками отходов, требующих специального регулирования не прописан механизм перехода собственности на отходы [11,12,13].
Существующая законодательная база не позволяет стимулировать физических и юридических лиц, занятых в сфере обращения с отходами, а также принимать адекватные меры к лицам, наносящим ущерб окружающей среде несанкционированным размещением отходов. Отсутствует законодательное регулирование вопроса собственников отходов предприятий-банкротов. Не отрегулированы положения, касающиеся уточнения уровня опасности отходов, деятельность по обращению с которыми должна подлежать лицензированию.
Целью данного исследования является выявление основных проблем и противоречий в законодательстве об обращении с отходами, а также определение возможных путей и механизмов их решения. Для достижения поставленной цели будут проанализированы нормативные акты, регулирующие отношения в сфере обращения с отходами, а также проведен сравнительный анализ законодательства РФ и стран СНГ [14,20].
В настоящее время проходят постоянные консультации между странами СНГ по вопросу обращения с отходами и минимизации вреда при ведении междустрановой хозяйственной деятельности. Основным органом СНГ является исполнительный комитет. В исполнительном комитете Содружества Независимых Государств в настоящее время рассматривается концепция сотрудничества стран — участниц Союза в области обращения с опасными отходами, после утверждения концепции Межпарламентская Ассамблея СНГ разработает модельные законы в этой сфере. Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в области обращения с отходами электронного и электротехнического оборудования от 1 июня 2018 г. (вступило в силу для Российской Федерации 27 июня 2021 г.) [3].
Обращение с ОЭЭО – деятельность, связанная с документированными организационно-технологическими операциями регулирования работ с отходами (в соответствии с законодательством государств – участников настоящего Соглашения), включая:
• предупреждение и минимизацию образования отходов;
• использование отходов в качестве вторичных ресурсов;
• учет и контроль образования, накопления и размещения отходов, а также их сбор, хранение, транспортировку, переработку, утилизацию, обезвреживание, размещение, удаление и трансграничное перемещение.
В результате исследования предполагается выявить основные проблемы в нормативно-правовом обеспечении в сфере обращения с отходами производства и потребления, а также предложить практические рекомендации по их решению. Надеемся, что результаты данного исследования будут интересны как для специалистов в области экологии и природопользования, так и для широкой общественности, заинтересованной в решении проблемы обращения с отходами [11,12,13].
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ
1.1 Исторический аспект проблемы обращения с отходами в странах СНГ
Текущий исторический этап для стран СНГ начался в 1991 году с распада СССР и создания надгосударственного образования Союза независимых государств. Правовая система стран СНГ сформировалась в едином ключе в эпоху совместного существования в СССР. Обращение с отходами исторически возникло из общих принципов сформировавшихся в эпоху СССР [19].
Обращение с отходами в эпоху СССР. В контексте существующей системы обращения с отходами производства и потребления, созданной в то время, была развита структура, охватывавшая основные проблемы в рамках доступных полномочий. Основным подходом при решении этих проблем был отраслевой подход, что обеспечило успешное функционирование системы обращения с макулатурой, стеклотарой и прочими отходами во всех сферах деятельности. Для всех сфер была внедрен подход стимулирования граждан, чтобы население накапливало и в дальнейшем сдавало отработанную бумагу в специально созданные приёмные пункты. Со временем денежная заинтересованность граждан перестала играть важную роль, и была внедрена форма нематериальных стимулов, которая базировалась на ценностном подходе, когда граждане осознавали экологическую ответственность собственных действий во время сдачи макулатуры. Данная система мотивации применялась как для отдельных граждан, так и для коллективов. Поощрение гражданам за сдачу макулатуры заключалось в следующем, сдавая определенное количество макулатуры, граждане имели возможность получить популярные книги или подписки на популярные газеты и журналы. Для коллективов поощрение проводилось в ходе соревнований, при достижении определенного количества сданной макулатуры, коллективы получали дополнительные денежные или моральные поощрения. Информация о победителях в соревнованиях по сдаче макулатуры размещалась в газетах и была значимым достижением для коллектива. В результате развитие системы стимулирования сбора и сдачи макулатуры в специальные пункты позволило решить ряд задач. В первую очередь, сохранялись лесные ресурсы благодаря использованию вторичного сырья при производстве целлюлозы, что приводило к значительному сокращению энергозатрат и уменьшению экологического ущерба, наносимого химическими производствами. Были построены предприятия, специализирующиеся на переработке вторичного сырья, и система приемных пунктов для переработки лома металлов. Инфраструктура, развитая в то время, сыграла важную роль в эффективности функционирования системы обращения с отходами производства и потребления [18,19].
Реализация идеи стимулирования сбора и сдачи макулатуры в специальные приемные пункты решала множество задач. Прежде всего, этот подход способствовал сохранению лесных ресурсов. Использование вторичного сырья при производстве целлюлозы значительно сокращало энергозатраты и уменьшало количество используемых химических реактивов и препаратов, что в свою очередь снижало экологический ущерб от химических производств. Создание предприятий целлюлозно-бумажной промышленности, работающих исключительно на вторичном сырье, также стало одним из результатов этого подхода [18].
Кроме бумаги, в СССР подвергались утилизации и другие ресурсы, в том числе металлы. Для решения данной проблемы была создана сеть приемных пунктов лома черных и цветных металлов, которые перерабатывали его и соответствовали требуемым промышленным стандартам. Развитие инфраструктуры также играло важную роль в эффективном функционировании системы обращения с отходами производства и потребления. Сдача использованного сырья в СССР было значимым подспорьем для домохозяйств, а в условиях дефицита товаров потребления и зачастую единственным источником для доступа к редким товарам потребления [19].
В семидесятые годы двадцатого столетия в школах был установлен целевой норматив по сбору макулатуры. Чтобы достичь целей по использованию вторсырья, были использованы различные инструменты, такие как награждение победителей по сбору макулатуры и наказание за отставание. С целью стимулирования взрослых в 1974 году в СССР за 20 кг бумаги можно было получить некоторый дефицитный товар. Итак, система обращения с отходами в Советском союзе, была эффективной благодаря развитой инфраструктуре. Она включала нормативно-правовую базу, оптимальные технологии переработки и техническое оборудование. Подобная система способствовала сохранению природных ресурсов и снижала экологический ущерб. Как отмечают эксперты, в 1987 г. в оборот вовлекалось более 70 % вторичных материалов. В современной России этот показатель достигает пока только 50 % для промышленных отходов и порядка 4 % для ТКО [23].
Система обращения с отходами в СССР, основанная на стимулировании сбора и переработки макулатуры и металлолома, была эффективной благодаря развитой инфраструктуре, включавшей нормативно-правовую базу, оптимальные технологии переработки и техническое оборудование. Подобная система способствовала сохранению природных ресурсов и снижала экологический ущерб [18,19].
Обращение с отходами
В современном мире проблема обращения с отходами становится всё более актуальной. Отходы – это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Обращение с отходами включает в себя сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов [11,13].
Основные принципы обращения с отходами
1. Предотвращение образования отходов. Этот принцип предполагает сокращение количества отходов за счёт рационального использования ресурсов и внедрения экологически чистых технологий.
2. Раздельный сбор отходов. Разделение отходов на различные категории (бумага, пластик, стекло, органические отходы и т. д.) позволяет упростить их переработку и повторное использование.
3. Переработка отходов. Переработка отходов позволяет использовать их повторно в качестве сырья для производства новых товаров. Это снижает потребность в новых ресурсах и уменьшает количество отходов, отправляемых на захоронение.
4. Утилизация отходов. Утилизация отходов включает в себя их сжигание, компостирование или другие методы, которые позволяют преобразовать отходы в безопасные вещества или материалы.
5. Обезвреживание отходов. Обезвреживание отходов предполагает их обработку с целью снижения их опасности для окружающей среды и здоровья человека.
6. Размещение отходов. Размещение отходов включает их захоронение на специальных полигонах или свалках, которые соответствуют экологическим требованиям.
Современные тенденции в обращении с отходами
Современные тенденции в области обращения с отходами направлены на повышение эффективности и экологичности процессов. К ним относятся:
• Внедрение раздельного сбора отходов. Многие страны и города внедряют системы раздельного сбора отходов, чтобы упростить их переработку.
• Развитие переработки отходов. Технологии переработки отходов становятся всё более совершенными, что позволяет использовать всё больше видов отходов в качестве вторичного сырья.
• Использование возобновляемых источников энергии. Отходы могут быть использованы для производства энергии, что снижает потребность в традиционных источниках энергии.
• Создание экологически чистых материалов. Исследования в области создания экологически чистых материалов, которые могут заменить традиционные материалы, продолжаются.
• Циркулярная экономика. Циркулярная экономика предполагает использование ресурсов максимально эффективно и минимизацию отходов.
Обращение с отходами – это важная задача, которая требует совместных усилий государства, бизнеса и общества. Соблюдение основных принципов обращения с отходами и следование современным тенденциям помогут снизить [3,11,12].
В соответствии с законодательством, обращение с отходами должно осуществляться на основе следующих принципов:
Принцип приоритетности предотвращения образования отходов. Суть данного принципа заключается в том, что необходимо принимать меры для сокращения объемов отходов, а не только обеспечивать их утилизацию. Это возможно путем использования более эффективных технологий, переработки отходов и внедрения принципов снижения и переработки отходов на производстве [11,12].
Принцип ответственности за обращение с отходами. Субъекты хозяйственной деятельности должны нести ответственность за соблюдение законодательства об обращении с отходами, а также за проведение мероприятий по предотвращению и утилизации отходов.
Принцип экономической целесообразности. Важно рационально использовать ресурсы при обращении с отходами, чтобы обеспечить оптимальный баланс между экономической выгодностью и экологической безопасностью [15].
Принцип вовлечения общественности. Включение населения, предприятий и организаций в процесс обращения с отходами позволяет повысить эффективность мероприятий по утилизации и переработке отходов, а также содействует формированию экологически грамотного поведения.
Таким образом, теоретические аспекты нормативно-правового обеспечения обращения с отходами направлены на обеспечение экологической безопасности, устойчивого развития и сохранения окружающей среды для будущих поколений [12,13].
1.2. Классификация отходов
Выделяется несколько видов отходов, каждый из которых требует специального подхода к их обращению и утилизации. Отходы классифицируют по составу, источнику образования.
Отходы классифицируют по различным критериям:
по происхождению все отходы можно поделить на:
• отходы производства;
• отходы потребления;
• военные отходы.
по составу все отходы можно поделить на:
• отходы биологического происхождения;
• отходы техногенного происхождения.
По агрегатному состоянию образующиеся отходы можно разделить на:
• Твердые отходы, такие как бумага, пластик, стекло, металл и органические материалы.
• Жидкие отходы, такие как, сточные воды, нефтепродукты и химические жидкости.
• Газообразные отходы, к которым относят в себя выбросы паров и газов различного происхождения.
По классу опасности отхода все образующиеся отходы относятся к различному классу опасности. В Российской федерации таких классов опасности выделено пять, первые четыре вида должны в обязательсном порядке подлежать паспортизации, а пятый класс подлежит биотестированию.
В России существует Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО). В данном каталоге каждому виду отходов в зависимости от источника его происхождения присваивается идентификационный код. Идентификационный код отхода уникален и присваиваться только одному из видов отхода. ФККО как каталог является открытой системой, в него вносятся по мере необходимости, когда надо вносить новые виды отхода [11,12].
По источнику образования отходов их можно классифицировать на:
Производственные отходы.
• Промышленные отходы — твёрдые, жидкие и газообразные отходы производства, полученные в результате химических, термических, механических и других преобразований материалов природного и антропогенного происхождения.
• Отходы определённой продукции — неупотребимые остатки сырья или возникающие в ходе технологических процессов вещества и энергия, не подвергающиеся утилизации.
• Строительный мусор, представляющий собой кирпичи и их обломки. Может использоваться повторно для разных целей. Использование строительных
Возобновляемая доля отходов, которая может быть использована в том же производстве, называется возвратными отходами. Сюда относятся остатки сырья и других материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства товаров или оказания услуг. Из-за частичной утраты потребительских свойств возвратные отходы могут использоваться в условиях со сниженными требованиями к продукту или с повышенным расходом. Иногда они могут быть использованы не по прямому назначению, а лишь в дополнительном производстве. При этом остатки сырья и других материальных ценностей, передаваемые в другие подразделения в качестве полноценного сырья, и полученная в результате технологического процесса попутная продукция не относятся к возвратным отходам.
Отходы, которые не могут быть использованы в рамках данного производства, но могут быть применены в других производствах, называются вторичным сырьем [11,12].
Отходы, переработка которых в данном этапе экономического развития нецелесообразна, образуют безвозвратные потери и подлежат предварительной обезвреживанию в случае опасности, а затем захоронению на специальных полигонах.
Отходы потребления.
Твёрдые бытовые отходы (ТБО). Отходы потребления образуются в промышленности и в быту.
• Бытовые отходы — твёрдые отходы, образованные в результате бытовой деятельности человека. Для удаления твёрдых и жидких продуктов жизнедеятельности человека также используется канализация.
• Медицинские отходы — отходы, порождаемые применением медицинских технологий в медучреждениях и при уходе за больными в быту [11,13].
Опасность отходов.
Класс опасности отходов производства и потребления. Опасность отходов определяется их физико-химическими свойствами, а также условиями их хранения или размещения в окружающей среде.
В настоящее время в России для отходов в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов РФ от 15.06.2001 года № 511 установлено 5 классов опасности, представленных в таблице. (приказ утратил силу) (заменён на Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации и экологии от 04.12.2014 г. № 536 «Об утверждении Критериев отнесения отходов к I—V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду», в котором отсутствует данная таблица со степенью вредного воздействия) [11,12].
Таблица 1. Классы опасности отходов.
Класс опасности отхода
для окружающей природной среды Степень вредного воздействия опасных отходов на окружающую природную среду Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды
I класс (чрезвычайно опасные) очень высокая Экологическая система необратимо нарушена. Период восстановления отсутствует.
II класс (высокоопасные) высокая Экологическая система сильно нарушена. Период восстановления не менее 30 лет после полного устранения источника вредного воздействия.
III класс (умеренно опасные) средняя Экологическая система нарушена. Период восстановления не менее 10 лет после снижения вредного воздействия от существующего источника.
IV класс (малоопасные) низкая Экологическая система нарушена. Период самовосстановления не менее 3 лет.
V класс (практически неопасные) очень низкая Экологическая система практически не нарушена.
Понятие «Опасные отходы» используется в следующих случаях:
• отходы содержат вредные вещества, в том числе содержащие возбудителей инфекционных болезней, токсичные, взрывоопасные и пожароопасные, с высокой реакционной способностью, например, вызывающие коррозию, радиоактивные;
• отходы представляют опасность для здоровья человека или для нормального состояния окружающей среды.
Для отходов необходимо составление паспорта отходов, определение класса опасности и лимитов на размещение отхода в окружающей среде, лимитов на накопление на предприятии и других документов. При наличии информации о составе отходов в открытых источниках нет необходимости проводит химический или компонентный анализ для отхода, паспорт отходов может быть составлен на основе уже имеющихся данных. Все вновь появляющиеся отходы должны анализироваться с обязательным составлением паспорта отхода, на это по закону дается определенное время [12,13].
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СТРАНАХ СНГ
В современном мире проблема обращения с отходами становится всё более актуальной. Отходы — это не только источник загрязнения окружающей среды, но и ценный ресурс, который может быть переработан и использован повторно. В связи с этим правовое регулирование обращения с отходами является важной задачей для любого государства.
В Российской Федерации правовое регулирование обращения с отходами осуществляется на основе национального законодательства. В России основным законом, регулирующим обращение с отходами, является Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ с изменениями и дополнениями. В ст. 13 закона прописаны требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований, в ст. 14 – требования к обращению с отходами I–V классов опасности. Также в этом законе закреплен порядок транспортировки и хранения отходов. Все правила утилизации направлены на одну цель – сократить негативное воздействие мусора на окружающую среду.
Отходами называют те вещества и материалы, которые не пригодны для дальнейшего использования по тому назначению, для которого они использовались первоначально [3,11,12].
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду. Также правовое регулирование обращения с отходами определяет Федеральный закон «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.12.2008 N 309-ФЗ.
Также обращение с отходами регулируется рядом федеральных законов и нормативных актов. Ключевые документы, определяющие порядок обращения с отходами:
• Федеральный закон № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Он содержит правовые основы обращения с отходами для предотвращения их негативного воздействия на экологическую обстановку и людей.
• Федеральный закон № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Он говорит о необходимости разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещения, а также устанавливает общие нормы безопасного обращения, необходимость государственного надзора и учета и прочее.
• Федеральный закон № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха". Регламентирует требования, предотвращающие негативное влияние отходов производства на атмосферный воздух.
• Федеральный закон № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". В нем закреплены санитарные требования к порядку и способам хранения, сбора, использования, обезвреживания, транспортировки и захоронения отходов.
• Федеральный закон № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Устанавливает требования и необходимость лицензирования некоторых видов деятельности в сфере обращения с отходами.
• Закон РФ № 2395-1 "О недрах". В законе обозначены требования к обращению с отходами обогащения и добычи полезных ископаемых, а также к использованию выемок, искусственных и природных полостей для хранения и захоронения отходов.
• СП 2.1.7.1386-03 "Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления".
В период 2020-2023 годы в Российиской Федерации уделяется огромное внимание правовому регулированию обращения с отходами. По планам на 2030 год в Российской Федерации должно вторично переарбатываться до семидесяти процентов всех образующихся отходов. За выполнение программы ответственным назначен вице-премьер. Государственным контролирующим органом за обращением отходов является Росприроднадзор.
В странах Содружества Независимых Государств (СНГ) также существуют законы и нормативные акты, регулирующие обращение с отходами. Каждая страна имеет свои особенности и требования к обращению с отходами, но в целом принципы и подходы схожи с тем, что приняты в России.
В странах СНГ также приняты законы и подзаконные акты, направленные на регулирование обращения с отходами. Страны экономические близкие к РФ такие как Таджикистан и Узбекистан максимально оптимизируют законодательство для упрощения межгосударственных экономических связей.
Для целей данной работы использована информация из сети интернет о правовых основах регулирования обращения с отходами в различных странах СНГ. Сделан упор на анализ сходства и различий в принципах регулирования. Проанализированы страны входящие в ЕАЭС и остальные страны СНГ.
Нормативное регулирование обращения с отходами в РФ.
Правовое регулирование обращения с отходами в странах СНГ осуществляется на основе следующих документов:
• Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий;
• Соглашение о сотрудничестве в области охраны окружающей среды;
• Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды;
• Модельный закон «Об отходах производства и потребления».
Данные документы определяют основные принципы и направления правового регулирования обращения с отходами в СНГ, а также устанавливают требования к обращению с опасными отходами, их транспортировке, хранению и утилизации [3].
Таким образом, правовое регулирование обращения с отходами на уровне СНГ направлено на обеспечение экологической безопасности, защиту окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Оно осуществляется на основе сотрудничества, гармонизации законодательства, развития инфраструктуры и технологий, контроля и надзора, а также международного сотрудничества.
В целом, правильное обращение с отходами играет важную роль в сохранении окружающей среды и здоровья людей, поэтому необходимо соблюдать все нормативы и принципы, установленные законодательством [11].
Таким образом, в Странах СНГ имеется ряд нерешенных проблем по правовому регулированию обращению с отходами. На уровне СНГ-связей происходит попытка наладить взаимодействие по вопросам обращения с отходами. Данная проблема находит отклик на различных уровнях взаимодействия.
2.1 Правовое регулирование обращения с отходами в странах ЕАЭС.
В частности в рамках ЕАЭС наблюдается правовая унификация в области обращения с отходами. Общие правовые основы обращения с отходами движутся в одном русле с общемировыми тенденциями и в целом унификация законодательных актов направлена на упрощение междугосударственных экономических связей.
Все страны-участницы ЕАЭС присоединились к Базельской конвенции. Начался процесс формирования надгосударственного регулирования отношений в области обращения с опасными отходами. В большинстве стран ЕАЭС существенно обновлена правовая база в исследуемой области отношений. И хотя обнаруживаются общие подходы в стремлении ряда государств (это касается России, Беларуси и Казахстана) урегулировать отношения в области обращения с отходами, наиболее детализированным и экологически ориентированным представляется новое законодательство Казахстана [5,16,24].
Проблема обращения с опасными отходами является актуальной для стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Опасные отходы могут нанести вред окружающей среде не только страны их производства, но и сопредельным странам. Инвесторы-нерезиденты из стран-участниц ЕАЭС должны соблюдать законодательство страны, где находится производственный объект, и платить экологические платежи. Решение проблемы обезвреживания и утилизации опасных отходов сложно с технологической и финансовой точек зрения [24]. Трансграничное перемещение опасных отходов также вызывает определенные проблемы. ЕГЭК заключила Соглашение о трансграничном перемещении опасных отходов, которое пока не вступило в действие. Коллегия ЕГЭК приняла решение о единой форме разрешительного документа для трансграничного перемещения опасных отходов. Международный экспорт опасных отходов регулируется Базельской конвенцией, которую ратифицировала Россия и другие страны ЕАЭС. Данный документ имеет отношение к исследуемой теме, так как на него ссылается Соглашение от 09.08.2019 [16].
Базельская конвенция обязывает страны-участниц принимать меры по уменьшению образования отходов и осуществлению экологически обоснованных действий при обращении с отходами. Сторона вправе запретить импорт опасных отходов для утилизации, но должна уведомить другие страны о своем решении. В России запрещен импорт опасных отходов для захоронения или сжигания, однако разрешен ввоз и вывоз опасных отходов для их использования в качестве сырья [16].
В Беларуси, Армении и Киргизии действуют законы, регулирующие обращение с отходами, включая опасные отходы. В этих странах также существует классификация опасных отходов и общие требования, соответствующие положениям базельской конвенции. Законодательство отличается в каждой стране, однако в целом требования конвенции учитываются. Возникает вопрос об необходимости гармонизации или унификации законодательства стран-участниц ЕАЭС в области обращения с отходами, включая опасные отходы. Каждая страна имеет свое понимание "отходов" и классификацию опасных отходов, но подходы различны. Представленный текст предоставляет обзор законодательства стран ЕАЭС по обращению с опасными отходами. При необходимости можно изучить подробности законодательства каждой страны и меры, регулирующие трансграничное перемещение опасных отходов [8,9,12,16].
В отличие от России, где органы местного самоуправления практически исключены из системы управления отходами (они создают и содержат лишь места для отходов, и то не всегда), в Казахстане они утверждают правила управления бесхозяйными отходами, признанными таковыми решением суда и перешедшими в коммунальную собственность. Принятием нового экологического кодекса Казахстана все изменилось, где важное место уделяется ликвидации прошлого ущерба посредством раздела "Объекты исторического загрязнения". Регулирование ликвидации прошлого экологического ущерба теперь сходно с российскими нормами, но есть и существенные отличия. Согласно статье 143 нового экологического кодекса Казахстана, выявление и оценка объектов исторического загрязнения организуется местными исполнительными органами районов и городов, отличаясь от российского подхода. Кроме того, в Казахстане по решению правительства выявление и оценку объектов исторического загрязнения осуществляет уполномоченный орган в области охраны окружающей среды, в то время как в России данная норма диспозитивна. Можно предположить, что данная деятельность является обязанностью исполнительных органов местного самоуправления [5,20].
Полагаем, что законодатели государств-участников ЕАЭС могут использовать законодательство Казахстана как пример прогрессивного подхода к ликвидации накопленного ущерба окружающей среде. В итоге можно сделать вывод, что все страны-участницы ЕАЭС присоединились к базельской конвенции, начав процесс формирования надгосударственного регулирования обращения с опасными отходами. В большинстве стран ЕАЭС значительно обновлена правовая база по данной тематике, и, хотя наблюдаются общие стремления некоторых стран (включая Россию, Беларусь и Казахстан) в урегулировании обращения с отходами, наиболее детализированным и экологически ориентированным представляется новое законодательство Казахстана [5,16,20].
2.2. Правовое регулирование обращения с отходами в Таджикистане, Туркменистане, Узбекистане
Правовое регулирование обращения с отходами в Таджикистане в настоящее время регулируется рядом законов и нормативных актов, направленных на обеспечение экологической безопасности и охраны окружающей среды.
Одним из основных законов, регулирующих обращение с отходами в Таджикистане, является Закон "Об охране окружающей среды" от 14 декабря 2009 года. В этом законе определены основные принципы и правила обращения с отходами, а также установлены обязательства для организаций и граждан в сфере обращения с отходами.
Кроме того, в Таджикистане действует ряд нормативных актов, регламентирующих процедуры сбора, транспортировки, обработки и утилизации отходов различных видов. Например, Правила сбора и утилизации опасных отходов утверждены постановлением правительства от 22 июля 2015 года.
Также важным документом, регулирующим обращение с отходами, является Национальная программа по охране окружающей среды и устойчивому развитию на период до 2030 года. В этой программе уделено особое внимание вопросам обращения с отходами и принципам их переработки.
В целом, правовое регулирование обращения с отходами в Таджикистане строится на принципах экологической безопасности, устойчивого развития и ответственности за сохранение окружающей среды. Отделение и переработка отходов становятся все более важными задачами как для государства, так и для каждого гражданина [16].
Правовое регулирование обращения с отходами в Туркменистане
Правовое регулирование обращения с отходами в Туркменистане основано на Законе о природопользовании и охране окружающей среды, который был принят в 2003 году. Этот закон устанавливает основные принципы и правила обращения с отходами, а также определяет ответственность за их неправильное использование. В соответствии с этим законом, государственные организации и предприятия обязаны проводить сбор, транспортировку, утилизацию и захоронение отходов в соответствии с установленными нормами и стандартами. Ответственность за обращение с отходами также лежит на самих предприятиях и организациях, которые должны обеспечивать соблюдение экологических требований и нормативов. Помимо Закона о природопользовании и охране окружающей среды, существуют и другие нормативные акты, регулирующие обращение с отходами. Например, Закон о государственной санитарно-эпидемиологической службе устанавливает требования к санитарно-эпидемиологической безопасности при обращении с отходами и контролирует их соблюдение [11,12].
Также стоит отметить, что в Туркменистане существует система лицензирования для предприятий, занимающихся обращением с отходами. Чтобы получить лицензию, организация должна соответствовать определенным требованиям и стандартам, а также проходить регулярные проверки со стороны контролирующих органов.
Таким образом, правовое регулирование обращения с отходами в Туркменистане включает в себя нормативные акты, устанавливающие требования к сбору, транспортировке, утилизации и захоронению отходов, а также контроль за их соблюдением. Важно, чтобы все предприятия и организации соблюдали эти требования, чтобы обеспечить сохранение окружающей среды и здоровья населения [20].
Правовое регулирование обращения с отходами в Узбекистане
Правовое регулирование обращения с отходами в Узбекистане является важным аспектом сохранения окружающей среды и здоровья граждан. В стране существует целый ряд законов и нормативных актов, регулирующих сбор, транспортировку, утилизацию и переработку отходов.
Одним из основных законов, регулирующих управление отходами, является Закон Республики Узбекистан "Об основах экологической безопасности", принятый в 1999 году. В этом законе определены основные принципы управления отходами, а также установлены правила и требования к организациям и предприятиям по обращению с отходами [7,20].
Кроме того, в Узбекистане действуют нормативные акты, регулирующие отдельные виды отходов, такие как опасные отходы, медицинские отходы, твердые коммунальные отходы и другие. Например, Постановление Кабинета Министров "Об утверждении Правил обращения с опасными отходами" устанавливает порядок и условия обращения с опасными отходами, а также требования к их хранению и переработке.
Существует также ряд программ и проектов, направленных на совершенствование системы управления отходами в стране. Например, Национальная стратегия по управлению отходами в Республике Узбекистан на период до 2030 года, разработанная Министерством экологии и охраны окружающей среды, определяет основные направления и приоритеты в сфере обращения с отходами.
Таким образом, правовое регулирование обращения с отходами в Узбекистане играет важную роль в обеспечении экологической безопасности и сохранении природных ресурсов страны. Соблюдение законов и нормативных актов по управлению отходами необходимо для достижения устойчивого развития и защиты окружающей среды в Узбекистане [11,7].
ГЛАВА 3. МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ В СТРАНАХ СНГ
3.1. Оценка современного состояния правового регулирования обращения с отходами в странах СНГ
В современном мире проблема обращения с отходами становится всё более актуальной. Отходы производства и потребления являются одним из основных источников загрязнения окружающей среды и представляют угрозу для здоровья человека и экосистемы. В связи с этим правовое регулирование обращения с отходами приобретает особое значение [11,12].
В странах СНГ правовое регулирование обращения с отходами имеет свою историю.
В советский период вопросам охраны окружающей среды уделялось большое внимание. Были приняты законы и нормативные акты, регулирующие обращение с отходами. Однако в условиях плановой экономики и приоритета промышленного развития вопросы экологии часто отходили на второй план.
С распадом Советского Союза и переходом к рыночной экономике ситуация с отходами в странах СНГ стала ухудшаться. Появились новые проблемы, связанные с ростом объёмов отходов, отсутствием эффективной системы их сбора и переработки.
В последние десятилетия в странах СНГ предпринимаются усилия по улучшению правового регулирования обращения с отходами. Принимаются новые законы и подзаконные акты, направленные на совершенствование системы управления отходами, повышение экологической ответственности бизнеса и граждан.
Однако предстоит ещё многое сделать для создания эффективной системы обращения с отходами, отвечающей современным требованиям. Необходимо разработать и внедрить новые законодательные нормы, регулирующие обращение с отходами, а также обеспечить их строгое соблюдение.
Таким образом, исторический путь правового регулирования обращения с отходами в странах СНГ свидетельствует о необходимости постоянного совершенствования законодательства и повышения экологической ответственности всех участников процесса.
Страны СНГ не являются исключением. Они сталкиваются с необходимостью совершенствования правового регулирования обращения с отходами для обеспечения экологической безопасности, защиты окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
В настоящее время в странах СНГ наблюдается разнонаправленные тенденции на регулирование обращения с отходами. В частности в рамках стран относящихся к ЕАЭС формируется правовая унификация в области обращения с отходами. Схожие правовые основы обращения с отходами движутся в одном русле с общемировыми тенденциями и в целом унификация законодательных актов направлена на упрощение междугосударственных экономических связей.
Все страны-участницы ЕАЭС присоединились к Базельской конвенции. В настоящее время идет формирование регулирования отношений в области обращения с опасными отходами. У стран ЕАЭС значительно переработана правовая база в исследуемой области отношений. Наблюдаются схожие тренды в стремлении ряда государств (это касается России, Беларуси и Казахстана) урегулировать отношения в области обращения с отходами, наиболее урегулированным и экологически ориентированным по мнению специалистов является законодательство Казахстана [8,9,11,16,20].
Часть стран СНГ имеет независимое законодательное регулирование обращения с отходами, в частности Туркменистан опирается на собственный индивидуальный опыт законодательного регулирования. Данный подход закономерен в историческом развитии Туркменистана после развала СССР, опирающемся на сильную автономию правовой сферы от других стран, в том числе и от стран СНГ [18,20].
В целом, правовое регулирование обращения с отходами в странах СНГ находится в процессе развития и совершенствования. Это обусловлено необходимостью обеспечения экологической безопасности, рационального использования природных ресурсов и устойчивого развития [20].
Несмотря на то, что в последнее время уделяется много внимания гармонизации отношений между странами в области обращения с отходами и на самом деле достигнуты большие успехи в данном вопросе, остаётся немало проблем которые необходимо решать для гармонизации трансграничного обращения с отходами.
В первую очередь проблемы связаны с различиями в национальных законодательствах. В современном мире проблема обращения с отходами становится всё более актуальной. Отходы являются одним из основных источников загрязнения окружающей среды и представляют угрозу для здоровья человека. В связи с этим, вопросы правового регулирования обращения с отходами становятся важными для всех стран.
Проблематика правового регулирования обращения с отходами в странах СНГ заключается в необходимости совершенствования законодательства и разработки эффективных механизмов контроля за его исполнением. Это обусловлено растущим количеством отходов, образующихся в результате хозяйственной деятельности, и недостаточной развитостью инфраструктуры для их переработки и утилизации.
Для решения этих проблем необходимо разработать и внедрить новые законодательные нормы, регулирующие обращение с отходами, а также обеспечить их строгое соблюдение. Это позволит улучшить экологическую ситуацию в регионе, снизить негативное воздействие на окружающую среду и повысить уровень экологической безопасности.
3.2 Рекомендации по улучшению правового регулирования обращения с отходами в странах СНГ
Страны СНГ имеют общие исторические корни, экономические связи и экологические проблемы. Поэтому гармонизация правового регулирования движения отходов между этими странами становится актуальной задачей. Она позволит создать единую систему управления отходами, которая будет способствовать улучшению экологической ситуации в регионе. Актуальность разработки рекомендаций по улучшению правового регулирования обращения с отходами в странах СНГ обусловлена несколькими факторами:
Рост объёмов отходов. В результате хозяйственной деятельности в странах СНГ образуется всё больше отходов. Это приводит к загрязнению окружающей среды и ухудшению экологической ситуации.
Необходимость совершенствования законодательства. Существующие правовые нормы не всегда эффективны в регулировании обращения с отходами. Требуется разработка новых законов и подзаконных актов, которые будут способствовать улучшению ситуации.
Важность международного сотрудничества. Страны СНГ имеют общие проблемы в области обращения с отходами, поэтому разработка совместных рекомендаций может стать основой для более эффективного решения этих проблем.
Необходимость привлечения внимания общественности. Разработка рекомендаций позволит привлечь внимание к проблеме отходов и стимулировать общество к более ответственному отношению к окружающей среде.
Гармонизация правового регулирования движения отходов между странами СНГ позволит обеспечить эффективное управление отходами на всём пространстве СНГ, снизить негативное воздействие отходов на окружающую среду и здоровье человека, способствовать развитию сотрудничества между странами в области обращения с отходами и создать условия для привлечения инвестиций в сферу обращения с отходами [22].
Для достижения этих целей необходимо разработать и принять соответствующие нормативные акты, регулирующие движение отходов между странами СНГ. Эти акты должны учитывать особенности каждой страны и способствовать созданию единой системы управления отходами [17].
Таким образом, гармонизация правового регулирования движения отходов между странами СНГ является актуальной задачей, решение которой позволит улучшить экологическую ситуацию в регионе и создать условия для устойчивого развития [.
Для дальнейшего развития правового регулирования обращения с отходами в странах СНГ необходимо:
продолжать работу по гармонизации законодательства в данной сфере;
развивать международное сотрудничество в области обмена опытом и технологиями;
• совершенствовать механизмы контроля и надзора за обращением с отходами;
• стимулировать внедрение наилучших доступных технологий в данной сфере.
Реализация этих рекомендаций позволит повысить эффективность правового регулирования обращения с отходами в странах СНГ и обеспечить устойчивое развитие региона [21].
Были выявлены основные проблемы правового регулирования обращения с отходами, такие как:
• отсутствие единого подхода к классификации отходов;
• недостаточная ответственность за нарушение законодательства об отходах;
• необходимость гармонизации законодательства стран СНГ в области обращения с отходами.
Для решения этих проблем были предложены следующие методы совершенствования правового регулирования обращения с отходами:
• разработка единой классификации отходов для стран СНГ;
• усиление ответственности за нарушение законодательства об отходах;
• гармонизация законодательства стран СНГ в области обращения с отходами.
Реализация этих методов позволит повысить эффективность правового регулирования обращения с отходами в странах СНГ и обеспечить экологическую безопасность, защиту окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов [23].
Таким образом, правовое регулирование обращения с отходами является важным инструментом обеспечения экологической безопасности и устойчивого развития стран СНГ. Дальнейшее совершенствование правового регулирования обращения с отходами должно быть направлено на гармонизацию законодательства, развитие инфраструктуры и технологий, контроль и надзор за обращением с отходами, а также международное сотрудничество. [17,21].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема обращения с отходами производства и потребления представляет собой одну из наиболее актуальных проблем в современном мире, требующую комплексного анализа и поиска эффективных решений. В данной работе будет проведен анализ нормативно-правового обеспечения в сфере обращения с отходами производства и потребления в Российской Федерации и странах Содружества Независимых Государств (СНГ).
Загрязнение отходами производства и потребления оказывает значительное негативное воздействие на состояние окружающей среды и здоровье населения. Отходы отравляют подземные запасы питьевой воды и негативно влияют на ее поверхностные источники. С низкой эффективностью решаются проблемы утилизации твердых бытовых отходов.
В настоящее время в странах СНГ наблюдается разнонаправленные тенденции на регулирование обращения с отходами. В частности в рамках ЕАЭС наблюдается правовая унификация в области обращения с отходами. Обшие правовые основы обращения с отходами движутся в одном русле с общемировыми тенденциями и в целом унификация законодательных актов направлена на упрощение междугосударственных экономических связей.
Все страны-участницы ЕАЭС присоединились к Базельской конвенции. Начался процесс формирования надгосударственного регулирования отношений в области обращения с опасными отходами. В большинстве стран ЕАЭС существенно обновлена правовая база в исследуемой области отношений. И хотя обнаруживаются общие подходы в стремлении ряда государств (это касается России, Беларуси и Казахстана) урегулировать отношения в области обращения с отходами, наиболее детализированным и экологически ориентированным представляется новое законодательство Казахстана.
Часть стран СНГ формирует независимое законодательное регулирование обращения с отходами, в частности Туркменистан опирается на собственный автономный опыт законодательного регулирования. Данный подход закономерен в общей правовой политике Туркменистана, направленной на сильную автономию правовой сферы от других стран, в том числе и от стран СНГ.
В результате проведённого исследования правового регулирования обращения с отходами в странах СНГ можно сделать следующие выводы:
1. В странах СНГ существует общее понимание необходимости эффективного правового регулирования обращения с отходами. Это обусловлено как экологическими, так и экономическими факторами. Все страны СНГ имеют общее видение обусловленное долгими историческими связями в рамках существования в едином правовом поле Советского союза. Также общее видение проблем связано с общими программами образования, которые несмотря на суверенитет стран и в настоящее время остаются в большинстве своем схожими.
2. Несмотря на общие цели и задачи, правовое регулирование обращения с отходами в странах СНГ имеет свои особенности. Эти особенности обусловлены различиями в уровне экономического развития, климатических условиях, культурных и исторических традициях. Наиболее близкими по правовым нормам обращения с отходами являются страны относящиеся к ЕАЭС. В данных странах гармонизированы нормативные акты, в том числе и в области обращения с отходами.
3. В странах СНГ действуют межправительственные соглашения, направленные на сотрудничество в области обращения с отходами. Эти соглашения определяют общие принципы и подходы к регулированию данной сферы. Ежегодно рабочие группы работают по модельным законам для СНГ. Данные законы разрабатываются для всех отраслей хозяйственной деятельности и в том числе для обращения с отходами.
4. Тенденции отношений между странами СНГ по вопросу обращения с отходами свидетельствуют о стремлении к гармонизации законодательства и обмену опытом в данной сфере. Несмотря на некоторые шероховатости в отдельных случаях общее направление между странового взаимодействия стремится к упрощению и дебюрократизации экономических отношений.
В целом, правовое регулирование обращения с отходами в странах СНГ находится в процессе развития и совершенствования. Это обусловлено необходимостью обеспечения экологической безопасности, рационального использования природных ресурсов и устойчивого развития.
Для дальнейшего развития правового регулирования обращения с отходами в странах СНГ необходимо:
• продолжать работу по гармонизации законодательства в данной сфере, создавать предпосылки для упрощения документооборота, внедрять в дальнейшем новые принципы направленные на ускорение унификации законодательных актов;
• развивать международное сотрудничество в области обмена опытом и технологиями, проводить различные мероприятия направленные на крепление сотрудничества в сфере образования, обмена опытом, и т.п.;
• совершенствовать механизмы контроля и надзора за обращением с отходами. Проводить в действие уже разработанные механизмы, проводить просветительскую работу с целью понимания гражданами всех стран важности сохранения экологии не только в своей стране но и на трансграничных территориях;
• стимулировать внедрение наилучших доступных технологий в данной сфере.
Реализация этих рекомендаций позволит повысить эффективность правового регулирования обращения с отходами в странах СНГ и обеспечить устойчивое развитие региона.
Фрагмент для ознакомления 3
1. Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (заключена в г. Базеле 22.03.1989) // СПС «КонсультантПлюс».
2. Модельный закон об отходах производства и потребления (принят в г. Санкт-Петербурге 15.06.1998 Постановлением №11-9 на 11-м пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ) // СПС «КонсультантПлюс».
3. «Модельный закон об отходах производства и потребления» (принят в г. Санкт-Петербурге 15.06.1998 Постановлением 11-4 на 11-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ).
4. Закон Республики Киргизия от 13.11.2001 №89 «Об отходах производства и потребления» // http://cbd.minjust.gov. kg/act/view/ru-ru/924
5. Закон Республики Казахстан «Об отходах производства и потребления» от 20 июля 2001 г.
6. Закон Кыргызской республики от 13 ноября 2001 года № 89 «Об отходах производства и потребления» //http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/924;
7. Закон Республики Узбекистан от 05.04.2002 г. № 362-II «Об отходах» // https://lex.uz/docs/44872;
8. Закон Республики Беларусь от 20.07.2007 №271-З «Об обращении с отходами» // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь URL: https://pravo.by/upload/docs/op/H11900186_1559941200.pdf 08.06.2019. 2/2624.
9. Закон Республики Молдова от 29 июля 2016 года № 209 «Об отходах» // https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=35111851
10. Агеев В. Н. Экологическое право: учебник для вузов. — М.: Издательство Юрайт, 2023.
11. Анисимов А. П., Рыженков А. Я., Сотникова М. С. Экологическое право России: учебник для вузов. — М.: Издательство Юрайт, 2023.
12. Антонова Т.Л. Правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления в России: состояние и перспективы // Молодой ученый. – 2019. – №32. – С. 45- 49
13. Боголюбов С. А. Актуальные проблемы экологического права: монография. — М.: Издательство Юрайт, 2023.
14. Бринчук М. М. Экологическое право: учебник. — М.: Городец, 2009.
15. Дубовик О. Л. Экологическое право в вопросах и ответах: учебное пособие. — М.: Проспект, 2019.
16. Захарин А.Н., Нутрихин Р.В. Правовые проблемы формирования единого эколого-безопасного пространства стран-участниц ЕАЭС // Гуманитарные и юридические исследования. 2021. №1. С. 145-152.
17. Вторчермет: история созидания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.waste.ru/modules/section/item. php?itemid=433 (дата обращения 05.01.2021).
18. ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЫТА СОВЕТСКОГО СОЮЗА В УПРАВЛЕНИИ ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ Электронный документ. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-opyta-sovetskogo-soyuza-v-upravlenii-othodami-proizvodstva-i-potrebleniya
19. Как собирали макулатуру в СССР [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dorognoe.ru/programs/to-vremya/kaksobirali-makulaturu-v-sssr-3017.html?region=ctpavlov (дата обращения 05.01.2021).
20. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ БЫТОВЫМИ ОТХОДАМИ В КАЗАХСТАНЕ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ. Электронный документ. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovye-aspekty-upravleniya-bytovymi-othodami-v-kazahstane-i-zarubezhnyh-stranah-sravnitelno-pravovoy-analiz
21. УПРАВЛЕНИЕ ОТХОДАМИ. ОПЫТ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА https://inion.ru/site/assets/files/1109/nikulichev_upravlenie_otkhodami.pdf
22. Kirillova A. N., Musinova N. N. Organizational and economic aspects of improving the efficiency of major repairs of the housing stock, IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. International Science and Technology Conference “EarthScience”, 2020, pp. 062071.
23. Lyapunov K. Back in the USSR. How waste was handled in the USSR. Available at: https://lenta.ru/articles/2020/04/10/musor/16 (accessed 05.01.2021). (In Russian).
24. Waste in Russia: Garbage or a valuable resource. Development scenarios for the municipal solid waste management sector. Material prepared by the International Finance Corporation (IFC, World Bank Group), 2013, 92 p. (In Russian).
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней