- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- Дипломная работа MBA
- ВКР
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
вам Нужна Научно-исследовательская работа ?
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Формирование фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Научно-исследовательская работа
Хотите заказать работу на тему "Формирование фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ТНР"?76 страниц
7 источников
Добавлена 25.06.2024
1900 ₽
3800 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
1. Дневник практики .............................................................................................2 2. Аналитическая записка об условиях базового учреждения, специфике, целях, задачах, содержании образовательной и коррекционно-развивающей работы, контингенте детей ..............................................................................................................................4
3. Портфолио с образцами документации ............................................................6
4. Индивидуальное задание научно-исследовательской деятельности ................6
5. План логопедического обследования детей с ТНР ...........................................7
6. Многоуровневое речевое заключение по результатам обследования, заполненные речевые карты.....................................................................................................10
7. Текст ВКР, включающий теоретический анализ изучаемой проблемы, описание констатирующего этапа экспериментальной работы, сравнительный анализ особенностей изучаемого компонента речи/процесса у детей с нормальным и нарушенным речевым развитием .......................................................................18
6. Аналитическая записку о результатах проведенной работы (анализ, самоанализ)19
7. Консультативный материал по работе с родителями детей, посещающих данное учреждение, или родственников взрослых, проходящих реабилитационный курс20
8.Доклад.............................................................................................................24
9. Характеристика с места прохождения практики с рекомендуемой оценкой..28 Список использованных источников..................................................................29
Фрагмент для ознакомления 2
Задачи практики:
1. Овладение общими и специальными методами и технологиями организации коррекционно-образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества коррекционно-образовательного процесса.
2. Приобретение навыков исследовательской (экспериментальной) деятельности.
3. Развитие способности к формированию коррекционно-образовательной среды и к использованию профессиональных знаний и умений в реализации задач экспериментальной деятельности.
4. Формирование умений вести записи наблюдений, обрабатывать и обобщать полученную информацию, правильно отражать ее в выпускной квалификационной работе.
Дневник практики:
⦁
⦁ 18.03.2024 - Первичное знакомство с учреждением-базой практики (анализ сайта).
⦁ Отбор нормативных, учебно-методических материалов, регламентирующих деятельность специалистов, осуществляющих образовательный и коррекционно-развивающий процессы.
⦁ Формирование методического портфолио.
Работа над структурой ВКР. Уточнение композиции выпускной квалификационной работы, последовательности расположения структурных элементов.
⦁ 19.03-22.03.2024 - Оформление письменного анализ условий базового учреждения, описание специфики, целей, задач, содержания образовательной и коррекционно-развивающей работы, контингента детей. Составление индивидуального задание научно-исследовательской деятельности. Организация и проведение обследования изучаемых компонентов/процессов речи с последующим заполнением речевых карт, Составление многоуровневого заключение. Проведение сравнительного анализа особенностей изучаемого компонента речи/процесса у детей с нормальным и нарушенным речевым развитием.
25.03-27.03.2024 - Оформление портфолио дидактических материалов для проведения диагностики изучаемых компонентов/процессов речевого и психофизического развития. Организация и проведение коррекционно-образовательной/развивающей работы в соответствии с календарными планами ОО. Оформление анализа и самоанализ апроведенной работы. Подготовка и организация консультативной работы с родителями детей, посещающих данное учреждение.
⦁ 28.03-29.03.2024 - Подготовка отчета по практике, который содержит утвержденный перечень документов.
⦁ 2. Аналитическая записка об условиях базового учреждения, специфике, целях, задачах, содержании образовательной и коррекционно-развивающей работы, контингенте детей
ИНФОРМАЦИЯ ОБ УЧРЕЖДЕНИИ
Полное название МБДОУ детский сад №54 г Ставрополя
Контактные сведения Российская Федерация, Ставропольский край, город Ставрополь, улица 50 лет ВЛКСМ,14
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ УЧРЕЖДЕНИЯ
АДМИНИСТРАЦИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ:
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УЧРЕЖДЕНИЯ
(методические объединения, педагогический совет и пр.)
ВАШ НАСТАВНИК
Фамилия, имя, отчество
Должность
ПЛАН ПРАКТИКИ
«____»__________20_г. «____»__________20_г. «____»__________20_г.
«____»__________20_г.
«____»__________20_г. «____»__________20_г.
«____»__________20_г.
«____»__________20_г. «____»__________20_г.
«____»__________20_г.
«____»__________20_г. «____»__________20_г.
3.Портфолио с образцами документации, обеспечивающей организацию образовательной и коррекционно-развивающей работы в учреждении
⦁ Характеристика учителя на обучающегося с ОВЗ
⦁ Характеристика учителя на обучающегося, испытывающего трудности в обучении
⦁ Характеристики педагога-психолога на обучающегося с ОВЗ
⦁ Характеристики педагога-психолога на обучающегося, испытывающего трудности в обучении
⦁ Характеристика учителя-логопеда на обучающегося с ОВЗ
⦁ Характеристика учителя-логопеда на обучающегося, испытывающего трудности в обучении
⦁ Характеристика учителя-дефектолога на обучающегося с ОВЗ
⦁ Характеристика учителя-дефектолога на обучающегося, испытывающего трудности в обучении
⦁ Заявление о создании специальных условий обучения и воспитания (обучающийся с ОВЗ)
⦁ Заявление о создании специальных условий обучения и воспитания (обучающийся с ОВЗ + ребенок-инвалид)
⦁ Заявление о создании специальных условий обучения и воспитания (обучающийся с ОВЗ + индивидуальное обучение)
⦁ Согласие на обследование специалистами (малое) 15.Журнал обращения к специалистам
⦁ Письменное информирование о наличии трудностей в обучении + согласие на обследование
⦁ Письменное информирование о наличии трудностей в поведении + согласие на обследование
⦁ График обследования обучающегося специалистами ППк
⦁ Письменный запрос на составление характеристики для предоставления в медицинскую организацию
⦁ Протокол встречи и беседы с родителями.
Портфолио с образцами документов представлено в Приложении 1.
⦁ 4. Индивидуальное задание научно-исследовательской деятельности
Индивидуальное задание научно-исследовательской деятельности состояло в написании научно-исследовательской работы по теме: "Формирование фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ТНР".
⦁ 4. План логопедического обследования детей с ТНР
Целью логопедического обследования является определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения для ребенка на основе выявления его недоразвития или нарушений в речевой сфере. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1) выявление особенностей речевого развития для последующего учета при планировании и проведении образовательного процесса;
2) выявление негативных тенденций в развитии для определения необходимости дальнейшего углубленного изучения;
3) выявление изменений в речевой деятельности для определения эффективности педагогической деятельности.
Также уделяется внимание:
- определению объема речевых навыков;
- сопоставлению его с возрастными нормами, с уровнем психического развития;
- определению соотношения дефекта и степени речевой активности, других видов психической деятельности;
- определение уровня и характера взаимодействия между процессом овладения звуковой стороной речи;
Этапы логопедического обследования.
1) ориентировочный этап, на котором устанавливается первичный контакт с ребенком, собирается анамнез;
2) этап дифференциации, который включает в себя обследование когнитивных (мыслительных) и сенсорных процессов, чтобы отличить первичную речевую патологию детей от аналогичных состояний, вызванных нарушениями слуха, зрения и интеллекта;
3) основным этапом является обследование всех компонентов речевой системы (фактически логопедическое обследование).;
4) заключительный (уточняющий этап) включает динамическое наблюдение за ребенком в условиях специального образования и воспитания.
Ориентировочный этап.
Ориентировочный этап направлен на предварительное ознакомление с медицинской и педагогической документацией, которая изучается в отсутствие родителей или лиц, их заменяющих.
Медицинская документация включает в себя медицинскую карту ребенка, выписки специалистов: невролога, отоларинголога, педиатра.
Дальнейший сбор анамнеза проводится путем беседы с родителями о пренатальном, внутриутробном и послеродовом развитии ребенка. Отмечается течение беременности и родов, перенесенные матерью инфекции, наследственные заболевания, состояние ребенка в первые дни после родов, особенности раннего развития.
Педагогическая документация включает характеристики педагогов, работающих с ребенком. Желательно также изучить работы ребенка: рисунки, творческие поделки, которые характеризуют его склонности, уровень сформированности двигательных и графических навыков.
После сбора анамнеза, изучения документации и беседы с родителями с дошкольником (5-7 лет) проводится беседа, в ходе которой логопед устанавливает с ним контакт и составляет первичную картину нарушения речи.
Дифференцировочный этап.
Известно, что формирование речевой деятельности зависит от взаимодействия многих факторов:
• протекания когнитивных (мыслительных) процессов;
• сохранения речедвигательной сферы;
• сохранения зрительного и слухового гнозиса.
Для изучения когнитивных процессов используются методы исследования мышления: доски Сегена (модифицированные варианты); коллекционирование пирамидок, матрешек; "Четвертый лишний", лабиринты, загадки, "Ерунда", сбор конструктора, элементарные математические задачи и т.д.
2. Обследование речедвигательной сферы включает в себя:
• обследование мышц лица;
• обследование состояния моторики артикуляционного аппарата;
• обследование мелкой моторики рук;
• обследование развития общей моторики.
Динамический этап
Динамический этап предполагает наблюдение за ребенком в условиях специального обучения и воспитания. Этот этап помогает проверить правильность выбранных методов и форм организации коррекционного процесса по формированию нарушенных функций у ребенка, проследить тенденцию компенсации дефекта.
На этом этапе осуществляется тесное взаимодействие со всеми участниками коррекционно-образовательного процесса, желательно вести листы динамических наблюдений, в которых отображаются достижения ребенка, трудности в овладении речевыми навыками и дальнейшие корректировки в работе.
⦁ 5. Многоуровневое речевое заключение по результатам обследования, заполненные речевые карты
РЕЧЕВАЯ КАРТА
Дата заполнения «00» _____________ 20_____ г.
Фамилия, имя ребёнка
Дата рождения
Родители (законные представители) ____________________________________________________
1. Общие представления ребенка об окружающем мире значительно ниже возрастной нормы, лепетная речь
2. Речеязыковая компетенция
2.1. Уровень сформированности словарного запаса
Объем словаря значительно ниже возрастной нормы, журчащая речь
Системная организация словаря (ассоциативные связи) уровень сформированности семантического поля не соответствует возрастной норме; преобладание тематических, ситуативно или визуально обусловленных ассоциаций, журчащая речь
2.2. Уровень сформированности грамматической компетенции
Словообразовательные навыки и умения формообразующие модели языка не освоены, отсутствуют предлоги; грубые ошибки в формообразовании; журчащая речь
Словообразовательная деятельность неправильное расшифровывание слов, образованных по неправильным словообразовательным моделям; не сформированы словообразовательные операции; стойкий морфемный аграмматизм
Синтаксические навыки и умственные способности значительно затрудняется понимание значения синтаксических конструкций, соответствующих возрастной норме; лепечущая речь
2.3. Понимание и самостоятельное составление/воспроизведение повествовательного текста в соответствии с предложенным сюжетом (рассказ/пересказ)
Понимание текста не соответствует возрастным нормам, поскольку затрудняется понимание логических, грамматических и синтаксических конструкций различного типа
Составление текста недоступно
Воспроизведение текста недоступно
2.4. Уровень сформированности фонетической и фонологической компетенции не соответствует возрастной норме
Состояние фонематического слуха не сформировано, полиморфные замены всех фонем раннего генезиса
Формирование навыков звукового анализа и синтеза не сформированы навыки определения количества и последовательности звуков в слове
Грубо нарушена слоговая структура слова
Нарушается звукопроизношение: отсутствуют все труднопроизносимые звуки, отмечаются полиморфные замены всех звуков раннего генеза.
С С’ З З’ Ц Ш Ж Ч Щ Л Л’ Р Р’ Н Н’ М М’ йот
1 - - - - - - - - - - - - - + + + + -
2 - - - - - - - - - - - - - + + + + -
3 - - - - - - - - - - - - - + + + + -
Т Т’ Д Д’ К К’ Г Г’ X Х’ В В’ Ф Ф’ А О У ы Э И
1 + + + + + - + - + - - - - - + + + + + +
2 + + + + + - + - + - - - - - + + + + + +
3 + + + + + - + - + - - - - - + + + + + +
1. - изолированно; 2 - в слогах; 3 - в спонтанной речи
3. Состояние артикуляционного аппарата
3.1. Строение артикуляционного аппарата без особенностей
3.2. Двигательные функции артикуляционного аппарата стёртая форма дизартрии, гиперсаливация
3.3. Речевое дыхание и голосообразование нарушения ритма речевого дыхания нет; голосообразование нарушено (голос тихий и слабый, грубо нарушена модулированность)
4. Просодическое оформление речи темп речи замедленный; грубые ошибки в постановке ударений; речь интонационно невыразительна; допускает ошибки в интонационном разделении/объединении речи; нарушено понимание логического ударения, нарушена способность воспроизводить интонационные конструкции различного типа; нарушений ритма речи нет
5. Двигательное развитие
5.1. Развитие базовых двигательных навыков и координационной сферы - это двигательная неловкость, неповоротливость, дефекты мелкой моторики рук
5.2. Формирование целенаправленных движений (праксиса) плохая координация движений, гипотония кистей
6. Психологическая основа речи
6.1. Вербальная память объем памяти не соответствует возрастной норме: трудности в воспроизведении информации, представленной в вербальной форме
6.2. Не сформировано речевое внимание, значительные трудности в концентрации/распределении внимания при работе со словесным материалом
6.3. Мышление (вербальный и невербальный интеллект) не взаимодействует
7. Дополнительная информация
7.1. Особенности раннего речевого развития к 3 годам появились аморфные и усеченные слова
7.2. Особенности речевой среды, в которой воспитывается ребенок, полная благополучная семья, двое детей
7.3. Особенности речевого поведения адекватны, речевая активность ограничена грубым нарушением экспрессивной речи
7.4. Неврологический статус и состояние сенсорно-перцептивных органов и систем (зрение, слух, осязание и т.д.) окулист – здоров; ЛОР – здоров, слух в норме; невролог – задержка речевого развития
7.5. Информация о настоящих и перенесенных в прошлом заболеваниях острыми респираторными инфекциями, острыми респираторно-вирусными инфекциями, травмах головы и ушибах отсутствовала.
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ребёнок с тяжёлым нарушением речи (I уровень речевого недоразвития)
РЕКОМЕНДАЦИИ занятия с учителем-логопедом и педагогом-психологом
Учитель-логопед _____________________________________________________ /________________/
РЕЧЕВАЯ КАРТА
Дата заполнения «00» __________________ 20_____г.
Фамилия, имя, отчество
Дата рождения
Родители (законные представители) ____________________________________________________
1. Общие представления ребенка об окружающем мире значительно ниже возрастной нормы, обеднённые представления об окружающем мире
2. Речеязыковая компетенция
2.1. Уровень сформированности словарного запаса
Объем словаря значительно ниже возрастной нормы, имеется недостаточное количество слов, обозначающих разные части речи
Системная организация словаря (ассоциативные связи) уровень сформированности семантического поля не соответствует возрастной норме; преобладание тематических, ситуативно или визуально обусловленных ассоциаций, недостаточное количество обобщающих слов
2.2. Уровень сформированности грамматической компетенции
Словообразовательные навыки и умения: не освоены формообразующие модели языка, опущение/неадекватное использование предлогов; грубые ошибки формообразования при сопоставлении по роду, числу, падежу
Словообразовательная деятельность неправильное расшифровывание слов, образованных по неправильным словообразовательным моделям; значительные трудности при выполнении словообразовательных операций; стойкий морфемный аграмматизм
Синтаксические навыки и умственные способности значительно затрудняют понимание
2.3. Понимание и самостоятельное продуцирование/репродуцирование текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом (рассказ/пересказ)
Понимание текста не соответствует возрастным нормам, поскольку затрудняется понимание логических, грамматических и синтаксических конструкций различного типа
Грубо нарушается оформление текста, возникают значительные трудности в грамматическом структурировании и воспроизведении синтаксических конструкций различного типа
Воспроизведение текста значительно ниже нормы; трудности при воспроизведении информации, представленной в устной форме
2.4. Уровень сформированности фонетической и фонологической компетенции не соответствует возрастной норме
Состояние фонематического слуха не сформировано, трудности с различением фонем (c – s, r - v, r – y, r – l, l - v, w – s, w – z, s – s, y - l)
Формирование навыков звукового анализа и синтеза не сформированы навыки определения количества и последовательности звуков в слове
Грубо нарушена слоговая структура слова
Звукопроизношение нарушено: отсутствует твёрдый свистящий Ц; отсутствуют твёрдые шипящие и мягкий шипящий Щ; ротацизм; ламбдацизм (Л)
С С’ З З’ Ц Ш Ж Ч Щ Л Л’ Р Р’ Н Н’ М М’ йот
1 + + + + - - - + - - + - - + + + + -
2 + + + + - - - + - - + - - + + + + -
3 + + + + - - - + - - + - - + + + + -
Т Т’ Д Д’ К К’ Г Г’ X Х’ В В’ Ф Ф’ А О У ы Э И
1 + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
2 + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
3 + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
1. - изолированно; 2 - в слогах; 3 - в спонтанной речи
3. Состояние артикуляционного аппарата
3.1. Строение артикуляционного аппарата без особенностей
3.2. Двигательные функции артикуляционного аппарата стертая форма дизартрии
3.3. Речевое дыхание и голосообразование нарушений ритма речевого дыхания и голосообразования нет
4. Просодическое оформление речи темп речи замедленный; допускает ошибки в постановке ударений; речь интонационно невыразительна; допускает ошибки в интонационном разделении/объединении речи; нарушено понимание логического ударения, нарушена способность воспроизводить интонационные конструкции различных типов; нарушений ритма речи нет. речь
5. Двигательное развитие
5.1. Развитие базовых двигательных навыков и координационной сферы - это двигательная неловкость, неповоротливость, дефекты мелкой моторики рук
5.2. Формирование целенаправленных движений (праксиса) плохая координация движений, гипертонус кистей
6. Психологическая база речи
6.1. Вербальная память объем памяти не соответствует возрастной норме: трудности в воспроизведении информации, представленной в вербальной форме
6.2. Не сформировано речевое внимание, значительные трудности в концентрации/распределении внимания при работе со словесным материалом
6.3. Мышление (вербальный и невербальный интеллект) не соответствует возрастной норме: значительные трудности в установлении логических связей между языковыми единицами; трудности в понимании/продуцировании логических и грамматических конструкций
7. Дополнительная информация
7.1. Особенности раннего речевого развития: хождение – 2,5 месяца, лепет – 5,5, первые слова к 1 году, первые фразы – 2,5 года, фразовая речь – 3 года 3 месяца (со слов мамы)
7.2. Особенности речевой среды, в которой воспитывается ребенок полной и благополучной семьи
7.3. Особенности адекватного речевого поведения, речевой активности
7.4. Неврологический статус и состояние сенсорно-перцептивных органов и систем (зрение, слух, осязание и др.) окулист – здоров; ЛОР – здоров, слух норма; невролог – отставание в речевом развитии
7.5. Сведения о настоящих и перенесенных заболеваниях ОРВи, отит, ринофарингит, обструктивный бронхит, конъюнктивит
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ребёнок с тяжёлым нарушением речи (II уровень речевого недоразвития)
РЕКОМЕНДАЦИИ занятия с учителем-логопедом и педагогом-психологом
Учитель-логопед ____________________________________________________ /_________________
⦁ 6. Текст ВКР, включающий теоретический анализ изучаемой проблемы, описание констатирующего этапа экспериментальной работы, сравнительный анализ особенностей изучаемого компонента речи/процесса у детей с нормальным и нарушенным речевым развитием
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
2.1. Организация и методы исследования
Экспериментальной базой исследования, направленного на выявление состояния фонематического восприятия речи детей с ФФН стал МБДОУ детский сад комбинированного вида № 64 г.Белгород. . В эксперименте приняли участие 2 группы детей. В первую экспериментальную группу вошли 12 детей дошкольного возраста ФФН в возрасте 4 лет. Во вторую экспериментальную группу вошли 12 детей с ФФН, посещающие старшую группу детского сада в возрасте 5 лет.
Цель эксперимента - изучение специфики нарушений фонематического восприятия у дошкольников с ФФН. Исследование проводилось в три этапа.
I. Констатирующий эксперимент- проводилась диагностика у детей обеих групп:
Диагностика 1. Состояние звукопроизношения.
Диагностика 2. Состояние сформированности фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений, фонематического слуха.
Диагностика 3 . Исследование восприятия и дифференциации звуков ребенка.
2.2. Констатирующий этап исследования по диагностике сформированности фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Диагностика 1. Исследование состояния звукопроизношения и состояния фонематического слуха.
Данное исследование содержало:
⦁ Определение разницы между правильным и неправильным произношением звука в собственной и чужой речи (неразличение может возникать из-за слабого слухового контроля);
⦁ Воспроизведение за взрослым сочетания слогов из легких для произнесения звуков: [па-ба-па] и т. п. (затрудненное воспроизведение вызваноошибочным восприятием слогов с противоположными звуками);
⦁ Выделение звука [с] из цепочки звуков, например [с] среди звуков [т], [ц], [ч], [с], [з], [ш], [р] и т.п. (ребенок, слыша заданный звук, хлопает в ладоши);
⦁ Выделение слога [са] из ряда слогов [за], [ша], [са], [ша] (ребенок, слыша заданный слог хлопает в ладоши);
⦁ Определение звука [с] в словах: санки, зонт, нос, щука (ребенок хлопает в ладоши);
⦁ Повторение в определенной последовательности 2 слога [са-ша];
⦁ На столе расположены в произвольном порядке несколько картинок, названия которых отличаются друг от друга только одним дифференцируемым звуком; попросить ребенка показать названные взрослым картинки: кит и кот, кот и ком.
Результаты теста:
2 балла –у ребенка отмечается чистое произнесение звуков в слогах, правильное выполнение задания выделение слогов.
1 балл - у ребенка отмечается искаженное произведение фонем,он испытывает затруднение, воспроизводя слоги с оппозиционными звуками.
0 баллов - ребенок не выполняет задание.
Таким образом, представлено содержание исследования состояния звукопроизношения и состояния фонематического слуха у детей дошкольного возраста.
Результаты исследования состояния звукопроизношения и состояния фонематического слуха у детей 1 экспериментальной группы занесены в табл. 2.1.,2.2.
Таблица 2.1.
Исследование состояния звукопроизношения и состояния фонематического слуха у детей 1 экспериментальной группы
№ Инициалы № задания (баллы) ∑
1 2 3 4 5 6 7
1 А. М. . 1 1 0 1 1 0 1 5
2 А.Ш. 0 0 1 1 1 0 1 4
3 В.Ф. 1 0 1 1 0 1 1 5
4 Д.В. 0 1 0 0 0 0 0 1
5 Д.Н. 0 0 1 1 1 0 0 3
6 И.Д. 0 1 2 2 1 1 1 8
7 К.Л. 2 1 2 2 2 2 2 13
8 К.Ш. 1 1 1 1 1 1 0 6
9 Л.М. 0 1 1 0 0 0 0 2
10 Л.Ж. 2 1 2 2 1 1 1 10
11 Т.А. 1 1 0 1 1 1 0 5
12 Ч.К. 2 2 1 1 2 2 1 11
Итого 73
Таблица 2.2.
Исследование состояния звукопроизношения и состояния фонематического слуха у детей 2 экспериментальной группы
№ Инициалы № задания (баллы) ∑
1 2 3 4 5 6 7
1 А.Д. 2 2 2 2 2 2 2 14
2 Б.Д. 2 1 2 2 1 2 2 12
3 Г.Д. 1 2 2 1 2 2 2 12
4 Д.Э. 2 2 2 2 2 2 2 14
5 Д.Ж. 1 1 1 1 1 1 2 8
6 Е.Н. 2 1 1 2 1 1 1 9
7 Ж.С. 0 0 1 1 1 1 1 5
8 И.К. 1 1 0 1 1 1 1 6
9 М.О. 2 2 2 1 2 2 2 13
10 М.А. 0 0 1 1 1 1 1 5
11 М.Ш. 1 1 1 1 0 1 1 6
12 П.Р. 2 2 2 1 1 1 1 10
Итого 11
4
Диагностика 2.Изучение состояния звукопроизношения.
При данном исследовании определялось количество нарушенных звуков, характер нарушения произношения звуков (искажение, отсутствие, замена, смешение) в различных фонетических условиях.
Данная работа включала пять серий заданий:
I серия- изучение изолированного произнесения звуков.
Игра «Эхо». Инструкция «Повтори за мной звуки». [с]-[с'], [з]- [з'], [ш], [ж], [щ], [ц], [ч], [р] -[ р'], [л]- [ л'], [к] - [ к'], [г]- [ г'], [х]- [ х']
⦁ серия- изучение произнесения гласных и согласных звуков в слогах разной структуры. Взрослый предлагает рассмотреть и назвать картинки, которые он принес. Ребенокназывает их самостоятельно, либо повторяет названия за взрослым (при неправильном обозначении словом предмета).
Если при первом речевом контакте логопед отмечаетпростоту общения и получает общее представление правильной в звуковом смсле речи, для прощения тестирования можно поиграть с ребенком со звуками.Мы с тобой будем играть со звуками и словами. Я произношу звуки или слова, а ты повторяй. Послушай: са- са-са, к нам летит оса; си-си-си, звери едут на такси, за-за-за, вот идет коза; зи-зи- зи, смело тормози; ша-ша-ша, шубка очень хороша; ща-ща-ща, нет щетинки у леща; жу-жу-жу, над цветочками кружу ча-ча-ча, каша слишком горяча; цо-цо- цо, снесла курица яйцо. ло-ло-ло, на солнышке тепло; ли-ли-ли, в банке мотыли; ра-ра-ра, играет детвора; ри-ри-ри, прилетели снегири; ко-ко-ко, улетайте далеко; ке-ке-ке, вся измазалась в муке; га-га-га, у лисы болит нога; ги-ги-ги, снять ботинки помоги; ху-ху-ху, мое место наверху; хе-хе-хе, зазвенело в ухе.
⦁ серия- изучение произнесения гласных и согласных звуков в словах, где звук занимает разные позиции.
⦁ В самостоятельной речи детей. Детям демонстрировались предметные изображения, названия которых содержали исследуемые звуки в различных фонетических позициях, и предлагалось их назвать.
⦁ В отраженной речи детей. Инструкция: «Повтори за мной слова»
⦁ серия- изучение состояниязвукослоговой структуры слов. Серия включает задания, направленные на выявление особенностей слогового оформления слов, которые имеют разную степень сложности.
Диагностика 3. Исследование восприятия и дифференциации звуков ребенка.
Одно из главных условий к данному исследованиюи подбору лексического материала -определение пониманиясмысла слов, которе предлагаются ребенку для повторения при исследовании звукопроизношения.
Предлагалась следующая схема исследования:
⦁ изолированное произнесение гласных и согласных звуков;
⦁ произнесение гласных и согласных звуков в слогах разной структуры;
⦁ произнесение гласных и согласных звуков в словах, где звук занимает разные позиции (отраженно и самостоятельно по картинке);
⦁ произнесение гласных и согласных звуков в словах разной слоговой структуры (отраженно и самостоятельно по картинке);
⦁ произнесение гласных и согласных звуков в предложении (отраженно, по картинке).
⦁ задание. Исследование восприятия и дифференциации отдельных звуков. Инструкция: мы с тобой будем играть в шарики, слушай меня внимательно.
Как только ты услышишь звук с (ш, з, к) подними шарик. Ребенку предлагается прослушать ряд звуков и поднять шарик на определенном звуке.
Материал при исследовании- ряды произносимых логопедом отдельных звуков:
Н, п, с, д, з, ш, ч, в, с, ж, ц, т, ф
Л, к, ш, р, м, с, щ, ш, л, ч, р, м
Б, г, ч, м, л, н, к, р, п, р, д, л, т
Ш, х, с, т, ж, щ, з, ш, ч, п, м, ш
⦁ задание. Исследование восприятия и дифференциации звуков в слогах.Ребенку логопед предлагает слушать и повторять группы из двух - трех слогов. Данное заданиеследует проводить на материале групп из двух - трех слогов типа согласный гласный, включающий в себя дифференциацию слогов содержащих: акустически похожие, но артикуляторно далекие звуки; акустически
и артикуляторно близкие звуки; артикуляторно близкие, но акустически далекие звуки.
Са-ша, шо-со-шо, ся-щя-ся, зу-жу, за-жа-зя, зо-жо-зо
Су-цу, сы-зы-зы, ся-зя-ся, ца-са-ца, са-ца-цу, сы-цы-сы
Жи-жи-ши, шо-шо-жо, жу-шу-жу Чу-щу, ча-ча-ща, щи-щи-чи
Па-бо-пы, бо-бо-по, ба-по-бы, го-ку-га, ка-га-ко, га-га-ка
То-ду-ты, до-ту-та, ту-да-до, фо-ву -фы, вы-фо-ву, фу-фо-ва
Ра-ла-ро, ла-ло-ра, ру-ра-ла, ца-тя-тя, тю-цу-тю, цу-ту-ца Ха-ка-хо, ку-ха-ка, ко-ко-ха.
⦁ задание. Исследование дифференциации слов квазимонимов.
Ребенку демонстрируется предметные картинки парами и предлагается указать на ту, которую называет логопед.
Инструкция: мы с тобой поиграем. Я называю картинки, а ты указывай.
К заданиюприлагается материал слов квазимонимов, содержащих: артикуляторно далекие, но акустически близкие звуки, артикуляторно близкие, но акустически далекие звуки , артикуляторно и акустически близкие звуки : крыша - крыса, ужи- усы, жук- сук, нос- нож, мишка - миска, вещи- весы, лак- рак, игра, игла, лис- рис, ложки- рожки, колобок – коробокю.
⦁ задание. Исследование дифференциации и восприятия звуков в словах.
Инструкция: мы поиграем. Ты видишь картинки, я их называю, а ты выбирай те, в которых ты услышишь звук с (ш,ч,б). Ребенку предлагается указать картинки с заданным звуком.
Материал исследования - разнообразные картинки с изображениями предметов: шар, кошка, мышка, школа, камыши, шмель, вишня, жук, нож, пижама, пружина, пожарник, цапля, курица, палец, огурец, цирк, рукавица, чулок, очки, ключ, крючок, врач, щетка, ящик, клещи, ящерица, пещера; собака, зубы, яблоко, бабочка, бублик, барабан, дом, вода, дыня, двойка, карандаш, голова, рука.
⦁ задание. Исследование способности к элементарному звуковому анализу.
Инструкция: я назову тебе слово, а ты назови звук, которй находится в начале (конце) слова. Скажи, где находится звук ( д, ж, и т.д) - даются слова с нужным звуком в середине слова. Ребенок должен на слух определить, какой звук находится в начале, середине и конце слова.
Для игры предлагаются двух - и трехсложные слова, с прямым и обратным слогом в начале и конце слова. С нужным звуком в середине слова. Подбирались слова, в которых искомый звук оказывался ненарушенным для каждого конкретного ребенка. Анализ нарушенных в произношении и восприятии ребенка звуков исключался полностью.
⦁ задание. Исследование дифференциации правильного и дефектно произнесенного звука.
Инструкция: «Мы поиграем в «телефон» я произнесу слово, а ты скажи, я его произношу или нет». Ребенку предлагается на слух определить правильно или нет логопед произносит слова.
Проведя анализ полученных результатов исследования состояния звукопроизношения и состояния фонематического слуха, можно сделать вывод.
Диагностика 1. Исследование состояния звукопроизношения и состояния фонематического слуха.Дети 1 экспериментальной группы -4-х летние. Они не улавливают разницу между правильным и неправильным произношением звука в собственной и чужой речи, т.е. у них отмечается ослабленный слухового контроль; ощущают затруднения при воспроизведение слоговых сочетаний па-ба- па. У таких детей чувствуются затруднения при воспроизведении из-за неправильного восприятия слогов с противоположными звуками; дети экспериментальной группы не выделяют хорошо звук [с] из цепочки звуков [т], [ц], [ч], [с], [з], [ш], [р]; не выделяют слог [са] из ряда слогов [за], [ша], [са], [ша];
не определяют наличие звука [с] в словах: санки, зонт, нос, щука; испытывают затруднение при повторении в заданной последовательности 2 слогов [са-ша]; не уверенно показывают названные логопедом картинки, названия которых отличаются друг от друга только одним из дифференцируемых звуков: кит и кот, кот и ком.
В целом каждый ребенок 1 экспериментальной группы по предложенным заданиям набрал от 1 до 5 баллов из 14 максимальных, что говорит о достаточно низком уровне состояния звукопроизношения и состояния фонематического слуха у детей экспериментальной группы. Общая сумма баллов экспериментальной группы – 73.
Фрагмент для ознакомления 3
1. Борозинец, Н. М. Логопедические технологии : учебно-методическое пособие для вузов / Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцова. – Ставрополь : СГПИ, 2008. – 224 с. — Текст : электронный // ГБОУ ВО СГПИ [сайт]. — URL: http://sspi.ru/source/files/nauka/e-public-prepod/ped_psih/27.pdf
2. Гегелия, Н. А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых : пособие для логопедов. – Москва : ВЛАДОС, 2001. – 239 с. // Педагогическая библиотека. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/3/0456/3_0456-1.shtml
3. Логопедия : учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / под редакцией Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – Москва : ВЛАДОС, 1998. — 680 с. — Текст : электронный // Педагогическая библиотека [сайт]. — URL: http://pedlib.ru/Books/2/0049/2_0049-1.shtml
4. Соловьева, Л. Г. Логопедия : учебник и практикум для вузов / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 191 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06310-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/490368
5. Ахутина, Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников : практическое пособие / Т. В. Ахутина, Т. А. Фотекова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 157 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06800-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/492285
6. Мокий, М. С. Методология научных исследований : учебник для вузов / М. С. Мокий, А. Л. Никифоров, В. С. Мокий ; под редакцией М. С. Мокия. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 254 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13313-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489026
7. Лебедев, С. А. Методология научного познания : учебное пособие для вузов / С. А. Лебедев. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 153 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00588-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/490474
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней