Фрагмент для ознакомления
2
Для Российского государства, исторически сложившегося как многонациональное и многоконфессиональное государство, особую опасность несут национальный экстремизм, ксенофобия, этнический негативизм и другие формы проявления экстремизма. Они вносят раскол в российское общество и нарушают межнациональное и гражданское согласие.
Национальный экстремизм проявляется в сфере межнациональных отношений — в разжигании ненависти между нациями и народностями, в региональных войнах, вооруженных конфликтах и столкновениях, в актах геноцида по отношению к так называемому коренному населению, выступает с позиции защиты «своей нации», ее прав, ее интересов, причем отвергаются подобные же права других национальных и этнических групп.
Национальный экстремизм тесно связан с сепаратизмом, т.е. стремлением к отделению, обособлению (Чечня — Россия, Северная Ирландия — Англия). Если проследить изменение динамики этнического негативизма в последние годы, то в России он резко возрос по сравнению с 1989 годом, когда, по данным ВЦИОМ, признаки открытой ксенофобии обнаруживалось примерно у около 20 % населения СССР. Однако, уже в 1990 году социологические показатели острой этнической антипатии выросли до 40 %, а в зонах этнических конфликтов охватывали почти все население.
С 2001 года этническую ксенофобию в различных формах испытывали уже более 2/3 опрошенных .
Конец 90-х годов характеризуется возникновением массовых русских националистических организаций, прежде всего молодежных, сплачивающихся под лозунгом «Россия для русских». В 1991 году их членами были десятки человек, в 2001 году — свыше 10 тысяч, в 2004 г. — 33 тысячи.
Только в Москве сегодня 6 тыс. молодых нацистов, в Петербурге — 3 тыс., человек, в Нижнем Новгороде — свыше 2,5 тысяч. «Левада — центр» оценивает резерв активной поддержки нацистского лозунга «Россия для русских» примерно в 17 млн. человек. Так, лидер НДПР (национально-державной партии России) Александр Севастьянов провел презентацию своей книги «Время быть русским», в которой содержатся ярко выраженные националистические идеи, провел Всероссийский конкурс школьников на тему: «Что значит быть русским сегодня?» с таким же содержанием. Министерство образования не помогало в организации этого конкурса, но и не препятствовало его проведению, более того, Севастьянов был назначен официальным экспертом Государственной Думы по национальным проблемам.
В большинстве случаев правоохранительные органы неохотно квалифицируют убийства, разбои как совершенные на националистической почве, определяя их как хулиганство или бытовые ссоры.
В настоящее время экстремизм проник во все сферы общественной жизни. Экстремизм выступает объектом изучения философии, социологии, истории и культурологии, психологи, экономики, права и культурологии .
Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом определяет экстремизм как незаконный акт, направленный на насильственный захват и удержание власти, изменение конституционного строя, нападение на общественность, организацию вооруженных групп для достижения этих целей и участие в таких группах .
В Федеральном законе «О противодействии экстремисткой деятельности» Существует более широкое понимание экстремистской деятельности, которая касается публичного оправдания терроризма и других террористических актов, а также воспрепятствования законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, политических и общественных объединений, связанных с насилием или угрозой его применения.
Таким образом, можно выделить следующие признаки экстремизма:
- насильственное изменение конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
- публичное оправдание терроризма и других террористических актов;
- разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти.
По мнению А. И. Рароги, экстремизм означает приверженность крайним формам разрешения социальных конфликтов, что оправдывает необходимость применения насильственных методов, в том числе различных проявлений терроризма . Существует более широкое понимание экстремистской деятельности, которая касается публичного оправдания терроризма и других террористических актов, а также воспрепятствования законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, политических и общественных объединений, связанных с насилием или угрозой его применения.
Таким образом, можно выделить следующие признаки экстремизма:
- насильственное изменение конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
- публичное оправдание терроризма и других террористических актов;
- разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти.
По мнению А. И. Рароги, экстремизм означает приверженность крайним формам разрешения социальных конфликтов, что оправдывает необходимость применения насильственных методов, в том числе различных проявлений терроризма .
В соответствии с примечанием к статье 282.1 УК РФ преступления экстремистской направленности признаются уголовными преступлениями, совершенными по мотивам политической, идеологической, расовой, религиозной ненависти или вражды к какой-либо социальной группе, предусмотренной статьями Особой части УК РФ.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список источников и литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// Российская газета. 2020. № 144
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 23.03.2024) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954
3. Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ (ред. от 14.02.2024) "О противодействии экстремистской деятельности"// Собрание законодательства РФ.2002. N 30 Ст. 3031.
4. Распоряжение Президента РФ от 07.06.2001 г. N 312-рп "О подписании Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом"// Собрание законодательства РФ.2001. N 24. Ст. 2446
5. Буров, А. И. Проблемы законодательного регулирования привлечения к уголовной ответственности за терроризм в международном праве. //Вестник Московского университета МВД России. 2018.№ 3. С. 116-121
6. Галимова А.Р. Коллизии в уголовном законодательстве о противодействии терроризму // Academy. — 2016. — № 1 (4). — С. 94-96.
7. Грачев С.И. Контртерроризм: базовые концепты, механизмы, технологии : автореф. дис. ... д-ра полит. наук : 23.00.02 . — Н. Новгород, 2008. — 61 с.
8. Жильцов Н.А. Актуальные вопросы противодействия терроризму // Деструктивное влияние террора на политическую систему и правовую среду Российского государства : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 11 нояб. 2016 г. / под ред. О.И. Чердакова. —2017. — С. 4-9.
9. Некишев А.В. Пути совершенствования нормативной правовой базы по противодействию технологическому терроризму // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации. — 2010. — № 1 (14). — С. 25-27.
10. Павлов, А. А. Сравнительный анализ законодательного регулирования привлечения к уголовной ответственности за терроризм в международном праве. //Вестник Казанского государственного университета. Серия «Право». 2018. № 1. С. 54-59.
11. Потапова Н.Л., Ионова Е.В., Смушкин А.Б. Отдельные вопросы борьбы с экстремизмом: учебно-практическое пособие . – М.: Изд-во Омега-Л, 2009. – 210 с.
12. Рарог А.И. Соотношение между терроризмом и экстремизмом // Юристъ-Правоведъ. 2010. N 6. С. 67-69.
13. Смертин А.Н. Экстремизм в современной России и проблемы борьбы с ним // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. N 7. С. 116-118.
14. Судакова Т.М. Бедность в детерминации современной преступности (некоторые критерии) // Преступность в России: проблемы реализации закона и правоприменения : сб. науч. тр. / под ред. В.А. Авдеева. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2015. - С. 102-107.
15. Хаматшина Г.А. Значение Организации Объединенных Наций в борьбе с международным терроризмом // Молодой ученый. 2017. № 2. С. 334-337.
16. Хараев А.А. К вопросу о криминалистической характеристике новых преступлений террористической направленности // Теория и практика общественного развития. 2015. № 20. С. 138-141.
17. Харлова А.А. Стратегия правоохранительных органов по противодействию терроризму // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2016. № 1 (30). С. 46-47.