Фрагмент для ознакомления
2
Михаил Михайлович Бобров человек-легенда известный спортсмен и тренер героев-фронтовиков, хранитель петербургского Ангела, Почетный профессор и заведующий кафедрой физического воспитания нашего Университета, патриарх отечественного альпинизма и спорта. В альпинизме есть высший титул, которым награждаются только лучшие из лучших, — снежный барс. У Михаила Михайловича он был. Он Заслуженный тренер России, Заслуженный работник физической культуры России, мастер спорта, спортивный арбитр всесоюзной и международной категорий, президент Федерации современного пятиборья Санкт-Петербурга, действительный член Российской академии туризма и Русского географического общества. С 1994 года Михаил Михайлович Бобров возглавлял кафедру физического воспитания СПб ГУП.
Его судьба удивительна и полна счастливых и трагических моментов, волевых храбрых решений, настоящих поступков, патриотизма, любви к родине.
За свою жизнь Михаил Бобров написал огромное количество статей, монографии, публикаций, несколько книг. В одной из них – «Я люблю тебя, жизнь!», он описывает захватывающую летопись своей яркой жизни и жизни своего героического поколения, своей страны, своего родного города на Неве, который самоотверженно защищал в годы войны. Здесь представлены воспоминания, которые являют собой настоящий документ истории Санкт-Петербурга описанной очевидцем и участником событий ярким, образный языком. Можно отметить, что литературный язык М.Боброва лёгкий, читабельный, эмоциональный, яркий, он прекрасный повествователь, т.е. помимо всех его достоинств, он ещё и оказался талантливым писателем. Даже читать его – уже большое удовольствие.
1.Биография легендарного героя
Как пишет сам Михаил Михайлович в своей книге «Записки военного альпиниста» в качестве эпилога к одной из глав:
Это имя как гром и как град:
Петербург, Петроград, Ленинград!
Можно начать с того, что у Михаила Михайловича были спортивные родители. Во многом благодаря им он всегда старался быть стойким, терпеть боль, переносить нагрузку. Спорт сопровождал его с самого детства: лыжи, коньки, бег по утрам в любую погоду, велосипед были неотъемлемой частью его жизни.
Его коллега, А.А. Михайлов, доктор исторических наук, профессор СПб ГУП, отмечал, что Михаилу Михайловичу повезло со школой. Ученики были влюблены в своих учителей и учителя культивировали и стремление получать знания и желание заниматься и спортом и художественной самодеятельностью, стремились всесторонне развивать детей.
В 14 лет Михаил Бобров выиграл первенство города по слалому среди мальчиков. Отец купил ему тогда настоящие горные лыжи и он начал всерьез заниматься горнолыжным спортом.
В 16 лет Михаил Бобров впервые попал в горы, он стоял на вершине «как хмельной», настолько он был потрясён и счастлив этим ощущением, тогда он понял, что горы выявляются и проявляют сущность человека.
Война застала его в парке Челюскинцев около места, которое сейчас по традиции называют Комендантским аэродромом. Он с товарищами бежал кросс. Они решили уйти на фронт добровольцами, Михаилу тогда не было ещё и 18 лет. Он был зачислен в разведывательный отряд, пять раз его забрасывали в тыл врага. Нужно сказать, что эта часть его жизни также описана в его книге «Записки военного альпиниста. От ленинградских шпилей до вершин Кавказа». Михаил Михайлович описывал этот период своей жизни весьма интересно образно. Рядом погибали его сильные и умелые бойцы-разведчики, однажды его отряд был полностью разбит, а Михаил Михайлович чудом остался жив. Ему всегда казалось что в самых сложных ситуациях его кто-то вёл, не давал погибнуть, его удивительным образом хранила судьба. В такие моменты, когда в упор в него стреляли немцы, во время прорыва через их цепи, когда трижды он попадал в снежные лавины, тонул в Керченском проливе. Были ситуации, когда он срывался со скал, оступался, падал на тренировках, в соревнованиях, падал, срывался, участвуя в трюковых съёмках и каждый раз он оставался цел, к счастью и выходил из каждой кризисной ситуации более крепким и сильным.
Последняя разведка, изменила всю его жизнь, он был контужен попадает в Кронштадтский госпиталь.
- Там я был три дня, - рассказывал Михаил Михайлович. - Ничего не слышал. Не говорил, наверное, месяц с лишним. Больше! Месяца два! На третий день из Кронштадта нас вывезли в Ленинград, в Инженерный замок. В нем находился большой госпиталь. И вот в этом госпитале я приводил себя в порядок с помощью великого Джанелидзе.
А в госпитале его нашли друзья и позвали в группу верхолазов – ведь альпинизмом Бобров занимался еще до войны, с 1939 года.
2.Хранитель Петербурга
Начать данную часть повествования, хотелось бы со слов и воспоминаний самого Михаила Михайловича.
В любое время года наш город прекрасен, говорил он. Мосты, на Неве встающие в своем величии, удивляющие изяществом на каналах, малых реках, его золотые вершины, которые бликуют и отражаются в зеркале вод. Все это придает неповторимость петербургскому пейзажу. Особенно красивыми видятся шпили и купола в разных ракурсах с акватории Невы и залива. В дневное время они горят на солнце в меланхоличной голубоватой и дымчато-серой северной палитре красок. Ночью сверкают в темноте, освещенные луной или прожекторами. Ими любуются все, они вызывают вдохновение художников и поэтов.
Государственный музей истории Санкт Петербурга хранит хромолитографии Ж. Бернардацци «Панорама Петербурга» первой половины XIX века и гравюра А. Апперта «Общий вид Петербурга» второй половины XIX века. На них прекрасно видны более ста доминант – высотных сооружений, в основном культового значения.
В первую очередь эти вертикали, устремленные ввысь, придают гармонию и контрастность, ритм, разнообразие и особую выразительность общему силуэту города. Важное значение выразительных архитектурных доминант в облике приморского города, который расположен на ровной местности, было хорошо известно еще первым строителям Петербурга. В те времена, выразительный силуэт имели многие ганзейские, в том числе прибалтийские города, близкие к Санкт-Петербургу по природным условиям. Доминанты башен соборов и ратуш Таллина, Риги, Гданьска, Стокгольма, Копенгагена, Гамбурга и в других городов, украшены изящными многоярусными фонариками или шпилями. К ним можно отнести такие объекты, как маяки, которые издали просматриваются с моря, а вблизи
Показать больше