Фрагмент для ознакомления
2
Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина в связи с принятием Федерального закона от 07.12.2011 N 420–ФЗ стало уголовно наказуемо только при совершении лицом с использованием своего служебного положения (ст. 136 УК РФ). Федеральным законом от 21.07.2004 N 73–ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» декриминализированы действия, связанные с незаконным оборотом гражданского гладкоствольного оружия и боеприпасов к нему, предусмотренные ст. 222 УК РФ. Федеральным законом от 08.12.2003 N 162–ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» действия по приобретению и ношению газового оружия были исключены из диспозиции ч. 4 ст. 222 УК РФ. Часть 1 ст. 10 УК РФ закрепляет положение о том, что уголовный закон, устраняющий преступность деяния, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость.
Таким образом, семейные отношения по содержанию детей (родителей) охраняются ст. 157 УК РФ лишь в том случае, если обязанности по уплате алиментов закреплены и конкретизированы в следующих документах: в исполнительном листе, выданном судом общей юрисдикции; в судебном приказе; в нотариально удостоверенном соглашении об уплате алиментов).
Несмотря на то что соглашение об уплате алиментов внешне напоминает обычный гражданско–правовой договор между членами (бывшими членами) семьи, характер взятых одной из сторон на себя обязательств выходит за рамки обычных гражданско–правовых отношений, поскольку такому соглашению придается юридическая сила исполнительного листа, но вместе с семейно–правовой природой таких обязательств сохраняют силу и некоторые элементы гражданско–правовой ответственности в виде неустойки. Однако эти меры гражданско–правовой ответственности действуют параллельно с мерами уголовной ответственности, не входя в основание последней. Другими словами, наличие или отсутствие возможности применить законодательство о неустойке не влияет на наличие или отсутствие оснований уголовной ответственности. Они действуют самостоятельно. Иное дело – основания семейно–правовой ответственности за неисполненное обязательство – оно имеет значение для определения существенных признаков состава преступления, предусмотренного ст. 157 УК РФ. Эта часть бланкетного содержания опирается на механизм принуждения к исполнению обязанности и «привязана» не только к Семейному кодексу РФ, но и к законодательству об исполнительном производстве.
Несмотря на то что основание уголовной ответственности применительно к рассматриваемому деянию имеет очень сложный межотраслевой характер, оно четко связано последовательными этапами: при неисполнении семейно–правовых обязанностей по уплате средств на содержание детей или родителей вступает в действие механизм принудительного исполнения – возбуждается исполнительное производство (ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). Если не срабатывает и он, то после фиксированных в исполнительном производстве фактов неисполнения обязанностей по уплате алиментов лицо привлекается к административной ответственности (ст. 5.35.1 КоАП РФ). Если не помогает и эта мера, то при наличии указанных в ст. 157 УК РФ условий наступает уголовная ответственность.
То есть основание уголовной ответственности непосредственно связано с фактом применения к лицу административного наказания и с фактом неисполнения семейно–правовых обязанностей. Факт привлечения лица к административной ответственности входит обязательным компонентом в число элементов и признаков состава преступления. Его природа такая же, как в рассмотренных выше случаях применения ст. 116.1 УК РФ. Основание (условия) административной ответственности включает в себя совокупность следующих межотраслевых фактов: отсутствие уважительных причин для неисполнения или задержки с исполнением алиментных обязательств; наличие постановления судебного пристава–исполнителя о возбуждении исполнительного производства по заявлению взыскателя или в установленных законом случаях без заявления; уклонение лица от уплаты алиментов в течение двух месяцев после возбуждения исполнительного производства; отсутствие признаков, указывающих на наличие в деянии лица признаков уголовно наказуемого деяния.
Протокол об административном правонарушении составляет судебный пристав и направляет материалы в суд, который уже непосредственно решает вопрос о применении административного наказания. Субъект правонарушения сохраняет статус лица, подвергнутого административному наказанию в течение года после окончания исполнения административного наказания.
Если в этот период лицо вновь совершит деяние, аналогичное тому, за которое оно было подвергнуто административному наказанию, возникают основания уголовной ответственности. Здесь необходимо обратить внимание на то, что законодатель перенес акцент с факта уклонения от исполнения алиментных обязанностей (ст. 157 УК РФ в прежней редакции) на факт неуплаты алиментов без уважительных причин. То есть объективная сторона заключается не в действиях, направленных на то, чтобы затруднить взыскание алиментов, а в самой неуплате алиментов в установленный в исполнительных документах срок в отсутствие уважительных причин. Действия лица, направленные на уклонение от уплаты алиментов (сокрытие своего действительного заработка, изменение путем подделки документов своей фамилии и т.д.), не входят в объективную сторону преступления, однако доказанность подобных действий важна для квалификации преступления по ст. 157 УК РФ в новой редакции, поскольку они подтверждают отсутствие уважительных причин неуплаты алиментов.
Более сложным представляется определение момента совершения преступления. В диспозиции ст. 157 УК РФ, в отличие от ст. 5.35.1 КоАП РФ, отмечен лишь период, в течение которого повторение неуплаты становится преступлением – с момента исполнения административного наказания и до тех пор, пока субъект обладает статусом лица, подвергнутого административному наказанию, но, в какой момент неисполнение семейно–правовых имущественных обязательств (неуплата алиментов) перерастает в преступление, не указано.
Определяя признаки деяния, наказуемого в административном порядке, законодатель в ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ указал, что оно заключается в неуплате родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства. По такой же формуле сконструировано основание административной ответственности детей за неуплату алиментов родителям. Одним из ключевых признаков здесь является двухмесячный срок, исчисляемый с момента возбуждения исполнительного производства.
В примечании к ст. 157 УК РФ раскрывается понятие неоднократности и прямо указывается на аналогичность совершенного деяния (неуплата без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения алиментов лицом, «подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда оно считается подвергнутым административному наказанию»). Казалось бы, вопрос о признаках такого деяния снимается, однако в КоАП РФ двухмесячный срок, по истечении которого неуплата становится административно наказуемой, привязан к дате возбуждения исполнительного производства. Проблема заключается в том, что исполнительное производство после применения мер административной ответственности при уклонении от исполнения алиментных обязательств обычно не прекращается. Следовательно, отсутствует юридически значимый (указанный самим законодателем) момент начала отсчета двухмесячного срока – возбуждение исполнительного производства. Законодатель не предусмотрел другого факта, с наступлением которого начинается отсчет двухмесячного срока при повторении деяния.
Возможно и такое толкование, что под аналогичным деянием имеется в виду не весь набор юридически значимых свойств деяния (его административно–правовая характеристика), а лишь семейно–правовая и исполнительно–правовая характеристика – неуплата алиментов в установленные сроки без уважительных причин. Но срок уплаты может наступить уже на второй день после окончания исполнения административного наказания. Между тем признак длительности периода, в течение которого лицо не уплачивает алименты, все же является существенным для констатации кратности тому деянию, за которое ранее последовало административное наказание.
Представляется, что данную неопределенность лучше всего устранить самому законодателю, но до этого следует применить логические приемы уяснения смысла нормы. Учитывая, что факт возбуждения исполнительного производства имел место до применения административного наказания и отсчитанный с этого момента двухмесячный срок уже истек, к тому же он учтен в рамках административного производства, новое исчисление двухмесячного срока уже в рамках характеристики уголовно наказуемого деяния возможно лишь после исполнения административного наказания.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63–ФЗ (ред. от 03.10.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2018)// «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25, ст. 2954
2. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195–ФЗ (ред. от 11.10.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2018)// «Парламентская газета», N 2–5, 05.01.2002
3. «Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24.07.2002 N 95–ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.08.2018)// «Российская газета», N 137, 27.07.2002
4. Федеральный закон от 02.10.2007 N 229–ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об исполнительном производстве» (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.09.2018)// «Парламентская газета», N 131, 10.10.2007.
5. «Методические рекомендации по выявлению и расследованию преступлений, предусмотренных статьей 157 Уголовного кодекса Российской Федерации (Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей)» (утв. ФССП России 25.05.2017, 26.05.2017 N 0004/5)// «Бюллетень Федеральной службы судебных приставов», N 7, 2017
6. «План работы Федеральной службы судебных приставов на первое полугодие 2018 года» (утв. ФССП России 31.01.2018 N 05/2820вн)//Справочно–правовая система «КонсультантПлюс»
7. Безверхов А.Г. Административная преюдициальность в уголовном законодательстве России // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Право». 2011. N 2(10). С. 46
8. Гальперин М.Л. О противоправности в исполнительном производстве // Арбитражный и гражданский процесс. 2018. N 2. С. 34 – 40.
9. Гуреев В.А., Аксенов И.А. Взыскатель в исполнительном производстве: юридическая защита прав и интересов. М.: Редакция «Российской газеты», 2017. Вып. 16. 144 с.
10. Гусаков С.Ю. О реализации отдельных положений Федерального закона от 14 ноября 2017 г. N 321–ФЗ // Вестник исполнительного производства. 2018. N 1. С. 20 – 31.
11. Долгих Т.Н. Декриминализация. Понятие, основания и последствия принятия нового уголовного закона, устраняющего преступность и наказуемость деяния // СПС КонсультантПлюс. 2018.
12. Долгих Т.Н. Оценка судом постановления о назначении административного наказания при рассмотрении уголовного дела по статье, предусматривающей административную преюдицию // Уголовное право. 2018. N 2. С. 25 – 31.
13. Зипунникова Ю.Н. К вопросу о целесообразности уголовной ответственности в исполнительном производстве (на примере ст. 157 УК РФ) // Арбитражный и гражданский процесс. 2018. N 7. С. 59 – 60.
14. Криминализация и декриминализация как формы преобразования уголовного законодательства: монография / И.С. Власов, Н.А. Голованова, А.А. Гравина и др.; отв. ред. В.П. Кашепов. М.: ИЗиСП, КОНТРАКТ, 2018. 280 с.
15. Лопашенко Н.А. Административной преюдиции в уголовном праве – нет! // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2011. N 3(23). С. 64 – 71.
16. Мамхягов З.З. Об административной преюдиции в уголовном законодательстве // Общество и право. 2016. N 1(55). С. 100 – 102.
17. Эргашева З.Э. Обстоятельства, имеющие значение для квалификации по делам о преступлениях с административной преюдицией // Российский следователь. 2018. N 4. С. 62 – 65.
18. Косова О. Соглашения об уплате алиментов: вопросы содержания и применения // Российская юстиция. 2004. N 2. С. 36; Косова О.Ю. Применение законодательства о просрочке уплаты алиментов // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2008. N 4. С. 15.
19. Пикуров Н.И. Применение нового уголовного законодательства (ст. 116.1, 157 и 158.1 УК РФ в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г.) во взаимосвязи с нормами и институтами других отраслей права // Уголовное право. 2016. N 6. С. 53 – 62.
20. Сообщение Пресс–службы УФССП России по Республике Алтай http://r04.fssprus.ru/press–relizy1/document25938740/
21. Спор о лишении родительских прав (на основании судебной практики Московского городского суда) // Помощник адвоката: электрон. журн. 2018.
22. «Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016)// «Бюллетень Верховного Суда РФ», N 11, ноябрь, 2017 (окончание)
23. Постановление Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2011 г. N 30–П // СПС «КонсультантПлюс»
24. Постановление Конституционного Суда РФ от 06.10.2017 N 23–П «По делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 115 Семейного кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Р.К. Костяшкина»// «Российская газета», N 234, 17.10.2017
25. Приговор и. о. мирового судьи судебного участка N 1 Ковылкинского района Республики Мордовия от 30.03.2017 в отношении Басалаевой Н.В. // СПС «КонсультантПлюс»
26. Приговор мирового судьи судебного участка N 107 Пожарского судебного района Приморского края от 16.11.2016 в отношении Александрова С.В.; приговор мирового судьи судебного участка N 143 Красноармейского судебного района Самарской области от 08.12.2016 в отношении Кочеткова Е.Д. // СПС «КонсультантПлюс»
27. Приговор и. о. мирового судьи судебного участка N 1 Печенгского судебного района Мурманской области от 18.01.2017 в отношении Жилова В.С.; приговор и. о. мирового судьи судебного участка N 1 по Алексеевскому судебному району Республики Татарстан от 01.11.2016 в отношении Сафиуллина А.Н.; приговор мирового судьи судебного участка N 94 Черниговского судебного района Приморского края от 09.12.2016 в отношении Филковского А.Л. // СПС «КонсультантПлюс»
28. Приговор мирового судьи судебного участка N 5 Юргинского городского судебного района Кемеровской области от 11.01.2017 в отношении Корчана С.Н.; приговор мирового судьи судебного участка N 88 Советского района г. Красноярска от 15.12.2016 в отношении Воропаева А.В.; приговор мирового судьи судебного участка N 24 по судебному району г. Набережные Челны Республики Татарстан от 14.03.2017 в отношении Оболонского Д.М. // СПС «КонсультантПлюс»
29. Постановление Орловского областного суда от 22.12.2016 по делу N 4А–244/2016// СПС «КонсультантПлюс»
30. Приговор мирового судьи судебного участка N 25 муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области от 11.11.2016 в отношении Голубцова С.Н.; приговор мирового судьи судебного участка N 2 Анжеро–Судженского городского судебного района от 21.11.2016 в отношении Иванюка Д.Ю. // СПС «КонсультантПлюс»
31. Постановление Тверского областного суда от 10.11.2016 по делу N 4А–547/2016// СПС «КонсультантПлюс»
32. Постановление Санкт–Петербургского городского суда от 19.12.2016 N 4а–1665/2016 по делу N 5–292/2016–15// СПС «КонсультантПлюс»
33. Информационный ресурс: http://katun24.ru/news/406931/
34. Информационный ресурс: http://sud09.ru/mirsud/all/volgograd.htm
35. Информационныйресурс:http://sudact.ru/magistrate/doc/z5oS5UbCs1gm/
36. Электронный ресурс: http://gornoaltaysk.bezformata.com/listnews/uplati–alimentov–sudebnij–pristav/6556966/
37. Электронный ресурс: URL: http://fssprus.ru/files/fssp/db/files/02018/itogovyj_doklad_za_2017_god_2018361451.pdf
38. СПС «КонсультантПлюс» – режим доступа