Фрагмент для ознакомления
2
Дошкольники еще не понимают всей сути понятия развод, но не хотят, чтобы родители расставались, не смотря на напряженность отношений. Они чувствуют, что не могут влиять на ситуации, последствия которой им не известны и не контролируемы. Дошкольники также могут винить себя в разводе родителей.
Для детей же дошкольного возраста возможны следующие детские реакции:
· приятные и неприятные фантазии;
· появление неуверенности относительно будущего;
· ощущение ответственности за произошедшее;
· желание наказания;
· повышенный травматизм;
· появление агрессивности, направленной против родителя, с которым он живет;
· во сне часто мучают кошмары. [Посысоева]
Дети в возрасте 3-6 лет после развода родителей часто испытывают сильное чувство вины и самоунижения. Изменяется и самооценка ребенка: чувство «брошенности» приводит к тому, что ребенок начинает ощущать себя никому не нужным, неполноценным. В такие периоды многие дети стремятся к уединению, уходу от людей, могут не замечать обращенных к ним вопросов, замечаний, интуитивно занимают место, где их никто не увидит. Эти изменения поведения ребенка должны быть вовремя замечены и правильно проинтерпретированы, для того чтобы оказать ребенку соответствующую психологическую поддержку.
При грамотно организованной психолого-педагогической коррекционной работе через три-четыре года у ребенка практически не проявляются признаки перенесенной психологической травмы, связанной с разводом родителей.
Для детей 3.5 - 4.5 лет характерны такие симптомы как повышенная гневность, агрессивность, переживание чувства утраты, тревожность. Общительные дети становятся замкнутыми и молчаливыми. Часто у таких детей заметна регрессия игровых форм, для них характерно проявление чувства вины за распад семьи. Ребенок открыто переживает чувство потери, зачастую ведя себя крайне агрессивно. Некоторые дети берут на себя вину, полагая, что родители развелись из-за них.
Для детей 5-6 лет также характерно усиление агрессии и тревоги, раздражительность, неугомонность, гневность. Дети этой возрастной группы достаточно хорошо представляют, какие изменения в их жизни вызывает развод. У детей не наблюдается ярко выраженных задержек в развитии или снижения самооценки, но у наиболее уязвимых являются нарушения сна и аппетита. Эту картину дополняет поведенческая неугомонность и раздражительность. Ребенок уже осознанно представляет, как отразится распад семьи на его жизни. Он может вслух рассказать о личных переживаниях, скуке по отцу, а также огромном желании восстановить союз родителей.
Так же реакция ребенка на стресс зависит и от пола ребенка. Девочки, все переживания, связанные с расставанием родителей, носят «в себе». Внешне это может никак не проявляться, но в серьезных случаях можно отметить: высокую утомляемость ребенка, нежелание идти на контакт, снижение работоспособности, раздражительность и слезливость. Основные переживания - обида и грусть. Приблизительно две трети девочек, достигнув периода половой зрелости, испытывают ощущение неуверенности и обеспокоенности, с трудом делают выбор, открыто боятся измен в супружеских отношениях. [Ольга Рогожкина]
Послеразводный стресс у мальчиков характеризуется очевидными изменениями в поведении, носящими чаще провокационный характер, например: сквернословие, кражи, уход из дома. Основные переживания - агрессия и гнев. Достигнув половой зрелости, большинство мальчиков оказываются не способными развить в себе ощущение независимости, целеустремленности и уверенности. [Ольга Рогожкина]
Дети разведённых родителей, взрослея, испытывают гораздо больше проблем в сфере формирования здоровых и полноценных взаимоотношений с людьми. Наблюдается значительно меньше проблем во взаимоотношениях у выходцев из крепких и благополучных семей.
Расторжение браков неизбежно отражается на способностях детей формировать и поддерживать здоровые взаимоотношения с людьми во взрослом возрасте, а значит, ослабляет и всё общество в целом.
Причины распада семей зависят от разных факторов, которые не всегда раскрываются в специальной литературе. Некоторые исследования, привели к целому ряду открытий, прослеживающих взаимосвязь между разводом родителей и будущим потенциальным семейным благополучием их детей. Во-первых, подтвердились высказанные предположения по поводу того, что дети разведенных родителей более склонны к разводу. Во-вторых, было обнаружено, что опасность развода особенно высока, если оба супруга воспитывались в разведенных семьях. Особенно это типично в ситуациях, где развод родителей произошел, когда дети были в возрасте двенадцати лет и младше, или же когда брак детей разведенных родителей продлился недолго. В-третьих, дети из разведенных семей к моменту достижения ими зрелого возраста уже имеют сложившееся мнение и установку - и чаще всего принимают решения, ведущие к распаду их собственной семьи. Например, среди детей разведенных родителей больше случаев ранних браков, а подобные браки дают наибольший процент разводов. Они также более склонны вступать в добрачные отношения с партнером, что, снова, делает развод более вероятным. Наконец, молодые люди, чьи родители были разведены, сталкиваются с трудностями в отношениях с окружающими: они чаще испытывают раздражение, зависть, обидчивость, проблемы в общении, проявляют неверность. Другими словами, в своих родителях они не нашли хорошего примера, как строить здоровые взаимоотношения с окружающими. Именно пример родителей может подтолкнуть их к решению расторгнуть брачные отношения, если в них возникли какие-либо проблемы. Так же дети, пережившие развод своих родителей, имеют более низкие показатели удовлетворённости жизнью, чем их сверстники из благополучных семей.
В любом случае детям необходимы оба родителя. Вдвоем они способны обеспечить ребёнка необходимой эмоциональной поддержкой,
Показать больше