Фрагмент для ознакомления
2
Детерминированный подход (невероятностный) – выборка идет способом отличным от случайного. Выделяют 2 направления неслучайного отбора: направленный (целенаправленный), стихийный. Выделяют методы направленного отбора: 1)выборка типичных представителей; 2) выборка методом «снежного кома»; 3) выборка методом формирования квот (нормированная выборка) 4) гнездовая выборка.
6. Методы теоретического исследования: изучение, анализ и систематизация психолого-педагогической, дидактической и методической литературы по проблематике исследования; изучение нормативных документов, определяющих структуру и содержание школьного образования; анализ процесса обучения информатике в начальной школе; изучение и обобщение передового педагогического опыта; педагогический эксперимент – наблюдение и обработка полученных результатов.
Данные методы позволят в полной мере раскрыть цель исследования и соответствуют ресурсной базе.
7. Характеристика основных стадиям теоретического исследования:
- построение нового или расширения существующего теоретического базиса: анализ методической и научной литературы, сравнение дефиниций, выделение оптимального понятийного аппарата;
- построение научных теорий: разработка научной теории, определяющей методологию исследования;
- применение теорий – проведение исследований на конкретном объекте исследования.
8. Подготовьте сообщение и мультимедийную презентацию по теме: «Экспертиза как измерение» по следующему плану:
Экспертная оценка - это диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое выражение в виде оценок. Суть экспертного оценивания состоит в формализованном выражении объективной информации о поведении и качествах личности в ряде субъективных мнений и оценок. Этот метод может быть широко использован для оценки качеств личности при составлении психологических характеристик.
Метод экспертных оценок заключается в формализованной процедуре сбора, анализа и интерпретации независимых суждений нескольких экспертов о степени выраженности каждого оцениваемого параметра.
Практика применения метода экспертной оценки показывает, что его диагностическая ценность может быть существенно повышена за счет правильного подбора экспертов различных категорий, стандартизации и усовершенствования процедуры экспертного оценивания, включения дополнительных способов статистической обработки результатов оценивания, применения новых критериев анализа и интерпретации.
Повышения надежности экспертных оценок можно добиться за счет снятия субъективных и инструментальных искажений. Для этого обычная процедура сбора экспертных оценок должна быть дополнена специальным приемом повторного оценивания с предварительным сообщением эксперту данных, полученных от других экспертов. В этом случае изменение первоначальной оценки является важным диагностическим показателем ненадежности эксперта. Кроме того, для повышения надежности экспертных оценок необходимо выполнять следующие специальные требования:
- оцениваемые качества должны определяться в терминах наблюдаемого поведения;
- эксперт должен иметь возможность наблюдать за поведением оцениваемого студента достаточно длительный период времени;
- необходимо наличие не менее пяти экспертов на одного оцениваемого студента
- ранжирование должно производиться экспертами только по одной черте за один раз, вместо оценивания одного испытуемого сразу по всем параметрам;
- данные экспертного оценивания необходимо соотносить с результатами объективных тестовых обследований.
В процедуре проведения экспертного опроса можно выделить следующие этапы:
-Определение цели получения экспертных оценок
- Формирование рабочей группы и подбор экспертов
- Проведение опроса экспертов
- Шкалирование
- Обработка и анализ результатов экспертного оценивания
При предъявлении эксперту фиксированного списка качеств, второе различие заключается в требуемых от него способах экспертного шкалирования (прямое или косвенное, ранжировка, парные сравнения, сортировка). С одним и тем же списком качеств эксперт должен осуществить один или несколько различных видов оценок, результаты которых как правило не совпадают. Выделяют два вида экспертных шкал: оценочные и ранговые. Ниже описаны способы оформления результатов экспертной оценки с помощью оценочных и ранговых шкал.
Оценочные шкалы отличает относительная простота применения, возможность математических методов обработки и анализа результатов исследования. Суть этого метода состоит в том, что психические явления (процессы, состояния, свойства, образования) оцениваются с помощью баллов по заранее обусловленным критериям.
При прямом шкалировании однополярных признаков (например, умный, добрый, дисциплинированный и т.д.) для оформления результатов экспертного оценивания используется метод балльных оценок.
Прямое шкалирование по биполярным признакам требует большего напряжения внимания и мышления эксперта, но дает более точные результаты. Биполярные шкалы задают более точное семантическое понимание сущности шкалируемого признака, уравнивают экспертов по возможным вариациям понимания одного и того же слова, обозначающего качество личности.
Косвенное шкалирование основано не на выставлении абсолютных балльных оценок, а на сравнении с некоторым образцом выраженности качества, принимаемым за эталон оценивания. Например, в качестве эталона может выступать самый ответственный студент, тогда ответственность всех остальных оценивается в баллах по отношению к нему.
Ранговые шкалы образуются путем сравнения испытуемых друг с другом по одному из качеств личности. Так, например, студентов располагают в ряд по степени их активности, успеваемости и т.д. Все
Показать больше