Фрагмент для ознакомления
2
Итак, технологической основой социально-педагогической работы с девиантными подростками, выступают профилактика и реабилитация.
В.И.Загвязинский, М.П. Зайцев отмечают, что для предупреждения отклонений девиаций и противоправных отклонений в поведении, реализуется комплекс мер социально-психологического, медицинского и педагогического характера, которые направлены на купирование и нейтрализацию влияния отрицательных факторов социальной среды на личность.
Специалисты (Воронцова М.В., Т.А. Дубровская) склоняются к тому, что успешная профилактика ДП, реализуется через комплексное использование обозначенных выше подходов, на всех уровнях реализации, предпочтительно с минимизацией применения санкций.
В первую очередь, деятельность должна быть направлена на устранение причин, которые способны были вызвать нежелательные последствия, в связи с чем, профилактику ДП, рекомендуется проводить по следующим направлениям:
- купирование всевозможных провоцирующих физических, психологических и социокультурных обстоятельств для подростков и юношей, которые входят в «группу социального риска»;
- сохранение, защита и поддержка максимально нормального уровня жизни и здоровья подростка;
- содействие и оказание помощи в достижение социально значимых целей, раскрытие внутреннего потенциала.
Эффективность профилактических мероприятий может быть обеспечена при соблюдении следующих компонентов: направленность на устранение источников дискомфорта в личности, микросоциуме и в максимально приближенной социальной среде; создание условий для приобретения подростками необходимого опыта для решения возникающих проблем; обучение для формирования новых навыков, которые помогают достичь поставленных целей и/или сохранить здоровье; решение еще не возникших проблем и предупреждение их возникновения.
В исследовании М.А.Ковальчук, обосновывается базовое положение о том, что профилактика, базируясь на субъективном подходе к ее организации, предполагает формирование и развитие экзистенциальной сферы личности.
Б.П. Буунк обосновывает свою теорию профилактики девиантного поведения подростков – теорию аффилиации. Аффилляция рассматривается как поиск общества других, вне зависимости от того, какие чувства к ним испытывает подросток, так как именно общение является доминантой деятельности подросткового возраста, особенно это касается девиантных подростков. Для организации эффективного процесса профилактики, по мнению автора, важно выделить мотивы и ситуации, которые способствуют аффилиации.
Б.П. Буунк намечает пути купирования и профилактики девиантности:
1)снижение уровня общей тревожности;
2)оказание социальной поддержки, которая включают в себя несколько компонентов:
3)уменьшение степени одиночество подростка, которое включает ощущение отчаяния, паники, ужаса, беспомощности, депрессию, горе, жалость к себе, гиперчувствительность и невыносимую скуку, подросток не в состоянии сосредоточиться, ощущает неловкость и нелюбовь к себе, собственную непривлекательность, глупость.
Д.И.Маленкова в своей системе организации профилактики отклоняющегося/девиатного поведения, указывает на необходимость педагогизации окружающей среды для девиантного подростка. Профилактика девиантного поведения включает в себя следующие блоки:
- воспитание педагогической культуры школы, дома, семьи, микросоциума;
- формирование возможности воспитания подростков в коллективе (организация детских и общественных движений и организаций с участием в них подростков из «группы риска», педагогически запущенных и др.
- организация и сосуществование с подростковыми неформальными группами, системное направление энергии этих групп в «позитивное русло»;
- использование разнообразных организационных форм деятельности;
- применение 5 точек «опоры воспитания»: природа, культура, дело(то, что человек делает), люди с которыми индивид вступает в самые разнообразные отношения, «Я сам», как наивысшая ценность.
По классификации А.К.Лейченко, процесс сопровождения может быть непосредственным, прямым и опосредованным, косвенным. Комплексное сопровождение развития подростков с девиантным поведением, предполагает реализацию мультидисциплинарного подхода в диагностике и в коррекции.
Кочетков А.И. предлагает следующие методы купирование девиантных проявлений: разрушение отрицательного типа характера (метод «взрыва» и реконструкции); методы перестройки мотивационной сферы и самосознания (объективное оценивание достоинств и недостатков, трансформация самосознания, переубеждение, прогнозирование отрицательного поведения); методы перестройки жизненного опыта (переучивание, переключение, регламентация образа жизни); метод предупреждения отрицательного и стимулирования положительного (поощрений и наказаний, соревнования, положительной перспективы); репетиция поведения (участие в тренингах, групповых играх, моделирования, разыгрывания правовых ситуаций).
Нормативно-правовая база социально-педагогической работы с «трудными» подростками
Согласно «Всеобщей декларацией прав человека», «Декларации социального прогресса и развития», каждый ребёнок имеет право на защиту прав. Соответственно указанным документам, дети имеют право на защиту прав и возможность обеспечения их благополучия. Современная государственная политика направлена на формирование основополагающего права каждого ребенка, а также права жить и воспитываться в семье.
Социально-педагогическая работа с трудными подростками (ТП) основана на нормативно-правовой базе, включающей следующие основные документы.
1.Декларация прав ребенка.
2.Конвенция о правах ребенка.
3.Закон РФ об основных гарантиях прав ребенка.
4. Конституция Российской Федерации.
5. Семейный кодекс.
6.Гражданский кодекс.
7. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы. Кроме того, в данный перечень документа могут быть включены нормативно-правовые акты, принятые на муниципальном уровне и в рамках конкретного учреждения, деятельность которого включает работу с девиантными подростками.
Характеристика экстремального туризма
Экстремальный туризм – в широком смысле один из видов туристического отдыха, в той или иной степени связанный с риском. Иногда под экстремальным туризмом понимают отказ от новейших электронных и механических приспособлений, помогающих выжить (GPS и другие навигаторы, огнестрельное и иное оружие, кроме ножа). Экстремальный туризм - одно из очень перспективных направлений в современной сфере отдыха и развлечений. Прежде всего следует остановиться на содержании понятия «экстрим». Универсального определения, что считать экстремальным видом спорта или туризма, не существует. Конечно, есть виды профессиональной деятельности или развлечений, связанные с большим риском для жизни и здоровья (например, полеты на различных летательных аппаратах, скалолазание, глубоководные погружения).
Как ни парадоксально звучит, но все более ускоряющийся темп жизни общества приводит к менее подвижному образу жизни людей. Человеку не хватает физического движения и физических нагрузок. Естественно, для такой категории туристов обычный 5-10-километровый поход с легким рюкзачком или подъем на холм высотой 150-200 м – уже серьезное испытание. В принципе любой туристический поход IV-V категории сложности, по мнению специалистов, уже может считаться экстремальным. Как известно, категория сложности в спортивном туризме определяется продолжительностью похода в днях (для IV категории не менее 13 и для V не менее 16 дней) и протяженностью в километрах. Минимальное расстояние определено для горных походов (IV категория - 150 км, V - 160 км). Для пешеходных путешествий эта цифра определяется в 220 - 250 км, лыжных – 250 - 300 км, водных – 225 - 250 км, велосипедных – 800 - 1100 км, мотоциклетных - 3200-4000 км, автомобильных - 4500-5000 км. Поэтому понятие «экстремальный туризм» очень относительно. В связи с этим многие фирмы, занимающиеся приключенческим туризмом, вводят собственные категории маршрутов.
Наряду с традиционными способами активного отдыха и развлечений за несколько последних десятилетий в сфере туризма появилось много новых, а то и экзотических вариантов использования свободного времени.
Некоторые из них, например кайтинг, возникли на основе комбинирования других видов экстрима и сочетают в себе водно-воздушные или воздушно-сухопутные виды развлечений. Другие, такие как путешествия по воде на надувных лыжах или космотуризм, являются принципиально новыми.
Экстремальный туризм – в широком смысле один из видов туристического отдыха, в той или иной степени связанный с риском. Иногда
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10. 12. 1948 г.) // Российская газета., 1995. – 5 апреля.
2. Декларация социального прогресса и развития (Принята 11. 12. 1969 г. Резолюцией 2542 (ХХIV) на 1829 – ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Декларация не была опубликована. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»
3. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) //Сборник международных договоров СССР. – 1993. - выпуск XLVI.
4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 29.12.2017) / http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (ред. от 29.12.2017) / http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/
6. Федеральный закон от 24 июля 1998 г № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 28. 11. 2015 г. № 358 – ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3802.
7. Федеральный закон от 2 декабря 1996 г № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ред. 03. 07. 2016 г. № 359-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 52. - Ст. 5880.
8. Азарова Е. Г. Социальное обеспечение детей: теоретические подходы: монография / Е. Г. Азарова. - М.: КОНТРАКТ, 2012. - 256 с.
9. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья / Л.И.Акатов. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 368 с.
10. Алешина Ю.Е. Психологические проблемы индивидуальности / Ю.Е.Алешина, Е.В. Лекторская – М., 1984. – 306 с.
11. Андриенко В.К. Система перевоспитания подростков в условиях специальной школы / В.К.Андриенко, Ю.В. Гербеев и др. – М., 1990. – 275 с.
12. Аптер М. Дж. Теория реверсивной человеческой активности / М.Аптер // Вопр. психол. - 1987. -№ 1. - С. 162 - 169.
13. Беличева С.А. Основы превентивной психологии / С.А.Беличева. – М.: Соц. здоровье России, 1994. – 236 с.
14. Борисов И.Ю. Механизм «гедонистического риска» и его роль в отклоняющемся поведении молодежи / И.Ю.Борисов // Мир психологии и психология в мире. – 1995. - № 3. – С. 63-74.
15. Буйневич Т.В. Психолого-педагогические подходы к профилактике правонарушений / Т.В. Буйневич // Воспитание. Личность. Профессия: электронный журнал. – Минск, 2004. - № 3.
16. Васкэ Е.В. Типология субъектов девиантного поведения / Е.В.Васкэ. – Автореф. дисс… канд. филос. наук. – Н.Новгород, 2000. – 27 с.
17. Василькова Ю.В. Методики и опыт работы социального педагога / Ю.В.Василькова. – М.: Академия, 2001. — 160 с.
18. Визель Т.Г. Девиантное поведение подростков:теории и эксперименты. Монография. / Т.Г. Визель, Л.В. Сенкевич, В.А. Янышева, А.К. Железнова. - Тула, 2007. - 341 с.
19. Воронцова М.В. Социальная работа с девиантными подростками / М.В.Воронцова, Т.А. Дубровская. – Таганрог, 2011. – 436 с.
20. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.4. Детская психология /Л.С.Выготский. – М.: Педагогика, 1984 - 432 с.
21. Ганишина И.С. Психологическое влияние неблагополучной семьи на девиантное поведение несовершеннолетних / И.С.Ганишина. – Автореф…канд. психол. наук. – Рязань, 2004. – 27 с.
22. Ганишина И.С. Психологическое влияние неблагополучной семьи на девиантное поведение несовершеннолетних / И.С.Ганишина. – Дисс… канд. психол. наук. – Рязань, 2004. – 160 с.
23. Гарбузов В.И. Неврозы у детей и их лечение / В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Д.Н. Исаев. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2009. – 298с.
24. Гриценко А.В. Психологические особенности агрессивного поведения подростков / А.В.Гриценко / Сборник научных трудов. Серия «Гуманитарные науки», вып. № 10 // СевКавГТУ, Ставрополь, 2003 г.
25. Голосенко И.А. Девиантность и социальный контроль в России (XIX-XX вв.): тенденции и социологическое осмысление / И.А.Голосенко. – СПб.: Алетейя, 2000. – 384 с.
26. Гулдинг М. Психотерапия нового решения. Теория и практика / М. Гулдинг, Р. Гулдинг. – М.: Независимая фирма «Класс», 2007. – 288с.
27. Дугинова Е.А. Коррекция детско-родительских отношений: методические рекомендации для специалистов, педагогов образовательных учреждений, родителей / Е.А. Дугинова. – Новокуйбышевск, 2009. – 103с.
28. Ермаков В.Д. Трудные судьбы подростков – кто виноват? / В.Д.Ермаков, В. В. Панкратов, Л. И. Романова . - М.: Юрид. лит., -1991. – 334 с.
29. Загвязинский В.И. Основы социальной педагогики / В.И.Загвязинский, М.П. Зайцев и др. – М., 2002. – 168 с.
30. Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения / Е.В.Змановская. – М: Академия, 2004. – 288 с.
31. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / А.И. Захаров. – М.: Апрель-Пресс, Эксмо-Пресс, 2014. – 448с.
32. Ильин Е.П. Психология доверия / Е.П.Ильин. – СПб: Питер, 2013. – 288 с.
33. Каган В. Е. Девиантное поведение детей и подростков: к анализу понятия / В.Е.Каган // Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков: Материалы Рос. науч.-практ. конф. - М.: Изд. Дом «Грааль», 1996. – 612 с.
34. Коповая О.В. Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы/ О.В. Коповая, А.С.Коповой. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2008. – 80 с.
35. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2015. – 354с.
36. Кон И.С. Психология ранней юности / И.С.Кон. – М.:Просвещение, 1989. – 255 с.
37. Коэн А. Содержание делинквентной субкультуры / А.Коэн // Социология преступности. - М.: Прогресс, 1966. – С. 120-125.
38. Королёв В.В. Психические отклонения у подростков – правонарушителей / В.В.Королев. – М.: Медицина, 1992. – 218 с.
39. Ковальчук М.А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация / М.А.Ковальчук, И.Ю.Тарханова. – М.: Владос-Пресс- 2010. – 412 с.
40. Клейнберг Ю.А. Психология девиантного поведения / Ю.А.Клейнберг. - М: ТЦ «Сфера», 2001. – 161 с.
41. Кудрявцев В.Н. Социальные деформации: (причины, механизмы, пути преодоления) / В.Н.Кудрявцев. – М.: РАН, Ин-т государства и права, 1992. – 133 с.
42. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. – М.: Воронеж, 1997. – 216с.
43. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М.Семенюк. – М.: МПСИ, 2005. – 176 с.
44. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л.Б,Шнейдер. – М.: Академический Проект; Трикста, 2005. — 336 с.