Фрагмент для ознакомления
2
Мною была выбрана пьеса «Предатель» автора Владимира Жеребцова. Данное произведение многогранно по своей природе, поскольку отражает один из важнейших и сложнейших и не маловажных исторических периодов нашей страны – Великую Отечественную войну. Пьеса дает возможность осознать сложную, многообразную, неисчерпаемую проблему подвига советского народа в Великой Отечественной войне. Моё отношение к данной пьесе, сходно с позицией автора, как и его, меня в большей степени интересует, не технология и стратегия ведения войны и боя, хотя это имеет не малое значение, а в первую очередь, нравственный и духовный мир человека, возможности его силы духа.
Именно война испытывает личность человека на подлинность и стойкость духа, способность безоглядно жертвовать своей жизнью, ради спасения других. Еще вчерашние мальчишки и девчонки вдруг оказываются бойцами на передовой линии фронта, и ежесекундно им приходится принимать нелегкие судьбоносные решения. Как важно здесь не ошибиться, не оступиться, не изменить самому себе. Разве это не подвиг? Но люди военного времени не задавались подобным вопросом.
Лишь после войны, тема подвига стала главенствующей в литературе. Военная тематика в литературных произведениях подобна памятникам погибшим. Она воспитывает в молодом поколении любовь к Родине, уважение к истории, учит выносливости в испытаниях, нравственности, ценности свободы, мира, прививает нам человечность, толерантность. Хотя в современном мире такие определения начинают забываться. И моя задача, как режиссера данной постановкой напомнить зрителю, что же такое человечность, толерантность, нравственность, уважение и ценность свободы.
2.2. Режиссерский анализ пьесы
2.2.1. Об авторе
Жеребцов Владимир Валерьевич родился 9 октября 1968 года в городе Стерлитамаке (Башкирия). Срочную службу проходил на космодроме Байконур (1987-1989). В 1993 году окончил Санкт-Петербургский электротехнический университет. Однако связал свою жизнь с работой журналиста в местной газете, а в настоящее время является ее главным редактором.
В 1995 состоялась премьера первой пьесы «Этот город не дает мне уснуть» в Молодежном театре города Уфы. В 1999 в Стерлитамаке поставили «Театр одного зрителя», а в 2001 в городе Сибае «Полуденную пару». Затем были: «Потомок» в Волгограде, «Солдатики», «Театр одного зрителя» и тот же «Потомок» в Москве (в театре под руководством Олега Табакова и в театре на Малой Бронной), постановки в Ростове, Уфе, Кургане, Владивостоке, Челябинске, Туле. Всего на сценах профессиональных театров состоялось около 30 спектаклей по пьесам Владимира Жеребцова.
Награжден премией журнала «Современная драматургия» за пьесу «Потомок», лауреат Всероссийских конкурсов драматургов за пьесу «Предатель» и пьесу «Партнер». По пьесе «Подсобное хозяйство» (Солдатики) снят короткометражный фильм (режиссер Е. Анашкин). В 2008 году спектакль Киевского театра Леси Украинки «Солдатики» принимал участие в фестивале «Новая Европейская пьеса», г. Висбаден (Германия). Участник всероссийских драматургических семинаров. Пьеса «Памятник» стала победителем Всероссийского драматургического конкурса «Действующие лица 2010», а пьеса «Полтора стиха» вошла в шорт лист «Действующие Лица-2011».
Владимир Жеребцов закончил факультет корабельного электрооборудования Ленинградского тогда еще электротехнического института. Сразу после учебы устроился на работу в газету «Стерлитамакский рабочий» корреспондентом, где и работает до сих пор. Хорошо известен городским читателям материалами на правоохранительные темы. Писать начал в первом классе. В прописях. В армии выпускал «Боевой листок». Со временем стал писать меньше юмористических рассказов. Впервые побывал на семинаре молодых драматургов в городе Рузе Московской области в 1995 году.
Написанные пьесы:
«Полуденная пара» 2000 г., «Театр одного зрителя» 2001 г., «Приют неудачников» 2001 г., «Потомок» 2003 г., «Чморик» (Подсобное хозяйство) 2003 г., «Поцелуй» 2004 г., «Предатель» 2005 г., «Партнер» 2006 г., «Пустите в гости!» 2007 г., «Полеты воздушного змея» (Попутчики) 2008 г., «Памятник» (История одного недоразумения) 2010 г., «Полтора стиха» 2011 г., «Позвоночница» (Телефонная книга) редакция 2012 г., «Пикничок» (Плохая погода для загородного путешествия) 2013 г.
Пьесы для детей
«Пельмени с Федором» 2004
2.2.2. О пьесе
Что есть предательство? Какова значимость борьбы и Победы, истоки героизма человека, нравственная сила, убежденность, преданность Родине? О чем думали и мечтали герои военных лет, в один из самых критических периодов жизни страны и их собственной жизни?
Владимир Жеребцов создаёт сюжеты исключительно на напряженных моментах войны, в его пьесах описываются обыкновенные люди, которые столкнулись с войной. Рассматривая мотивы поведения солдат в экстремальных условиях, писатель определяет психологическое состояние и переживания своих героев. Действия героев, попавших в тяжелые условия нельзя оценивать однозначно.
Сюжет пьесы «Предатель» психологически создан так, что можно сбиться с толку в оценке поведения героев. Есть от чего растеряться: главный герой – предатель?! Автор сознательно идет на размывание граней образа этого персонажа. Герои пьесы – Алымов и Мария представители двух разных убеждений, в обычной жизни они могли бы и не столкнуться, но война выворачивает человека наизнанку. Алымов осознает неизбежность смерти и с честью проходит через тяжелые испытания, не отказавшись от своих убеждений и не предав Родину. Мария совершает предательство, спасая свою
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Андреев Л.Г. Экзистенциализм // Зарубежная литература XX века: Учеб. для вузов / Л.Г. Андреев, А.В. Карельский, Н.С. Павлова и др.; Под ред. Л.Г. Андреева 2-е изд. испр. и доп. – М., 2004. – С. 127 – 149.
2. Ануй, Ж. Пьесы: в 2 т. / Ж. Ануй. – Москва, 1969. – т. 1. – 253с.
3. Айзенберг, Ю.Б. Справочная книга по светотехнике 3-е изд. перераб. и доп. / Ю.Б. Айщенберг. – М.: «Знак», 2006. – 972с.
4. Боровский, Д.Л. Убегающее пространство / Д.Л. 4. Боровский. – М.: Эксмо, 2006. – 432с.
5. Бурханов, А.Р. Экзистенциал свободы в философии абсурда и бунта Альбера Камю / А.Р. Бурханов // Молодой ученый. – 2011. – №4. Т.1. – С. 193-196
6. Вилюнас, В.К. Психология, феноменология и феноменологическая психология Психология эмоций. // Вилюнас В.К., Гиппенрейтер Ю.Б. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – С.120 – 136
7. Гагарин, А.С. Экзистенциалы человеческого бытия: одиночество, смерть, страх. От Античности до Нового времени / А.С. Гагарин – Екатеринбург, 2001. – 372с.
8. Гончаров, А.А. Поиски выразительности в спектакле / А.А. Гончаров. –М.: Искусство, 1959. – 150с.
9. Гринер, В.А. Ритм в искусстве актера / В.А. Гринер. – М.: Просвещение, 1966. – 172с.
10. Гротовский, Е. От бедного театра к Искусству–проводнику / Е. Гротовский. – М.: Артист. Режиссер. Театр, 2003. – 351с.
11. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка / В. Даль. – М., 1990. – 550с.
12. Давыдова, М.Ю. Западноевропейский театр от эпохи Возрождения до рубежа 19–20 веков / М.Ю. Давыдова. – М.: РГТУ, 2001. – 436с.
13. Дюшен, И.Б. Театр парадокса / И. Б. Дюшен. – М., 1991. – 570с.
14. Ершов, П.Е. Импровизация. Театральная энциклопедия: Т. 2 / П.Е. Ершов. – М: Сов. энциклопедия, 1963. – 870с.
15. Ершов, П.М. Режиссура как практическая психология. Взаимодействие людей в жизни и на сцене. Режиссура как построение зрелища / П.М. Ершов. – М.: Издательство «Мир искусства», 2010. – 408с.
16. Ефремова, Т.Ф. Толковый словарь русского языка / Т.Ф. Ефремова. – М., 1999. – 764с.
17. Захава, Б.Е. Мастерство актера и режиссера: учебное пособие для институтов культуры, театра, и культурно–просветительных училищ / Б.Е. Захава. – М.: Просвещение, 1973. – 320с.
18. Захаржевская, Р.В. История костюма. От античности до современности. – 3-е изд., доп. / Р.В. Захаржевская. – М.: РИПОЛ классик, 2007. – 288с.
19. Зингерман, Б.И. Очерки истории драмы 20 века. К проблеме характера в пьесах Ануя / Б.И. Зингерман. – М.: Наука, 1979. – 395с.
20. Иванова, И.С. Причины утраты женственности героиней античных трагедий Медеей и этическая оценка данного явления / И.С. Иванова // Научный журнал Сервис PLUS. – 2014. – № 3. – С. 68 – 79
21. Камоцкая, И.Ю. Пьесы Жана Ануя 1940-х г.г. в контексте эволюции творчества / И.Ю. Камонецкая // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. – 2014. – №2. – С. 71 – 77
22. Кнебель, М. Поэзия педагогики. О действенном анализе пьесы и роли / М. Кнебель. – М.: ГИТИС, 2005. – 576с.
23. Козюренко, Ю.И. Основы звукорежиссуры в театре. Учеб. пособие для театр, учеб, заведений / Ю.И. Козюренко. – М., «Искусство», 1975. – 248с.
24. Коплстон, Ф. История философии. XX век / Ф. Коплстон. – М., 2002. – 269с.
25. Костелянец, Б.О. Драма и действие. Лекции по теории драмы / Сост. И вступ. ст. В.И. Максимов. – М.: Совпадение, 2007. – 503с.
26. Кудряшов, О.Л. Внутренняя жизнь роли. Труд актера / О.Л. Кудряшов // Биб-ка В помощь художественной самодеятельности. – 1981. – № 16. – С. 112
27. Кузнецов, А.Г. Ценностные ориентации современной молодежи / А.Г. Кузнецов. – Саратов: СВШ МВД РФ, 1995. – 205с.
28. Лернер, П. Среда бытия растущего человека в изменяющемся мире / П. Лернер // Нар. образование. – 2005. – № 2. – С. 48.
29. Марсель, Г. Опыт конкретной философии / Пер. с фр. В. П. Большако¬ва и В. П. Визгина; общ. ред., послесл. и примеч. В. П. Визги¬на. – М.: Республика, 2004. – 224с.
30. Миронов, В.В. Философия: учебник / В.В. Миронов. – М.: Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 240с.
31. Миронов, А.В. Политология: курс лекций / А.В. Миронов. – М., 1993. – 268с.
32. Моруа, А. Жан Ануй. / А. Моруа // Собр. соч. в 10 т. – т. 10. – М., 2001
33. Моторина, Л.В. Философская антропология / Л.В. Моторина. – М., 2003. – 256с.
34. Мочалов, Ю. Композиция сценического пространства (Поэтика мизансцены) / Ю. Мочалов. – М.: Просвещение, 1981. – 180с.
35. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М.: Оникс, Мир и образование, 2008.– 1200с.
36. Пави, П. Словарь театра / П. Пави.– М.: Прогресс, 1991.– 494с.
37. Попов, А.Д. Художественная целостность спектакля. – М.: ВТО, 1959. – 299с.
38. Прудиус, И.Г. Переосмысление традиционного сюжета в драме Ж. Ануя «Медея». Любовь Медеи и Ясона в трактовке Ж. Ануя / И.Г. Прудиус // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2012. – № 2. – С. 104
39. Река, Е.В. Абсурдность мира и человеческого существования в концепции Альбера Камю / Е.В. Река // Молодой ученый. – 2013. – №9. – С. 484 – 487
40. Рындин, В.Ф. Как создается художественное оформление спектакля / В.Ф. Рындин. – М., 1962. – 40с.
41. Соловьев, Э. Прошлое толкует нас. (Очерки по истории философии и культуры) / Э. Соловьев. – М.: Политиздат, 1991. – 432с.
42. Соснова, М.Л. Искусство актера: Учебное пособие для вузов. – 3-е изд. / М.Л. Соснова. – М.: Академический Проект; Трикста, 2008. – 432с.
43. Труфанова, Е.О. Человек в лабиринте идентичностей / Е.О. Труфанова // Вопр. философии. – 2010. – № 2. – С. 23.
44. Тузова, Т.М. Экзистенциализм. Энциклопедическая статья. НФС. / Т.М. Тузова. – Минск, 1999. – 896с.
45. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. – М., 1990. – 368с.
46. Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер; Пер. с нем. В.В. Бибихина. – Харьков: Фолио, 2003. – 600с.
47. Хуснутдинова, А.В. Своеобразие трактовки мифа о Медее в одноименной пьесе Ж. Ануя / А.В. Хуснутдинова // Приволжский научный вестник. – 2016. – № 1. – С.109 – 110
48. Эсенбаева, Р. Национальные традиции в творчестве Жана Ануя. / Р. Эсенбаева. – Л., 1973
49. Якубовский, А.А. Профессия: театральный критик: Учебное пособие / А.А. Якубовский. – М.: РАТИ - ГИТИС, 2008. – 552с.
50. Гиленсон, Б.А. Античная литература. Древняя Греция. [Электронный ресурс] – http://antique-lit.niv.ru/antique-lit/gilenson-drevnyaya-greciya/evripid.htm