Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность данной работы определяется необходимостью исследования проблем бюджетной системы Российской Федерации (РФ), а также обзору направлений ее дальнейшего развития, что является одним из важнейших факторов экономического роста. В настоящее время происходит динамичное изменение существующей финансово-денежной системы в связи с продолжающимся процессом реформирования экономики России.
Бюджетная система − это совокупность финансовых отношений по поводу накопления, распределения и использования фондов денежных средств. По мнению многих российских экономистов, корни глубоких экономических проблем России − это слабость нашей финансовой системы, чрезмерная сырьевая ориентация, недостаточное развитие конкурентной среды.
Управление финансами осуществляется государством, действия которого связаны с организацией общей финансовой политики, координацией денежных средств, подготовкой финансового законодательства.
Государство использует финансы для осуществления собственных функций и задач, реализации поставленных целей. Большую роль в выполнении государственных задач играет финансовая политика, в процессе реализации которой обеспечиваются условия для выполнения задач, поставленных перед обществом, воздействует на экономические процессы.
В рамках углубления рыночных реформ возникает потребность перестройки всей системы финансовых отношений в России. Государственные финансы, в первую очередь, бюджетная система посредством финансирования сравнительных направлений развития страны призвана обеспечить структурную перестройку национальной экономики, ускорение научно-технического прогресса, увеличение результативности производства и на этой базе увеличение жизненного уровня граждан.
Целью работы является исследование бюджетной системы
Задачи работы:
1. Рассмотреть бюджетную систему России.
2. Провести исследование доходов и расходов бюджета.
3. Исследовать сбалансированность бюджета.
4. Исследовать бюджетный контроль.
Объектом исследования выступает бюджетная система РФ.
Предмет исследования – проблемы развития бюджетной системы России.
Теоретическую основу исследования составили научные труды отечественных и зарубежных специалистов по проблемам финансовой системы, результаты фундаментальных и прикладных исследований в области формирования, организации и повышения эффективности управления финансовой системой, федеральные нормативно-правовые акты, официальные статистические данные и материалы периодической печати.
1. Общая характеристика доходов бюджетов.
1.1.Функциональное назначение и характеристика отдельных видов налогов, их роль в формировании доходов бюджета: налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль, подоходного налога с физических лиц и др.
Бюджетная система – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов внебюджетных фондов .
Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней :
федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
местные бюджеты, в том числе бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований.
В состав бюджетной системы входят государственные внебюджетные фонды .
Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления .
Рисунок 1 - Задачи бюджетного регулирования экономических процессов :
Длительный процесс становления сложившейся к настоящему времени современной бюджетной системы Российской Федерации характеризуется так же становлением принципов её функционирования, которые отражены в бюджетном кодексе РФ. Эти принципы отражают существенные черты бюджетной системы и характеризуют её с точки зрения развития содержания.
1.2.Налоги формирующие Федеральный Бюджет, Субъектов и местные бюджеты
Состав налоговых доходов конкретного бюджета определяется действующим налоговым законодательством и положениями Бюджетного кодекса.
Обычно налоговым поступлениям принадлежит определяющая роль в формировании доходов бюджетов всех уровней. Это объясняется тем, что налогу как важнейшему инструменту финансового регулирования принадлежит не только фискальная (бюджетообеспечивающая) функция, но и стимулирующая функция, с помощью которой можно оказывать воздействие на деловую активность общества. Через систему налоговых льгот и налоговых санкций регулируется также социальное распределение доходов в обществе. В бюджетах экономически развитых государств доля налогов в суммарных доходах государственного (федерального) бюджета составляет от 70 до 95%.
В доходах федерального бюджета России налоговые доходы составляют последние 3 года чуть более 70%. Лидирующие позиции в федеральном бюджете занимают четыре федеральных налога: налог на добавленную стоимость (более 30%), налог на добычу полезных ископаемых (около 20%), акцизы (около 4%), налог на прибыль организаций (около 3%).
Рис. 1. Доходы бюджета
Бюджет субъекта РФ:
Налог на добавленную стоимость
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ):
на нефть и газ;
иные полезные ископаемые, за исключением общераспространенных
на табачные изделия
автомобили и мотоциклы;
спирт этиловый из пищевого сырья и спиртосодержащую продукцию;
на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого
Налог на прибыль организаций:
пиво;
автомобильный бензин и дизельное топливо;
спирт этиловый из пищевого сырья и спиртосодержащую продукцию
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), кроме НДПИ на нефть и газ:
Единый налог по УСН
Налог на имущество организаций
Налог на доходы физических лиц
Состав налогов, формирующих доходы федерального, региональных и местных бюджетов существенно различается.
Для федерального уровня основными источниками доходов являются: НДС, налог на добычу полезных ископаемых, акцизы.
Для регионального уровня основную роль играют налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц и налог на имущество организаций.
Для местных бюджетов наиболее значимыми источниками налоговых доходов являются налог на доходы физических лиц и земельный налог.
1.3.Методика планирования налоговых доходов
В целом процесс налогового планирования можно представить в виде следующей схемы действий:
устанавливаются цели, на достижение которых ориентирована система налогообложения;
разрабатываются методы и конкретные мероприятия реализации поставленных целей;
разграничиваются налоговые полномочия и доходные источники между органами власти и управления различных уровней;
дается оценка динамики поступления налогов за предыдущие периоды в сопоставимых условиях с учетом изменений налогового законодательства;
анализируется уровень собираемости и задолженности по каждому налогу;
производится оценка предполагаемых изменений налогового законодательства;
определяется налоговая база по каждому налогу с учетом прогноза социально-экономического развития страны и отдельных отраслей экономики.
1.4.Характеристика методов, используемых в процессе планирования бюджетных доходов. Особенности планирования неналоговых доходов бюджета
К числу наиболее распространенных методов бюджетного планирования, относят методы: экономического анализа; экстраполяции; математического моделирования; индексный, балансовый и другие. Применение того или иного из рассмотренных методов бюджетного планирования и прогнозирования определяется спецификой задач, стоящих перед соответствующим уровнем управления. Для планирования текущих расходов используется нормативный метод, а для решения возникающих проблем, проблем, разрешение которых возможно в определенный отрезок времени, предпочтительным является программно-целевой метод.
Все налоговые доходы носят систематический характер и, следовательно, четко планируются в доходной части бюджета. Некоторые неналоговые доходы не подвергаются планированию и не могут быть твердо закреплены в доходной части бюджета. Поэтому в доходной части федерального закона о бюджете на соответствующий год несколько видов неналоговых доходов могут группироваться с указанием единой планируемой суммы.
1.5.Особенности планирования доходов от внешнеэкономической деятельности, пути совершенствования методики планирования неналоговых доходов бюджета.
В условиях развития современной экономики невозможно существование национального хозяйственного комплекса одной отдельно взятой страны без его связей с хозяйственными комплексами других стран. Это обусловлено географическим разделением труда и интеграционными мировыми процессами. Могут взаимодействовать целые государства, а могут и отдельные предприятия. Выход на международный рынок обеспечивает приток в страну иностранной валюты и тех товаров и услуг, которые отсутствуют в стране.
Внешнеэкономической деятельностью называется весь комплекс производственных, организационных и оперативно-коммерческих видов деятельности предприятий и производств, которые ориентированы на экспортно-импортные операции, с учетом особенностей их форм и методов работы, их экономической стратегии и особенностей деятельности их потенциальных партнеров.
Понятие внешнеэкономической деятельности несколько отличается от понятия «внешнеэкономические связи». Отличия состоят в том, что внешнеэкономическая деятельность предполагает действия на уровне производств (предприятий). Наряду с этим предполагается полная свобода в выборе торгового партнера и вида внешнего рынка. Предприятие само определяет ассортимент товаров и цены при проведении экспортно-импортных мероприятий.
Внешнеэкономическая деятельность является частью рыночной сферы. Поэтому она основана на критериях предпринимательства, экономической и юридической независимости. Коммерческий расчет лежит в основе принципов внешнеэкономической деятельности. Поэтому каждый субъект этого процесса должен правильно учитывать свои
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145–ФЗ (в ред. 1.07.2016) // Собрание законодательства РФ. – 2016. – N31. – Ст. 3823.
2. Российская Федерация. Законы. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 06.10.2003 N 131–ФЗ (ред. от 25.07.2013) (с изм. и доп., вступившими в силу с 02.08.2013) // Собрание законодательства РФ. – 2003. – N40. – Ст.3822.
3. Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // КонсультантПлюс ― [Электронный ресурс]. ― Режим доступа. ― URL: http://www.cоnsultаnt.ru/ pоpulаr/оms/109_5.html
4. Федеральный фонд ОМС: источники доходов и направления расходования средств // Все о финансах ― [Электронный ресурс]. ― Режим доступа. ― URL: http://finаnsо-blоg.blоgspоt.ru/2011/04/blоg-pоst_8576.html
5. Аналитический доклад Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Итоги пенсионной реформы и долгосрочные перспективы развития пенсионной системы Российской Федерации с учетом влияния мирового финансового кризиса» [Электронный ресурс] / Режим доступа. – URL: http://www. minzdravsоc.ru
6. Беляев Ю.А. Финансы местного самоуправления / Ю.А. Беляев. – М.: Прогресс, 2013. – 256 с.
7. Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации / П.И. Вахрин, А.С. Нешитой. – М.: Дашков и К, 2012. – 340 с.
8. Годин, А.М. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации / А.М. Годин, И.В. Подпорина. – М.: Инфра–М, 2014. – 352 с.
9. Дементьев Д.В. Бюджетная система России / Д.В. Деметьев. – Новосибирск: Новое знание, 2014. – 126 с.
10. Колнооченко, Е. И. Российская пенсионная система: что с ней делать? / Е. И. Колнооченко, Е. Т. Гурвичю, М. Э. Дмитриев // Журнал Бюджет. – 2016. – № 3 (99). – С.82- 87.
11. Колесник, А. П. 10 лет на защите пенсионных прав граждан / А. П. Колесник // Пенсия. – 2016. – № 9. – С. 64-67.