Фрагмент для ознакомления
2
. Студенчество и повседневная жизнь средневековых университетов
Развитие университетского образования было вызвано возникшей к тому времени потребностью в узкопрофильном специалисте - юристе, медике и богослове, способном компетентно решать вопросы, вставшие перед европейцами в начале Классического периода.
Даже первое знакомство с этими документами позволяет заметить, что западноевропейские университеты значительно различались своим устройством. Болонский университет возник как главный в Западной Европе центр по изучению римского права. Именно в этом университете студенческая жизнь была наиболее активной, поскольку сам университет считался организацией не преподавателей, а студентов. Возникшие в Болонском университете студенческие гильдии получили право руководить всей университетской жизнью, тем самым преподаватели этого университета были лишены права голосовать на университетских собраниях, а весь учебный процесс протекал под строгим контролем студентов.
Иные порядки были в Парижском университете. С 1215 года он находился под покровительством папы римского. Как следствие - студенты и преподаватели этого учебного заведения были лишены многих академических свобод, им вменялось в обязанность участвовать в борьбе с ересью, а теологический факультет университета стал ответственным за формирование официальной доктрины церкви и за ее идеологическую защиту.
Обучение в Парижском университете проходило во время больших семестров (с 1 октября до пасхи) и малых семестров - от пасхи до 1 июня.
Согласно статуту Парижского университета, существовала своеобразная иерархия должностей преподавателей. В списках членов Совета университета и участников процессий на первом месте стоял ректор, за ним указывались доктора теологии, затем вписывались имена остальных докторов и декана факультета искусств. Завершали список бакалавры теологии и магистры искусств. Первенство бакалавров теологии перед магистрами искусств подтверждает старшинство теологического факультета по отношению к другим факультетам.
Все средневековые университеты делились на четыре факультета. Обучение начиналось с артистического факультета - наиболее многочисленного по числу студентов. Он считался младшим факультетом, и учились там шесть лет. На этом факультете учащимся давались основы наук.
Студенческий коллектив младшего факультета делился по национальностям. Внутри каждой такой национальной группы - «нации», существовала взаимная поддержка, в частности, оказывалась помощь нуждающимся студентам. Университеты, благодаря «нациям», стали исходным пунктом для образования в Европе национальных организаций и поддержания интернационального характера университетской жизни.
Обучение в средневековом университете отличалось от современного. Прежде всего, не было специализированных аудиторий для проведения занятий. Так в Парижском университете преподаватели зачастую проводили занятия у себя дома.
Об особенностях лекционных занятий в средневековых университетах можно судить по «Статуту Парижского университета о методах чтения лекций». Согласно этому документу, использовались два вида чтения лекций. В первом случае магистр говорил с кафедры очень быстро, студенты не успевали записывать информацию, и, в основном, слушали. Во втором случае магистры говорили медленно, и студенты успевали за ним записывать. В этом же Статуте отмечалось, что первый способ был призван лучшим, «хотя бы никто не мог записывать за ними в их присутствии» и стал обязательным для всех лекторов Парижского университета. Он, якобы, позволял наиболее полно развить способности студентов и формировать в их голове понятия. Нарушителей данного постановления лишали должности, почестей и права читать лекции на один год. Наказание удваивалось, если проступок преподавателя повторялся, и учетверялось, если тот нарушал требования Статута ещё раз. Впрочем, если студент все же пытался что-то записать за спешащим преподавателем, его отстраняли от слушания лекций.
Сведения, позволяющие судить о качестве преподавания, даёт статут Пражского университета XIV века. Согласно его содержанию, лекции в нем читались бессистемно, с ошибками, «из-за чего студенты терпят большой убыток, а факультету и даже целому университету грозит великое поношение. Ибо каждый читал, что угодно и когда угодно, руководствуясь собственным произволом». Этот же Статут содержит решение факультетского собрания, члены которого постановили, что каждый магистр может читать собственные сочинения сам, или посредством достойного чтеца. Читать чужие сочинения разрешалось только в том случае, если они составлены прославленными магистрами и были перед тем тщательно проверены.
Особое значение в жизни студента средневековья придавалось умению говорить: чтобы успешно выступать на диспутах. Сведения о правилах проведения диспутов даёт статут Пражского университета. Ординарный диспут мог проводиться с утра до вечерних часов. Руководитель диспута распределял темы для софизма - не больше трёх тем, по три софиста на каждую. Один из софистов утверждал, другой отрицал, а третий сопоставлял высказанные точки зрения. В Сорбонне диспуты имели свои особенности. Магистр должен был предложить студентам вопросы за две недели до диспута. Если магистр вопросы вовремя не давал, и диспут по этой причине отменялся, то магистр должен был выставить студентам две кварты вина.
Во время диспута рекомендовалось пользоваться академическими оборотами речи, например, «не нахожу истинным», «недопустимо», «немыслимо».
В дни диспутов не читались лекции, что подтверждает важность диспута в процессе обучения. Диспуты проводились и во внеучебное время.
Помимо диспутов, практические занятия включали в себя репетиции. Они состояли в подробном объяснении отдельного текста. В германских университетах репетиции имели вид живого диалога между учителем и учеником: учитель предлагал вопросы учащемуся и заставлял его на эти вопросы отвечать, чтобы узнать пробелы в знаниях и заполнить их. Диспуты и репетиции позволяют судить о рассудительности студентов средневековья.
Многие поступившие в университет его так и не заканчивали. Это было обусловлено длительным сроком и высокой платой за обучение, а также обязательными расходами на подарки и угощения по случаю сдачи экзаменов. Студенты тратились на покупку письменных принадлежностей и книг. Большие суммы уходили на оплату занятий. За чтение лекций магистр получал от студентов гонорар. Гонорар должен был поступать преподавателю своевременно, а за просрочку со студента взимался штраф. Это хорошо просматривается в Венских статутах. В некоторых университетах штраф взимался в двойном размере .
Студент, не имеющий возможности платить за занятия, имел право заявить об этом Комитету таксаторов. Студенты, не имеющие годовых расходов в размере 12 флоринов, полностью освобождались от платы, если подтверждали свою бедность клятвой магистру либо ректору. Статут донес до нас текст этой клятвы: «Господин декан и мои учителя! Прошу ради господа, чтобы вы освободили меня от оплаты, которую должен заплатить факультету, потому что, говоря по совести, не имею в настоящие время для дальнейшей жизни кроме книг и одежды каких- либо вещей, которые стоят три копы грошей или двенадцать флоринов, но как только буду иметь вещи такой цены, охотно и без промедления заплачу». Если же выяснялось, что освобожденный от платы по бедности студент живет не по средствам (был уличён в роскоши, носит дорогой костюм), его обязывали вновь оплачивать обучение.
Только к концу средних веков поборы студентов в пользу преподавателей были отменены. Преподаватели стали получать жалование от университета или церковный бенефиций от города. Договор 1477 г. между Базельским городским советом и магистром местного университета является тому свидетельством.
По окончании университета студент мог претендовать на степень бакалавра. В этом случае он должен был явиться на собрание факультета, где приносил присягу, после чего декан или старший магистр спрашивал, прослушал ли он труд Петра Испанского о доказательствах, заключениях и софистических опровержениях, а также труды Аристотеля. В случае положительного ответа проходил публичный акт промоции, о котором можно судить по содержанию Пражского статута. Магистр предлагал студенту-соискателю софизм, который тот должен был разрешить путём рассуждений и привлечения цитат из сочинений христианских и античных авторитетов. Затем педель (судейский служитель) велел соискателю облачиться в одежду бакалавра и сесть среди других бакалавров. Магистр предлагал ему квестию (задачу), которую необходимо было тут же решить. После этого педель приказывал студенту произнести три последние клятвы, и магистр давал ему степень бакалавра.
В период Средневековья в научный лексикон были введены такие термины как «декан», «школяр» (школьник), «магистр», «студент», «университет», «лицензия», ставшие сегодня привычными. Общим языком преподавания стал латинский, понятный для большинства. К середине XIII века подавляющее число университетов имели свою печать, герб и девиз. Особый исследовательский интерес представляют эти свидетельства высшего образования прошлых лет, подчеркивая богатейшую историю европейского университетского образования. Несмотря на трудности становления позиции ведущих европейских университетов в обществе медленно, но усиливались. Все большее число молодых людей стремилось получить высшее образование. Число изучаемых дисциплин было невелико: теология, искусство, право, медицина, а престижными неизменно с того времени, до сей поры были правовые науки. Первые заведения высшего образования Европы приводил в пример Х. Ортега-и-Гассет, желая переобустроить испанские университеты, ставя во главу угла культурную сторону образовательного процесса, ведь к тому времени (1930) старейший университет Мадрида не выполнял в полной
Показать больше