Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Культурно-образовательные практики на протяжении всей истории человечества играли и продолжают играть важную роль, становясь в современных условиях основным гуманитарным направлением развития исторического, социального и культурного пространств. Актуализация и решение социокультурных проблем оказали немалое позитивное влияние на различные политические, социальные, национальные и межконфессиональные процессы в современном мире.
Поскольку культурно-образовательные практики затрагивают многие сферы человеческой жизни, то они становятся важнейшим инструментом в формировании нового национального проекта «Культура», изложенного в Указе Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах в развитии Российской Федерации до 2024 года». Точка зрения практики выступает критериями в реализации этих стратегических проектов и программ в современном культурном строительстве.
Социокультурное развитие современной России сопровождается рядом глубоких противоречий, из которых наиболее общее, фундаментальное - это противоречие между либеральной идеологией, с ориентацией на развитие по модели либеральной демократии развитых стран, и консервативной идеологией, направленной на сохранение национально-культурного своеобразия, уникальности российской цивилизации. Это противоречие проявляется во всем: в политике, экономике, социальной сфере, в общественном и индивидуальном сознании и в том числе в образовании, особенно в системе воспитания.
В профессиональном сообществе и в широких кругах вызывает острый интерес вопрос о том, в каком направлении развивается система образования и воспитания молодежи, на основе какой идеологии, системы ценностей строится воспитание в школе и вузе.
Все изменения, которые происходят в системе образования, всегда опосредованы социально-экономическими условиями развития общества. В частности, увеличение сроков образования, усложнение образовательных программ, введение двухуровневой системы высшего образования обусловлено не только научно-техническим прогрессом, который не остановишь, но и изменением самого государства, его места в мировой образовательной системе. Изменений произошло и происходит очень много. Однако, исторически сложилось так, что любая инновация становится традицией только в том случае если она доказала свою эффективность многократно и массово.
1. Понятие культурных практик
Социологический анализ репрезентирует понятие «практики» как активная, чувственная и преобразующая деятельность человека, общества, редуцируя к понятию «институт». С точки зрения социологии они выступают «скрытым действием», слепым следованием правилам, «фоном моделей» потребления. Согласно Фуко, «фоновая практика» - есть зрительное восприятие любой фигуры, которое возможно лишь только на фоне, когда композиционная фигура, проще говоря - фон, воспринимается как целое . Практики задают «условия» для возможности восприятия. Они являются допонятийным набором правил, который управляет манерой восприятия суждения действий индивида. Не являясь предрасположенностью к действию, формируют фон для действий благодаря своей двойной функции устанавливать стандарты норм поведения и проводить различия между истинным и ложным.
По Бурдье, социальная практика представляет собой целенаправленные действия индивидов по преобразованию социального мира, каждодневные привычные поступки, не требующие объяснения. Введенное автором понятие «габитус» служит порождающим механизмом практик или, другими словами, приобретённой системой порождающих схем .
Не предоставляется возможным дискурс культурных практик без дескриптивного анализа социальных явлений, поскольку в основе культуры не исключены различия повторяющихся связей между социальными явлениями и социальной действительностью. Именно такие сложившиеся связи между индивидами и коллективными субъектами деятельностей, в конечном счёте, составляют культурное поле. Вполне приемлемо предположение, что существует прямая связь между габитусом и полем культуры. Последнее характеризуется способностью производить классифицируемые практики, различать и оценивать их.
Поскольку в границах масштабного культурного поля существует множество разнообразных культур, то пересечение взаимопроникающих полей между ними создает основу для формирования универсального культурного паттерна .
Культурные практики следует рассматривать в двух аспектах, во-первых, как социально стандартизированное поведение в сообществах, во-вторых, как материальные продукты групповой активности. Например, культура синтезирует стереотипы и символы, сложившиеся в процессе ее развития, и в тот или иной период востребованным становится определенный паттерн или их совокупность.
В каждой культуре возникают характерные задачи, которые не обязательно свойственны другим типам общества. Подчиняя свою жизнь этим задачам, группа людей все более и более консолидирует свой опыт, и в соответствии с настоятельностью этих побуждений разнородные типы поведения обретают все более и более конгруэнтную форму.
Консолидация опыта и интеграция культурных смыслов порождают новые универсальные фундаментальные эталоны - культурные образцы. С точки зрения саморазвития и стилистического обновления форм, культурные образцы неравнозначны. Они представляют собой иерархическую структуру, на высшем уровне в которой имеет место порождение новых форм, в то время как на уровне практической повседневной (социальной активности) происходит лишь их частичная ассимиляция в виде стереотипизированных, слабо осознаваемых шаблонов поведения и взаимодействия.
В отличие от социальных практик культурный образец является более устойчивой конфигурацией связей людей друг с другом. Области социального производства в культуре, иначе говоря, культурные практики формируют нормы, ценности, модели поведения индивидов в социально-культурном пространстве. Они не ограничиваются пониманием «потребления культурных смыслов» (концепт «культурной всеядности» Ричарда Петерсона) и опираются не только на «систему социальной стратификации» (П. Бурдье) и т. д.
Важно отметить, что каждая практика не вопрос желания выбора или предпочтения, а вопрос тесной взаимосвязи с другими практиками в условиях повседневности. Повторяемость действий закрепляет понимание социальной нормы. Последнее, в свою очередь, закрепляет образцы поведения, становится социальным институтом. Природа образования схем поведения зиждется на понимании автономии воли независящих от структуры сознания или активности самого агента, меняющего социальную действительность. В силу своего относительного подчинительного аспекта практика является двойным структурируемым механизмом. Следует сказать, что индивиду не представляется возможность для автономного действия вне практических принципов, предписывающих порядок действия.
Доминирующий порядок служит опорой для бесчисленных форм производства. Каждое общество в определённой степени демонстрирует формальные правила, которые подчиняют практики. Другими словами, происходит обнаружение формальных ситуативных «способов делания». Теория практик - это различия в средствах способов действия. Стили действий, такие как ходить, читать, производить, говорить, вторгаются в поле их регулирования и за счёт стратификации создают игровой эффект. В этом пространстве игры
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
2. Алиева Т.И. Культурная практика детско-взрослой исследовательской деятельности в дошкольном образовании: содержание и риски (часть первая). - Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru» 2016 Том 8 № 4 С.24–32. doi: 10.17759/psyedu.2016080403
3. Волков, В.В. О концепции практик (и) в социальных науках [Электронный ресурс] // Социологические исследования. - 1997. - № 6. - URL: http://ecsocman.hse.ru/ data/234/149/1217/002.VOLKOV.pdf
4. Жуков М.Ю. Введение в практическую и социальную психологию. М., 1996. – 400 с.
5. Корепанова М.В. Роль культурных практик в образовательной деятельности дошкольников. – Международный центр проблем детства и образования. Научно-практический журнал «Ребёнок и общество». 2016 № 1
6. Крылова Н. Б. Свободное воспитание в семье и школе: культурные практики детей. М.: Сентябрь, 2007. – 196 с.
7. Крылова Н.Б. Развитие культурологического подхода в современной педагогике // Личность в социокультурном измерении: история и современность: сб. статей. М.: Индрик, 2007. С. 132-138.
8. Ларионов, И.А. Реклама как механизм ретрансляции паттернов глобализирующегося мира // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2013. - Т.19, №4. - С. 192-196.
9. Лыкова И.А. Сущность культурных практик и их значение для развития ребенка. - Педагогика искусства http://www.art-education.ru/electronic-journal № 2, 2016
10. Мишель де Серто. Изобретение повседневности. 1. Искусство делать / пер. с фр. Д. Калугина, Н. Мовниной. - Санкт-Петербург: Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2013. - 330 с. (Серия «Прагматический поворот»; вып. 5).
11. Мишель Фуко и Россия [Электронный ресурс]: сб. ст. / под ред. М71 О. Хархордина. - Санкт-Петербург; Москва: Европейский ун-т в Санкт-Петербурге: Летний сад, 2001. - 349 с.
12. Солнцева О.В. Культурные практики как способ организации обучения в педагогическом процессе в дошкольной образовательной организации // Развитие ребенка как субъекта деятельности. коллективная монография / Под ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб., 2019
13. Философия [Электронный ресурс]: энцикл. слов. / под ред. А.А. Ивина. - Москва: Гардарики, 2004. - 1072 с. - URL: http://dic.academic.ru
14. Хезмондалш, Дэвид (1963-). Культурные индустрии / Дэвид Хезмондалш; пер. с англ. Инны Кушнаревой. - Москва: Изд. дом Высш. школы экономики, 2014. - 453 [1] с.: табл. (Серия «Исследования культуры»).
15. Шиян О. А. Новые представления о качестве дошкольного образования и механизмы его поддержки: международный контекст // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2013. №5 – С.68–78.
16. Шугальский, С.С. Социальные практики: интерпретация понятия // Знание. Понимание. Умение. - Москва: Москов. гуманит. ун-т., 2010. - С.276-280.