Фрагмент для ознакомления
2
2. Элементы социально – экономического строя
3. Формирование новой системы международных отношений
4. Создание концепции баланса сил и возможностей
5. Отказ от тоталитарной системы безопасности
6. Формирование партнерской системы
7. Рассмотрение основ безопасности личности как принцип защиты территории
8. Применение инновационных систем в безопасности
Национальная и экономическая безопасность СССР отличалась закрытостью и тоталитарностью. Иностранные партнеры в то время не имели даже малейшего представления о том, какое состояние экономической системы в данном государстве. Национальная безопасность была на высшем уровне. Ради этого вводились многочисленные проверки и уровни контроля. Даже самый малый объем информации не разрешалось разглашать.
Большое количество специалистов не могли выехать для работы в другую страну. Разрешение на выезд выдавалось только с личного разрешения уполномоченного лица. Такое разрешение выдавалось не многим. С падением СССР национальная безопасность оказалась под угрозой. Многие стратегические объекты были рассекречены, а города потеряли статус закрытых. Границы были стерты. Граждане могли свободно выезжать в другие страны. Многие даже остались там, на постоянное проживание. Экономика тоже находилась не в лучшем состоянии. Она была в постоянно в динамике. Изменился ее состав .
Контролировать отчисления было достаточно сложно. Предприятия тоже оставались в затруднительной ситуации, потому что остались без государственной поддержки и дотации.
Принципы экономической безопасности в системе национального контроля:
В настоящее время последствия распада СССР практически устранены. Социально – экономическая система находится в относительном балансе, банковская система также отличается стабильностью. По сравнению с предыдущим этапом, специалисты по экономической безопасности добились существенных успехов в ее достижении.
Теперь следует обратить внимание на информационный экономический контроль. Экономика плавно внедряет основы информационного кодирования и шифрования.
Многие специалисты стали активно использовать сетевые ресурсы для выполнения текущих экономических задач. Поэтому крайне важно обезопасить эту часть экономической деятельности. Наличие информационной экономики привело к многочисленным мошенническим атакам на крупные сети и предприятия. Для неподготовленных пользователей это довольно опасно. В настоящее время на государственном уровне сформированы специальные структуры, которые осуществляют поиск и контроль нарушении в сфере экономической безопасности.
Экономическая безопасность представляет собой совокупность факторов и условий, которые обеспечивают независимость экономических систем, их устойчивость и стабильность, а также способствуют их непрерывному совершенствованию и обновлению.
В том случае, если экономическая система не способна к развитию, ее возможности к сопротивляемости, выживаемости и приспособлению к угрозам внешней и внутренней среды сокращаются. Именно поэтому развитие выступает неотъемлемым элементом обеспечения безопасности национальной экономики государства.
Вторым основополагающим компонентом экономической безопасности выступает устойчивость экономики. Свое проявление она находит в надежности и прочности ее элементов, а также характеризует способность к выдерживанию внешней и внутренней нагрузки. Основополагающей целью экономической безопасности выступает обеспечение устойчивости экономического развития государства в интересах удовлетворения его экономических и социальных потребностей.
Основным критерием экономической безопасности выступает стабильный прирост производительности общественного труда, как правило, на уровне не менее 5%. Данный показатель определяется как отношение национального дохода к среднегодовой численности работников, которые заняты в сфере материального производства.
К основным уровням экономической безопасности относится страна в целом, отдельно взятый регион, хозяйствующий субъект, гражданин или предприниматель. Таким образом, экономическая безопасность имеет многоуровневый характер, однако на каждом из них она сохраняет свою важность.
Экономическая безопасность подвержена влиянию множества угроз внешней и внутренней среды. Угрозы внешней среды формируются вне объекта экономической безопасности и фактически не поддаются влиянию со стороны ее субъектов. К ним, в частности, относятся: дискриминация российских товаров на мировом рынке; сырьевая направленность экспорта; высокая зависимость многих видов продукции стратегического назначения от импорта; агрессивная политика иностранных компаний в сфере завоевания рынков сбыта; большой уровень внешнего долга и пр.
Угрозы внутренней среды формируются внутри экономики страны и поддаются влиянию со стороны государства и прочих ее субъектов. В внутренним угрозам экономической безопасности относятся: криминализация экономики; низкая инвестиционная активность; спад производства; рост безработицы; неравномерность регионального развития; низкая конкурентоспособность отечественной продукции и пр.
И внешние и внутренние угрозы экономической безопасности в равной степени важны и заслуживают внимания. Ключом к обеспечению безопасности экономики страны и ее отдельных секторов выступает их устранение. Общие представления о безопасности экономического сектора. От безопасности отдельно взятых секторов экономики, в конечном счете, зависит экономическая безопасность страны в целом. Именно поэтому данным вопросам уделяется большое внимание на уровне государственной власти.
Сектор экономики представляет собой крупную часть национальной экономики, обладающую общими (сходными) целями, функциями, характеристиками и поведением, что, в целом, дает возможность отделить ее от других частей экономики. Как известно, экономические сектора поддаются множественной классификации по различным основаниям. В частности по содержанию создаваемых ценностей выделяют первичный, вторичный и третичный сектора.
Первый связан с добычей и первичной обработкой природных ресурсов, второй – с преобразованием первичного сырья в конечный продукт, а третий – основан на оказании услуг. Помимо этого, по характеру отношений собственности выделяют частный и государственный сектор. Существуют и иные подходы к их группировке, однако важность каждого из них является общепризнанной. Экономическая безопасность отдельного сектора экономики может быть определена в качестве определенного состояния производственных, организационных и юридических отношений, а также интеллектуальных и материальных ресурсов, при котором достигается стабильность функционирования, финансовый успех и прогрессивное развитие экономического сектора.
Фактически экономическая безопасность секторов экономики – это особое состояние общепроизводственных отношений, общественных связей и наложенных взаимодействий, а имущественных благ и интеллектуальных ресурсов, обусловленное совокупностью факторов внешней и внутренней среды, при котором проявляется постоянство функционирования системы, ее устойчивый прогресс и финансовый успех.
Реальный сектор играет важнейшую роль в экономике страны. Именно он выступает экономической базой создания прибавочного продукта, обеспечивающего функционирование сектора финансов. Фактически он представляет собой важнейшую сферу материального производства. Поэтому его безопасности отводится первоочередная роль. Прочность реального сектора экономики предопределяется устойчивостью и надежностью базы его элементов, возможностями по преодолению трудностей (внешних и внутренних), а также прочной связью между вертикальными и горизонтальными составляющими системы.
Для обеспечения экономической безопасности реального сектора первоочередное значение приобретают: продуктивное обеспечение общественных нужд; защита от возможных угроз и воздействий; экономико-политическая и научно-техническая самостоятельность; отстаивание государственных экономических интересов на внешнем и внутреннем рынках. В основе результативности системы обеспечения экономической безопасности реального сектора лежит регулярный мониторинг процессов, протекающих в экономико-политической и социальной среде.
Продовольственная безопасность представляет собой важный элемент национальной безопасности страны, необходимое условие соблюдения ее суверенитета и государственности, важнейшую составляющую демографической политики, необходимое условие повышения качества жизни населения.
Действительно, не вызывает сомнений, что потребность в питании является одной из важнейших, базовых потребностей человека. В соответствии с концепцией пирамиды Маслоу, до тех пор, пока не удовлетворены потребности низших ступеней (к которым относится и
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2010 № 6-ФКЗ, от 30.12.2010 № 7-ФКЗ, от 05.02.2018 № 2-ФКЗ, от 21.07.2018 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2018. - N 31. - ст. 4398.
2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2018. г. №683 [Электронный ресурс]. – Режим доступа – www.consultant.ru/document
3. Концепция внешней политики Российской Федерации: Утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 30 ноября 2018 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Официальный сайт Президента России www.kremlin.ru
4. Рубинский Ю. «Мира с ними быть не может» // Огонек. – 2018.- №12. – С. 6 -7
5. Рукобратский В. По Бельгии разгуливают 300 боевиков ИГИЛ // Комсомольская правда. – 2018. - №31. – С.6
6. Рыбаков Р.Б // Терроризм – угроза человечеству в XXI веке. – М., 2015. – С. 12.
7. Статья «Интернационал террора и интернационал антитеррора» // Московский комсомолец. – 2019. – №26713. – С. 55.
8. Constitution of the Syrian Arab Republic. Approved in Popular Referendum on February 27, 2018 [Электронный ресурс] // Syrian Arab News Agency. 28 February 2018. – URL: http://sana.sy/eng/370/2018/02/28/401178.htm (дата обращения: 12.02.2019).
9. Convention on the Prohibition of the Development, Production, Stockpiling and Use of Chemical Weapons and on their Destruction (Chemical Weapons Convention) [Электронный ресурс] // Organisation for the Prohibition of Chemical Weapons. 2019. – URL: http://www.opcw.org/chemical-weapons-convention/ (дата обращения: 12. 02.2019)
10. Syrian Arab Republic [Электронный ресурс] // UNESCO World Heritage Centre. 2019. – URL: http://whc.unesco.org/en/statesparties/sy (дата обращения: 12.02.2019).