Фрагмент для ознакомления
2
Введение В современном мире развивается буквально все. Данный тезис касается, как производства скажем одноразовых пластиковых стаканчиков, так и современного музейного дела. Здесь стоит отметить, что в наш электронноинформационный век развитие современных информационных технологий становится важнейшим аспектом деятельности любого учреждения или организации. Особенно это касается развития цифровых сетей, развития своего присутствия в социальных сетях, сообществах профессиональных музейщиков и т.д. В случае с музеями такая и информационная сеть просто необходима. Здесь в рамках сайта музея можно организовать проведение электронных или мультимедиа экскурсий. При этом каждый желающий сможет одновременно заглядывать в интернет, чтобы найти там дополнительную информацию по интересующему посетителя вопросу.
Основная часть
2
Музеи Туркменистана по праву являются хранителями бесценного историкокультурного достояния нации, крупнейшими научными центрами страны. На состоявшемся 4 января 2017 г. заседании Кабинета Министров Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов, уделив внимание этой теме, указал на необходимость проведения соответствующей работы по надлежащему хранению национальных ценностей, находящихся в музеях страны, обеспечению в них всех необходимых для этого условий. В системе Министерства культуры Туркменистана действуют 35 музеев, как в столице, так и в других городах и населенных пунктах страны. В их числе крупные хранилища уникальных экспонатов – Главный национальный музей Туркменистана, Музей изобразительных искусств, Национальный музей туркменского ковра, Национальный музей «Геоктепе», Музей «Ак бугдай» в Ахалском велаяте и другие. Своеобразными музеями под открытым небом являются и территории древних городищ - Ниса, Древний Мерв, Куняургенч, Атамырат, Древний Дехистан, Старый Серахс, Абиверд и Геоктепинская крепость, объявленные государственными историко-культурными заповедниками [21, с. 100]. Только за последние годы в туркменской столице возведены современные здания музеев, в том числе отделений Главного национального музея Туркменистана - Музея этнографии и краеведения и Музея Президента Туркменистана. В структуре главного музея страны три филиала - «Музей Галкыныш», «Музей Битараплык» и «Музей Гарашсызлык», которые размещаются соответственно в монументах Конституции, Нейтралитета и Независимости Туркменистана - архитектурных символах нынешней эпохи. Новую прописку получил Национальный музей туркменского ковра. Новые великолепные здания историко-краеведческих музеев открыты в административных центрах Балканского, Дашогузского, Лебапского и Марыйского велаятов. Все они оснащены самой современной техникой и оборудованием, позволяющим обеспечивать сохранность экспонатов, вести
3
их учет, изучение и реставрацию, а также значительно разнообразить методы экспозиционной и просветительской работы. В них собраны богатейшие материалы об истории и современности, природе, этнографических особенностях каждого велаята. В Туркменистане последовательно был принят целый пакет документов, направленных на развитие музейного дела, сохранение культурных ценностей. В их числе законы: «Об охране памятников истории и культуры Туркменистана», «О музеях и музейном деле», «Об охране и вывозе движимых ценностей культуры», и сегодня ведется работа по дальнейшему совершенствованию национального законодательства в этой области. 8 января 2016 года в Главном национальном музее Туркменистана состоялась конференция, рассмотревшая задачи музейного дела. Участниками форума, организованного Министерством культуры страны, стали специалисты столичных, велаятских, этрапских и городских музеев, отраслевых музеев, ученые, а также преподаватели и студенты кафедры «музейное дело» Туркменского государственного института культуры и кафедры «декоративно-прикладное искусство» Государственной академии художеств Туркменистана. Главной темой конференции выступлений, стали вопросы дальнейшего развития сферы культуры, совершенствования и модернизации методики организации музейного дела. Были освещены направления и перспективы работы музеев в деле сохранения и популяризации национального культурного наследия, обсужден широкий круг вопросов, связанных с целевой деятельностью музеев, в том числе повышением уровня предоставляемых населению услуг [22, с. 33]. Отмечалось, что в последние годы значительно пополнились фонды музеев страны и, в частности, Главного национального музея Туркменистана, являющегося не только крупнейшим хранилищем, но и методическим центром для всех музеев страны.
4
Выступавшие подчеркивали, что государственная политика в области развития музееведения обусловлена наличием в Туркменистане значительного количества историко-культурных ценностей национального и общечеловеческого значения. Сохранению и изучению этого бесценного наследия, памятников культуры и истории способствует государственный патронаж, а также развитие международного сотрудничества, в том числе с авторитетными международными организациями. Сегодня музеи Туркменистана – это не только место для сохранения традиционного национального наследия, но также арена для международного культурного обмена, говорили докладчики. В этой связи была отмечена роль музеев в развитии международного туризма. В ходе трех секционных заседаний конференции, состоявшихся в Главном национальном музее Туркменистана, Музее изобразительного искусства, Президентском музее Национального культурного центра был обсужден широкий круг вопросов, включая приемы и методы сохранения экспонатов, анализ современных подходов к музеефикации и паспортизации культурных ценностей. Отмечалась актуальность изучения и применения на практике международного опыта в этой области. Состоялся заинтересованный обмен мнениями об активизации внедрения новейших методов и передовых технологий в организацию работы с музейными экспозициями и фондами, создании новых электронных информационных центров, сборе и систематизации данных по музеям страны и мира. Работа отдельной секции была посвящена теме «Экспонирование музейных ценностей: современные возможности и задачи» [2, с. 41]. В целом перед руководством музеев Туркменистана и министерством культуры Туркменистана ставится главная задача – это создание единого информационного поля всех музеев республики. Данная задача требует значительных финансовых затрат.
5
В последние годы Туркменистан превратился в крупный научный и культурный центр региона, став местом проведения международных конференций, представительных форумов, собирающих в туркменской столице видных деятелей культуры, науки из разных стран. Поэтому Ашхабад вновь принимал представительных зарубежных гостей: с 3 по 5 октября 2015 г. Министерством культуры и телерадиовещания и хякимликом Марыйского велаята проводилась международная конференция по музейному делу. Она организовывалась в целях обмена опытом в сфере научно-исследовательской и просветительской деятельности музеев и повышения квалификации музейных работников. Специалисты и ученые обсудили проблемы и итоги современного этапа развития музейного дела, вопросы популяризации, интерпретации историкокультурного наследия и использования его потенциала в образовании, культурном развитии. Предметом рассмотрения форума стали такие актуальные темы, как место и роль музеев в современном обществе, в воспитании подрастающего поколения, а также вопросы взаимодействия и интеграции музеев, учреждений образования и культуры. Туркменистан с его пятитысячелетней историей имеет мощный потенциал развития музейного дела. Ему есть, чем гордиться в прошлом, на что опираться в настоящем и что оставить будущему. В ведении Министерства культуры и телерадиовещания Туркменистана 28 музеев, не считая ведомственных и общественных музеев, и все они работают во имя бережного хранения и возрождения туркменской истории, пропаганды и популяризации национальных духовных и культурных ценностей, воспитания через них любви к Родине, к народу [3, с. 38]. В годы независимости в стране были построены великолепные здания ряда новых музеев – это Национальный музей Туркменистана, Музей изобразительных искусств, Музей национальных ценностей, Музей «Ак бугдай», Президентский музей Национального культурного центра. В этот
6
период было также образовано 8 историко-культурных заповедников. Сейчас перед музейными работниками ставятся новые, концептуальные задачи по сохранению и умножению музейных фондов, углублению краеведческой работы, сбору, научной обработке и систематизации тех уникальных экспонатов и документальных свидетельств, по которым мы воссоздаем утерянные страницы и факты из нашей истории. Осенью 1939 года в Ашхабаде был открыт Музей изобразительного искусства. С первых дней музей начинает создавать отдел национального искусства, основу которого составляли туркменские ковры, образцы ручной вышивки, ювелирные изделия, переданные Государственным ковровым объединением и краеведческим музеем. Затем в коллекцию начинают входить реликвии старины, переданные на хранение жителями различных районов Туркменистана. Ленинградским архитектором и академиком А.Карелиным, работавшим на протяжении нескольких лет в Туркменистане, было подарено музею собрание западноевропейской, русской живописи и графики. Со временем Музей изобразительного искусства постепенно превратился в крупный научно-культурный центр, где было собрано большое количество работ народного и профессионального художественного творчества. В разделе зарубежного искусства здесь были собраны произведения прикладного искусства Европы, России, стран Востока - Индии, Японии, Китая. Живопись Западной Европы представлена в основном произведениями итальянских, голландских, французских, немецких мастеров разных художественных школ XVI-XX веков [20, с. 66]. Заключение Музеи Туркменистана по праву являются хранителями бесценного историкокультурного достояния нации, крупнейшими научными центрами страны. На состоявшемся 4 января 2017 г. заседании Кабинета Министров Президент
7
Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов, уделив внимание этой теме, указал на необходимость проведения соответствующей работы по надлежащему хранению национальных ценностей, находящихся в музеях страны, обеспечению в них всех необходимых для этого условий. В системе Министерства культуры Туркменистана действуют 35 музеев, как в столице, так и в других городах и населенных пунктах страны. В их числе крупные хранилища уникальных экспонатов - Главный национальный музей Туркменистана, Музей изобразительных искусств, Национальный музей туркменского ковра, Национальный музей «Геоктепе», Музей «Ак бугдай» в Ахалском велаяте и другие. Своеобразными музеями под открытым небом являются и территории древних городищ - Ниса, Древний Мерв, Куняургенч, Атамырат, Древний Дехистан, Старый Серахс, Абиверд и Геоктепинская крепость, объявленные государственными историко-культурными заповедниками.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Ариарский М. А. Прикладная культурология. - СПб.: 2001 2. Ариарский М. А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления. - СПб.: 2008, 792 с. 3. Гнедовский, М.Б Профиль музея // Советский музей. – 1985с. 56-62 4. Дополнительная литература О. С. Буркова: Самарский городской публичный музей: этапы создание и формирований коллекций: учебное пособие / О. С Буркова. – Самара: НТЦ, 2002.- 42с. 5. Иконникова С. Н. Культурное пространство музея как национальное достояние// Музеи России: поиски, исследования, опыт работы. 2004. Вып. 8. 6. Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. - М.: МГУКИ, 2004. - 539с.
8
7. Культурно-образовательная деятельность музеев (Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела) / Институт переподготовки работников искусства, культуры и туризма Российской Федерации. М., 1997.- 120 с. 8. Лысикова О. В. Музеи мира: учебное пособие к интегрированному курсу «Музеи мира» / О. В. Лысикова. - 2-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2004. - 128с.; ил. 9. Лысикова, О. В. Музеи мира: учебное пособие / О. В Лысикова. – М: Флинта: Наука, 2002.-128с. – ISBN 5-89349-184-X. 10. Музееведение. Музеи исторического профиля: учебное пособие / под редакцией К.Г. Левыкина (И ДР.) – М. 1988-543 с. 11. Музей и зритель./ Сборник статей. Научно-практическая конференция художественных музеев РСФСР. - Архангельск. - 1990. - 81 с. 12. Музей, школа, семья: проблемы музейной педагогики. (Труды Государственного музея истории Санкт-Петербурга).- С.-Пб.: 1996. Вып. 1. - 163с. 13. Музейная педагогика для дошкольников М. Мацкевич // Дошкольное воспитание №10, 2007 стр.44-57 14. Музейное дело России: учебное пособие / под редакцией М. Е. Каулен (и др.) – МВК, 2003-615с. – ISBN 5-98405-004-8. 15. Нагорский Н. В. Музей в духовной жизни общества. - СПб, 2004. - 432 с. 16. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. -160 с. 17. Реабилитация через творчество (методическое пособие по организации массовых мероприятий для людей с ограниченными возможностями). Архангельск, 2005.
9
18. Российская музейная энциклопедия: В 2 т. М, 2001- 436 с. – ISBN 587546-134-6. 19. Социальные функции музея: споры о будущем (материалы дискуссии в отделе музееведения НИИ культуры)// Музееведение. На пути к музею XXI века. М., 1989. 20. Столяров, Б. А. Музейная педагогика: учебное пособие /Б.А. Столяров – М: Высшая школа, 2004.-216 с. –ISBN 5-06-005235-4 21. Юренева Т. Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы. - М.: АКАДЕМИКА, 2003. - 560 с. 22. Юренева Т.Ю. Музееведение: учебник для высшей школы / Т.Ю. Юренева. - М.: Академический проект 2004.- 565 с. – ISBN 5-8291-0263-3