Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На сегодняшний день можно смело говорить о том, что наличие конфликтов в повседневном взаимодействии подростков является 100 % фактом. Если послушать со стороны, то многие выступают противниками конфликтов, но, тем не менее, очень активно в них участвуют. Мы с вами углубимся в конфликты между подростками в пределах школы и класса, которые чаще всего возникают из-за каких-то личных убеждений и неприязней.
Если мы внимательно посмотрим по сторонам, то четко увидим, что конфликт на данный момент охватил большинство не только подростков, но и взрослых также.
Конфликты, как межличностные, так и межгрупповые оказывают негативное влияние, как на жизнедеятельность школы, в общем, так и на учеников которые вступают в конфликт по отдельности. Зачастую конфликт, который разразился между двумя учениками затрагивает и весь класс – ухудшается микроклимат в классе, ученики намного хуже реагируют на новый материал и хуже его усваивают, и конечно же подобные конфликтные ситуации вызываю агрессию и проявление жестокости по отношению к своим одногодкам и одноклассникам.
Хотелось бы отметить очень важный момент – что своевременная диагностика и профилактика конфликтов среди подростков значительно уменьшит их количество.
Итак, если профилактика конфликтов будет осуществляться вовремя, то учебный процесс будет намного эффективней. Все свои силы, как подростки, так и преподаватели направят не на борьбу и улаживание конфликтов, а непосредственно на усвоение и разбор нового материала.
Еще одним важным моментом является то, что не один конфликт не проходит без стресса, который переживают конфликтующие стороны. Такая ситуация негативно сказывается на здоровье участников и может стать причинами очень серьезных болезней в будущем. Поэтому стоит отметить, что своевременная профилактика позитивно влияет и на психику и на здоровье, как подростков-учеников, так и педагогов. Невозможно также не отметить тот факт, что подростки именно в школьной среде получают первый опыт разрешения конфликтов и приобретают определенные навыки межличностного взаимодействия. [7, с. 5].
Интерес к проблеме конфликтов формировался в отечественной науке давно. Научной разработкой проблемы конфликтов занимались отечественные психологи и педагоги: Г. М. Андреева, В. М. Афонькова, Л. С. Выготский, О. Н. Громова, Т. В. Драгунова, Е. М. Дубовская, В. И. Журавлев, А. С. Залужский, Р. Л. Кричевский, Б. Т. Лихачев, О. Н. Лукашенок, Е. В. Первышева, Л. А. Петровская, Л. С. Славина, Е. А. Тимоховец, Н. И. Шевандрин, А. И. Шипилов, Н. Е. Щуркова и др.
В настоящее время основное внимание в научной разработке теорий конфликтов в школьной среде уделяется следующим направлениям: конфликты в коллективе школьников (В. М. Афонькова, Е. А. Тимоховец); сущность конфликтов, их причины в подростковых коллективах (Б. С. Алишев, Т. А. Чистякова); конфликты между учениками и учителем (О. Н. Лукашенок, Н. Е.Щуркова).
Среди монографических изданий хочется выделить работу А.Я. Анцупова «Профилактика конфликтов в школьном коллективе» (М.,2003); «Социальная психология» под редакцией А.Л. Журавлёва (М., 2002г.). Большим достоинством этих работ является то, что в них отводится значительное место исследованию причин возникновения конфликтных ситуаций в школе, а также их профилактике. Кроме того, данной проблеме посвящали свои работы отечественные и зарубежные авторы: Н.В.Гришина, В.И.Журавлев, Е.М.Дубовская, Г.И. Козырев, Х.Корнелиус, Л.А.Петровская, А.В.Петровский и другие. Проблемой данного исследования является выявление конфликтных ситуаций и причин конфликтов среди современных подростков.
Цель исследования - определение присутствия конфликтов среди подростков в школьной среде и их причин.
Объектом исследования являются конфликты в подростковой среде.
Предметом исследования мы определили выявление конфликтов среди подростков в школьной среде.
Задачи:
1. Определить значение понятия «конфликт».
2. Рассмотреть межличностные отношения подростков в школе .
3. Определить основные причины конфликтов среди современных подростков БОУ " Русскополянская СОШ №3"
Гипотеза: если мы проведем анкетирование, тестирование учащихся БОУ " Русскополянская СОШ №3" , то сможем прийти к выводу, создаются ли конфликтные ситуации между подростками и каковы их причины.
Методы исследования:
1. Анкетирование, тестирование учащихся;
2. Метод наблюдения, рейтинга;
3. Метод количественных подсчетов и сплошной выборки.
Экспериментально-исследовательская работа проводилась на базе БОУ " Русскополянская СОШ №3" .
Структура работы: состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии.
1.Понятие «конфликт» и его социальная роль в формировании личности подростка.
Конфликт (от лат. сonflictus – столкновение) – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы принята была её точка зрения и цель, и мешает другой стороне делать то же самое.
Нам бы хотелось обратить внимание на один важный момент в понимании понятия "конфликт". На сегодняшний день бытует мнение, что конфликт – это нечто плохое, вредное, страшное. Большинство людей конфликт сопоставляют с такими понятиями, как агрессия, вражда, угроза, спор. Все думают, что если возник конфликт, то его срочно необходимо решить, разобраться в ситуации и т.д. все это, несомненно, так, но существуют ситуации, в которых именно конфликт помогает найти массу новых решений проблемы, дает толчок осваивать новую информацию и искать истину.
Английский социолог Э. Гидденс дал такое определение конфликта: «Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон». Наиболее ярко эта позиция представлена в работах немецких социологов Г.Зиммеля, Р. Дарендорфа и американского социолога Л. Козера. Основное положение теории конфликта Г. Зиммеля состоит в том, что с одной стороны конфликт порождает спор и разногласия в обществе, но с другой стороны именно он объединяет противоположные стороны и стабилизирует общество.
Л. Козер в своей классической работе “Функции социальных конфликтов” говорил о том, что конфликт обладает не только разрушительной силой, но он несет еще в себе и положительный потенциал [6, с. 79].
Также хотелось бы отметить и совершенно противоположную точку зрения относительно конфликтов. Так, германский социолог Р. Дарендорф утверждает в своих работах, что в основе всех социальных конфликтов лежат политические факторы: авторитет, желание властвовать, наличие силы.
Согласно данной теории конфликт может возникать в любой группе людей, в любом коллективе или же обществе, где существует разделение на господствующих и подчиненных. Р. Дарендорф говорит о том, что именно желание доминировать над остальными и является причинами конфликтов [3, с. 74].
Итак, самое важное место в возникновении конфликтов играют конфликтогены. Под конфликтогенами понимают слова, действия или бездействия, которые приводят, собственно говоря, к конфликтной ситуации.
Стоит отметить то, что самая большая опасность в конфликтной ситуации заключается в том, что большинство людей не учитывают очень важную закономерность – это эскалация конфликтогенов. Данный процесс заключается в том, что на конфликтоген, который направлен в нашу сторону, мы пытаемся ответить более сильным, а то и максимально сильным из массы всех существующих.
Конфликт – это открытое противостояние различных по своей природе интересов и позиций. Конфликтная ситуация - это масса противоречий, которые накопились и представляют собой истинную причину конфликтной ситуации [11, с. 16].
Мы с вами подробней остановимся на конфликтах, которые возникают в классных подростковых коллективах. Все мы знаем, что именно в самой обычной школе формируются навыки разрешения конфликтных ситуаций и формируется поведение человека в обществе в будущем. Для того что бы вовремя и правильно осуществлять профилактику в школьном коллективе, и при этом учитывать возрастные особенности просто необходимо ориентироваться в таких вопросах, как возникает конфликт в коллективе, как он развивается и завершается, в чем их особенность и причины.
Проанализировав труды А.И. Шипилова по школьным конфликтам, можно смело утверждать, что наиболее частой причиной возникновения спорной ситуации в подростковом коллективе является феномен лидерства. Конфликт возникает тогда, когда 2-3 лидера создают так званые группировки и начинается борьба за свое первенство в классе. Также может возникнуть и такая ситуация в которой один ученик будет выступать против всего класса. Много психологов в своих трудах указывают на то, что путь к лидерству в подростковой среде в наше время связан с проявлением не самых лучших человеческих качеств. Это жестокость, агрессия, цинизм, желание показывать и доказывать всем свое превосходство над всеми остальными [6, с.14].
В данной ситуации также стоит не забывать о том, что возрастные особенности подростков играют немаловажную роль в построении отношений, как между собой, так и с взрослыми. Стоит учитывать тот факт, что именно в данном возрасте закладывается мораль поведения, а соответственно и требования к окружающим одноклассникам и одногодкам [5,с.74].
Подростки стремятся не просто общаться в классном коллективе, или в компании своих одногодок, но они хотят еще и занимать среди них соответствующее место, которое они себе вообразили в данном коллективе. Такое положение помогает, в какой - то мере удовлетворить потребность подростка в самоуважении, естественно, что данное положение является абсолютно разным для всех подростков. Для одних важным моментом является лидерская позиция, для других важно получить внимание и уважение определенных лиц, третьи просто хотят быть авторитетными в определенной деятельности.
Какими бы не были мотивы и желания, но потребность подростка занимать в определенном коллективе желаемое место является основным мотивом в построении своего поведения и отношения к учебе. Такая ситуация в целом влияет на эффективность всего учебного процесса.
Естественным является тот факт, что если у подростка не получается в коллективе занять желаемое положение, то у него возникают различные проблемы в учебе, зачастую он начинает нарушать дисциплину, может даже совершать противозаконные действия и т.д. Такое влияние социометрического статуса подростка в классе на его школьную жизнь определяется, прежде всего, особенностями личного развития в этот возрастной период, которое сопровождается повышенной конформностью ребенка по отношению к сверстникам (9,с. 94).
Хотелось бы отметить также тот факт, что огромную роль в построении межличностных отношений с одноклассниками играют индивидуальные психологические особенности личности подростка. Те, кто испытывает определенные трудности в построении взаимоотношений с окружающими, имеют определенные блокирующие качества. Данные качества сведены в такие группы:
Природно-генотипические свойства – застенчивость, импульсивность, неуравновешенность;
характерологическими особенностями нерешительность, неуверенность, замкнутость, закрытость, напористость, конфликтность, равнодушие, цинизм);
семейной ориентацией по отношению к окружающим (несформированность коммуникативных умений на основе плохо развитой рефлексии).
Давайте подведем итог, что конфликты в среде подростков возникают также и на основе нарушения общепринятых правил и законов, принятых в школьном коллективе. Все школьные правила, придуманные и разработанные специально для того, что бы снизить уровень напряжения и возможность возникновения конфликтов, как между одноклассниками, так и между учениками и педагогами. Если же правила нарушаются, то автоматически происходит ущемление чьих-то прав и интересов, что и является причиной для возникновения конфликтной ситуации.
2.Характеристика межличностных отношений подростков
Хотелось бы сразу сказать о том, что какими бы не были межличностные отношения подростков (стихийные или же управляемые взрослыми), они имеют четкие возрастные особенности.
Фаза индивидуализации представляет собой период самопознания себя, составление своего Я - образа. Если сравнивать подростков с начальной школой, то естественно, что у них активно развивается самосознание, расширяются контакты.
Для подростков открывается ряд таких возможностей, как спортивные и творческие кружки, волонтерство. Все это дает возможность каждому подняться на ступеньку выше, расширять свои социальные связи. Активное развитие социальных ролей тесно переплетается с активным формированием личностных взаимоотношений, которые в данный период жизни имеют особое значение в жизни подростка [10, с. 213].
Чаще всего в классе среди подростков появляются "предпочитаемые" и "отверженные". Так вот, и первые и вторые имеют свою систему ориентаций, которые между собой значительно отличаются. "Предпочитаемые" в основном ориентируются на активную совместную деятельность. Связано это с тем, что при малейшей угрозе потерять свое положение и статус их деятельность становится еще более активной, целеустремленной для того что бы не оставить равнодушными по отношению к себе никого. "Отверженные" зачастую зацикливаются на своих неблагополучных отношениях со сверстниками и пытаются, как то улучшить свое положение. В случае угрозы их положению, то они в отличии от "предпочитаемых" выбирают вариант ничего неделанья и в отдельных случаях готовы даже отказаться от общения со сверстниками и разорвать с ними какие-либо отношения. Эмоциональная атмосфера в коллективах одноклассников настолько значима, что при ее нарушении зачастую возникают состояния тревоги и глубокого стресса, что может привести к серьезным неврозам.
Стоит отметить тот факт, что потребность в общении с одногодками возникает у детей с рождения и с возрастом эта потребность только увеличивается, и никакое родительское общение не может удовлетворить данную потребность. Поведение же подростков является по своему характеру и содержанию коллективно-групповым.
Подведем итог, что важную роль в социальной позиции подростка играет уровень осознания им своего Я. Зачастую - это Я проявляется в самооценке подростка, в формировании отношений с родителями, с одноклассниками и педагогами, в повышенном интересе к собственной личности и естественном желании, что бы оценили его качества.
В данный период жизни возникает основное противоречие данного периода жизни – это ощущение взрослости, которое испытывает каждый подросток и его реальным социальным статусом и социальными возможностями.
Налицо кризисная ситуация, которую подросток стремится преодолеть. Главная трудность в данном случае заключается в обретении отсутствующей у подростка внутренней уверенности в себе, ясного самосознания и самоуважения, которые и делают человека способным поступать самостоятельно и компетентно (в одних случаях отстаивая правоту вопреки сопротивлению окружающих, а в других - спокойно, без упрямства принимая их требования и нормы социума).
Показать больше