Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Данная научно-исследовательская работа написана с целью разработки мер по совершенствованию поддержки развития малого бизнеса в Санкт-Петербурге.
Малый бизнес является важной и неотъемлемой частью макроэкономики региона, и страны в целом, его состояние играет огромную роль в экономическом развитии региона, государство выделяет огромные средства на поддержку данного сектора экономики. Все вышеперечисленные факты позволяют отметить, что исследуемая тема имеет высокую актуальность.
Объектом исследования выступает организации, относящиеся к малому предпринимательству.
Предмет исследования – меры поддержки и развития субъектов малого бизнеса государством.
Целью научно-исследовательской работы выступает внесение предложений по совершенствованию мер поддержки и развития малого бизнеса в исследуемом регионе.
Глава 1. Основные понятия, правовые аспекты и методы поддержки малого предпринимательства
1.1. Правовая поддержка малого бизнеса государством.
3
Перед тем, как приступить к непосредственному изучению и оценке малого предпринимательства в Санкт-Петербурге, рассмотрим правовую базу, регулирующую данный сектор экономики.
Главным законодательным актом, который регулирует деятельность малого бизнеса, является федеральный закон №209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской федерации» от 24.07.2007 года [1]. В данном законе отражены основные принципы меры и цели государственной политики в развитии малого бизнеса.
В четвертой статье вышеуказанного закона указано, что к субъектам малого предпринимательства относятся «зарегистрированные хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские хозяйства) и индивидуальные предприниматели» [1].
В статье 4 также указаны основные критерии отнесения предприятия к сегменту «Малое предпринимательство». Сюда входит размер доли участия государства, характер деятельности, доход и среднесписочная численность сотрудников предприятия.
1.2. Методы поддержки малого бизнеса
Основными методами поддержки малого бизнеса в СанктПетербурге являются:
1.Льготные арендные ставки от Администрации города.
2. Упрощенная система налогообложения, ЕНВД, Патент.
4
3. Льготное кредитование и субсидирование.
4. Налоговые вычеты
5. Создание бизнес-инкубаторов и профобразований предпринимателей.
Меры государственной поддержки подразделяются на прямые и косвенные. Под прямой поддержкой подразумевается выдача бюджетных целевых субсидий и грантов малым предприятиям, льготные процентные ставки по кредитам и государственные гарантии, ряд налоговых льгот.
Косвенную поддержку обеспечивают следующие мероприятия: резервирование определенных объемов государственных заказов для исполнения их представителями малого бизнеса, венчурное финансирование, льготные условия по лизингу от компаний с государственным участием, финансовые вливания в рыночную инфраструктуру региона и страны в целом.
Государственные программы по поддержке малого бизнеса разделяют на федеральные, региональные, муниципальные и отраслевые.
Существует 4 формы поддержки малого бизнеса: имущественная, финансовая, консультационная и информационная.
В систему государственной поддержки включают следующие составляющие:
1. Нормативно-правовые акты, регулирующие данный экономический сегмент;
2. Государственные структуры, в обязанность которых входит обеспечение реализации государственной политики по
5
развитию малого бизнеса, управление инфраструктурой его поддержки и регулирование самой сферы малого бизнеса.
3. Коммерческие и иные организации, поддерживаемые государством, основная деятельность которых направлена на развитие малого предпринимательства. Данные организации составляют собой костяк государственной инфраструктуры по развитию и поддержке малого бизнеса.
Глава 2. Анализ развития малого бизнеса в Санкт-Петербурге
2.1. Анализ показателей развития малого бизнеса в СанктПетербурге
В экономике Санкт-Петербурга малый бизнес играет одну из ключевых ролей с позиции уплаты налогов, обеспечения промышленного сектора и потребностей населения в товарах и услугах, а также создания рабочих мест.
Согласно данным Росстата на 2016 год в Петербурге существовало около 285 тысяч малых предприятий. В СанктПетербурге наблюдается динамика роста сектора малого предпринимательства.
Исходя из данных данного рисунка количество малых предприятий за 4 года, с 2013 по 2016гг, увеличилось почти на 32 тысячи единиц. В середине 2016 года в Санкт-Петербурге было зарегистрировано уже 285 тысяч предприятий малого и микробизнеса [6].
По данным вышеуказанной таблицы можно сделать вывод, что доля малых предприятий с 2013 по 2016 год примерно одинакова в общем количестве как Северо-Западного Федерального округа, так и по всей России.
6
Однако, если в абсолютном выражении мы наблюдаем рост малых предприятий на 2016 год, то в относительном к предыдущим годам заметен наименьший прирост.
Рассмотрим структуру Петербургских малых предприятий по отраслям[6].
На рисунке 2.2 хорошо видно, что наибольшую часть занимает оптовая и розничная торговля (40,1%). Это существенный перевес. Подобная картина характерна для всей экономики страны.
Вторым по величине является сектор недвижимости и занимает 21,7% от общего числа малых предприятий СПб.
2.2. Инфраструктура поддержки малого бизнеса СанктПетербурга
На рисунке 2.4 наглядно представлена структура организаций Санкт-Петербурга, в обязанности которых входит исполнение действующего законодательства по развитию сегмента малого бизнеса.
Ежегодно Комитетом по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга разрабатываются и внедряются новые специальные программы субсидирования бизнеса.
В 2018 году бюджет города на субсидии для бизнеса по 6 специальным программам составил 101,5 млн руб.
7
На базе СПб ГБУ «Центр развития и поддержки предпринимательства» субъекты МСП получают бесплатные консультации.
Предприниматели Санкт-Петербурга имеют право на получение государственной поддержки в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Санкт-Петербурга «Развитие предпринимательства и потребительского рынка в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства СанктПетербурга от 30.06.2014 № 554.
Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга» является исполнительным органом государственной власти и был создан в 2013 году.
Ниже в таблице 2.2 мы можем проанализировать объем гарантийных обязательств «Фонда содействия кредитования малого и среднего бизнеса».
Глава 3. Комплекс мер по совершенствованию организации поддержки и развития малого бизнеса в Санкт-Петербурге
Подытожим и обобщим ключевую информацию перед тем, как сформулировать рекомендации по улучшению мер поддержки малого бизнеса.
Малым предприятием является организация, в которой среднесписочная численность сотрудников составляет до 100 человек (в микропредприятиях – до 15 человек), выручка по всем видам деятельности не превышает 800 миллионов в год (для микропредприятий -до 120 миллионов в год).
8
Наибольшую долю в малом бизнесе занимает торговый сектор (около 36%), недвижимость (около 23%) и строительство (почти 12%), наименьшую (менее 1%) – добыча полезных ископаемых. Это связано с тем, сто для данной отрасли действует общий режим налогообложения, присутствует ряд строгих требований к ведению бизнеса и проблемами в привлечении заемных средств.
В ВВП страны малый и средний бизнес занимает только около 20%. На общегосударственном уровне поставлена цель повысить его до 60-70%
Основные барьеры для развития сегмента малого бизнеса – это недостаток собственных средств для ведения бизнеса и отсутствия желания у населения заниматься собственным бизнесом из-за нестабильной экономической ситуации в стране и мире последние 12 лет
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При написании работы были достигнуты намеченные цели, решены поставленные задачи и разработан комплекс мероприятий по совершенствованию реализуемых мер по развитию сегмента малого бизнеса в Санкт-Петербурге.
В первой главе мы определили роль малых предприятий в экономике региона и страны, изучили основной костяк законодательной базы, регулирующей функционирование малого бизнеса и меры по его поддержке, а также инфраструктуру по поддержке малого бизнеса.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
9
1. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007. №209-ФЗ с изменениями и дополнениями. Справочная система Контур https://normativ.kontur.ru/
2. Постановление правительства РФ от 04.04.2016 №265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории малого и среднего предпринимательства». Справочная система Контур https://normativ.kontur.ru/
3. Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 №223-ФЗ Справочная система Контур https://normativ.kontur.ru/
4. Распоряжение правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р «О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» Справочная система Контур https://normativ.kontur.ru/
5. Сайт Министерства экономического развития Российской федерации http://economy.gov.ru/minec/main
6. Сайт управления федеральной службы государственной статистики по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области http://petrostat.gks.ru/
7. «Развитие предпринимательства и потребительского рынка в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2014 № 554
8. Общественный совет по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга http://www.osspb.ru/
10
9. Первый городской бизнес-инкубатор https://startmybusiness.ru/
10. Сайт Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/
11. Санкт-Петербургский Фонд развития бизнеса http://www.fbd.spb.ru/ru/
12. Центр развития и поддержки предпринимательства https://www.crpp.ru/