Фрагмент для ознакомления
2
2. Проведение анализа мер, направленных государством на выявление и профилактику хищений при заключении государственного контракта;
3. Изучить основные показатели по хищениям из бюджета в исследуемой сфере;
4. Определить приоритетные формы выявления и профилактики хищений в исследуемой сфере и проанализировать эффективность государственной мер по предотвращению реализации мошеннических схем и хищений, связанных с заключением муниципальных и государственных контрактов;
5. Изложить пути совершенствования выявления и профилактики хищений в исследуемой сфере.
Так как в настоящее время государством реализуются ряд мер по выявлению и предотвращению хищений, связанных с исполнением госзаказов, возникает необходимость детального изучения этих программ, путей их внедрения на практике, эффективность вышеперечисленных мер и, разумеется проблемы, с которыми сталкиваются сотрудники правоохранительных органов и представители госорганов, отвечающих за внедрение и применение на практике мер по предотвращению хищений бюджетных средств.
Под поддержкой государства, как правило, подразумевается выдача бюджетных целевых субсидий и грантов малым предприятиям, льготные процентные ставки по кредитам и государственные гарантии, ряд налоговых льгот. Косвенную поддержку обеспечивают следующие мероприятия: резервирование определенных объемов государственных заказов для исполнения их представителями малого бизнеса, венчурное финансирование, льготные условия по лизингу от компаний с государственным участием, финансовые вливания в рыночную инфраструктуру региона и страны в целом.
Исследование по выбранной теме должно носить практический прикладной характер, и представлять собой разработку комплекса мер, который может быть использован в реальности.
Исходя из уже изученного по предмету материала, систему государственной поддержки включают следующие составляющие:
1. Нормативно-правовые акты, регулирующие исследуемые по теме вопросы;
2. Государственные структуры, в обязанность которых входит обеспечение реализации государственной политики по предотвращению хищений из бюджета.
3. Правоохранительные органы и иные организации, поддерживаемые государством, основная деятельность которых направлена на выявление и предотвращения хищений при исполнении госконтракта.
Работа с государственными заказчиками, наряду с преимуществами, в виде обеспечения компании на долгий период времени большим объемом работы, а также гарантированного размера оплаты, несет в себе целый ряд уголовно-правовых рисков, и связано это, прежде всего с тем, что вопрос касается бюджетных денежных средств, контроль за законностью расходования которых, особый.
И если, уголовное дело по факту хищения, вытекающее из взаимоотношений между коммерческими организациям, может быть возбуждено только при наличии заявления потерпевшего (ч. 3 ст. 20 УПК РФ), то в случае, когда вопрос касается выделенных бюджетных средств на исполнения государственного контракта, для возбуждения уголовного дела, соответствующим правоохранительным структурам достаточно только отчета об обнаружении признаков преступления, составленного ими же самими, или формального заявления от заинтересованных лиц (конкурентных организаций, например).
В соответствии с содержанием статьи 107 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», лица, виновные в нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок, несут, в том числе, и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации [1].
Итак, например, факт хищения считается установленным, если доказана совокупность нижеперечисленных фактов:
- сговора между представителями подрядчика и контрагента о заключении договора для последующего хищения бюджетных денежных средств путем предъявления НДС к возмещению;
- осведомленности о недобросовестности контрагента как налогоплательщика;
- представления в налоговый орган декларации, с заявленным НДС к возмещению;
- перечисления возмещенного НДС из бюджета на счет подрядной организации (решение налоговой о возмещении НДС, выписки по счетам компании).
- причинения ущерба (анализ договорной и бухгалтерской документации, материалов, полученных из налоговой; проведение экспертиз, в ходе которых устанавливается конкретный размер необоснованного возмещения НДС).
Обман: обращение в налоговую за возмещением НДС по сделке с недобросовестным контрагентом, позволило ввести в заблуждение сотрудников налогового органа, которыми и было принято решение о возмещении НДС.
Описанные ситуации (основания возбуждения уголовных дел) присущи работе многих строительных компаний, но их руководство не привлечено к уголовной ответственности, и, возможно, никогда и не будет привлечено. Это связано с тем, что для наступления уголовно-правовых рисков, недостаточно наличия оснований, необходимо еще и наличие причин их реализации.
Как видно из вышеприведенной информации процесс выявления мошеннических схем, доказательство их реализации в жизни – это длительный и трудоемкий процесс, требующий кропотливого сбора информации и документов, ряда запросов по инстанциям, опроса многочисленных свидетелей и мер по удержанию имущества нарушителя до решения суда (арест имущества, блокировка счетов), что также проводится за счет бюджета (делопроизводство, зарплата сотрудникам внутренних органов и пр.)
Так или иначе, в результате хищений бюджет несет огромные финансовые потери, и даже при доказанных фактах мошенничества и имеющемся исполнительном производстве на возмещение ущерба, в ряде случаев он не будет взыскан никогда. Поэтому профилактические меры по предотвращению хищений имеют приоритетное и ведущее значение в комплексе мер по предотвращению хищений.
Все вышеперечисленное свидетельствует о том, что вопросы выявления и профилактики хищения бюджетных денежных средств являются одними из первоочередных даже на государственном уровне и выбор данного тематического направления – обоснован.
2. Выбор научных информационных баз
2.1 Выбор информационной базы
После того, как выбор направления для исследования был обоснован, автор приступит к выбору научных баз для исследования.
В требованиях к написанию данной работы есть условие, согласно которому хотя бы одна из баз должна быть международной. Данное требование будет выполнено, хотя по субъективному мнению автора зарубежные источники по разрабатываемой тематике скорее послужат для ознакомления с опытом зарубежных стран по вопросам развития предотвращение хищений из бюджета, т.к. за рубежом в каждой стране действует свое законодательство, специфика построения которого, как правило, сильно отличается от российского. Для изучения материалов непосредственно по работе все же больше подойдут российские информационные источники.
Итак, для поиска использовались следующие источники
Автором найден огромный объем информации по изучаемой теме.
Из данного объема были выбраны те источники, которые соответствуют следующим условиям:
- источник не старше 5 лет;
- территориальная выборка – Россия;
- тематика – хищение бюджетных средств при выполнении государственных и муниципальных заказов, методы выявления и предотвращения государством хищений в сфере госзаказов, пути возможных решений и совершенствования превентивных методов по исследуемому вопросу.
Для изучения и анализа информации по выбранной тематике были использованы:
-научные базы;
-научная периодика по теме;
-методические материалы;
-законодательная база (нормативно-правовые акты, законы, планы развития на текущий и предстоящий периоды)
- информация с официальных сайтов различных государственных структур по изучаемой теме
- тексты ежегодных посланий Президента Правительству.
- учебную литературу.
-статистические данные по хищениям РФ.
В первую очередь использовались научные статьи и труды специалистов в сфере государственных заказов, информация официальных государственных лиц т.к. они представляют собой наибольшую временную актуальность для написания данной работы. В связи с динамично меняющейся политической и экономической обстановкой в стране, информация в учебных пособиях к моменту их выхода часто частично устаревает.
Итак, для поиска использовались следующие источники:
1. «Киберленинка» -электронная библиотека [2].
Научная электронная библиотека, построенная на парадигме открытой науки (Open Science), основными задачами которой является популяризация науки и научной деятельности, общественный контроль качества научных публикаций, развитие междисциплинарных исследований, современного института научной рецензии, повышение цитируемости российской науки и построение инфраструктуры знаний.
2. «Elibrary.ru» - научный электронный ресурс [3].
Крупнейший российский информационно-аналитический портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 29 млн научных статей и публикаций, в том числе электронные версии более 5600 российских научно-технических журналов, из которых более 4800 журналов в открытом доступе.
3. Scopus [4]
Поисковая интернет-платформа, объединяющая реферативные базы данных публикаций в научных журналах и патентов, в том числе базы, учитывающие взаимное цитирование публикаций.
4. ЭБС «Университетская библиотека онлайн» [5] — это электронная библиотека, обеспечивающая доступ к наиболее востребованным материалам учебной и научной литературы по всем отраслям знаний от ведущих российских издательств. Ресурс содержит учебники, учебные пособия, монографии, периодические издания, справочники, словари, энциклопедии, видео- и аудиоматериалы, иллюстрированные издания по искусству, литературу нон-фикшн, художественную литературу.
5. Вестник СПБу. Экономика [5]
6. Десять источников сети Интернет
Ежеквартальный рецензируемый международный научно-теоретический журнал, специализирующийся на публикации результатов фундаментальных и прикладных исследований, посвященных оценке, сравнительному анализу тенденций и перспектив
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературных источников
1. Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ (последняя редакция) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/
2. «Киберленинка» - [электронный ресурс]- https://cyberleninka.ru/ Дата обращения 08.05.2019
3. «Эллабрери» - [электронный ресурс]- https://elibrary.ru/ Дата обращения 08.05.2019
4. «Скопус»- [электронный ресурс] -https://www.scopus.com Дата обращения 08.05.2019
5. «Электронная библиотека онлайн»- [электронный ресурс] - - ЕБС https://biblioclub.ru/ Дата обращения 08.05.2019
6. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.03.2019) https://legalacts.ru/doc/44_FZ-o-kontraktnoj-sisteme/
7. Единая информационная система в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html
8. Портал «Развитие» https://razvitie.expert
9. Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ (последняя редакция) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116964/
10. Система Госзаказ https://1gzakaz.ru/
11. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/
12. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.05.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.05.2019) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/
13. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 23.04.2019) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/
14. 12. Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 N 273-ФЗ (последняя редакция) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/
15. База РИНЦ [Электронный ресурс]https://elibrary.ru Дата обращения 09.05.2019
16. Scopus / Web of Science / Springer [Электронный ресурс]http://www.cnshb.ru/jour/ws_jour.asp Дата обращения 09.05.2019
17. Вестник МГТу. Экономика [Электронный ресурс]http://vestnikprib.ru/ Дата обращения 09.05.2019
18. «Киберленинка» [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru Дата обращения 09.05.2019
19. Росстат [Электронный ресурс] http://www.gks.ru/ Дата обращения 09.05.2019
20. «Медведев поручил усилить ответственность за хищения при госзакупках», Журнал "Строительная орбита" №10 (132) 2014 г
21. «МВД назвало сумму ущерба от хищений РУСАДА», Журнал РБК, [Электронный ресурс] https://www.rbc.ru/society/13/04/2019/5cb214199a794762e8c917da , Дата обращения 09.05.2019
22. «ОСОБЕННОСТИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ЭТАПА РАССЛЕДОВАНИЯ ХИЩЕНИЙ БЮДЖЕТНЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНТРАКТОВ», Центр квалификации специалистов, 2014[Электронный ресурс] https://barton.ru/arhiv-novostej/rassledovaniya-xishhenij-goskontraktov, Дата обращения 09.05.2019
23. «Медведев поручил усилить ответственность за хищения при госзакупках», Ведомости, [Электронный ресурс] https://www.vedomosti.ru/politics/news/2016/03/09/632914-medvedev-usilit-otvetstvennost, Дата обращения 09.05.2019
24. «Для предотвращения хищений при госзакупках Минюст вводит уголовную ответственность за подделку экспертизы на соответствие условиям контракта», Антикоррупционный комитет по Свердловской области, [Электронный ресурс] http://a-komitet.ru/pravovye_novosti/10011219/ , Дата обращения 09.05.2019
25. «Как они воруют. Госзакупки», Блог ЖЖ [Электронный ресурс] https://amfora.livejournal.com/448440.html, Дата обращения 09.05.2019
26. Бочкова Ю.А., «Сговоры на торгах при осуществлении государственных закупок», Евразийский международный научно-аналитический журнал, [Электронный ресурс] http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=4960, Дата обращения 09.05.2019
27. «Полмиллиарда рублей намерены сэкономить в Удмуртии на госзакупках», Единый портал электронной подписи, Администрация ресурса [Электронный ресурс] https://iecp.ru/news/item/412314-polmilliarda-rubley-namereny-sekonomit-v-udmurtii-na-goszakupkakh, Дата обращения 09.05.2019
28. Ермаков С.В. «РАССЛЕДОВАНИЕ ХИЩЕНИЙ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ, СОВЕРШАЕМЫХ ПРИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПКАХ», Вестник Московского университета МВД [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/rassledovanie-hischeniy-byudzhetnyh-sredstv-sovershaemyh-pri-gosudarstvennyh-zakupkah, Дата обращения 09.05.2019
29. «Тамбовская область входит в число регионов с самой эффективной системой госзакупок», Ресурсный центр малого предпринимательства, [Электронный ресурс] https://rcsme.ru, [Электронный ресурс] , Дата обращения 09.05.2019