Фрагмент для ознакомления
2
только люди, приписанные к поселению ради тягла. Всех остальных регистрировали в местах их приписки.
Так, по данным академика И. П. Фалька, в 1772 г. в Егошихе насчитывалось всего 1610 жителей, в том числе «много купцов и нужнейших ремесленников». В 1773 г. академик И. Г. Георги насчитал в Егошихе 400 деревянных домов, а на рыночной площади до 100 купеческих лавок. Но, хотя Георги именует Егошиху «оживленным горным городком», этот населенный пункт не имел перспектив для превращения в город, так как завод был практически остановлен.
Однако будущее торгово-промышленной слободы Егошихи властно определила судьба в лице императрицы Екатерины Великой. По ее поручению российское правительство подготовило губернскую реформу, и в 1775 г. вышли в свет документы под названием «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи». В соответствии с этим Уложением проводилась губернская реформа в России после завершения пугачевщины.
2.Основание Перми и Пермской губернии
Среди прочих новых административных образований в России была намечена и губерния, в которой предполагалось собрать уезды Урала и казенные горные заводы. Вот тогда-то и вспомнилось предложение В. Н. Татищева о выделении особой уральской провинции под именем Пермского наместничества.
Чтобы определить будущий город для размещения наместника с его аппаратом, на берега Камы отправились последовательно две комиссии. Одну возглавлял казанский генерал-губернатор князь Платон Степанович Мещерский, другую - губернатор выборгский генерал-поручик Евгений Петрович Кашкин. Обе комиссии согласились в том, что для учреждения нового губернского города наиболее подходят окрестности Егошихи. В своем рапорте Кашкин писал, что эти места отличает выгодность положения для развития торговли и транспорта, в результате чего создаются благоприятные условия «купечеству, мещанству и крестьянству». [5]
Соображения двух комиссий посчитали основательными, и 16 ноября 1780 г. за подписью Екатерины II последовал указ на имя Е. П. Кашкина, в котором императрица назначала его наместником Пермским и Тобольским и распоряжалась об учреждении города Перми и наместничества в составе двух губерний: Пермской и Тобольской.
Документ: «Учтя... выгодность положения завода и способность места сего для учреждения в нем губернского города... предписываем вам город губернский для Пермского наместничества назначить в сем месте, наименовав оный город Пермь».
В декабре 1780 г. Егошихинский и три других завода были возвращены в казну, а 27 января 1781 г. вышел указ, предписывающий открыть Пермскую губернию и Пермско-Тобольскую провинцию к октябрю 1871 г. При этом предлагалось разделить Пермскую губернию на две области: Пермскую и Екатеринбургскую. В каждой области надлежало иметь 8 уездов (всего 16). В Пермскую область Пермской губернии входили Пермский, Кунгурский, Соликамский, Чердынский, Обвинский, Оханский, Осинский и Красноуфимский уезды. В помощь наместнику в новую губернию были назначены губернатор генерал-майор Иван Варфоломеевич Ламб и вице-губернатор Александр Васильевич Алябьев (отец композитора А. А. Алябьева, автора популярного романса «Соловей»). А. В. Алябьева в 1787 г. перевели губернатором в Тобольск. Вплоть до ликвидации наместничеств губернатор и вице-губернатор были скорее номинальными должностями, практически не имели реальной власти и исполняли распоряжения наместника. [1]
Приготовительные работы по открытию города Перми были завершены к назначенному сроку. За Петропавловским собором на пустырях, то есть за чертой слободы, выросли новые деревянные здания: дом наместника, дом губернатора, присутственные места и гауптвахта. Губернский магистрат, сиротский суд, питейную контору, духовное правление, комендатуру, госпиталь, полицию и прочие конторы разместили в домах жителей слободы.
Торжественное открытие губернского города Перми состоялось 18 октября 1781 г. в полном соответствии с надлежащим церемониалом. Берег Камы и Петропавловский собор были иллюминированы 20 тыс. плошек с маслом и горящими фитилями, было зажжено 7 тыс. керосиновых фонарей. Солдаты караульной роты произвели салют из ружей и пушек. В доме наместника состоялся прием, на который весь небольшой чиновничий аппарат явился в полном параде, а дамы щеголяли в платьях со шлейфами. Перед балом были совершены торжественное богослужение и крестный ход. Во время богослужения в соборе были освящены зерцала - доски с текстом правил и законов, которые надлежало установить в присутственных местах нового города. Таким образом, губернский город Пермь официально открыла и церковь. На берегу Камы был установлен иллюминированный портрет Екатерины II, а в доме наместниа императорский трон, который символизировал высшую власть в стране. Наместник Е. П. Кашкин и первый пермский губернатор И. В. Ламб во время бала стояли по обе стороны пустого трона. Впоследствии, стоя у этого пустого трона, наместник или губернатор оглашали императорские указы. [8]
К концу века население Перми достигло почти 4 тыс. человек. Наряду с чиновниками, население города составляли купцы, ремесленники, пригородные крестьяне, служащие и рабочие пристаней, церковнослужители, военные. До середины XIX в. Пермь имела не столько ремесленно-промышленное, сколько административно-торговое значение. Недостаток ремесленников и их низкая квалификация бросались в глаза даже при самом беглом наблюдении. Так, А. Н. Радищев, проезжавший через Пермь и Кунгур в ссылку и обратно (1790 и 1797), описывая Пермь, отмечает: «Мастеровых мало. Горшки в приказе делают, разваливаются. Кирпичи также. Плотничье искусство невелико, доставлять бревна не умеют...» Всего в 90-е гг. в Перми было 110 ремесленников, в том числе слесари, серебряники, плотники, сапожники, булочники, портные и т. д. Был даже один живописец. Социальный состав населения Перми таков: более 1000 крестьян, почти 1200 чиновников, военных и членов их семей, около 700 человек - семьи работников заводов и пристаней, остальные - купцы, мещане и ремесленники, причем последние составляли всего около 3,5% населения.
В 1796 г.умер и пермский губернатор генерал-майор Иван Васильевич Колтовский, сменивший Ламба в 1782 г. Новым губернатором на вакантное место был назначен инженер-полковник Карл Федорович Модерах. Он, в отличие от своих предшественников, действовал самостоятельно, так как наместника над ним не стояло. [2]
В 1797 г. Пермско-Тобольское наместничество было упразднено. В отличие от учреждения города в 1781 г., переименование наместничества в губернию не означало возникновения нового административного образования, и датой основания губернии и губернского города с уверенностью можно считать 18 октября 1781 года.
3.Торговое значение Перми и городов губернии
В 1728 г. Соликамская (Камская) провинция была переведена в состав Казанской губернии. Таким образом, все Прикамье оказалось в составе одного административно-территориального образования. Вплоть до 1738 г. Соликамский воевода оставался главным военно-гражданским начальником Прикамья; правда, существенную часть его функций исполнял теперь казенный горный начальник. Соликамск, как и многие другие города империи Российской, участвовал в реформах Петра I и других императоров. Так, с 1703 г. в городе регулярно набирают кузнецов, плотников, строителей на устройство городов Таганрога, Петербурга, Азова, возведение крепостей на Урале. Как уже упоминалось, некоторые горожане Соликамска вошли в состав населения нового города Пермь. В 1703 - 1718 гг. в Соликамске жили пленные шведы, принявшие участие в строительстве монастыря Иоанна Богослова.
В Кунгуре сидел заштатный воевода, игравший скорее роль городского головы, чем начальника уезда. Главным администратором Прикамья вплоть до учреждения должностей пермских наместника и губернатора был казенный горный начальник. [9]
В 1738 г. В. Н. Татищев своей властью переводит Соликамского воеводу в Кунгур («... пермского провинциального воеводу от Соли Камской перевесть в Кунгур, и быть тут провинциальному правлению»), что значительно подняло статус города, так как он превратился в главный административный центр Прикамья. К этому времени^ благодаря новой дороге в Сибирь через Екатеринбург, Кунгур стал важным экономическим центром. По Кунгурской дороге шли исключительно грузы Ирбитской и Макарьевской ярмарок. Роль Кунгура особенно выросла в 1759 г., когда в него из Егошихинской слободы перевели Нижнее (Пермское) горное казенное начальство. По итогам первой ревизии Кунгур попал в число 50 крупнейших городов Российской империи под № 42, а в данных по второй ревизии в 50-х гг. он уже поднялся на 38-е место, обогнав Соликамск на 10 пунктов.
Показать больше