Фрагмент для ознакомления
2
Во второй половине XIX века, на волне увлечения историзмом и эклектикой, в Северной столице появилось множество зданий, декорированных в романском, готическом или ренессансном стилях.
После отмены крепостного права в Петербург потянулись обедневшие помещики и свободные крестьяне. Население столицы стремительно росло, в городе начался строительный бум. Доходные дома или «дома под жильцов» принимали под свой кров и дворян, и купцов, и чиновников, и мещан. Одни занимали роскошные многокомнатные апартаменты в нижних парадных этажах, другие жили в небольших квартирах этажами повыше. Самые бедные ютились в мансардных комнатах или даже в подвальных помещениях. Стоимость жилья соответственно варьировалась от нескольких рублей до нескольких сотен в месяц. Доходный дом фактически представлял собой срез социальных слоев общества того времени. С.Я. Маршак писал: «Этаж сенатор занимал, этаж – путейский генерал, два этажа – княгиня. Еще повыше – мировой, полковник с матушкой-вдовой, а у него над головой – фотограф в мезонине». Именно в таком «бесконечно-этажном» доме «господин в енотах» искал свою неверную жену, «госпожу в лисьем салопе, в темном бархатном капоре с черной вуалью» (Ф.М. Достоевский, «Чужая жена и муж под кроватью»).
Владельцы доходных домов получали хорошую прибыль. Ходила даже поговорка о том, что иметь доходный дом в Петербурге так же выгодно, как владеть золотыми приисками. Главное, надо было правильно рассчитать вложения в строительство, чтобы потом доход от сдачи внаем с лихвой покрыл издержки.
Целью данного научного исследования выступит изучение исторической значимости и ценности одного из таких доходных домов - дома купца Тупикова по улице Пестеля, 14 (архитектор - Ю. О. Дютель, современный облик - 1876-1877 годы постройки).
1. ИСТОРИЯ ДОХОДНОГО ДОМА А.М. ТУПИКОВА
1.1 Дом Тупикова до 1917г
Улица Пестеля соединяет собою две церкви в центре Петербурга – Спасо-Преображенский собор (нынешний вид приобрел благодаря Василию Стасову, в 1820-х гг. отстроившему здание после серьёзного пожара) и Пантелеймоновскую церковь (один из старейших храмов Петербурга, ведущий историю от 1730-хх годов, но в ходе позднейших перестроек утративший первоначальный облик).
Расстояние между храмами по прямой невелико – и семиста метров не наберётся, поэтому, при необходимости, улицу Пестеля можно пройти за пять минут.
Здание со столь экзотическим фасадом было возведено в 1876 - 1877 годах академиком архитектуры Юлием Осиповичем Дютелем для потомственного почетного гражданина Андрея Михайловича Тупикова, владевшего несколькими многоэтажными доходными домами в столице (что интересно, построенными тем же зодчим). Судя по справочникам «Весь Петербург», многочисленные потомки умершего в середине 1890-х годов Тупикова, дочери и сыновья, унаследовали сконцентрированную в Литейной части недвижимость отца и продолжали получать доход от сдачи квартир внаем.
Дютель «составил» дом Тупикова из разновозрастных частей. Он сломал все невысокие постройки, выходившие на Пантелеймоновскую улицу (ныне улица Пестеля), - двухэтажные корпуса, въездные ворота, глухую каменную стену, расчистил и территорию внутри двора. На освободившемся месте он возвел четырехэтажный дом, объединив новостройку со «старичком» первой половины XIX века, выходившим на Литейный проспект.
Архитектор поступил довольно рационально: не стал перебивать окна старого здания, оставив в двух нижних этажах прямоугольные проемы, в верхних - полуциркульные. Пристройка по Пантелеймоновской повторила этот ритм.
А. Л. Пунин обоснованно предполагает, что «необычный, крикливо-вычурный декор фасада» дома Тупикова был вызван желанием перещеголять шикарностью и оригинальностью отделки строившийся напротив «мавританский» доходный дом князя А. Д. Мурузи (Литейный пр., 24). Интересно, что количество декора увеличивалось по ходу строительства: ни павлинов, ни миниатюрных драконов, шеренгой вытянувшихся по фасаду на уровне третьего этажа, в проекте не было.
В ноябре 1890 года дом Тупикова серьезно пострадал от огня: причиной стало возгорание дров, хранившихся, по обыкновению, в подвале. Пожарные боролись с огнем двое суток. Отремонтированное здание оставалось во владении А. М. Тупикова, а затем его сына Сергея вплоть до 1917 года.
В июле 1917 года здесь открылось кооперативное издательство «Былое», специализировавшееся на издании книг по истории революционного, главным образом, народовольческого, движения.
Его предтечей был одноименный журнал, основанный еще в 1900 году политическим эмигрантом Владимиром Львовичем Бурцевым (1862-1942), которому удалось выпустить за границей всего шесть номеров. В 1906 году, в условиях развернувшейся первой русской революции, журнал был возобновлен в России и имел большой успех у сторонников разных партий, но в 1907 году, когда реакция перешла в наступление, крамольное издание было закрыто. После этого Бурцев сумел выпустить еще несколько номеров журнала за границей, а его сотрудники Василий Яковлевич Богучарский (1860-1915) и Павел Елисеевич Щеголев (1877-1931) (впоследствии известный пушкинист) пытались делать то же самое в России, заменив название «Былое» на «Минувшие дни». В январе 1909 года власти окончательно ликвидировали журнал. Щеголева посадили на три года в тюрьму, а Богучарского выслали за границу.
Издательство, начавшее работу в этом доме, возродило журнал под прежним
Показать больше