Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью проведения эффективной политики по реформированию строительного сектора экономики. России, направленной на реструктуризацию рыночных отношений в строительной отрасли между субъектами рынка. Так как на данном этапе наблюдается острая нехватка инвестиций, которые должны быть израсходованы на обновление основных фондов необходим строгий контроль качества, как входящей, так и исходящей продукции производства субъектов строительной индустрии.
Строительство является одной из важнейших отраслей. Развитие этого сегмента приводит к экономическому росту государств. В 2018 году статистика строительства в РФ зафиксировала объем выполненных работ на 6184,4 млрд. руб., что на 4,3% ниже, чем в 2017. Показатели увеличились на территории 40 регионов. Почти 58% от общего объема строительных работ приходится на Центральный, Северо-Западный и Приволжский округ. Строительная отрасль является важнейшей сферой материального производства. Она создает условия для поступательного развития экономики. Общий доход, поступающий от строительного комплекса, составляет 5,6 % бюджета страны. В Санкт-Петербурге и Ленинградской области строительная индустрия формирует целый кластер отечественной продукции, который используется как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Стратегия формирования строительной отрасли утверждена в соответствии с положениями Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года, что позволяет, в пределах компетенции и полномочий исполнительных органов государственной власти, определить основные показатели прогноза развития Петербургской агломерации. Это реальная программа действий для строительного комплекса, который всегда был и остается локомотивом экономики двух регионов.
Строительство- это специализированная сфера экономики нашей страны, обеспечивающая потребности в строительной продукции и услуг, формирующиеся во всех секторах национального хозяйства. Для повышения социально-экономической эффективности функционирования строительной сферы, ускорения ее развития, данные задачи следует решать лишь на комплексной, системной основе. Необходимо исходить из современных тенденций развития строительной сферы, сферы потребления ее продукции и услуг, управления процессом строительства и эксплуатации строительной продукции.
Объектом исследования выступает система государственного управления. Предмет исследования – государственное управление строительной отраслью.
Целью работы является рассмотрение государственного управления строительной отраслью. Для достижения поставленной цели были выработаны задачи по проведению анализа государственного управления строительной отраслью в России и Ленинградской области, в частности.
В качестве объекта исследования выступает система государственного управления в России и Ленинградской области, в частности, а в качестве предмета – методы, средства, технологии государственного управления.
Изучение сопровождалось использованием общенаучных и частных методов исследования
Методологической основой исследования послужил анализ показателей, группировки, сравнение, наблюдение, а также общенаучные методы: диалектический, логический, системного анализа, индукции и дедукции, аналогии, так и частно–научные методы: структурно–функциональный, сравнительный.
Степенью изученности темы является та совокупность материалов, которые применялись в ходе исследования. Условно источники можно разделить на два блока.
В первый блок входят нормативные правовые акты. Нормативной основой исследования выступают Конституция Российской Федерации, федеральное законодательства.
Второй блок источников составляют диссертации, учебные пособия, статьи периодических изданий различных авторов. Изучение теоретических основ осуществлялось на основе исследований специалистов в сфере государственного управления, например, Г.В. Атаманчук, Р.И. Балкина, М.В. Буторина, И.А. Василенко, В.В. Гриб, В.П. Орешина, В.И. Осейчук, Е.В. Охотского, В.Е. Чиркина, В.В. Яновского и др.
Практическая значимость исследования заключается в анализе системы государственного управления строительной отраслью в России и Ленинградской области, в частности, Методами исследования в работе являются: анализ, синтез, абстрагирование, моделирование, обобщение.
Научно-исследовательская работа состоит из введения, трех параграфов, заключения и библиографического списка.
1. Регулирование строительного сектора на государственном уровне
В состав строительного комплекса Российской Федерации входят различные организации: осуществляющие регулирование строительного комплекса, контроль соблюдения требований строительных норм и правил (Государственный комитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу); разрабатывающие новые инженерно-технические решения, новые материалы и конструкции, новые технологии производства строительных материалов (научно-исследовательские организации); выполняющие виды строительных и монтажных работ при возведении зданий и сооружений; но основой строительной индустрии, создающей ее материально-техническую базу, являются предприятия, производящие строительные материалы. Регулирование строительного сектора на государственном уровне — вид управленческой деятельности государства, в которой принимают участие уполномоченные органы, обеспечивающие оптимизацию экономических отношений в строительстве для защиты частных и публичных интересов участников взаимоотношений. Задача государственных структур заключается в стимулировании участников строительного рынка на выполнение действующих регламентов. Как следствие, удается повысить качество возводимых сооружений, снизить уровень опасности для жизни/здоровья людей, использующих строительные объекты.
Контроль государства в сфере технического регулирования и государственного строительного надзора имеет много общего, в том числе в отношении выполняемых функций:
Как отмечает Сергеев А.А., контролирующие органы используют разные организации из производственного или жилищного сектора в качестве «подопечных». Они берут на себя функцию регулирования и контроля. Контролирующие органы осуществляют получение данных о контролируемом объекте и выполнении им действующего техрегламента и требований законодательства.
Если подконтрольные органы нарушили техрегламент или действующие нормы, к ним применяются меры воздействия, а виновные лица наказываются. В частности, органы регулирования вправе создавать реестр нарушителей и привлекать такие субъекты к ответственности .
Определение причин, которые привели и появлению такой ситуации, а также принятие мер, исключающих нарушения в будущем. Реализацию задач берет на себя государственная служба статистики, в отчетах которой находят отражение нарушения в строительном (жилищном и производственном) секторе.
Не менее важным элементом считается строительный надзор со стороны правительства, который возлагается на органы исполнительной власти и государственные службы. В ряде случаев полномочия переходят к Минобороны РФ. Если объект не попадает в зону влияния упомянутого органа и Ростехнадзора, задачи технического регулирования возлагаются на исполнительную власть.
Государственное регулирование строительного сектора формируется из:
1. Создания единой политики в сфере строительства, жилищного и градостроительного сектора.
2. Нормативно-правового регулирования — градостроительного и технического.
3. Государственного надзора и строительного контроля.
4. Особенность госрегулирования заключается в создании правовых норм, которые обязательны для всех участников строительного рынка.
Строительство, капитальное строительство регулируется, в частности:
- Гражданским кодексом Российской Федерации;
- Градостроительным кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 25.02.1999 N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее - Закон N 39-ФЗ);
- Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
Нормативные правовые акты
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6–ФКЗ, от 30.12.2008 N 7–ФКЗ, от 05.02.2014 N 2–ФКЗ, от 21.07.2014 N 11–ФКЗ)// «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. От 18.07.2019) // «Российская газета», N 238-239, 08.12.1994.
3. «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 02.08.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.08.2019) // «Парламентская газета», N 5-6, 14.01.2005
4. Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» // «Российская газета», N 41-42, 04.03.1999
5. Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ (ред. от 27.06.2019) «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» «Парламентская газета», N 5-6, 14.01.2005.
6. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О саморегулируемых организациях» // СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6076.
7. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ред. от 29.07.2018) // СЗ РФ. 2013. N 14. Ст. 1652.
8. Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. N 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» // СЗ РФ. 2017. N 3. Ст. 5138.
Научная литература
9. Быкова А.Г. К вопросу о способах замещения должности главы муниципального образования / А.Г. Быкова // Вестник Омской юридической академии. 2016. N 2. С. 17 – 23.
10. Взаимодействие населения и органов местного самоуправления (на примере о. Муром) // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2014. N 3. С. 27 – 30.
11. Дементьева О.А. Правовые механизмы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с субъектами экономической деятельности в инвестиционной сфере при осуществлении капитальных вложений // Журнал российского права. 2015. N 7. С. 121 – 130
12. Деребизова С.А., Никитина Е.В., Ерлашова Ю.А., Овчарова С.Н., Кудряшова Т.В. Вопросы развития сервисов государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах для физических лиц // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2017. N 3. С. 50 – 55
13. Изолитов А.С. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе и противодействие коррупции: монография. М.: Издательский дом Шумиловой И.И., 2013. С. 50.
14. Ильяков А.Д. Правовые основы урегулирования конфликта интересов лиц, занимающих государственные должности М.: Юрайт 2016. – 348 с.
15. Комментарий к Градостроительному кодексу РФ от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ (постатейный) / Отв. ред. Н.Н. Мельников // СПС «КонсультантПлюс», 2017.
16. Мхитарян Ю.И. Национальная безопасность строительной отрасли и развитие саморегулирования // Законы России: опыт, анализ, практика. 2016. N 10. С. 31 - 37.
17. Новоселова Л., Медведева Т. Блокчейн для голосования акционеров // Хозяйство и право. 2017. N 10. С. 10 - 21.
18. Петров Д.А. Обеспечение информационной открытости при саморегулировании // Гражданское право. 2013. N 5. С. 33 - 35.
19. Романенко Н., Ермолаева А.В. Документационное обеспечение государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах // Делопроизводство. 2017. N 4. С. 49 – 57.
20. Селютина Е.Н. Глава муниципального образования в системе органов местного самоуправления: современные тенденции развития / Е.Н. Селютина, Е.Ю. Тихалева, В.А. Холодов // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2016. N 1. С. 15 – 18.
21. Свиридов Н.Н. Механизм совершенствования конституционно–правового регулирования взаимодействия исполнительно–распорядительных органов местного самоуправления с органами государственной власти // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. N 7. С. 28 – 33.
22. Свит Ю.П., Щербакова М.А. Национальные реестры специалистов: некоторые аспекты правового регулирования // Законы России: опыт, анализ, практика. 2017. N 10. С. 64 - 70.
23. Захаров И. В., Карасев А. Т. Муниципальное право России: Учебник для бакалавров / под ред. Кокотова А. Н. – 4– е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2014. С. 34.
24. Искужина Г.Р., Аминов И. Р. Местное самоуправление как институт публичного управления в Российской Федерации // Научно–методический электронный журнал «Концепт». Киров. 2014. Т. 26. С. 255.
25. Постовой Н.В., Таболин В.В., Черногор Н.Н. Муниципальное право России: учебник / под ред. Н.В. Постового. 4–е изд., перераб. и доп. М.: Юриспруденция, 2016. 456 с.
26. Прудников А. С., Чепурной А. Г. Муниципальное право России: Учебник / под ред.: Антоновой Н. А. – 5–е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ–ДАНА: Закон и право, 2013. С. 91.
27. Сергеев А.А. Государственное управление в Российской Федерации: проблемы правового регулирования. М., 2016. – 789с.
28. Шугрина Е.С. Организационные модели самоуправления: от земских до современных реформ // Совершенствование местного самоуправления сквозь призму конституционной экономики: коллективная монография / под ред. А.Н. Костюкова. Омск: Издательство Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, 2015. С. 56 – 63.
Электронные ресурсы
29. Научная электронная библиотека. https://elibrary.ru/
30. Полит ру https://polit.ru/news/2019/10/14/construction/ (дата обращения: 26.10.2019).
31. Комитет по строительству Ленинградской области http://building.lenobl.ru/o-komitete/ (дата обращения: 26.10.2019).
32. Комитет по строительству г. Санкт-Петербург
33. http://komstroy.spb.ru/obshaya-informaciya/ дата обращения 27.10.2019
34. Риа Новости https://ria.ru/20190603/1555206062.html (дата обращения: 26.10.2019).
35. Государственный реестр СРО в сфере строительства // URL: http://sro.gosnadzor.ru (дата обращения: 09.08.2018).
36. Единый реестр членов СРО // URL: http://reestr.nostroy.ru (дата обращения: 26.10.2019).
37. Национальный реестр специалистов // URL: http://nrs.nostroy.ru (дата обращения: 26.10.2019).
38. Конференция «Практическое саморегулирование» // URL: https://skdo.ru/newslinks/chto-obsuzhdalos-na-konferenczii-prakticheskoe-samoregulirovanie.html (дата обращения: 26.10.2019).