Фрагмент для ознакомления
2
Законопроект под тривиальным названием «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ, а также в отдельные законодательные акты РФ…» (далее – «Законопроект») был опубликован для публичного обсуждения 15 марта 2019 года. 4 апреля обсуждение закончилось, и сейчас документ проходит этап подготовки заключения об ОРВ (оценке регулирующего воздействия). После этого его отправят на рассмотрение в Правительство РФ.
В Налоговом кодексе есть статья 346.27, 12–й абзац которой содержит определение «розничной торговли». Приведем его (с некоторыми сокращениями) .
Розничная торговля – это предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли–продажи. К данному виду предпринимательской деятельности не относится реализация:
– подакцизных товаров, указанных в подпунктах 6–10 пункта 1 статьи 181 настоящего Кодекса…;
– товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети (в том числе в виде почтовых отправлений (посылочная торговля), а также через телемагазины, телефонную связь и компьютерные сети);
– передача лекарственных препаратов по льготным (бесплатным) рецептам, а также продукция собственного производства (изготовления).
Реализация через торговые автоматы товаров и (или) продукции общественного питания, изготовленной в этих торговых автоматах, относится в целях настоящей главы к розничной торговле.
То, что отпуск как безрецептурных, так и рецептурных лекарств на сегодняшний день относится к розничной торговле, за исключением тех случаев, когда речь идет о бесплатном/льготном отпуске, мы хорошо помним. Теперь же Законопроект предлагает внести в определение «розничной торговли» – после слов «не относится реализация» – следующий текст:
– «товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе контрольными (идентификационными) знаками».
Аналогичное изменение планируется внести в подпункт 1 пункта 3 статьи 346.43, поэтому не будем на нем останавливаться отдельно. Результатом этих изменений, по всей вероятности, станет следующее: с 1 января 2020 г. реализация лекарственных препаратов розничной торговлей с точки зрения закона являться не будет, так как ЛС с этой же даты подлежат обязательной маркировке.
Теперь самое главное – почему это изменение приведет к тому, что аптечные организации и ИП, занимающиеся фармдеятельностью, не смогут применять специальные налоговые режимы.
Для ответа на этот вопрос необходимо вспомнить, что пункт 2 статьи 346.43 Налогового кодекса содержит перечисление видов предпринимательской деятельности, в отношении которых возможно применение патентной системы, а пункт 2 статьи 346.26 – то же самое применительно к системе ЕНВД. В обоих случаях в отдельных подпунктах упоминается розничная торговля, с определенными ограничениями и пояснениями (например, система ЕНВД неприменима, если торговый зал аптеки превышает 150 м2, но такой огромный аптечный зал большая редкость).
Аптечные организации и фармацевтические ИП применяют (пока) эти два налоговых режима именно на основании того, что их деятельность в плане реализации и отпуска лекарственных препаратов и прочих товаров аптечного ассортимента соответствует определению «розничной торговли». И только в той части, в которой соответствует. Например, те аптечные структуры, которые практикуют льготный/бесплатный отпуск (не относящийся на данный момент, как отмечено выше, к розничной торговле), в этой части своей деятельности ЕНВД и ПНС применять не имеют возможности .
С 1 января 2020 г., когда все лекарственные препараты и все субъекты их обращения вольются в систему обязательной маркировки, их реализация/отпуск, согласно новой редакции 12–го абзаца статьи 346.27 Налогового кодекса РФ, розничной торговлей считаться не будет, так что ЕНВД и ПНС будут отменены.
Такое толкование предлагаемых изменений подтверждает пояснительная записка к Законопроекту. В ней есть такой фрагмент: «Предлагается внести изменения в пункт 23 статьи 346.26 и пункт 6 статьи 346.45 Кодекса, устанавливающие, что налогоплательщики, осуществляющие розничную торговлю и применяющие единый налог на вмененный доход и (или) патентную систему налогообложения, утрачивают право на применение указанных специальных налоговых режимов при осуществлении реализации товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации».
Иначе обстоит дело с УСН. Условием ее применения не является, в частности, осуществление такого вида деятельности, как »розничная торговля». На упрощенную систему переходят, рассчитывая не превышать количества наемных работников, годовой доход, остаточную стоимость основных средств и др.
Например, средняя численность работников не должна быть больше 100 человек (см. подпункт 3.15 статьи 346.12 Налогового кодекса). А согласно пункту 2 той же статьи, организация имеет право перейти на УСН, если по итогам 9 месяцев того года, в котором она подает уведомление о переходе на упрощенную систему, ее доходы не превысили 112,5 млн руб. Добавим, что эти доходы определяются в соответствии со статьей 248 Кодекса. Остаточная стоимость основных средств, переходящих на УСН, не должна превышать 150 млн руб. Очень многие
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146–ФЗ / Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – № 31. – Ст. 3824.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117–ФЗ / Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000. – № 32. – Ст. 3340.
3. Бабаев, Ю. А. Расчеты организации. Учет, налогообложение, управление / Ю.А. Бабаев, А.М. Петров. – М.: Инфра–М, Вузовский учебник, 2018. – 336 c.
4. Базилевич, О. И. Налоги и налогообложение / О.И. Базилевич, А.З. Дадашев. – М.: Вузовский учебник, Инфра–М, 2019. – 288 c.
5. Вылкова, Е. С. Налоговое планирование. Теория и практика. Учебник / Е.С. Вылкова. – М.: Юрайт, 2014. – 672 c.
6. Дорофеева, Н.А. Налоговое администрирование. Учебник / Н.А. Дорофеева. – М.: Дашков и К°, 2014. – 208 c.
7. Евстигнеев, Е. Н. Налоги и налогообложение. Теория и практикум / Е.Н. Евстигнеев, Н.Г. Викторова. – М.: Проспект, 2014. – 520 c.
8. Косарева, Т. Е. Налогообложение организаций и физических лиц / Т.Е. Косарева, Л.А. Юринова, Л.Г. Баранова. – М.: Бизнес–пресса, 2018. – 240 c.
9. Лазарева, Н. В. Налоги и налогообложение / Н.В. Лазарева. – М.: Феникс, 2018. – 320 c.
10. Маршавина, Л. Я. Налоги и налогообложение. Учебник / Л.Я. Маршавина, Л.А. Чайковская. – М.: Юрайт, 2016. – 504 c.
11. Морозов, А. А. Налоговая система и законодательное регулирование налогового обложения / А.А. Морозов. – М.: Знание, 2018. – 104 c.
12. Налоги и налогообложение. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2015. – 496 c.
13. Налоговые системы. Методология развития. – М.: Юнити–Дана, 2019. – 464 c.
14. Налоговый контроль. – М.: БГЭУ, 2019. – 220 c.
15. Налоговый процесс / Н.Д. Эриашвили и др. – Москва: Огни, 2018. – 376 c.
16. Оканова, Т. Н. Региональные и местные налоги / Т.Н. Оканова, М.Е. Косов. – М.: Юнити–Дана, 2016. – 160 c.
17. Ордынская, Е. В. Организация и методика проведения налоговых проверок / Е.В. Ордынская. – М.: Юрайт, 2015. – 416 c.
18. Ордынская, Е. В. Организация и методика проведения налоговых проверок. Учебник и практикум / Е.В. Ордынская. – М.: Юрайт, 2015. – 406 c.
19. Перов, А. В. Налоги и налогообложение / А.В. Перов, А.В. Толкушкин. – М.: Юрайт, 2019. – 944 c.
20. Сердюков, А. Э. Налоги и налогообложение / А.Э. Сердюков, Е.С. Вылкова, А.Л. Тарасевич. – М.: Питер, 2014. – 704 c.
21. Скворцов, О. В. Налоги и налогообложение / О.В. Скворцов. – М.: Академия, 2015. – 224 c.
22. Теория и история налогообложения / Л.В. Попова и др. – М.: Дело и сервис, 2017. – 368 c.