Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I. Территориальная организация публичной власти в Республике Дагестан
1.1. Правовое положение Республики Дагестан как субъекта Российской Федерации
1.2. Эволюция конституционно-правового устройства Республики Дагестан
1.3. Принцип национально-территориальной структуры Дагестана в организации органов государственной власти
Глава 2. Правовой статус органов государственной власти и МСУ в Республике Дагестан
2.1. Организация государственного управления Республики Дагестан как субъекта Российской Федерации
2.2. Организация административно-территориального устройства и муниципального деления Республики Дагестан
2.3. Организация местного самоуправления на уровне территориальных единиц Республики Дагестан
Заключение.
Список использованной литературы
Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы. В Конституции Российской Федерации распределена законодательная компетенция между Российской Федерацией и ее субъектами посредством закрепления соответствующих предметов ведения. Исходя из единства правового пространства Российской Федерации между Федерацией и субъектами РФ, были установлены группы предметов ведения: предметы ведения Федерации (исключительная компетенция Федерации) - статья 71 Конституции России; предметы совместного Федерации и ее субъектов - ст. 72 Конституции; предметы ведения субъектов Федерации - исключительная компетенция субъектов, определяемая по остаточному принципу - ст. 73 Конституции. Надо подчеркнуть, что Конституцией РФ не устанавливаются нормы и процедуры, позволяющие определить, что относится к полномочиям Федерации в сфере совместного ведения и что, соответственно, к полномочиям субъектов Федерации.
Основные полномочия законодательных органов субъектов Российской Федерации закреплены в ст. 5 Федерального закона №184-ФЗ. Во второй части ст. 5 Федерального закона №184- ФЗ перечисляются предметы ведения, по которым принимаются законы субъектов Российской Федерации. Так как право принимать законы субъектов Российской Федерации имеют только законодательные органы, можно утверждать, что все вопросы, по которым они принимаются, следует включать в их компетенцию.
Действующая ныне Конституция Дагестана была принята в 2003 году и явилась результатом конституционно-правовой реформы.
Конституция Республики Дагестан 2003 г. года является первым персоноцентристским актом республики и закрепляет новые ценности и ориентиры политического и социально-экономического развития. Краеугольным камнем данной Конституции являются основные права и свободы человека. Данная Конституция разрабатывалась с учетом современных идей конституционализма: свобода, равенство, гуманизм, права личности, разделение властей, демократическая форма правления. На основе Конституции Республики Дагестан 2003 г. проводятся политические и экономические реформы, создаются гражданское общество, правовое государство и рыночная экономика. В данной Конституции закреплен отказ от глобального огосударствления экономики и признается объективная необходимость частной собственности, основанной на экономической заинтересованности. Конституция провозгласила Республику Дагестан как социальное и правовое государство, обозначив эти качества не только как цели, но и как уже достигнутый результат.
Конституция, провозгласившая высшей ценностью человека, его права и свободы, является для граждан индикатором справедливости. Именно с ней гражданин сверяет реальное действие законов, защищающих разные формы собственности, направленных на борьбу с коррупцией и организованной преступностью и т. д. Конституция только тогда называется основным законом, высшим и непосредственным по юридической силе правовым актом, когда ее принципы и нормы воплощаются в действиях всех субъектов права, и прежде всего в деятельности государственных органов и должностных лиц. Реализация конституционных норм требует серьезной организационной работы органов государственной власти и местного самоуправления. Конституция только тогда считается реальным актом, когда пользуется авторитетом и уважением у народа. Конституция является показателем уровня правосознания и правовой культуры общества. Одновременно Конституция способствует дальнейшему развитию правосознания, правовой культуры и нравственности. Основное значение Конституции состоит в создании системы государственно-правовых институтов, в конституировании определенной системы управления государством, формировании основ правового порядка. Известно, что назначение права - регулирование общественных отношений, отражающих интересы большинства населения. В регулировании этих отношений конституция играет важную роль.
Таким образом, Конституция Республики Дагестан 2003 года представляет собой основной закон, закрепляющий равноправие наций, народностей, народов, гарантирующий их неотъемлемые права. Конституция Республики Дагестан 2003 года играет огромную роль в решении национального вопроса, в установлении мирных, братских, дружественных отношений между различными национальностями, в предупреждении межнациональных конфликтов, негативных явлений в области межнациональных отношений.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Литература по теме
1. Конституция Республики Дагестан (принята в 2003 г., с изменениями от 12 октября 2005 года, 4 апреля и 8 декабря 2006 года, 7 октября 2008 года, 3 февраля 2009 года, 5 апреля 2010 года).
2. Закон Республики Дагестан от 29 декабря 2004г. О местном самоуправлении в Республике Дагестан» // СЗ РД. 2005. Ст.16.
3. Закон Республики Дагестан от 10 февраля 2000г. «О муниципальной службе в Республике Дагестан» // СЗ РД. 2000. 2. Ст.129.
4. Закон Республики Дагестан от 10 февраля 2000г. «О Едином реестре муниципальных должностей и муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Дагестан» // СЗ РД. 2000. № 2. Ст.130.
5. Закон Республики Дагестан от 6 марта 2003 г. «О соотношении муниципальных должностей, муниципальных должностей муниципальной службы и государственных должностей Республики Дагестан, государственных должностей государственной службы Республики Дагестан и размеров денежного вознаграждения и денежного содержания замещающих их лиц» // СЗ РД. 2003. № 3. Ст.212.
6. Постановление Правительства Республики Дагестан от 13 декабря 2013 года № 659 об утверждении государственной программы Республики Дагестан «Формирование и развитие гражданского общества в Республике Дагестан на 2014-2017 годы»
7. Постановление Правительства Республики Дагестан от 29 января 2001 года 22 «О ходе выполнения министерствами и ведомствами РД, администрациями городов и районов решений Государственного Совета РД и Правительства РД по оптимизации структуры аппаратов органов управления» // СЗ РД. 2001. № 1 Ст.16
8. Постановление Народного Собрания Республики Дагестан от 30 мая 1996 года «О примерном Уставе муниципального образования (района, города)» // СЗ РД., Ст.222.
9. Абдулатипов Р.Г. Российский парламентаризм: поиски и перспективы. /Этнополитический вестник.- М., 1995.
10. Абдулатипов Р.Г. Я далек от договорной эйфории // Российская газета. 13 августа. 1992. С. 2.
11. Акутаев Р. М. От номинального конституционализма - к реальному // Дагестанская правда. 2008. 25 июля.
12. Андриченко Л.В., Юртаева Е.А. Конституционные основы российского федерализма // Журнал российского права. 2013. № 6. С. 5.
13. Виноградов А.С. Особенности регионального инициирования законопроектов (на примере Южного Федерального округа) // Представительная власть. 21 век. 2006. № 6 (72). С. 46.
14. Габиева С.М., Алиев А.Р. К вопросу о порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации // Юридический вестник ДГУ. 2013. № 2. С. 33-36.
15. Гошуляк В.В. Теоретико-правовые проблемы конституционного и уставного законодательства субъектов Российской Федерации: дис. ... д-ра юрид. наук. Пенза, 1999. URL: http://pravouch.com/pravovyie-osnovyi-konstitutsionno/2problemyi-sovershenstvovaniya-zakonodatelstva-7650.html
16. Гумашвили Л.Э. Субъекты федерации и федеративная политика // Юридический вестник ДГУ. 2012. № 3. С. 43-46.
17. Дудко И.Г. Законодательство субъектов Российской Федерации. Проблемы теории и практики. Саранск, 2004.
18. Ибраимов А. А. Политическая власть в России в контексте политической культуры // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 5 (43). Ч. 2. С. 87-90.
19. Ивайловский Д.А. Национальная государственность в составе России как объект конституционно-правового анализа // Право и государство: теория и практика. 2013. № 10 (106). С. 47.
20. Исрапилов С.И. Основные итоги социально-экономического и политического развития Дагестана в ХХ в. -Махачкала, 2002.
21. Колюжин С.Э. Исторический опыт реформирования российской системы представительной власти (1993 - 1999 гг.). Дисс. на соискание ученой степени к.и.н.- Кропоткин, 2007
22. Конюхова И.А. Структура Российской Федерации: современное состояние и перспективы совершенствования // Государство и право. 2007. № 2. С. 39.
23. Котелевская И.В. Современный парламент // Государство и право. 1997. №3.
24. Кузнецова Т.С. Представительная власть и гражданское общество /Проблемы становления гражданского общества в РД. -Махачкала, 2003.;
25. Кынев А.В., Глубоцкий А.Ю. Смешанные выборы в российских регионах: Опыт 1993-2002 годов. Проблемы и перспективы //Полис.2003. №2.
26. Лебедев В.А. Проблемы организации и деятельности законодательной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2000.
27. Лебедева Н.В. Компетенция законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ // Проблемы права. 2013. №2 (40).
28. Лебедева Н.В. Компетенция законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ // Проблемы права. 2013. №2 (40).
29. Луценко Е.В. Федеративная природа института законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации: автореф. дис ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2008.
30. Магомедов Ш.Б. К юбилею Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Дагестан // Юридический вестник ДГУ. 2013. № 4. С. 6-7.
31. Магомедов Ш.Б. Конституционно-правовой статус Республики Дагестан как субъекта РФ. - М.: Юрист, 2010.
32. Магомедов Ш.Б. Конституционно-правовые проблемы обеспечения единого правового пространства в Российской Федерации: мониторинг регионального законодательства // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 5. С. 39-43.
33. Магомедсултанов И.И. История парламентаризма в России: возникновение, становление, развитие.- Махачкала, 2010.
34. Мамонов В.В. Государственный суверенитет и территориальная целостность - главные принципы современной Российской государственности // Государство и право. 2004. № 4. С. 6.
35. Муртазалиев А.М. Проблемы эффективности конституционно-правовых норм в современной России // Юридический вестник ДГУ. 2013. № 4. С. 96-98.
36. Петрова И. А. Содержание категории «нация»: основные методологические положения и проблемы // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 7 (45). Ч. 1. С. 127-131.
37. Пирбудагова Д.Ш., Исабагандова И.И. К вопросу о компетенции законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации // Право и политика. 2014. № 6. С. 807-811.
38. Пирбудагова Д.Ш., Магомедова А.К. Единство системы исполнительной власти как конституционный принцип: вопросы теории и практики // Юридический вестник ДГУ. 2014. № 2. С. 33-36.
39. Пихоя Р.Г. Конституционно-политический кризис в России 1993 года: хроники событий и комментарии историка // Отечественная история. - 2002. - № 5. - С. 113-123.
40. Попова Ю.Ю. Взаимодействие органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации как необходимое условие государственного строительства в регионах // Конституционное и муниципальное право. 2010. №28. С. 28-30.
41. Рамазанова Д.Ш. Актуальные проблемы межнациональных отношений в Республике Дагестан и роль органов государственой власти в их урегулировании. Дисс.... к.и.н.-Махачкала, 2000.
42. Труженикова Л. А. Становление и развитие национальной государственности Дагестана. XX - начало XXI вв. Махачкала: АЛЕФ, 2011. 354 с.
43. Труженникова Л.А. Дагестан в ХХ-ХХI вв.: этапы конституционного развития (Материалы V Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы российского права на современном этапе».- Пенза, 2006.
44. Труженникова Л.А. Республика Дагестан в начале ХХI века: аспекты национально-государственного развития (по Конституции 2003 года).//Материалы V Межд. Конгресса «Мир на Северном Кавказе через языки, образование и культур». - Пятигорск, ПГЛУ, 2007.
45. Хабриева Т.Я. Современные проблемы самоопределения этносов: сравнительно-правовое исследование. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 2010. С. 49.
46. Халилов А.М., Магомедов Ш.Б., Омаров А.Р. Национально-государственное устройство Республики Дагестан в составе Российской Федерации.-Махачкала, 2010
47. Черепанов В. Федеративная реформа в России: современное состояние и перспективы развития // Политико-правовые ресурсы федерализма в России / под ред. Р. Хакимова. Казань, 2006. С. 67.