Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Несмотря на то, что российское законодательство в настоящее время не закрепляет обязательность разработки бизнес-плана, принято значительное число указов и других законодательных актов, которые формируют деловую среду предпринимательства. В кризисных же условиях переходного периода практика ведения бизнеса говорит о необходимости составления бизнес-плана для успешной предпринимательской деятельности, и привлечения финансирования.
Бизнес-планирование представляет собою самостоятельный вид плановой работы, который взаимосвязан с формированием предпринимательства и обладает следующими преимуществами: способствует принятию эффективных решений и четкости координации предпринимательской деятельности, понижает уровень рискованности действий предпринимателя, позволяет увидеть перспективы предприятия, а также ожидаемые изменения рыночной обстановки.
Проблема исследования заключена в том, что в современной российской практике управления весь потенциал такого серьезного управленческого механизма, как бизнес-планирование, чаще всего недооценивается. Такое положение вещей может быть объяснено тем, что технологии, эффективно применяемые в практике управления за рубежом, в настоящий момент недостаточно адаптированы к отечественным методикам. Когда речь идет о бизнес-планировании, на первый план выходят проблемы усовершенствования и оптимизации технологии, методики и общей организации бизнес-планирования проектов.
Качественно разработанный бизнес-план имеет важнейшее значение в деятельности компании, так как он способствует выработке стратегии организации, а также может служить гарантией эффективного функционирования предприятия. Сложности при внедрении в практику полноценного бизнес-планирования формируются, прежде всего, в результате отсутствия адекватной, соответствующей действительности информации о конкурентной среде на отраслевых рынках, о конкурентоспособности выпускаемых товаров и оказываемых услуг. Самым частым недочетом в современной отечественной практике конструирования бизнес-планов выступает стремление использовать зарубежные методики составления подобных документов. Без адаптации к современным российским реалиям такая работа представляется малоэффективной.
Следовательно, актуальность темы не вызывает сомнений.
Актуальность исследования определила цель и задачи исследования.
Предметом исследования служат тенденции развития бизнес-планирования.
Цель научно-исследовательской работы – проанализировать теоретические аспекты и методы бизнес - планирования.
Для достижения поставленных целей в работе определены следующие задачи:
- определение сущности и значения бизнес-планирования в стратегическом развитии предприятий,
- изучение порядка составления бизнес-плана,
- диагностика методов бизнес-планирования.
Теоретической и методологической основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых в области бизнес- планирования; публикации в периодической печати по теме исследования; материалы международных, всероссийских и региональных научно-практических конференций и семинаров.
Гипотеза исследования: бизнес-планирование является основой стратегического развития российского предприятий не зависимо от отраслевой принадлежности и используемого метода бизнес-планирования.
1 Бизнес-планирование как ключевой элемент стратегического управления организацией
В настоящее время полицентрическая система хозяйствования, основанная на полной самостоятельности в принятии стратегических управленческих решений, диктует современным менеджерам условия, требующие овладения новыми методами управления организацией, позволяющими не только нейтрализовать, но и устранять отрицательные эффекты от изменений внешней среды на рынке сбыта [1, c.22].
Таким инструментом управления организацией в условиях непрерывных изменений во внешней среде выступает система стратегического управления, которая позволяет улучшать качество управления организацией в целом и преобразовывать предприятия в современные открытые системы, в высшей степени, приспособленные к конкуренции и рыночным ситуациям. Именно особенности качества управления организацией выполняют в современных условиях важнейшую роль. Качество управления организацией позволяет не просто достигать поставленных целей, но и обеспечить выживание предприятия в условиях, когда каждая организация стремится одержать победу в достижении конкурентного преимущества [3, c.15].
Для достижения очевидных конкурентных преимуществ руководству организации необходимо выявить продукцию, пользующуюся спросом у потребителя, а также осуществлять реализацию продукции высокого качества по сравнению с конкурентами [33, c.145]. Бесспорно, с одной стороны, предъявляются специализированные требования к техническому процессу производства в организации, что с другой стороны выражается в необходимости поддержки высоких требований к качеству управления организацией. Организация высокоэффективного качественного управления связана, прежде всего, с экономической, финансовой и маркетинговой политикой предприятия, способной реагировать на все события и явления, происходящие во внешней среде организации.
Стратегическое управление – это одна из особых технологий управления, которая включает целеполагание, формирование концепции, стратегического плана и комплексной стратегии развития предприятия, обеспечивающая перманентную реализацию производственного процесса организации в постоянно трансформирующихся условиях [30, c.95].
Всесторонний анализ социально-экономической литературы показал многоаспектность понятия «стратегическое управление», связанную с высокой неустойчивостью внешней среды организации, которая требует постоянного уточнения, дополнения и актуализации данного термина[19, c.180]. Для более точного и глубокого раскрытия понятия «стратегическое управление» необходимо исследовать понятие «стратегия». Так, большинство исследователей под стратегией понимают модель деятельности, рассчитанную на долгосрочный период и предполагающую движение к достижению конкретных целей. Необходимо отметить, что различные исследователи имели антагонистические взгляды на данное понятие.
В первом случае исследователи допускают, что все социально-экономические процессы, происходящие во внутренней и внешней среде организации, поддаются прогнозированию, управлению и контролю и под стратегией имеется в виду долгосрочный план, конечным этапом которого является достижение конкретной цели.
Противоположный взгляд на понятие основывается на том, что стратегия – это всего лишь долгосрочный ориентир деятельности, не являющийся четким сценарием к действию, который определяет позицию в конкурентной среде организации, использование ресурсов и объемов производства [22, c.45].
В науках об управлении, стратегия - это «общий план достижения главной цели, предполагающий определение направлений, куда будут использованы ограниченные ресурсы (человека, организации). Результатом стратегических решений должно быть появление долговременных конкурентных преимуществ (у личности, компании)» [24, c.47].
Переход к новой модели управления развитием организации в условиях изменяющейся среды вызвал необходимость появления во второй половине 20 века термина «стратегическое управление», который внес различие между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Именно одной из ключевых составляющих стратегического управления является стратегия.
Родоначальником идей стратегического управления предприятием считают И. Ансоффа [29, c.23]. Стратегическое управление организацией представляет собой аналитическую информационную систему, поддерживающую решение основных задач стратегического управления предприятием. Это детальный долгосрочный план, позволяющий занять ведущие позиции на отраслевом рынке, состоящий из четырех ключевых звеньев.
Для принятия стратегических решений необходим точный диагноз не только финансово-экономического состояния организации, но и ее положения на рынке, следовательно, первым звеном стратегического управления является стратегическая диагностика.
Второе ключевое звено – это выбор стратегических целей, возникающих как компромисс возможностей организации [20, c.282]. При этом проводится анализ стратегических альтернатив, оценка выгод и рисков, связанных с реализацией то
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
1. Абрамс Р. Бизнес-план на 100%: Стратегия и тактика эффективного бизнеса. - М.: Альпина Паблишер. - 2019. - 486 с.
2. Алексеев С.Б. Формирование и выбор стратегических целей торгового предприятия на основе его внешнего стратегического потенциала // Торгово-экономический журнал. – 2017. – Том 2. – № 4. – С. 285–302.
3. Баринов В.А. Бизнес-планирование: Учебное пособие / В.А. Баринов. - М.: Форум, 2017. - 80 c.
4. Баширов И.Х., Локтев Э.М., Саркисян Л.Г. Маркетинговые аспекты формирования бизнес-концепции торгового предприятия // Экономика, предпринимательство и право. – 2017. – Том 5. – № 3. – С. 139-150.
5. Бактыбаева Ж.С., Садвакасов Е.К., Абжалелова Ш.Р. Теоретические основы бизнес-планирования предприятий // Актуальные вопросы экономических наук и современного менеджмента: сб. ст. по матер. XVII-XVIII междунар. науч.-практ. конф. № 1(12). – Новосибирск: СибАК, 2019. – С. 59-64.
6. Басовский, Л.Е. Менеджмент: учебник. – М.: Инфра-М, 2017. – 240 с.
7. Бондаренко Е.И. Стратегическое планирование и прогнозирование в системе управления современными предпринимательскими структурами // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 5. – с. 691-700.
8. Бобков Л.В. Бизнес-планирование: Уч. / Л.В. Бобков, В.Я. Горфинкель, П.Н. Захаров и др. - М.: Вузовский учебник, 2017. - 320 c.
9. Буров В.П. Бизнес-план фирмы.Теория и практика: Учебное пособие / В.П. Буров, А.Л. Ломакин, В.А. Морошкин. - М.: Инфра-М, 2019. - 352 c.
10. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: учебник. - М.: Экономистъ, 2016. – 526 с.
11. Гаршин А. С. Особенности стратегического управления // Молодой ученый. – 2017. - № 26. – С. 99-102. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: – https://moluch.ru/archive/160/44974/ (Дата обращения: 18.11.2019)
12. Глоссарий по менеджменту, проект perfekt.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vocable.ru/dictionary/776/word/strategija. (Дата обращения: 18.11.2019)
13. Горбунов В.Л. Бизнес-планирование с оценкой рисков и эффективности проектов: Научно-практическое пособие / В.Л. Горбунов. - М.: Риор, 2019. - 176 c.
14. Дубровин, И.А. Бизнес-планирование на предприятии: Учебник. 2-е изд. / И.А. Дубровин. - М.: Дашков и К, 2016. - 432 c.
15. Ермаков А.А., Ермаков И.А. Разработка методики совершенствования группировки товаров при прогнозировании спроса в управлении многономенклатурными товарными запасами / Интернет- журнал Науковедение // - 2015 г., № 1 (26), том 7. С. 1-11.
16. ЕБРР [Электронный ресурс]. — Режим доступа — URL: http:// www.ebrd.com. (Дата обращения: 18.11.2019)
17. Еремеева Н.В. Планирование и анализ бизнес-процессов на основе построения моделей управления конкурентоспособности продукции / Н.В. Еремеева. - М.: Русайнс, 2018. - 16 c.
18. Жариков В.Д. Основы бизнес-планирования в организации (для бакалавров) / В.Д. Жариков, В.В. Жариков, В.В. Безпалов. - М.: КноРус, 2017. - 62 c.
19. Иванов О.В. Стратегическое целеполагание и долгосрочное планирование развития инфраструктуры как факторы повышения эффективности государственно-частного партнерства (международный опыт) // Государственно-частное партнерство. – 2016. – Том 3. – № 3. – с. 173-188.
20. Карапетян В.А., Рыжкова И.Л., Синяева О.Ю. Первый опыт использования методологии проектирования бизнеса // Лидерство и менеджмент. – 2015. – Том 2. – № 4. – с. 279-288.
21. Коцкая О. О. О необходимости бизнес планирования // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 558-560.
22. Кэмпбел Д., Стоунхаус Дж., Хьюстон Б. Стратегический менеджмент: учебник / Пер. с англ. Н.И. Алмазовой. – М.: ООО «Издательство Проспект», 2017. – 337 с.
23. Московченко Д.С. Современные стандарты и методики разработки бизнес-планов // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. LIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(53). URL: https://sibac.info/archive/economy/5(53).pdf (дата обращения: 24.11.2019)
24. Невская, Н.А. Макроэкономическое планирование и прогнозирование: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.А. Невская. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 542 c.
25. Орлова, П.И. Бизнес-планирование: Учебник. 2-е изд., пер. и доп. / П.И. Орлова. - М.: Дашков и К, 2016. - 288 c.
26. Палеев А.В. Научная парадигма формирования бизнес-плана, особенности инвестиционного бизнес - планирования // Финансовые исследования. - 2013. - №4 (41). - С.64-72.
27. Петрова А.С., Живаева Т.В. Методика оперативного управления товарными запасами с использованием имитационного моделирования / Фундаментальные исследования // - 2015 г. № 6-1. С. 112-117.
28. Петухова С.В. Бизнес-планирование: как обосновать и реализовать бизнес-проект: Практическое пособие / С.В. Петухова. - М.: Омега-Л, 2018. - 171 c.
29. Розин М. Стратегия чистого листа: Как перестать планировать и начать делать бизнес / М. Розин. - М.: Альпина Паблишер, 2015. - 346 c.
30. Сайбель Н. Ю., Кошкина Е. С. Бизнес-план как фундамент успешного развития предприятия // Вопросы экономики и управления. — 2017. — №1. — С. 95-98.
31. Тюрин А.Ю. Влияние динамики спроса на устойчивость выбора схем доставки готовой продукции потребителю // Экономика, предпринимательство и право. – 2015. – Том 5. – № 1. – с. 9-16.
32. ТАСИС [Электронный ресурс]. — Режим доступа — URL: http://решение-верное.рф/tacis (Дата обращения: 18.11.2019)
33. Фомина Ю. А., Еременко Е. И. Выбор методики бизнеспланирования для предпринимательского проекта // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. - 2017. - №1. - С.141-151.
34. Хабалтуев А. Ю., Авдеева М. А. Проблемы бизнес-планирования в практике российских предприятий на современном этапе // Молодой ученый. — 2017. — №44. — С. 90-91.
35. ЮНИДО [Электронный ресурс]. — Режим доступа — URL: http:// www.unido.ru. (Дата обращения: 18.11.2019)