Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современное обучение сильно отличается от обучения начала 20-го века и, тем, не менее, у них есть одна общая задача— как замотивировать обучающегося, чтобы ему было интересно учиться, получать знания и овладевать компетенциями своей будущей профессии. Мотивация определяется как процесс, определяющий возможность его движения по направлению к намеченной цели, а также факторы (внутренние и внешние), которые оказывают влияние на активное или пассивное поведение человека. Изучение процесса мотивации позволяет решить вопрос, как и почему люди выбирают из множества действий, именно те, которые направлены на достижение именно выбранной цели, и почему они при этом проявляют настойчивость и упорство.
Мотивирование учащихся или учеников в учебном процессе понимается как создание условий для развития у них собственных мотивов учения. Все преподаватели и учителя заинтересованы в повышении уровня мотивации обучающихся, но приоритеты при выборе способов повышения заинтересованности учащихся и учеников учёбой обучающими с разными стилями руководства учебной группой расставляются по-разному[6].
Предмет: мотивация к успеху.
Объект: сравнительный анализ уровня мотивации к успеху у младших и старших школьников.
Цель: провести сравнительный анализ уровня мотивации к успеху у младших и старших школьников
Задачи:
Гипотеза: у школьников различного возраста будут наблюдаться различия в мотивации достижения успеха, избегания неудач и готовности к риску:
- респонденты, старшего возраста, более мотивированы на успех и готовы к риску, чем респонденты младшего возраста.
- респонденты, старшего возраста, мотивированы избегать неудачи и менее готовы к риску, чем респонденты младшего возраста.
Глава 1. Особенности мотивации к успеху у младших и старших школьников
1.1 Анализ понятия мотивации
Научные исследования отечественных и зарубежных ученых позволили выявить сущность психологических категорий потребность, мотив. В современной психологии сформировались два понимания потребностей. Первое традиционное понимание сводит потребности к нужде, особому состоянию организма или личности, характеризующемуся дефицитом необходимых условий для жизни. Потребность – психическое явление отражения нужды организма или личности в чем-то, лежащем вне организма, вне личности человека. (А. Н. Леонтьев, В. И. Ковалев, К. К. Платонов, Л. Хекхаузен и др.).
Нужда организма – биологическая потребность, свойственная и человеку, и животным. Нужда личности – социальная и духовная потребность, свойственная только человеку. Потребность в чем-то, т.е. в каком-то предмете, определяет главную характеристику потребности. Такое понимание потребностей достаточно хорошо работает при объяснении физиологических потребностей, по мнению В. А. Иванникова.
В. А. Иванников уверяет, что при объяснении социальных, духовных потребностей сформировалось иное осознание потребностей. Потребности – субъективно-эмоциональные переживания человека, включающие не только чувства голода, жажды, страха, но и интерес, познание, признание, самореализацию и т. д. [20].
Другое понимание потребностей связано с жизненными задачами, встающими перед человеком вследствие включенности его в различные отношения с миром. «Тем самым утверждается активная природа потребностей, их формирование через деятельность, реальные отношения с миром, в которые вступает человек» [20, С. 143].
Учитель формирует потребности детей в учебной деятельности, включая в отношения к миру через учебные задачи, связанные с жизненными задачами и проблемами, и ученическое общение. По мнению А. Н. Леонтьева, наличие потребности у субъекта составляет лишь необходимую предпосылку любой деятельности. Потребность еще не способна придать деятельности направленность.
Направленность деятельности придает мотив. «Предмет – материальный или идеальный, чувственно воспринимаемый или данный только в представлении, в мысленном плане – мы называем мотивом деятельности» (А. Н. Леонтьев) [25, С. 14].
В отличие от животных, человек совершает действия не инстинктивно, а сознательно в силу общественного характера человеческой деятельности. Мотивы определяются задачами, в которые включается человек. «Мотив для данного действия заключается именно в отношении к задаче, цели и обстоятельствам – условиям, при которых действие возникает» [42, С. 525 ].
В учебной деятельности у учащихся рождается мотив и появляется осознанная цель, если учитель создаст условия и соответствующее отношение к учебной задаче. «Мотив как осознанное побуждение – это источник действия, его порождающий, но чтобы стать таковым, он должен сам сформироваться» [42, С. 525].
Помочь сформироваться мотиву ученика обязан учитель, создав ситуации, в которых «жестко проявляется детерминирующая сила задач». В определении мотива указывается источник энергии для волевой активности. Для учителя такое определение сущности мотива является важным, потому что оно ведет пониманию значимости создания мотивационного этапа в учебной деятельности и поддержания мотивации на протяжении всего урока.
Соединив понимание сущности мотива классиками психологии А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном, дадим следующее определение мотива поведения и деятельности ученика в учебном процессе. Мотив – это предмет потребности, возникающей под влиянием отношения к предмету изучения, который имеется в донаучном субъектном (учебном) опыте ученика и в создаваемой учителем ситуации, сопровождаемой впечатлениями, чувствами, эмоциями.
Предмет потребности и отношение к нему могут быть обусловлены неосознаваемой генетической предрасположенностью. Генетическая предрасположенность проявляется: например, при обучении – ученик любит рисовать или решать математические задачи; например, в поведении – конфликтность, зависящая от темперамента, характера. Отражение в сознании человека потребностей, впечатлений, чувств, эмоций, творческого поиска психологи называют переживаниями.
Из вышеприведенного определения следует, что мотивы к учению возникают у ученика, когда процесс познания сопровождается переживаниями, когда ученик не равнодушен к предмету изучения на учебном занятии. Сами по себе переживания не являются мотивами, они лишь сопровождают и регулируют деятельность (А. Н. Леонтьев).
Переживания выполняют функцию субъективных потребностей. Итак, мотив – это опредмеченная потребность, побуждающая поставить цель деятельности. Человек всегда сознательно ставит цель под влиянием мотива. (По мнению А. Н. Леонтьева, мотивы, не осознаваемы в отличие от целей, хотя не отделены от сознания).
Субъект осознает значимость предмета своих действий, представляющего для него личностный смысл. Личностный смысл – переживание повышенной субъективной значимости события, предмета, действия, важность которых субъект осознает.
Определение мотива как намерение осуществить какое-либо действие (Л. И. Божович, Л. Хекхаузен и др.) отвечает на вопрос «чего хочет достичь» человек.
Под высшей формой отражения потребности понимается осознанная потребность, а под стимулом – внутренний или внешний фактор, обладающий сильной побудительной силой, вызывающий реакцию у субъекта. В качестве стимулов могут выступать принуждение, похвала, самоутверждение, материальное вознаграждение. Понимание мотива, данное В. И. Ковалевым, раскрывает источник возникновения мотива, личностную значимость, но не дает ответа на другие вопросы.
«Мотивация – опосредованная процессом отражения субъективная детерминация поведения человека внешней средой» (С. Л. Рубинштейн). С. Л. Рубинштейн определяет мотивацию как причиннообусловленное поведение человека в виде переживаний, образов, отношений (субъективное) в результате отражения в его сознании окружающей среды. Роль окружающей среды могут выполнять учебная или спортивная группа, обучающая или воспитывающая, условия на уроке, созданные учителем и способствующие взаимодействию с учащимися.
Подобное представление о мотивации существует у Е. П. Ильина. При формировании потребности, отмечает он, потребность должна переживаться и быть личностно значима.
Это выражается «во внутреннем напряжении, беспокойстве человека, возникновении абстрактной цели, которая побуждает к поиску конкретного предмета, удовлетворяющего потребность» [21, С. 68]. В сознании вспоминается субъектный опыт контактов с предметами природы, опыт общения и взаимодействия с людьми [21].
Идет внутренний поиск: субъект ищет предмет удовлетворения потребности во внешней среде, в жизни. Ответ на жизненный вопрос ведет к возникновению в сознании проблемы. Появляется намерение достичь цели, побуждающее к действию, заканчивающееся формированием мотива. Таким образом, С. Л. Рубинштейн, А. Г. Ковалев, Е. П. Ильин раскрывают процесс формирования мотива, соответствующий первому подходу к мотивации как к процессу, протекающему внутри субъекта под влиянием внешних условий.
Для учителя важно понять, что именно он создает условия на уроке, при которых у учащихся возникает мотив к учению Второй подход к мотивации состоит в понимании мотивации как структурного образования личности: мотивация – совокупность мотивов поведения и деятельности человека. Такой точки зрения придерживаются Л. С. Выготский, В. И. Ковалев, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов. К. К. Платонов и др. Б. Ф. Ломов определяет мотивацию как совокупность всех мотивов человека в данный момент времени, среди которых выделяет мотив, соответствующий актуальности [30].
Л. С. Выготский говорит о «борьбе мотивов». Это означает, что «внутри субъекта» из всей совокупности мотивов идет процесс выбора мотива, который «побеждает», становится ведущим мотивом, определяющим поведение и деятельность человека [15].
В. Д. Шадриков придерживается такого мнения: мотивация обусловлена потребностями, целями и направленностью личности, уровнем притязаний, идеалами, мировоззрением, убеждениями, условиями деятельности как объективными, так и субъективными (уровнем знаний, умений и навыков, способностями, характером) [55].
Второй подход к мотивации, как видим, связан с мотивационной структурой личности. Потребностно-мотивационная сфера выступает как центр структуризации свойств личности. В общепсихологическом смысле мотивация представляет собой совокупность, систему психологических факторов, определяющих поведение и деятельность человека (Л. И. Божович, И. А. Зимняя, А. К. Маркова и др.).
Мотивационная сфера человека представлена в теориях мотивации, разработанных, в основном, зарубежными учеными. Большинство теорий мотивации описывает структуру и содержание потребностей, связанных с мотивацией человека в деятельности. Наиболее известной является теория мотивации А. Маслоу.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегии жизни / К. А. АбульхановаСлавская. – М. : Мысль, 1991. – 299 с.
2. Амбросова, В. И. Развитие мотивации достижения в младшем школьном возрасте : автореф. дис. … канд. психол. наук / Валерия Ивановна Амбросова. – Хабаровск, 2012. – 21 с.
3. Анн, Л. Ф. Психологический тренинг с подростками / Л. Ф. Анн. – СПб : Питер, 2011. – 271 с.
4. Анн, Л.Ф. Психологический тренинг с подростками / Л.Ф. Анн. - СПб.: Питер, 2007. - 271 с.
5. Аристова, И. Л. Общая психология. Мотивация, эмоции, воля / И. Л. Аристова. – Владивосток : ДВГУ, 2013. – 104 с.
6. Артюхова, Ю.В. Ценности и воспитание // Педагогика 1999г. - №4.
7. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности / В. Г. Асеев. – М. : Мысль, 1976. – 184 с.
8. Афанасьева, Н. В. Руководство к тесту мотивации достижения детей 9–11 лет / Н. В. Афанасьева. – М. : Когито-Центр, 1998. – 36 с.
9. Бадмаева, Н. Ц. Мотивационная основа развития общих умственных способностей: дис. ... д-ра психологических наук / Наталья Цыденовна Бадмаева. – Новосибирск, 2012. – 325 с.
10. Батурин, Н. А. Психология успеха и неудачи / Н. А. Батурин. – Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 1999. – 100 с.
11. Батурин, Н. А. Успех, неудача и результативность деятельности / Н. А. Батурин // Психологический журнал. – 1987. – Т. 8. – № 3. – С. 87–93.
12. Белкин, А. С. Ситуация успеха. Как ее создать? / А. С. Белкин. – М. : Просвещение, 1991. – 176 с
13. Благинин,А.А. Математические методы в психологии и педагогике: учеб.пособие / А.А. Благинин, В.В. Торчило. 2-е изд. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2008. - 84 с.
14. Бодалев, А. А. Вершина в развитии взрослого человека : характеристики и условия достижения / А. А. Бодалев. – М. : Флинта, 1998. – 168 с.
15. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / под ред. Д. И. Фельдштейна. – М. : Институт практической психологии, 1997. – 352 с.
16. Бойко, И. И. Мотивация достижения у подростков-спортсменов и ее развитие в процессе проведения коррекционно-тренинговых занятий : автореф. дис. … канд. психол. наук / Инна Ивановна Бойко. – Иркутск, 2014. – 24 с. 62
17. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – СПб : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2011. – 811 с. 184
18. Бочарова, Е. Е. Социально-психологические детерминанты мотивации достижения в учебной деятельности / Е. Е. Бочарова // Известия Саратовского университета. – Новая серия : Философия. Психология. Педагогика. – 2014. – Т. 9. – № 1. – С. 60–65.
19. Булатова, Е. А. Формирование мотивации достижения успеха у подростков, лишенных родительского попечительства : автореф. дис. … канд. психол. наук / Елена Александровна Булатова. – Н. Новгород, 2012. – 29 с.
20. Волков, Б.С. Психология юности и молодости: Учебник для вузов.-М.: Трикста, 2006.- с. 256.
21. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта. - М.: Академия, 2004.
22. Гордеева, Т.О. Психология мотивации достижения. М., 2006.
23. Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов. 2-е изд., испр. - М.: МПСИ, Флинта, 2003 - 336 с.
24. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2000. - с. 394.
25. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий. - СПб.: Питер, 2004. - с.701.
26. Карандашев, В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство / В.Н. Карандашев. - СПб.: Речь, 2004. - с.70.
27. Киселева, А.В. О возможности модификации методики М. Рокича "Ценностные ориентации" / А.В. Киселева // Психологическая диагностика. - М.: 2004. - № 4. - с. 101.
28. Кон, И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М., 1984.
29. Кон, И.С. Психология юношеского возраста. - М., 1994.
30. Круглов, Б. С. Роль ценностных ориентаций в формировании личности школьника. - М., 1983.
31. Кушнаренко, А. В. Субъектность как детерминанта успешности личности / А. В. Кушнаренко // Известия Южного федерального университета. – Технические науки. – 2014. – Т. 69. – № 14. – С. 241–245.
32. Леванова, Е. А. Игра в тренинге. Личный помощник тренера / Е. А. Леванова, А. Г. Волошина, В. А. Плешаков, А. Н. Соболева. – СПб : Питер, 2011. – 368 с.
33. Леванова, Е. А. Ресурсы подросткового возраста / Е. А. Леванова // Перспективы науки. – 2011. – № 25. – С. 299–301.
34. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – М. : Смысл, 2005. – 352 с.
35. Леонтьев, Д. А. Тест смысложизненных ориентаций / Д. А. Леонтьев. – М. : Смысл, 1992. – 16 с.
36. Либин, А. В. Стратегии жизненного успеха и мотивация достижения / А. В. Либин [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.psychologov.net/view_post.php?id=1846 65. Литвинова, Г. В. Мотив достижения успеха как фактор развития личности : на примере младших школьников и младших подростков : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Галина Владимировна Литвинова. – Хабаровск, 2003. – 22 с
37. Лидерс, А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.Г. Лидерс.- М.: 2004. - 256 с.
38. Магомед-Эминов, М.Ш. "Мотивация достижения: структура и механизмы" автореф. дис., М., 1987.
39. Макартычева, Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения / Г.И. Макартычева. - СПб.: Речь, 2006. - 192 с.
40. Макклелланд, Д. Мотивация человека СПб., 2007.
41. Немов, Р.С. Психология. Учебник для студентов педагогических учебных заведений. М., Владос 1998.
42. Оганесян, Н.Т. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры / Н.Т. Оганесян. - М.: "Ось-98", 2002. - 176 с.
43. Парсель, М. Баскетбол. Научись играть и стань звездой. - МАК Медиа. 2001.
44. Попов, А.Л. Психология спорта. - М., 1998.
45. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти. - СПб.: прайм-Еврознак, 2006. - с. 651.
46. Регуш, Л.А. Психология современного подростка / Л.А. Регуш.-СПб.: 2005., с. 477.
47. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976., с. 365.
48. Серова, Л. К. Психология личности спортсмена. - Советский спорт. 2007
49. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии: практическое руководство / Е.В. Сидоренко. - СПб.: "Речь", 2007. - 350с.
50. Федосенко, Е. В. Психологическое сопровождение подростков. Система работы, диагностика, тренинги / Е. В. Федосенко. – СПб : Речь, 2013. – 144 с.
51. Фельдштейн, Д. И. Психология развития человека как личности : Избр. тр. : в 2 т. / Д. И. Фельдштейн. – М. : Изд-во Московского психологосоциального института, 2015. – Т. 1. – 568 с.
52. Фопель, К. Технология ведения тренинга. Теория и практика / К. Фопель – М. : Генезис, 2015. – 267 с.
53. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. – СПб : Питер, 2013. – 860 с. 210
54. Хекхаузен, Х. Психология мотивации достижения / Х. Хекхаузен – СПб : Питер, 2001. – 256 с.
55. Хурум, С. Х. Формирование мотивации достижения у подростков / С. Х. Хурум // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2013. – № 5. – С. 217–219.
56. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. – М. : Педагогика, 1989. – 60 с.