Фрагмент для ознакомления
2
главы семейства были связаны с ремесленническим трудом: для состоятельных господ мужчина делал перчатки. В своем городе Джон играл важную роль, его часто избирали на общественные должности. Когда Уильяму исполнился год, его отец становится олдерменом, другими словами, членом муниципального совета: в англосаксонском обществе статус председателя занимал либо виднейший представитель аристократии, либо старейший человек в городе. А спустя три года назначается на должность главы городского совета. Достаток семьи позволял отдать сына в грамматическую школу, где преподавали латинский и греческий языки, литературу и историю.
Жизнь в провинциальном городе давала возможность тесного общения с народом, от которого У. Шекспир усвоил английский фольклор и богатство народного языка. Будучи двадцатитрехлетним юношей, он уезжает в Лондон, где начинает выступать на сцене. Впрочем, большой успех пока не приходит. Спустя двенадцать лет Шекспир становится пайщиком театра «Глобус», где пьесы автора приобрели популярностью. Творческий путь Шекспира делят на три периода. В первый, очерченный плодотворным девятилетием с 1591 по 1601 годы, созданы поэмы «Венера и Адонис» и «Лукреция», сонеты, почти все исторические хроники; три трагедии: «Тит Андроник», «Ромео и Джульетта» и «Юлий Цезарь, комедии «Укрощение строптивой», «Сон в летнюю ночь», «Венецианский купец», «Виндзорские насмешницы», «Много шума из ничего», «Как вам это понравится», «Двенадцатая ночь».
Второй период приходится на новое тысячелетие с 1601 по 1608 годы. Шекспир создает трагедии: «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет», «Антоний и Клеопатра», «Кориолан», «Тимон Афинский». Комедии, написанные в этот период, уже несут на себе трагический отблеск; в комедиях «Троил и Крессида» и «Мера за меру» усиливается сатирический элемент. Вдвое короче заключительный период, начинающийся в 1608 году. К этому времени относятся трагикомедии «Перикл», «Цимбелин», «Зимняя сказка», «Буря»: в них появляются фантастика и аллегоризм. Период завершается за четыре года до смерти, то есть в 1616 году.
4. Особенности английского образования XVI века
Знакомство с содержанием различных источников по теме настоящей работы показало, что в Англии сложились разные типы учебных заведений, предназначенных для всех возрастов обучающихся. Например, Н.В. Захаров отмечает, что в эпоху Возрождения страна отошла от элитарности и недоступности образования, что предоставило возможность получить его большему кругу людей. Главным событием того времени было развитие института грамматических школ. Занятия обычно состояли из чтения Священного писания с заучиванием наизусть отрывков, письма, реже упражнений на основе арифметических заданий. В роли наставников, как правило, выступали священники, странствующие учителя. Учебным пособием считался букварь, так называемая роговая книга: это лист бумаги с напечатанными алфавитом, небольшой молитвой, иногда еще комбинациями гласных и согласных. Упор в грамматической школе делался, как известно, на классическом гуманитарном образовании. Занятия начинались рано утром и заканчивались далеко после обеда [2].
По мере продвижения в грамоте дети начинали читать сборники изречений латинских авторов, а затем переходили непосредственно к произведениям Теренция и других известных представителей античной мысли. Школьник заучивали наизусть сцены из драматических произведений далекого прошлого, переводили с латыни на родной язык и обратно. Как только элементарные навыки становились более прочными, детей могли обязать говорить только на латыни. На более высоком уровне владения языком начинали читать Вергилия, Горация, Цезаря. По-гречески читали Эзопа, Платона. Как отмечает Н.В. Захаров, для большинства школьников учеба на этом обычно заканчивалась, поскольку они были вынуждены начинать работать. Некоторые продолжали образование в средней школе, получая дополнительные знания. Позже их отправляли в ученики торговцам, ремесленникам, чтобы, находясь в роли подмастерьев, они освоили дело, которое в перспективе обеспечит им жизнь [2].
В учебном пособии А.В. Иванова акцентировано внимание на географии учебных заведений. По мере востребованности они открывались во всех концах страны: «Английские грамматические школы и их разновидность – публичные школы относились к тому же типу учебных заведений, что и городские школы и гимназии. Первые публичные школы были основаны в Винчестере, Итоне. Школы учреждались на частные пожертвования или королевские субсидии» [3, с. 314]. В статье Л.В. Софроновой говорится о том, что в Англии XVI века получила практика организовывать школы частными лицами: это «стало широко распространенной и популярной формой благотворительной деятельности в среде английского купечества, церковной и светской элиты. В британских историко-педагогических исследованиях указывается, что общее число грамматических школ, включая кафедральные, монастырские, коллегиальные, госпитальные, гильдейские и проч., достигло в начале XVI столетия более 400, то есть не менее 10 школ в каждом графстве; одна школа приходилась на 5625 человек» [7, с. 26].
В публикации Ю.Б. Новиковой сказано о том, что дети из семей ремесленников могли получать практические навыки в объединениях, которые сейчас бы мы назвали мастерскими: «будущие ремесленники стали обучаться в различных цехах под руководством мастеров, которые отвечали не только за их профессиональное обучение, но и за нравственное воспитание. В этот период были открыты и первые профессиональные школы писцов и стряпчих, в которых обучали деловому английскому и делопроизводству» [5, с. 68]. Исследователь С.В. Нехаева пишет о том, что в XVI столетии в Англии начался настоящий образовательный бум: «системой высшего образования оказалось охвачено до 3,5% молодых мужчин. Оксфорд и Кембридж посещало до 4-5 тыс. человек в год» [4, с. 364]. В зависимости от направления, выбранного студентом, обучение могло длиться от четырех (юриспруденция), семи (актеры) до девяти лет (медицина).
В силу его растянутости во времени такое могли позволить не все, что связано с необходимостью снимать жилье, приобретать продукты питания, одежду, книги. Частичным разрешением проблемы стала практика открывать общежития для бедных студентов. Несколько позже тенденция распространилась и на преподавателей: «В Англии получила широкое распространение практика предоставления преподавателям мест. В результате во многих общежитиях появился собственный преподавательский штат. Образовательный процесс стал реализовываться совместными усилиями факультетов и коллегий (колледжей). Наиболее завершенную форму коллегиальная модель университетского устройства получила на английской земле в Оксфорде и Кембридже» [4, с. 365].
Если же говорить о территориальном расслоении студентов университетов, то согласно данным С.В. Нехаевой, подавляющее большинство составляла городская молодежь, что было характерно еще для XIII – XIV веках. В следующем столетии столетии сельская молодежь тоже стала обращать внимание на университеты. Социальный состав студентов определить достаточно сложно в виду его разнородности: «В основном это дети торговцев, ремесленников, мелких служащих, преподавателей, судейских, врачей. Относительно прочные связи университетов с сельским миром установились в XV –XVI столетиях только в Англии. В большинстве высших школ, несмотря на преимущественно светскую ориентацию образования, сохранялась высокая прослойка духовенства: обучение в университете помогало делать успешную церковную карьеру» [4, с. 366].
В публикации О.О. Чертовский отмечается, что по мере распространения университетов претерпело изменение и содержание образования. Если вплоть по XV век оно было академичным, то с XVI оживилось, прежде всего, благодаря увеличению спектра дисциплин: «Университетское образование постепенно выходит из оцепенения, на смену «мертвым» предметам и наукам приходят новые, живые формы, распространяются гуманитарные науки. В середине XVI в. в Оксфорде и Кембридже окончательно оформилась система тьюторства» [9, с. 186].
5. Гипотезы об уровне образования У. Шекспира
Для того чтобы определить, какой же уровень образования мог получить У. Шекспир, мы обратились к зарубежным и отечественным источникам. Первым из них стала книга английского литературоведа П. Акройда «Шекспир: биография». В девятой главе говорится о том, что все дети получали дома зачатки образования. Мальчики, проснувшись, вначале читали молитвы, а затем шли к родителям, чтобы получить благословения. До пятилетнего возраста каждый ребенок осваивал родную речь, чтобы на основе такого багажа продолжить дальнейшее обучение. П. Акройд не уверен, мог ли маленький Шекспир владеть грамотой. Но, по крайней мере, не исключает подобной вероятности: «И если мать успела научить его читать, он мог сам упражняться по букварю и катехизису» [1, с. 116]. Даже если ничего подобного не было, все равно ребенок наверстал упущенное на следующей ступени образования: «Обычно мальчик из «хорошей» семьи начинал ходить в местную начальную школу для подготовки к дальнейшему, более серьезному образованию. Нет оснований сомневаться, что так и случилось с пяти- или шестилетним Шекспиром» [1, с. 116].
Как видно, содержание образования заключалось в умении читать религиозные тексты, чему, к слову сказать, его учили не только в школе, но и в церкви, посещение которой в те времена вменялось в обязанности каждому: «он хорошо изучил Библию. Он знал Женевскую Библию, и более позднюю, Епископскую» [1, с. 118]. Сходные выводы об уровне образования маленького Шекспира делают и отечественные исследователи – литературоведы Б.Н. Гайдин Н.В. Захаров. Однако, в отличие от своего британского коллеги, они полагают, что ребенок начал получать систематическое образование несколько раньше: «маленький Уильям ходил в школу в Стратфорде, где школьники в 4 – 5-летнем возрасте учились читать, писать и считать» [2, с. 240]. Следующей ступенью образования была грамматическая школа. Если использовать современную возрастную периодизацию, то это младший подростковый возраст: «На более позднем этапе, уже в грамматической школе,