Фрагмент для ознакомления
2
Семейная жизнь представляется священным ореолом. Библейский брак предусматривает пожизненную связь, основанную на взаимной верности и любви. Современная цивилизация восприняла именно такой вариант как идеал брака.
Жизнь иудейской женщины ветхозаветных времен вращается вокруг замужества, семьи и рождения детей. Замужество – центральное событие в жизни женщины. Оно давало признанный высокий статус жены, родительницы. Незамужняя женщина не интересует библейского рассказчика.
Девство – это как доисторический период в жизни женщины. Женщина появляется в Ветхом Завете или замужем или на пороге замужества, а вся ее жизнь до этого не рассматривается 3. Известен лишь один сюжет, героиней которого стала незамужняя женщина.
Речь идет об иудейской Ифигении, дочери полководца Иеффая, которая добровольно согласилась пожертвовать собой, чтобы ее отец не нарушил присяги. Когда она узнала о своей судьбе, то отправилась в горы вместе со своими подругами оплакивать не свою молодую жизнь, а свое девичество и замужество, которое не произошло. Итак, считалось, что страшна не сама смерть, а умереть, не познав мужа и не оставив потомства. Поэтому юная Ревека согласилась отправиться в чужие дальние края с незнакомцем на первый зов ее будущего мужа [1].
Таким образом, проанализировав библейские тексты, приходим к выводу, что большинство из женщин, которые фигурируют в Ветхом Завете как самостоятельные персонажи, почитаются как пророчицы или праматери. Другие же образы приводятся в качестве поучения или осуждаются.
Для более обоснованного понимания следует привести имена упомянутых в Ветхом Завете женщин и очертить роль, которая ими выполнялась.
В Пятикнижии первой женщиной является Ева – помощница Адама. Женщины Авраама: Сарра (жена); Агар (наложница); Кетуры (жена после смерти Сары). Женщины Лота: жена Лота, старшая дочь Лота (родоначальница моавитян); младшая дочь Лота (родоначальница аммонитян); Ноэма (сестра Тувалкаина); Ревека (жена Исаака). Женщины Иакова: Лия, Рахиль; Валла (служанка Рахили); невольница (служанка Лии). Дочери Якова: Дина (дочь Иакова и Лии); Тамара (невестка Иуды). Женщины Иосифа: Потифара (жена); Асенефа (жена). Женщины Моисея: Иохаведа (мать); Мириам (сестра); Сепфора (жена) [4].
Книга Иисуса Навина упоминается Рахав (блудница).
Книга Судей: Девора (пророчица); Иаиль (убила молотком полководца Сисару); дочь Иеффая (принесенная отцом по обетованию в жертву); Далила (наложница Левит).
Книга Рут: Рут; Нооми (ее свекровь); Орфа (вторая невестка Ноемини, которая позже станет матерью Голиафа) 4.
Важно, что с переходом к Новому Завету отмечается абсолютно иное отношение к женщине. Отношение Иисуса ярко раскрывается через отдельные эпизоды, реплики. Никто до Христа не поднимал женщину на такую высоту. Он показал образец возвышенного, чистейшего отношения к ней.
Иисус Христос решительно осудил утилитарный ветхозаветный взгляд на женщину, который даже сама женщина воспринимала как надлежащее отношение, и сделал ее равной с мужем. Он вывел женщину из–под власти мужа и поставил ее перед Богом на одном уровне. Предыдущие ситуации, в которых муж или отец имел право признать недействительным обет женщины, данный ей Богу, немыслим для Нового Завета.
Уравнивая мужчину и женщину перед Богом, Христос уравнял их одновременно между собой. По убеждениям христиан он восстановил абсолютное равенство, которое было в начале задумано и провозглашено Богом и искажено с течением времени человеческими поступками.
Христос настолько уважительно относился к женщинам, что ученики порой ревновали его. В апокрифическом Евангелии от Фомы происходит разговор между Иисусом и его учениками относительно способности женщины найти жизнь. Когда Петр потребовал, чтобы их оставила женщина под тем предлогом, что «женщины не достойны жизни», Христос ответил: «Смотрите, я направлю ее, чтобы сделать человеком, чтобы она также стала духом живым, подобно вам, мужчинам. Потому что любая женщина, которая станет мужчиной, войдет в царство небесное» [2, с. 33].
Вероятно, в данном случае речь идет не о телесном превращении женщины в мужчину, но о уподобление ее по духу мужчине. Таким образом, по возможности духовного роста женщина признается Христом равной с мужем.
Многие безвестные женщины становятся последовательницами Христа. Он восхищается их верой, при том апостолов нередко упрекает в маловерии. Женщины на равных вступают с ним в разговор, даже могут его убеждать в своей правоте,
В Новом Завете появляются новые героини: безымянные женщины, вдовы, чужаки, блудницы, нередко социально дезадаптированные, обездоленные женщины. Они чаще всего выступают вне родовых и семейных связей.
Христос, несмотря на возмущение окружающих, уважительно относится к ним. Он чувствует их психологию, дает возможность покаяться, не отталкивает их от себя, даже когда его окружение сетует [1.
Вместе с тем, найдя равные с мужем права в духовной сфере, женщины Нового Завета лишились значительной доли женского очарования. Ветхий Завет замечал женскую красоту, выражал свое восхищение ею, признавал ее ценность и силу. В Новом Завете нет красавиц. Женская красота не удостаивается внимания евангелистов.
Таким образом. Новый Завет, сравнял по духу мужчину и женщину, генерировал женский образ большой силы, чистоты и величия – образ Богородицы.
Таким образом, ярко видна конфронтация текстов Библии и реальности. Хотя статус женщины выравнивается словами Иисуса Христа, уже его прямыми учениками он снова нивелируется, что в дальнейшем развернется с приходом «темных веков».
Матриархат и поклонение женщине-Праматери, присутствует в древних религиях и мифологиях, в традиционном общехристианской топосе восстает набором противопоставлений и соответствующим ему списком стереотипных качеств, разделяющих женщин на восприимчивые или невосприимчивы категории.
Под влиянием ответственности женщины за первородный грех в христианской традиции уже от начала цивилизации последовательно утверждалась концепция женской вторичности, неполноценности.
Несомненно, что христианство со своим символизмом и иерархической структурой оказывается мужской религией.
В библейских текстах фигурирует много женских образов, некоторые из которых показаны благочестивыми и храбрыми, однако главное место отводится мужчинам. Например, для образа Моисея не существует соответствующего женского образа, а все апостолы в Новом Завете являются мужчинами.
На одном из средневековых Соборов был поднят категорический вопрос: «человек ли женщина?». Отцы Собора разделились в в своих мнениях, пока не был выдвинут аргумент того, что Иисус Христос называется в Евангелии сыном человеческим, но на земле он был только сын Девы Марии, женщины, следовательно, женщина – человек. Тогда Собор торжественно признал женщину человеком. Сам прецедент выглядит довольно странно и нелогично, если исходить из слов Христа, однако такими были реалии того времени 6.
Показать больше