Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В России проблема диспропорционального развития ее регионов существовала задолго до настоящего времени и остается ее характерной чертой сейчас. Объективными причинами этого являются не только масштабы страны, разнообразие и разная обеспеченность территорий природными ресурсами, многонациональное население, но и преобразования общественно-политического строя страны последние десятилетия, политическая обстановка в мире, умение государственных и территориальных органов власти осуществлять экономическую и социальную региональную политику.
Выявление диспропорций и их сглаживание является непростой задачей, требующей высокого профессионализма не только руководства, но и исполнителей проектов, направленных на сглаживание разного рода региональных диспропорций. Принятие обоснованных управленческих решений в этой сфере требует всестороннего анализа причин, приводящих к отставанию в развитии конкретных регионов, оценки имеющихся региональных и государственных ресурсов, которые могут быть направлены на снижение диспропорций разной природы, разработки рациональных программ и планов, устраняющих нестабильность социально-экономической среды из-за диспропорций развития. Все это требует проведения междисциплинарных исследований, новым направлением которых является цифровая экономика.
Среди адептов проблематики структурной модернизации региональной экономики следует отметить научные достижения теоретического и мето¬дологического характера. Дунаева, Ю. Карпенко, Г. Коротеева, К. Лысунец, М. Михальченко, Н. Пашкевича, С. Штефан и др. Вместе с тем, не¬смотря на значительный интерес как отечественных, так и зарубежных ученых и специалистов регионального управления к вопросу структурной модернизации региональной экономики, исследуемая проблематика в региональной плоскости не очерчена в полной мере и требует дальнейшего уточнения и обобщения сущностных признаков. Все это определяет актуальность исследования.
Цель исследования – анализ теоретических подходов к сущности и оценке региональной экономики России, а также в оценке выравнивающей региональной политики для сглаживания экономического неравенства регионов.
Задачи исследования:
1. Изучить сущность региональной экономической политики.
2. Определить показатели оценки эффективности региональной экономической политики.
3. Провести исследование региональных экономик после применения выравнивающей региональной политики в 2018 году.
4. Определить проблемы оценки региональной политики.
Объект исследования – экономическое развитие регионов современной России.
Предмет исследования – региональная экономика России.
1. СУЩНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Вместе с некоторыми трансформационными процессами, происходящи¬ми в стране, в некоторых регионах наблюдается обострение социальных и экономических проблем. Это объясняется спадом производства, пониже¬нием уровня инвестиционной активности, что, непосредственно, приводит к ухудшению качества жизни населения.
Причин, влияющих на развитие негативной ситуации множество: недостаток финансирования, несовер¬шенство законодательства, недостаточное взаимодействие органов власти. Но, для определения социально-экономического положения субъекта РФ, важным фактором выступает наличие эффективной региональной полити¬ки, которая должна своевременно адаптироваться к изменяющимся усло¬виям.
В нашей стране, как и в большинстве федеративных государств, сущест¬вует 3 уровня управления. Проблемы, перечисленные выше, в основном решаются на самом нижнем уровне - муниципальном. Однако, решение большинства вопросов и проблем социально-экономического развития возможно лишь при согласованном и эффективном взаимодействии раз¬ных уровней власти. Хотя в ряде случаев приоритеты, цели, задачи органов региональной и муниципальной власти могут различаться. Важно также, чтобы региональная политика учитывала специфику, потенциал, возмож¬ности развития различных территорий.
Дело в том, что регионы являются основным звеном в обеспечении не¬обходимой реиндустриализации, развитии инновационных производств, обеспечении приемлемого уровня занятости, возобновлении экономиче-ского роста.
Регулярная обратная связь в форме оценки эффективности реализации региональной политики - неотъемлемая часть грамотной и эффективной региональной экономической политики. Несомненно, итоговый результат в первую очередь будет зависеть от поставленных региональной политике целей. За рубежом, в развитых странах, цели и задачи для региональной экономической политики ориентированы на экономическое развитие и социальный прогресс. Огромную распространенность обретают концепции экологического развития. Они имеют отклик в национальных и региональных политиках наиболее развитых стран.
В научной литературе имеется множество подходов к определению понятия региональной политики. В таблице 1 рассмотрим основные трактов¬ки понятия «региональная политика».
Таблица 1 - Трактовки определения «Региональная политика»
Автор Определение
Кистанов В.В.,
Котилко В.В. Региональная политика – система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации [1].
Б.М. Штульберг,
В.Г. Введенский Региональная политика – это деятельность органов государственной власти и управления по обеспечению оптимального развития субъектов Федерации и решению территориальных проблем межрегионального и общегосударственного характера.
В. Лексин,
А. Швецов Региональная политика- система намерений и действий, реализующая интересы государства в отношении регионов и внутренние интересы самих регионов [2].
Бутов В .И. Региональная политика- особый вид государственной политики в сфере регулирования экономического, социального, этнополитического. экологического развития страны в пространственном (региональном) аспекте.
Рассмотрев предложенные трактовки определения «региональная политика» мы видим, что, невзирая на обширную распространенность понятия, сохраняется методологическая неопределенность. То есть, можно говорить о существовании уровней региональной политики.
Таким образом, региональная политика представляет собой сложное, многоуровневое явление. Можно дать следующее, наиболее общее определение: региональная политика – это система целей и задач федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по регулированию и управлению экономиче¬ским, социальным, экологическим, политическим, культурным и другими аспектами развития регионов, а также механизм их реализации.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Анисимова Е.С., Шураков А.Г. Региональные бюджеты-2018: ключевые тенденции. Доходы, дефицит и долг // Бюджет. 2019, №3. С. 18-22.
2. Бейдина Т.Е. Эффективность государственной региональной политики и способы ее повышения//Вестник Бурятского государственного университета. – 2012. – №6. – С.
3. Валитова Л.А., Тамбовцев В.Л. Приоритеты региональной политики в России: эм¬пирический анализ – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.recep.ru/flles/documents/policy_priorities_ru.pdf.
4. Васильева Е.Г. Оценка эффективности социальной политики: региональная прак¬тика. // Власть. – 2018. – № 12. – С. 29-34.
5. Выступление В.В. Путина на выездном совещании о мерах по повышению эффективности системы лекарственного обеспечения в ноябре 2019 г. // https://www.putin-today.ru/archives/71855
6. Горнин Л.В. Регионы не останутся один на один с реализацией нацпроектов // Бюджет. 2019, №10. С. 26-31.
7. Дунаев И. В. Модернизация региональной экономической политики: идентифика¬ция и семантический анализ понятийного аппарата. Актуальные проблемы государст¬венного управления. Москва : Изд-во ОРИ НАДУ, 2015. № 4 (64). С. 16-20.
8. Дунаев И. В. Пространственное измерение модернизации региональной экономи¬ческой политики в современных научных подходах. Вестник НАГУ. Москва : Вид-во НАДУ, 2015. №4. С. 70-77.
9. Зубаревич Н. Политические приоритеты в региональной политике России: возможности и риски // Контрапункт. - 2019. – №11 http://www.counter-point.org/zub/
10. Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 584 с.
11. Клисторин В.И. Межуровневые финансовые потоки в бюджетной системе Российской Федерации // Регион: экономика и социология. №2. – С. 33-51.
12. Котилко В.В. Региональная экономическая политика / В.В.Котилко. – М.: Изда¬тельство РДЛ. 2001.
13. Кузнецов С.В. Количественная оценка неравенства (на примере доходов от оплаты труда в субъектах Российской Федерации // Регион: экономика и социология.2019 –№2. – С. 83-103.
14. Лыкова Л.Н. Анализ тенденций в бюджетно-налоговой сфере России // Вестник российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. 2019, выпуск 10, С. https://www.rea.ru/ru/news/SiteAssets/bulleten-10.pdf
15. Михеева Н.Н., Ананьева Р.И. Инструменты региональной политики: оценка эф¬фективности использования//Регион: экономика и социология. – 2011, – №3 – С. 39¬87.
16. Мысляева И.Н., НауменкоТ.В. Межбюджетные отношения в системе мер государственной региональной политики // Регион: экономика и социология. –2019 – №4. – С. 62-76.
17. Остроумов А. И., Остроумова О.Ф. Региональная политика в современной России: состояние и тенденции развития // Исторические, философские, политические и юри¬дические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2015, – №12 (62) часть 3, – С. 119-123.
18. Рейтинг РБК 500 за 2018 г. // https://www.rbc.ru/rbc500/
19. Самаруха В. И., Краснова Т. Г., Плотникова Т. Н. Миграционное движение населения регионов Сибири // Известия Байкальского государственного университета. – 2019. – Т. 28, № 1. – С. 56¬62.
20. Суходолов А. П. Озерникова Т. Г., Кузнецова Н. В. Иркутская область в фокусе анализа межрегиональной миграции // Baikal Research Journal. – 2019. – Т. 9, № 3. – DOI: 10.17150/2411 - 6262.2019.9(3).1.
21. Финансовый менеджмент Маркина С.А., Машкина Н.А. Юго-Западный государ¬ственный университет. Курск, 2012.
22. Хохлова Н.С., Иванько Г.В. Асимметрия в системе государственного управления доходами и расходами бюджетов // Известия Байкальского государственного университета. – 2018. – Т. 27,
23. Штефан С. И., Коротеева Г. С. Финансовые институты и инструменты модерниза¬ции экономики регионов России. Коммунальное хозяйство городов. 2014. №113. С.223- 228.
24. Экономики регионов отличаются в 93 раза // Известия, 9 октября 2018 https://iz.ru/653286/alina-evstigneeva/minfin-ne-ostavil-regiony