Фрагмент для ознакомления
2
транспортировки, а также использования высокотехнологичных производительность и ресурсосберегающее техническое оснащение;
- продукты, реализуемые в виде новой и (или) улучшенной линейки продуктов с принципиально новыми потребительскими качествами, также предполагают создание и производство экологически безопасных продуктов, производство лечебно-профилактических продуктов для особых групп населения, разработку и производство детского и диетического и героического питания;
- маркетинговые кампании в первую очередь направлены на изучение рынков сбыта и поиск потенциальных потребителей, сбор и обработку информации о состоянии рынка, использование передовых методов и технологий для продвижения товаров (услуг) и разработку стратегий адаптивного ценообразования;
- организационные цели направлены на создание оптимальных условий для повышения качества межхозяйственных и внутренних производственных и технологических связей, апробации и внедрения новых форм организации и управления трудовыми ресурсами, повышения уровня мотивации и максимального раскрытия человеческих ресурсов. Организационные инновации также включают в себя улучшение или создание новых систем мониторинга и оценки качества готовой продукции, внедрение механизма сертификации, а также укрепление и улучшение человеческого капитала;
- экологические инновации включают разработку различных методов, методов и подходов к совершенствованию производства в экологическом аспекте.
Финансово-экономические факторы, определяющие качество и тенденции инновационного развития мясоперерабатывающих предприятий:
1. особенности функционирования фискальной системы государства;
2. динамика и объемы привлеченных иностранных инвестиций;
3. банковская процентная ставка, ставка рефинансирования и реальные возможности привлечения заемного капитала;
4. уровень инфляции;
5. показатель прямых и косвенных затрат и механизмы их снижения;
6. особенности организации и осуществления финансово-экономического планирования и бюджетирования хозяйственной деятельности предприятия.
Показатель объективной доступности для предприятий, уровень внедрения и степень эффективности их использования зависят от различных факторов.
Проведенный многофакторный анализ деятельности предприятий пищевой промышленности свидетельствует об отсутствии инновационной активности последних, что объясняется рядом негативных факторов, в частности, неразвитостью механизма позиционирования инвестиционной привлекательности этого сектора, отсутствие мотивации финансовых институтов для поддержки инновационного предпринимательства и др. Эти обстоятельства и проблемные ситуации также характерны для мясоперерабатывающих предприятий.
Наличие ряда проблем в области инновационного развития мясной отрасли и множества факторов, определяющих ее уровень, актуализирует задачу формирования эффективной системы взаимодействия всех участников инновационного процесса для предприятий отрасли.
Основной целью внедрения и использования инноваций как инструмента для улучшения управления финансовыми результатами компании в мясоперерабатывающем секторе отрасли должны стать:
а) обеспечение постоянного роста производительности труда;
б) улучшение качества продукции;
в) повышение уровня экологичности производства.
Производство качественных инновационных продуктов очень трудно достичь без эффективного механизма взаимодействия государственных учреждений и производителей мяса. Государство, реализуя свои основные функции, должно создать платформу для развития инновационного потенциала мясоперерабатывающих предприятий. В то же время специалисты отрасли, используя все факторы производства, создают качественное товарное предложение на потребительском рынке [11. - С. 142].
В стратегическом плане важной задачей государственных структур в формировании эффективной системы развития инновационной деятельности в мясоперерабатывающей промышленности является задача определения приоритетных направлений, поддержки текущих инновационных проектов и обеспечения реальных возможностей для совместного участия в них. исследовательскими и образовательными учреждениями, определяющими кластерную структуру, уровни взаимосвязи и перспективы инноваций, а также оценку синергизма на мезо- и макроуровнях.
Рисунок 1 − Структура организационно-экономического взаимодействия мясоперерабатывающих предприятий
На отраслевом уровне наиболее целесообразно разрабатывать инновации на разных стадиях производственного цикла и определять их взаимосвязь, развивать интеграцию и кооперацию предприятий в процессе разработки и использования инноваций, обеспечивать экономический интерес и выгоду участников инновационного процесса, учитывать и адаптировать экологические и социальные эффекты от применения инноваций [12. - С. 24].
Как показывает практика, важнейшей составляющей инновационного развития предприятия, и, в частности, мясопереработки, является формирование и реализация эффективной инновационной политики.
Ключевым моментом в инновационном управлении финансовыми результатами является формулирование цели развития, определение горизонта планирования, этапов и конкретных сроков, механизма реализации, контроля и оценки результатов, выводов и, при необходимости, принятие конкретных управленческих решений в области экономики, организации и производства.
Рассмотрим более подробно основные этапы формирования инновационной политики мясоперерабатывающего предприятия:
I этап. Классификация и систематизация поступающих идей: сбор и обработка информации об изменениях на рынке мяса и мясопродуктов, об инновационных направлениях и разработках, поступающих от опытно-конструкторских лабораторий и технологических служб, маркетинговых, сбытовых служб, торговых посредников и представителей, конечных потребителей (требования, пожелания, жалобы); оценка потенциала предприятия с точки зрения разработки и освоения новой продукции, анализ потенциальных рисков, определение их степени и размеров; сбор, обработка и систематизация информации о потребительских рынках и долгосрочных тенденциях их развития.
II стадия. Отбор потенциально осуществимых идей и разработка инновационных проектов: выявление реальных возможностей для практической реализации идей; Определение уровня производственно-технологической общности и совместимости новой и традиционной продукции.
III стадия. Технико-экономическое обоснование эффективности инновационных разработок: трансформация идеи в логически обоснованный проект; определение технико-экономических показателей, оценка их качественных и количественных характеристик; оценка затрат и поиск источников финансирования, оценка сроков окупаемости инноваций; планирование необходимых ресурсов: финансово-экономических, кадровых, материально-сырьевых, технико-технологических, информационных и так далее; сроков практического освоения инноваций; анализ и оценка
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абакарова Р. Ш. Современное состояние мясопродуктового подкомплекса АПК России // Теория и практика общественного развития: электронный научный журнал. - 2013. - № 10. - С. 64-69.
2. Алиев Х. А. Современное состояние и конкурентоспособность мясной промышленности // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2017. - № 35. - С. 37.
3. Анопченко Т. Ю., Новицкая А. И. Динамика и тенденции развития пищевой промышленности в современных условиях России // Вопросы регулирования экономики. - 2015. - Т. 6. - № 1. - С. 20-27.
4. Васильченко М. Я. Проблемы модернизации мясной промышленности России // Экономические науки. Научно-информационный журнал. - 2012. - № 1(86). - С. 72-74.
5. Ворошилова И. Эффективность производства мяса и мясных продуктов – основа их конкуренто-способности // АПК: экономика, управление. - 2015. - № 5. - С. 53-60.
6. Коробейников О. П., Трифилова А. А. Интеграция стратегического и инновационного менеджмен-та // Менеджмент в России и за рубежом. - 2017. - № 4. - С. 22.
7. Об утверждении Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Распоряжение от 17.04.2012 г. № 559-р.
8. Закшевская Е. В., Куксин С. В. Устойчивость аграрного производства и его рациональное размещение в воронежской области // В кн.: Стратегия инновационного развития агропромышленного комплекса в условиях глобализации экономики: материалы Международной научно-практической конференции, 2015. С. 41-46.
9. Улезько А. В., Реймер В. В., Курносов А. П. Особенности организации инновационных процессов в агропродовольственном комплексе // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. - 2015. - № 4 (47). - С. 218-227.
10. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утверждена Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120.
11. Зяблов А. А. Инновационное развитие пищевой промышленности России: возможности и ограничения // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2016. - № 2. - С. 136-150.
13. Клейнер Г.Б. Системные проблемы развития отечественной промышленности // Научные труды Вольного экономического общества России. - 2015. - Т.3. - С. 90-101.
14. Комплексный экономический анализ предприятия / Под ред. Н. В. Войтоловского, А. П. Калининой, И. И. Мазуровой. — Спб.: Питер, 2009. — 576 с.
15. Макаров В. Л., Варшавский А. Е. Наука, высокотехнологичные отрасли и инновации // Экономи-ка России. Оксфордский сборник. - М.: Изд-во Института Гайдара, 2015. - Т. 1. - С. 815-846.
16. Мумладзе Р.Г. Эффективность управления инновациями в сельском хозяйстве. - М.: Русайнс, 2014. 96 с.
17. Савицкая Г. В. Экономический анализ: Учебник / Г. В. Савицкая. — 11-е изд., испр. и доп. — М.: Новое знание, 2005. — 651 с.
18. Пястолов С. М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебник / С. М. Пястолов. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 336 с.
18. Чеглакова С. Г., Косткина Л. В. Комплексный экономический анализ (методика факторного анализа финансовых результатов деятельности организации): Методические указания. — Рязань: РГРТУ, 2011. — 24 с.