Фрагмент для ознакомления
2
1. Space-анализ ПАО «ТАТНЕФТЬ»
ПАО «Татнефть» – вертикально интегрированная компания, осуществляющая деятельность по геологоразведке и добыче нефти и газа, а также переработке, маркетингу и сбыту нефти, газа и нефтепродуктов преимущественно в России [3].
Ключевыми факторами влияния на показатели производственной деятельности Компании и нефтегазовой отрасли в целом являются конъюнктура цен на мировом рынке нефти и нефтепродуктов, международные экономические процессы, изменения в российской экономике и в отрасли (налоговая политика, инфляционные процессы).
Основным внешним фактором, влияющим на деятельность Компании «Татнефть», является динамика цены на нефть. В результате роста энергоэффективности мировой экономики, замедления роста работающего населения и снижение уровня общего потребления с одновременным повышением эффективности добычи мир столкнулся со структурным кризисом перепроизводства нефти. На возможность выхода из этого кризиса в краткосрочной перспективе накладывают ограничение фундаментальные факторы: рост добычи сланцевой нефти в Северной Америке; рост добычи традиционной нефти странами Ближнего Востока; снижение темпов роста экономик Индии и Китая (следовательно, и снижение спроса на нефть); снижение темпов роста трудоспособного населения (возраст 15-64 лет) во всем мире; рост мировой энергоэффективности и развитие альтернативных источников энергии.
Достигнутые в 2016 году между странами OPEC и Россией договоренности о стабилизации объема нефтедобычи положительно сказались на динамике мировых запасов нефти и нефтепродуктов, что, в конце концов, дало толчок подъему мировых цен на нефть. Однако начавшийся ценовой рост с неизбежностью привел к оживлению сланцевой нефтедобычи в Северной Америке, что на фоне интенсивного наращивания поставок углеводородов из Ирака, Ирана и Ливии продолжает оставаться ключевым фактором риска снижения цены нефтяного барреля.
Последний ценовой кризис на нефтяном рынке стал дополнительным стимулом развития альтернативных технологий. Часть разработок, таких как бюджетные электромобили, уже оказывают воздействие на массового потребителя, создавая угрозу спросу на традиционные топлива. В худшем для отрасли сценарии к 2040 году электричеством будет замещено около 20% углеводородного автомобильного топлива. Данные факторы являются большим вызовом для нефтяных компаний, многократно усиливают активность конкуренцию.
Другим немаловажным фактором влияния на мировые нефтяные цены является биржевая торговля нефтяными фьючерсными контрактами — создает предпосылки для высокой волатильности цен в будущем и усиливает риск существенного падения цен в случае отмены соглашения ОРЕС+.
Успешное развитие добывающего бизнеса Компании и всей нефтяной отрасли невозможно без стабильных правил налогообложения. В силу особенности сырьевой базы, для Компании остается приоритетным сохранение стимулирующих налоговых режимов для выработанных месторождений, а также для месторождений сверхвязкой нефти.
Основным фактором неопределенности для нефтеперерабатывающего блока Компании является меняющееся российское законодательство в области налогообложения экспорта нефти и нефтепродуктов. Существует риск изменения налогового законодательства и выравнивания экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты (в т.ч. светлые нефтепродукты), что усложняет эффективное планирование долгосрочных инвестиционных проектов на НПЗ, увеличивает сроки окупаемости (вследствие роста ставки дисконтирования).
В отчетном году произошел ряд налоговых изменений, оказавших влияние на показатели деятельности Компании. В начале 2017 года произошло разовое трехлетнее увеличение НДПИ -. дополнительные затраты для Компании составят более 300 рублей на тонну извлекаемой нефти.
Также с 2017 г. были пересмотрены акцизы на автомобильный бензин и дизельное топливо в сторону увеличения, что привело к сокращению маржи розничной реализации топлив в России.
Фактором, способным негативно отразиться на темпах развития Компании в ближайшем будущем, может стать рассматриваемая Минэнерго возможность выделения высокосернистого потока в направлении порта «Усть-Луга», куда может быть направлена часть экспортных объёмов нефти Компании. Более низкое качество сырья в Усть-Луге (содержание серы — порядка 2,5%) неизбежно повлечет появление ценового дисконта к сорту Urals, что может стать причиной снижения размера экспортной выручки Компании, и, как следствие, уменьшение налоговых отчислений в бюджеты РФ и Республики Татарстан. Во избежание подобных потерь Компания «Татнефть» прорабатываются несколько сценариев реагирования на возможную реализацию данной инициативы, ведется активное взаимодействие с ответственными государственными органами, другими заинтересованными сторонами с целью полного исключения возможных потерь или их минимизации.
Основными факторами, которые могут негативно отразиться на развитии шинного бизнеса «Татнефти», в ближайшие годы являются: резкий рост цен на сырье; общее падение спроса на шинную продукцию в России, в первую очередь на рынке первичной комплектации; возврат на российский рынок грузовых шин китайских производителей вследствие укрепления рубля; запуск новых шинных заводов на территории РФ, расширение и модернизация производственных мощностей на действующих российских заводах зарубежных производителей; естественное выбытие автомобильного парка — целевого потребителя отдельных групп шин КАМА (легковые и грузовые комбинированные шины).
На электроэнергетику будет оказывать влияние закрепленный в актуализированной «Энергетической стратегии России до 2035 года» принцип равной доходности поставок природного газа на внутренний и внешний рынок. Поэтапное сближение внутренних цен на газ с экспортным паритетом означает ускоренный рост цен на природный газ для российских потребителей, в т.ч. для энергогенерирующих мощностей. За счет завершения строительства новых электростанций и вывода старых объектов в ближайшие годы ожидается сокращение профицита мощностей. В 2017 году фактически завершился ввод генерирующих мощностей по программе ДПМ (Договоры на поставку мощности). В связи с этим в Правительстве РФ обсуждается госпрограмма ДПМ-2, которая предполагает масштабную модернизацию теплогенерации после 2020 года. Во многом это объясняется критическим переизбытком устаревшей мощности в системе теплогенерации. Однако масштабный ввод новых и модернизированных генерирующих мощностей на фоне низкого роста спроса на электроэнергию в РФ, скорее всего, приведет к усилению конкуренции в отрасли в среднесрочной перспективе.
В условиях нестабильности мирового нефтегазового рынка, к факторам, обеспечивающим высокую конкурентоспособность Компании среди отечественных и зарубежных производителей углеводородов, прежде всего, относятся:
Компания обладает одной из самых высоких в отрасли обеспеченности углеводородными ресурсами — имеющаяся у Компании ресурсная база позволяет сохранять текущий объем добычи более 30 лет.
Несмотря на значительную выработанность запасов, Компания за счет применения передовых инновационных технологий повышения нефтеотдачи из года в год наращивает объемы добычи нефти, сохраняя при этом конкурентоспособный уровень затрат.
Географическая близость центра нефтедобычи к основным регионам сбыта и переработки нефти и нефтепродуктов — Компания имеет наименьший средневзвешенный тариф по транспортировке нефти до европейских рынков среди крупных ВИНК России.
Развитие собственных нефтегазоперерабатывающих и нефтехимических производств;
Наличие в структуре Группы подразделений, занимающихся геологоразведкой, бурением, строительством скважин, транспортным обеспечением, машиностроением и научными исследованиями, что повышает эффективность управления и контроль над капитальными и операционными затратами.
Развитая сеть розничной реализации нефтепродуктов, работающая под корпоративным брендом «Татнефть» с охватом практически всех наиболее привлекательных регионов России, прежде всего Поволжья и Центрального Федерального округа, имеющих высокие перспективы роста и привлекательную розничную маржу. Дополнительным конкурентным преимуществом является наличие собственного высококачественного и высококонкурентного продукта — дизельного топлива ТАНЕКО, не имеющего аналогов в России и по многим параметрам превосходящего стандарт Евро-5.
Развитие собственных генерирующих мощностей, обеспечивающих надежность поставок электричества и тепла на производственные объекты и объекты социальной инфраструктуры.
Для анализа стратегии развития компании проведен space-анализ, который позволяет установить стратегическое положение предприятия на базе двух групп факторов: внутреннем и внешнем положении предприятия, а также разработать стратегию компании.
Графически space-анализ для компании ПАО «ТАТНЕФТЬ» представлен на рисунке 1, показатели space-анализа представлены в таблице 1.
Анализ показывает, что компания имеет стратегию интегрированного роста и занимает конкурентное положение. Даная стратегия характеризуется недостаточно высоким финансовым состоянием предприятия (FS), но высокими конкурентными преимуществами (CA). Так же для данной стратегии характерен высокий промышленный потенциал или привлекательность отрасли (IA), но внешняя среда нестабильна (ES).
Это состояние характерно для привлекательной отрасли. Организация получает конкурентные преимущества в относительно нестабильной
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Ахметзянова Д.Б. Бухгалтерский учёт и финансовый анализ. – Спб.: Нива, 2017.-133 с.
2. Балабанов И.Г. Анализ состояния фирмы. – М.: ФиС, 2016. – 497 с.
3. Балабанов И.Г. Финансовый менеджмент: учебное пособие. - М.: ФиС, 2019. – 453 с.
4. Бараненков С.Н. Финансовый менеджмент: учебное пособие. – М.: Элит, 2018. - 335 c.
5. Благов Ю.Е. Корпоративная социальная ответственность: эволюция концепции. СПб.: СПбГУ, 2017. – 235 с.
6. Бланк И.Л. Финансовый менеджмент. – М.: Инфра-М, 2017. – 679 с.
7. Бригхем Ю. Основы менеджмента предприятия: - СПб.: Нива, 2016. – 488 с.
8. Брусов П.П. Финансовый менеджмент: Учебник. - М.: Омега-Л, 2016. - 285 c.
9. Воронова М.Б. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. - М.: Дашков и К0, 2019. - 476 c.
10. Гаврилина А.П. Финансовый менеджмент: Учебник. - М.: Юнити-Дана, 2016. - 408 c.
11. Данилин Б.И. Финансовый менеджмент: Учебник. - М.: Проспект, 2017. - 339 c.
12. Донцова Л.Б. Анализ финансовой отчётности. - М.: ДиС, 2017. – 390 с.
13. Екимова К.Б. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2019. - 375 c.
14. Ефимова О.Б. Финансовый анализ. – М.: Статистика, 2019. – 322 с.
15. Зайков Б.П. Финансовый менеджмент: Учебник. - М.: ДиС, 2018. - 349 c.
16. Зайцев Н.Н. Экономика фирмы. - М.: Экзамен, 2016. – 430 с.
17. Ионова Л.Ф. Финансовый менеджмент фирмы. - М.: Статистика, 2019. - 375 c.
18. Кандрашова Е.Л. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. - М.: Дашков и К0, 2019. - 242 c.
19. Ковалёв В.Б. Как читать бух. баланс. - М.: Инфра-М, 2017. – 392 с.
20. Ковалёв В.Б. Финансовый анализ фирмы. - М.: Форум, 2018. – 242 с.
21. Ковалёв Л.И. Анализ состояния фирмы. - М.: Центр Экономики, 2017. – 290 с.
22. Козлов В.А., Данченок Л.А. Проблемы управления устойчивостью развития и функционирования предпринимательских организаций. М.: МЭСИ, 2017. – 145 с.
23. Крейнина Л.П. Финансовый менеджмент. - М.: Финансы, 2016. – 441 с.
24. Крутин А.В. Основы финансовой деятельности фирмы. – М.: Инфра-М, 2017. – 376 с.
25. Крылов С.И. Концепция стратегического анализа деятельности коммерческой организации. //Экономический анализ: теория и практика, 2019, № 19.- С. 45-46.
26. Кудина М.Б. Финансы: Учебник. - М.: Форум, 2018. - 283 c.
27. Лысенко Д.В. Бухгалтерская отчетность организаций // Аудит. 2016. №5. С. 21-22.
28. Любушин Л.В. Финансовый менеджмент: Учебник. - М.: Инфра-М, 2017. - 338 c.
29. Мазурина Т.Ю. Об оценке платежеспособности. //Финансы, 2016, № 10.-С 32-34
30. Малышенко, В.А. Стратегический финансовый анализ как метод изучения комплексной финансовой устойчивости предприятия / В.А. Малышенко. - М.: Русайнс, 2019. - 480 c.