Фрагмент для ознакомления
2
Введение Актуальность. Чрезвычайно активно развивающаяся психологическая наука в XXI столетии постоянно совершенствуется, оттачивая техники и методику, что, так или иначе, отражается на всех ее направлениях. Немаловажное место в психологической науке занимает психологическое консультирование, наиболее активно развивающееся как область практической психологии. Население самых разных стран мира обращается к профессиональной психологической помощи и психологическому консультированию в частности, что во многом связано с возникновением частых стрессов в личной жизни и на работе, с пересмотром собственного отношения к
2
здоровью, новыми рекомендациями ВОЗ, а также с конфликтами, возникающими в семье и неуверенностью в собственном будущем. Все это делает изучение психологического консультирования и его технологии чрезвычайно актуальным в наше время, так как помогает более эффективно организовать работу психологов-практиков в сфере психологического консультирования. Необходимо отметить, что психологическое консультирование выделилось из психотерапии достаточно недавно, как ответ на запрос общества, нуждающегося в психологической помощи, – зачастую в таких сферах как семья, карьера, повседневная жизнь, личностное развитие и познание и общение. Именно из-за своей молодости это направление психологической помощи до сих пор не обрело четких границ и точных определений, однозначных трактовок методов и техник, поэтому его до сих пор смешивают с психотерапией .
Глава 1. Психологическое консультирование как вид психологической помощи 1.1. Основные виды психологической помощи
Психологическое консультирование является одним из видов психологической помощи, поэтому, прежде всего, необходимо дать определение понятию психологической помощи и выявить ее виды. Психологическая помощь, согласно мнению М.К. Тутушгкиной, это система воздействий психологического характера, которая основывается на психологических теориях различного происхождения и ориентирована на повышение психологической устойчивости и социально-психологической компетентности личности. М.К. Тутушкина отмечает, что человек, как чрезвычайно изменяющаяся
3
личность, постоянно меняет и окружающую его среду, сталкиваясь с ней и ее условиями, постоянно личностно растет, однако, при этом нельзя не отметить двойственность натуры человека: он личностно растет и меняется, при этом одновременно вырабатывает некие стереотипы поведения и жизни в обществе, стереотипы мышления и общения, что мешает ему развиваться дальше и более полноценно. «Возникает ситуация, когда приходится отрицать какие-то вновь открываемые стороны себя, чтобы сохранить привычный, проверенный образ собственного «Я». Такой конфликт между новыми желаниями и стремлениями и старым способом их реализации должен быть разрешен, так как в противном случае возникает осознание несоответствия между своим поведением и своими представлениями, что усиливает чувство тревожности и уязвимости» , - пишет М.К. Тутушкина. Зачастую человек не может справиться с этим состоянием сам - именно в этой ситуации и необходима психологическая помощь – чтобы раскрыть потенциал личности и действительности, помочь выбраться из комплексов и стереотипов, взглянуть по-новому на прошлое и выявить ценность собственной жизни, найти поддержку у близких и родных. По мнению М.К. Тутушкиной психологическую помощь можно классифицировать по ряду показателей . 1) По времени действия психологической помощи она может быть разделена на: - неотложную, то есть, необходимую в наиболее сложных и неразрешимых простыми средствами случаях, например, при попытке суицида или случаях насилия. Подобная помозь оказывается чаще всего службами доверия. - продолжительную, то есть, длящуюся некоторое время и применимую для разбора и нахождения выхода из затяжных ситуаций – кризисов, конфликтов, трудных жизненных перипетий. С такими случаями работают психологические консультации и частные психологи.
4
2) по направленности психологической помощи она может быть разделена на: - прямую, то есть, направленную именно на клиента и решающую именно его случай; - откликающуюся, то есть, отвечающую на сложившуюся ситуацию, что может быть выявлено из совокупности обращений различных людей из близкого круга клиента; - упреждающую, то есть, реагирующую на еще только прогнозируемую неприятную ситуацию.
1.2. Особенности психологического консультирования как вида психологической помощи
Понятие психологического консультирования как вида психологической помощи в отечественной психологии достаточно широко изучено. В психотерапевтической энциклопедии под редакцией Б.Д. Карвасарского психологическому консультированию дается определение, как профессиональной помощи при решении проблем и сложных ситуаций, при этом клиент на психологическом консультировании определяется автором как «пациент», и автор уточняет, что к пациентам могут относиться как здоровые, так и больные люди, столкнувшиеся с проблемами экзистенциального плана, а также с межличностными и семейными конфликтами. В словаре А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского психологическое консультирование определяется как вид психологической помощи при разрешении затруднений пациента, вызванных психологическими сложностями . П.П. Горностай и С.В. Васьковская утверждают, что психологическое консультирование может быть приравнено к немедицинской психотерапии и
5
является видом профессиональной психологической помощи . Л.Б. Шнейдер принципиально отделяет психологическое консультирование от других видов психологической помощи, считая, что его нельзя смешивать с психодиагностикой или психокоррекцией, так как психологическое консультирование решает проблемы немедицинского характера и не связанные с заболеваниями или серьезными проблемами психического свойства .
Глава 2. Технологические основы психологического консультирования 2.1. Основные технологии психологического консультирования
В последнее десятилетие слово «технология» стало применимо к области психологии, однако, в психологической литературе этот термин практически не имеет употребления и потому может трактоваться крайне неоднозначно. В общем значении технология определяется как искусство, умение или мастерство, а также как общность методов, употребляемых для достижения того или иного результата. В самых разных сферах деятельности человека технология понимается двояко – как наука, то есть, некое обобщение сведений, важных для созидания в каком-либо процессе, а также как сам процесс, реализуемый человеком. Большой энциклопедический словарь определяет технологию следующим образом: 1) «(от греч. techne — искусство, мастерство, умение) совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции; 2) научную дисциплину, изучающую физические, химические, механические и другие закономерности, действующие в технологических процессах» .
6
Н.Д. Узлов и Р.Р. Ханнанов считают, что «психотехнология - это организованная и продуктивная деятельность людей в различных сферах социальной практики, ориентированная на эффективное решение психологических задач с заранее определенным социальным эффектом и представляющая собой совокупность приемов, средств и методов психологического воздействия и влияния, объединенных определенным алгоритмом их применения» . По мнению Н.Д. Узлова, в основе любой технологии как таковой лежит четкое понимание цели процесса в соответствии с областями технологии: когнитивной, эмоционально-личностной . Когнитивная область включает в себя такие цели, как запоминание сведений, воспроизведение сведений, переосмысление имеющихся знаний, выстраивание новых идеи и методов. Эмоционально-личностная область технологии включает в себя такие цели как определение и закрепление личностного эмоционального отношения к миру, переживание различных эмоций, осознание собственной значимости в мире. Технологии принято подразделять на : - информационные, то есть, формирующие знания и умения, навыки, - операционные, то есть, обеспечивающие формирование способов умственных действий, - саморазвивающие, то есть, дающие личности самоуправляющие механизмы, - эвристические, то есть, развивающие творческие способности личности, - прикладные, то есть, развивающие практическую сферу жизни личности. 2.2. Базовый алгоритм консультации
1. Исследование проблем. На этой стадии консультант устанавливает контакт с клиентом и достигает обоюдного доверия: необходимо внимательно
7
выслушать клиента, говорящего о своих трудностях, и проявить максимальную искренность, эмпатию, заботу, не прибегая к оценкам и манипулированию. Следует поощрять клиента к углубленному рассмотрению возникших у него проблем и фиксировать его чувства, содержание высказываний, невербальное поведение. 2. Двумерное определение проблем. На этой стадии консультант стремится точно охарактеризовать проблемы клиента, устанавливая как эмоциональные, так и когнитивные их аспекты. Уточнение проблем ведется до тех пор, пока клиент и консультант не достигнут одинакового понимания; проблемы определяются конкретными понятиями. Точное определение проблем позволяет понять их причины, а иногда указывает и способы разрешения. Если при определении проблем возникают трудности, неясности, то надо вернуться к стадии исследования.
Заключение Данная научно-практическая работы посвящена технологиям психологического консультирования, и в ней были рассмотрены вопросы, связанные с выбранной темой: понятие психологической помощи, специфика понятия и видов психологического консультирования, особенности психологических технологий как таковых и технологии психологического консультирования (беседы), а также базовый алгоритм проведения психологического консультирования. На основании проанализированного в работе материала можно сделать ряд выводов: 1)Психологическая помощь, согласно мнению М.К. Тутушгкиной, это система воздействий психологического характера, которая основывается на психологических теориях различного происхождения и ориентирована на повышение психологической устойчивости и социально-психологической компетентности личности.
8
К видам психологической помощи можно отнести психологическое консультирование, психологическую коррекцию, психотерапию и психологическую профилактику (и диагностику). 2)Психологическое консультирование – это вид психологической помощи, который направлен на ориентацию пациента в решении его проблемы.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование. Теория и опыт.- М., 2001.- 240 с. 2. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М.: Класс. – 2007. – 208 с. 3. Арпентьева М. Р. Психологическое консультирование: теория и практика психологической безопасности // Вестник Прикамского социального института. - 2017. - № 1 (76). - C. 128-136. 4. Большой энциклопедический словарь. URL: http://dic.academic.ra/dic.:nsf/bse/87849/Технология 5. Васьковская С.В., Горностай П.П. Психологическое консультирование: Ситуационные задачи. - К.: Высшая школа, 1996.— 192 с. 6. Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию психолог. – М.: Московский психологический соц. Институт, 2004. - 464 с. 7. Голунова Е. Н. Особенности динамики диалога в ситуации психологического консультирования : Дис. ... канд. психол. Наук. - М., 1998. - 158 c. 8. Гулина М. А. Терапевтическая и консультативная психология. - СПб.: Речь, 2001. — 352 с. 9. Колпачников В. В. Психотехническая система клиентоцентрированной психотерапии // Консультативная психология и психотерапия. - 2014. - № 3. - С. 80-92.
9
10. Колпачников В.В. Человекоцентрированный и экзистенциальный подходы в консультировании и психотерапии: близость или различие // Консультативная психология и психотерапия. - 2011. – Т.19. - № 4. - С. 91– 105. 11. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - М.: "Академический проект", 2009. – С. 6. 12. Мартьянова Г.Ю. Принцип ориентации на нормы и ценности клиента в практике психологического консультирования // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. - 2016. - Вып. 2 (41). - С. 97-105. 13. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – СПБ.: «Речь», 2008. – 445 с. 14. Мюнстерберг Т. Основы психотехники: в 2-х ч. - СПб., 1996. – Т.». Ч. 3-4. – 351 с. 15. Носков В.А. Психотехника общения. - М., 2001. – 150 с. 16. Олифирович Н.И. Индивидуальное психологическое консультирование: теория и практика. - М.: Тесей, 2005. - 264 с. 17. Психология: Словарь / [Абраменкова В. В. и др.]; Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Политиздат, 1990. - 494 с 18. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б.Д. Карвасарского. Монография СПб.: Питер, 3-е изд. перераб. и доп., 2006. - 944 с. 19. Скоробогатова Н.А. Tеоретические аспекты исследования образа процесса психологического консультирования у психолога-консультанта. // Вестник Екатерининского института. 2009. № 1. С. 31-33. 20. Тутушкина М.К. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии. – СПб.: Дидактика-Плюс, 1999. – С. 13. 21. Узлов Н.Д. Психотехнологии: к проблеме определения понятия //Вестник Пермского университета. - 2011. - Вып. 1(5). - С.32-42. 22. Ханнанов Р.Р. О понятии "психологическая технология" // Труды
10
Академии управления МВД России. - 2016. - № 3 (39). - С. 126-128. 23. Шнейдер, Л. Б. Основы консультативной психологии: учебное пособие для вузов / Л. Б. Шнейдер. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2020. — 228 с.