Фрагмент для ознакомления
2
В случае нормального речевого развития дети к 5 годам свободно используют развернуую фразовую речь, разные конструкции сложных предложений. У них имеется достаточный словарный запас, владеют навыками словоизменения. Но проблема заключается в том, что не во всех случаях данные процессы протекают благополучно, так как у некоторых детей даже при нормальном слухе и интеллекте наблюдается задержка формирования каждого из компонентов языка, таких как фонетика, лексика, грамматика.
Ограниченное понимание грамматических форм является результатом несформированности активной речи, речевого опыта в целом, отсутствие которого препятствует выработке так называемого чувства языка, благодаря которому нормальный ребенок эмпирически овладевает всей сложной системой грамматики русского языка.
Характерной особенностью речи детей с ОНР являются неправильные окончания частей речи, в том числе существительных.
2. Обоснование проблемы исследования
Актуальность исследования обусловливается такой исключительной ролью, которую исполняет родной язык в формировании личности ребенка-дошкольника. Язык и речь обычно исследовались в педагогике, психологии и философии как «узел», в котором встречаются разные очертания психического развития - воображение, мышление, эмоции, память. Быть главным способом людского общения, понимание реальности, язык работает главным каналом присоединения к ценностям душевной культурности от поколения к поколению, а также обязательным критерием воспитания и обучения. По данным авторов исследований в этой области (Г. А. Каше, Р. Е. Левиной, Т. Б. Филичева и друге) количество детей, с нарушениями речевой деятельности, становится все больше и больше.
Дошкольный возраст - это время динамичного освоения ребенком разговорного языка, формирование и рост всех аспектов речи.
Важность овладения обучающихся речью объяснена не только тем, что это предмет изучения, но также и тем, что язык является средством общения и основой изучения всех других учебных предметов.
К настоящему времени в отечественной специальной педагогике сформировался такой подход в обучении, который не столько ориентирует педагога на формирование совокупности знаний, умений и навыков учащихся, сколько имеет целью коррекции их познавательной деятельности, «перевод» её на качественно новый уровень с учётом возможностей, типологических и индивидуальных особенностей учеников.
Происходит значительное увеличение количества детей старшего дошкольного возраста, у которых наблюдается общее недоразвитие речи (ОНР).
Общее недоразвитие речи отрицательно влияет на становлении всей речевой деятельности. Так как речь взаимосвязана с другими сторонами развития ребенка, то ее недоразвитие приводит к патологическим изменениям ребенка. Таким образом, в дальнейшем это повлияет на возникновение трудностей в коммуникации и социализации ребенка.
Поэтому, если общее недоразвитие речи не будет исправлено у ребенка в дошкольном возрасте, в условиях школьного обучения оно станет причиной отсутствия полноценного общения с другими людьми, а порой и стойкой неуспеваемости по русскому языку.
При ОНР формирование грамматического строя речи и словоизменения происходит с большими трудностями, что объясняется абстрактностью грамматических значений и сложной организацией грамматической системы языка. Особенно стоит обратить внимание на изучение особенностей овладения детьми такой категории как существительное, так как она связана с усвоением большого числа языковых обобщений. Нарушение речи препятствует полноценному общению с людьми, приводит к речевой замкнутости, неуверенности в себе. Поэтому своевременное преодоление нарушений речи – залог успешного обучения детей по всем предметам.
Учитывая тесную связь процессов развития лексики и словообразования, в коррекционную работу включаются задания на словообразование и словоизменение.
Показать больше