Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
1. Теоретико-методологические основы компьютеризации в обучении курсантов 5
1.1. Понятие и роль компьютеризации в обучении 5
1.2. Влияние компьютеризации на развитии личности курсанта 10
2. Экспериментальное исследование влияния компьютеризации на развитие курсантов 17
2.1. Цели, задачи и методики исследования 17
2.2. Разработка практических рекомендаций 20
Заключение 24
Список литературы 25
Приложение 28
Фрагмент для ознакомления
2
Наряду с широким внедрением инновационных технологий и поиском эффективных форм и методов обучения курсантов одним из основополагающих направлений их обучения, направленных на повышение профессионализма и развитие нового качества подготовки будущих командиров в области инженерного обеспечения служебно-боевой деятельности войск национальной гвардии, является применение дидактической системы подготовки курсантов.
Сегодня сложно представить себе по-настоящему образованного, культурного человека, незнающего основ истории и общества. Одна из задач школьной истории и обществознания на современном этапе состоит не только в том, чтобы дать учащимся основные базовые понятия, но и научить грамотно, работать с разнообразными носителями информации. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера позволяет сделать процесс обучения мобильным, дифференцированным и индивидуальным.
Показателями снижения интереса к истории у обучающихся являются несформированность умений работать с информацией, размещённой в различных источниках; неумение организовать самостоятельную деятельность по выполнению исследовательских работ, чётко выражать свои мысли и анализировать способы собственной деятельности при работе с историческими данными. В результате у ребят со сниженным интересом не вырабатывается целостный взгляд на мир, задерживается развитие самосознания и самоконтроля, формируется привычка к бездумной, бессмысленной деятельности, привычка списывать, отвечать по подсказке, шпаргалке. Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения обществоведческих и исторических знаний, помогают распознать в каждом курсанте его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству.
Цель работы – исследовать особенности и педагогические основы применения ЭВМ в учебной деятельности курсантов. На наш взгляд одним из способов решения данной проблемы может являться компьютеризация обучения в процессе преподавания истории.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование нетрадиционных форм обучения способствует формированию способностей курсантов, повышению уровня знаний курсантов.
Целью исследования является разработка программы компьютеризации обучения в процессе преподавания истории.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические основы формирования компьютеризации в обучении;
- провести исследование влияния компьютеризации на развитие курсантов;
- разработать практические рекомендации по использованию информационных технологий в образовательном процессе.
Предмет исследования: информационные технологии в педагогическом процессе.
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, графический и математический аппарат, абстрагирование, синтез, педагогический эксперимент.
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ В ОБУЧЕНИИ КУРСАНТОВ
1.1. Понятие и роль компьютеризации в обучении
Появление компьютеров в сфере образования породило определенные методические, методологические, теоретические и философские проблемы. Это должно привести к переосмыслению ряда положений теории познания, методологических основ дидактики и методики преподавания многих учебных дисциплин.
К сожалению, медленно перестраиваются преподаватели педагогических учебных заведений.
Но, необходимо сказать, что в процессе педагогической деятельности всё больше используются возможности ЭВМ.
Иногда наблюдаются в учебных заведениях на территории страны очень слабо оснащённые заведения всех уровней компьютерами для изучения иных, чем информатика, дисциплин. Ведь для этого, по крайней мере, на начальном этапе компьютеризации образования, достаточно иметь в классе один компьютер, проектор, работающий с ним, и демонстрационный экран. В этом случае учитель для усиления обучающего эффекта урока получает мощное вспомогательное техническое средство .
В настоящее время также назрела острая необходимость в создании при каждом учебном заведении локальных сетей – своего рода Баз Знаний, к которым учитель в случае возникновения такой необходимости в процессе урока мог бы подключиться за информацией, из любого кабинета (класса). В организации Баз Знаний неоценимую помощь могут оказать сами учащихся. Это еще одно направления проявления творческой активности учащихся, а для учителя огромное поле для организации исследовательской работы.
Итак, компьютер, проектор с экраном, База Знаний – основные составляющие учебного процесса преподавателя на современном этапе с точки зрения методики преподавания любого предмета и концепции компьютерной модернизации образования. В перспективе – создание Баз Знаний между несколькими учебными заведениями и общей для всей России .
При таком подходе, очевидно, сеть Интернет, за которую ратуют некоторые высокопоставленные чиновники, весьма далекие от образования, не требуется. Конечно мы не против Интернета, если использование его не становится самоцелью. В Интернет учитель должен обращаться в тех редких случаях, если для его урока ему нужен дополнительный материал. При этом нет необходимости подключать весь компьютерный класс к Интернету. В силу ряда причин, преподаватели истории, у которых класс подключен к такой сети, просто не знают, как его использовать. Да и ни в одном
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Башмаков, А.И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А.И. Башмаков, И.А. Башмаков. – М.: изд. Филинъ, 2016. – 616 с.
2. Берязева, Н. Интерактивные доски SMART – вы пробовали? // Ит-курьер. – Вып. 27.11. – 03.12.2018. – М., 2018.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1994.
4. Гершунский Б.С. Компьютеризация в среде образования. – М., 1987.
5. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. – М.: Можайск-Терра, 2018. – 56 с.
6. Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере обучения: проблемы и перспективы. – М.:Педагогика, 2009. – 134 с.
7. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. педаг-х учеб. заведений / И.Г. Захарова. – М.: Академия, 2018. – 192 с.
8. Звонарева, О.М., Самойлова Т.А. Использование возможностей интерактивной доски в процессе преподавания истории. // Образовательный форум. 02.2019.
9. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 145 с.
10. Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие / под ред. Д.Ш. Матроса. – М.: Педагогическое общество России, 2019. – 196 с.
11. Интернет в гуманитарном образовании / Под ред. Е.С. Полат. – М., 2014. – 126 с.
12. Ишмурзина, Н.В. Интерактивно – это просто! // Журнал «ЛГО». – Вып. 6. – М., 2018. – с.25-28.
13. Концепция компьютеризации сельских школ. Интернет-источник www.еd.gov.ru/koi8/goscom/ischool/concept.
14. Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2016. – 86 с.
15. Матрос, Д.Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. – М.: Педагогическое Общество России, 2016 г. – с. 97-101.
16. Мартынова, М.С. SMART – технологии в современном образовании//Современное образование: содержание, технологии, качество : Материалы международной конференции. – СПб., 2016.- с. 174-179.
17. Моисеева, М.В., Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Нежурина М.И. Интернет обучение: технологии педагогического дизайна / Под ред. канд. пед. наук М.В.Моисеевой. – М.: Издательский дом «Камерон», 2018. – 216 с.
18. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – М.: Академия, 2018. – 368 с.
19. Патаракин, Е.Д., Быховский Я.С., Ястребцева Е.Н. Создание учебной Пейперт С. Переворот в сознании: курсанты, компьютеры и плодотворные идеи., 1989.
20. гипертекстовой энциклопедии в среде ВикиВики: Общероссийский проект Летописи.ру – М.: Институт развития образовательных технологий, 2009. – 32 с.
21. Румянцев, В.Б. Всемирная истории в Интернете.// Преподавание истории и в школе. 2019 № 8. С. 75-77
22. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Школа – Пресс, 1994.
23. Руденко, Т. В. Дидактические функции и возможности применения информационно-коммуникационных технологий в образовании [электронный ресурс] / Т. В. Руденко. – Томск, 2016. – Режим доступа: http://ido.tsu.ru/other_res/ep/ikt_umk/.
24. Самойлова, Т.А. Интерактивная доска: подготовка и проведение уроков. – Ростов: Ростиздат, 2016. – 49 с.
25. Трайнев, В.А. Информационные коммуникационные педагогические технологии: учеб. пособие / В.А. Трайнев, И.В. Трайнев. – 3-е изд. – М.: изд.-торг. корпорация Дашков и К0, 2011. с. 9-110.
26. Чернов, А.В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания. // Преподавание истории в школе. 2018, № 8. – с. 47-56.
27. Щепакина, Т.Е. Методические рекомендации по использованию возможностей интерактивной доски Smart Board в процессе преподавания истории // ЛГО. – Вып. 6. – М., 2018. – с. 56-60.