Фрагмент для ознакомления
2
ЗАДАНИЕ №1. ЗНАКОМСТВО С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА. ИЗУЧЕНИЕ КЛАССА, В КОТОРОМ БУДЕТ ПРОХОДИТЬ ИССЛЕДОВАНИЕ, УСТАНОВЛЕНИЕ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ С ПОДРОСТКАМИ, СБОР АНАМНЕСТИЧЕСКИХ СВЕДЕНИЙ ОБ ОБСЛЕДУЕМЫХ
Выбор направления профессиональной деятельности очень ответственный шаг, требующий времени на раздумья и не терпящий легкомысленности. Для каждого важно, чтобы работа приносила радость и была как хобби, и также достойно оплачивалась. Вопрос о выборе направления профессиональной деятельности очень сложен.
Профессиональная направленность носит длительный характер и проявляет себя в период обучения, поэтому еще во время обучения важно вести работы по обучению и осваиванию направления профессиональной деятельности.
Своевременная помощь, оказанная студенту, поможет ему задуматься о себе в будущем. Даст хороший толчок к активизации самопознания. Уже на период студенческих лет можно определить какая профессиональная направленность больше всего подходит для обучающегося. Работа по изучению способностей у студента к той или иной профессиональной деятельности должна проводиться постоянно. Важно указать один момент, что преподаватели должны выявлять определенные наклонности, таланты способности и потенциал, чтобы в дальнейшем выпускники работали по выбранной ими специальности.
Целью индивидуального задания по получению профессиональных умений в направлении подготовки является определение проблемы организации, имеющей психологическое решение, и разработка программы психологической работы, направленной на решение выявленной проблемы психологическими средствами с учетом особенностей организации, на базе выполняемого задания.
Учебные мероприятия по практике разработаны на основе формируемых компетенций и включают следующие виды заданий:
1.Ознакомление с системой работы базового учреждения: посещение и анализ занятий, анализ рабочей документации педагога-психолога; посещение режимных занятий группы.
2.Проведение психологического обследования личностной сферы подростка;
3.Планирование и проведение мероприятий в индивидуальной форме или малыми подгруппами;
4.Изучение типологических особенностей личности подростков посредством методики сокращенного многофакторного обследования личности (СМОЛ).
5. Изучение типов акцентуаций характера у подростков с помощью опросника Шмишека (модификации Л.З. Вильдавской).
6. Выявление типов темперамента с помощью личностного опросника Г. Айзенка.
7. Исследование реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности с помощью метода рисуночной фрустрации Розенцвейга.
8. Изучить поведение человека, находящегося под действием символического стрессогенного фактора посредством методики «Человек под дождем» (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева).
8. Исследование самооценки подростков (методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна) и уровня притязания («Моторная проба Шварцландера»).
9. Составление психологических заключений по результатам психодиагностического обследования, аналитический отчёт и дневник практики.
Местом проведения практики является пришкольная площадка при МОУ СОШ г. Балашова и Балашовского района, с которой заключен договор. Учебная практика проводится в период, выделенный в календарном учебном графике 6 семестра.
В начале практики осуществлялось знакомство с классом и установление доверительных отношений с обучающимися. После, было проведение исследования с обучающимися. В исследовательскую группу входило 5 ребят подросткового возраста.
При выполнении задания был изучен следующий перечень документации деятельности психолога в образовательном учреждении:
1. Закон Российской Федерации об образовании,
2. Конвенция ООН о правах ребенка,
3. Положение о психологической службе в системе образования,
4. Положение о практическом психологе, квалификационная характеристика педагога-психолога (должностная инструкция и стандарт специалиста),
5. Положение об аттестации педагога-психолога.
6. Должностные инструкции.
7. Этический кодекс.
Специальная документация:
1. Психологические заключения,
2. Протоколы диагностических обследований, бесед, интервью,
3. Журнал консультаций,
4. Психологические карты детей.
Организационно-методическая:
1. Годовой план работы,
2. Журнал учёта проведённой работы,
3. График работы на неделю,
4. Рабочие программы,
5. Диагностические методики и др.
ЗАДАНИЕ №2. ИЗУЧЕНИЕ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДИКИ СОКРАЩЕННОГО МНОГОФАКТОРНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ (СМОЛ).
Цель методики многофакторного обследования личности (СМОЛ). - многостороннее исследование личности.
Ответы подростков продемонстрировали их разносторонность, а также свидетельствовали о том, что большая часть испытуемых воспринимает себя благоприятно и сознательно скрывает свои дефекты и конфликты [3].
Проведя интерпретацию результатов теста, были установлены следующие показатели оценочных шкал:
1. Шкала лжи показала высокие показатели, это значит, что 80% опрашиваемых стремятся произвести благоприятное впечатление о себе на окружающих и поэтому результаты в своих ответах делают в сторону желаний общества, демонстрируют строгое соблюдение социальных норм.
Результаты шкалы лжи представлены в таблице 1. Бланки, заполняемые школьниками представлены в приложении 1.
2. Шкала достоверности свидетельствовала о том, что все опрашиваемые мало обращали внимания на содержание утверждений и тем самым подчеркивали тяжесть своего состояния.
Результаты шкалы достоверности представлены в таблице 2. Бланки, заполняемые школьниками представлены в приложении 1.
3. Шкала коррекции показала, что лишь 15 % опрашиваемых плохо понимают внутренние мотивы своего поведения и не осознают негативные и тревожные сигналы.
Результаты шкалы коррекции представлены в таблице 3. Бланки, заполняемые школьниками представлены в приложении 1.
ЗАДАНИЕ №3. ИЗУЧЕНИЕ ТИПОВ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ С ПОМОЩЬЮ ОПРОСНИКА ШМИШЕКА (МОДИФИКАЦИЯ Л.З. ВИЛЬДАВСКОЙ).
Цель опросника заключается в диагностировании акцентуаций характера и темперамента, а именно "заострение» некоторых черт характера, присущих каждому человеку, индивидуальных свойств.
Опросник выделяет 10 типов характера:
1. Демонстративный;
2. Застревающий;
3. Педантичный;
4. Возбудимый;
5. Гипертимический;
6. Дистимический;
7. Тревожный;
8. Циклотимный;
9. Экзальтированный;
10. Эмотивный.
Результаты исследования показали, что большая часть подростков обладает позитивными качествами характера. У всех опрашиваемых преобладают пассивные черты характера среднего уровня от 9 до 12, такие как: тревожность и циклотимность.
Результаты опросника показали, что у 70 % процентов опрашиваемых средняя общительность, иногда избегают общения, но и не прячутся от сверстников, если нужно выступить перед большой аудиторией. Уровень застревания у всех 5 человек – средний. Обиды помнят недолго, оскорбления быстро забывают, адекватно реагируют на критические замечания.
Уровень возбудимости средний, редко выходят из себя – 100% опрашиваемых. Настроение у всех опрашиваемых – среднее. Не пессимистичное и не оптимистичное. Уровень инициативности тоже средний.
В меру разговорчивые. Обладают чувством страха адекватно ситуации. У 10 % опрашиваемых наблюдается эмоциональная подавленность.
60% исследуемых плачут редко, проявляют страдание только в случае необходимости. Настроение в целом у всех устойчиво.
Результаты теста по каждому опрашиваемому представлены в приложении 2.
ЗАДАНИЕ №4. ВЫЯВЛЕНИЕ ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА С ПОМОЩЬЮ ЛИЧНОСТНОГО ОПРОСНИКА Г. АЙЗЕНКА.
Цель опросника заключается изучении индивидуально-психологических черт личности с целью диагностики степени выраженности свойств, выдвигаемых в качестве существенных компонентов личности: нейротизма, экстраверсии, интроверсии и психотизма. [3].
Большая часть результатов опросника показала, что подростки общительны и имеют широкий круг знакомств. Достаточно импульсивны и вспыльчивы. Беззаботны, оптимистичны, веселы, добродушны. Предпочитают всегда находиться в движении. Отсутствует контроль над эмоциями, склонны к рискованным поступкам.
Меньшая часть опрашиваемых 20 % спокойны и застенчивы. Сдержаны, отдалены от всех, кроме близких себе людей. Контролируют свои чувства, высоконравственны.
Результаты опросника показали, что 2 человека – флегматики (Павел и Николай), 1 человек – сангвиник (Алина), 1 человек – меланхолик (Сергей), 1 человек – холерик (Мария).
Сангвиники - быстро приспосабливаются к новым условиям, быстро сходятся с людьми, общительны. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Несколько непоседливы, нуждаются в новых впечатлениях, недостаточно регулируют свои импульсы, не умеют строго придерживаться выработанного распорядка, жизни, системы в работе. В связи с этим не могут успешно выполнять дело,
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеенкова Е.Г. Личность в условиях психической депривации: учебное пособие. — СПб., 2009. — 98с.
2. Зинченко Е.В. Использование арт-терапии в коррекции тревожности младших школьников//Северо-Кавказский психологический вестник. — 2009. Т. 7. — № 2. — С. 42-46.
3. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. — М., 1983. — 96 с.
4. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М., 2000. — 304 с.
5. Власова, Н. Н. Изучение особенностей доминирования мотивов у детей младшего школьного возраста / Н. Н. Власова // Вопросы психологии. - 2007. – № 3. - С. 32-50.
6. Маркова, А. К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / А. К. Маркова, А. Б. Орлов, Л. М. Фридман. – М.: Педагогика, 2006. – 112 с.
7. Матюхина, М. В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников: Учеб.пособие / М. В. Матюхина. – М.: Волгоград, 2003. – 385 с.
8. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971.
9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.
10. Асеев В.Г. Проблема мотивации личности/ЛГеоретические проблемы психологии личности. M.: Наука, 1974. - 194 с.
11. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов на Дону: Изд - во Феникс,2000. - 412 с.
12. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебник для вузов. - М.: Академический проект, 2001. - 704 с.
13. Акопян Л.С. Диагностика детских страхов и тревожности: Методическое пособие (издание 2-е исправленное и дополненное) – Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2006. – 184 с.
14. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2009. – 400 с.
15. Булгаков А.А. Наши неуправляемы подростки. – М., 2008. – 432 с.
16. Дубровина И.В. Психологическая служба в современном образовании: Рабочая книга. – СПб.: Питер, 2009. – 400 с.
17. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение ы тренинге. – СПб.: Речь, 2008. – 336 с.
18. Жиленко Е. Социальные страхи подростков // Вестник студенческой научной сессии факультета философии и психологии. — Воронеж: Воронежский государственный университет, 2007. — Вып. 2. — 35 с.
19. Истратова О.Н. Большая книга подросткового психолога. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 636 с.