Фрагмент для ознакомления
2
Целью является закрепление теоретических знаний на практике.
Задачи исследования:
- проанализировать Бюджет Российской Федерации как финансовая категория. Бюджет Российской Федерации текущего года (структура бюджета).
- определить доходы и расходы бюджета. Анализ исполнения бюджета субъекта РФ по месту регистрации организации (план факт предыдущего года, план текущего года),
- ознакомиться с основными бюджетной организации органа и ознакомление с его функциями,
- ознакомиться со структурой бюджетного учреждения и его функциями.
- изучить порядок планирования доходов и анализа их исполнения как системообразующих показателей бюджетного учреждения.
Объект исследования – Администрация муниципального района г.Павловска, в ведомстве финансового управления зарегистрирована 2 ноября 2011 г.
Предмет исследования – учет и контроль бюджетных показателей в финансовом управлении Администрации.
Город Павловск является внутригородской территорией города федерального значения Санкт-Петербурга, муниципальным образованием, на территории которого осуществляется местное самоуправление.
Источники информации – нормативно-правовые акты, инструкция 157,162, внутренние регламенты учреждения.
1. Бюджет Российской Федерации как финансовая категория
Согласно ст. 7 Конституции РФ: Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Бюджетный процесс в РФ имеет ряд специфических особенностей, самая основная из которых – это программно-целевой метод финансирования государственных расходов, подразумевающий, что расходование бюджетных средств будет напрямую зависеть от конечного результата деятельности получателей бюджетных средств. Таким образом, повышение благосостояния общества в целом зависит от того, как эффективно органы государственной власти распоряжаются находящимися у них в управлении финансовыми и материальными ресурсами. Законодательное определение эффективности использования бюджетных средств закреплено в ст. 34 Бюджетного кодека РФ и базируется на двух основных подкатегориях:
– экономичности – то есть использовании наименьшего объема ресурсов;
– результативности – то есть достижении наилучшего результата.
Основные характеристики федерального бюджета сформированы в табл.1.
В 2017–2019 гг. наблюдается снижение доходов федерального бюджета с 16,1% ВВП в 2016 г. до 15,0% ВВП к 2019 г., что обусловлено в первую очередь динамикой нефтегазовых поступлений, которые сокращаются с 5,8% ВВП в 2016–2017 гг. до 5,4% ВВП к 2019 г. Объем ненефтегазовых доходов оказался устойчивым и согласно бюджетным проектировкам не опустился ниже 9,6% ВВП, что соответствует уровню 2015 г.
Заметный рост ненефтегазовых доходов в 2016 г. (до уровня 10,4% ВВП) является следствием ожидаемого поступления дополнительных доходов от частичной приватизации ПАО "Роснефть". Объем поступлений по всем статьям ненефтегазовых доходов (кроме ввозных пошлин, снижение которых составило на уровне 0,1 п.п. ВВП), в 2017–2019 гг. достигнуто на уровне или выше их оценки 2016 г. (примерно 0,1 п.п. ВВП). Наиболее заметный рост поступлений произошел по НДС (на товары, реализуемые на территории РФ): +0,4 п.п. ВВП к 2019 г. (см. табл. 2).
Устойчивость ненефтегазовых налоговых поступлений, а также частичная компенсация падения нефтегазовых доходов поддерживалась мерами по мобилизации дополнительных доходов в бюджет. К наиболее значимым мерам можно отнести:
1) в 2018–2020 гг. завершение "налогового маневра", которое повлекло за собой рост ставок по НДПИ на нефть и нефтепродукты с одновременной отменой экспортных пошлин на них и изменениями системы взимания акцизов на нефтепродукты. Также в пилотном режиме началось внедрение налога на добавленный доход (НДД). В целом в сфере налогообложения добычи нефти и газа в среднесрочной перспективе сбалансирован уровень налоговой нагрузки на нефтяную и газовую отрасли;
2) увеличение минимального норматива дивидендов по государственным акциям и госкомпаниям – с 25 до 50%;
3) создание единой системы администрирования доходов бюджетной системы путем внедрения унифицированной методологической базы. Ожидается, что в перспективе эта инициатива приведет к росту собираемости доходов и будет способствовать снижению административной нагрузки.
Однако, по нашему мнению, полученные эффекты от реализации последней меры явно переоценены. Во-первых, улучшение качества администрирования импорта за счет интеграции информационных систем (ИС) ФТС и ФНС повысило налоговую базу НДС по импорту, однако с учетом того, что большая часть удержанного при таможенном декларировании налога впоследствии принимается к вычету по "внутреннему" НДС, общий эффект для поступлений этого налога оказался гораздо скромнее.
Во-вторых, при прочих равных условиях увеличение таможенной стоимости привело к росту таможенных пошлин, что в свою очередь увеличило издержки поставщиков и вызвало некоторый рост цен (инфляцию), и снижение прибыли (выпадающие доходы от налога на прибыль).
В-третьих, что касается АСК НДС-2 (информационная система ФНС), введенной в действие в 2015 г. то она выявляет те компании, которые не показывают реализацию, хотя осуществляют закупочные операции, тем самым сужая выборку контрольно-ревизионной деятельности ФНС. Фискальный эффект в 2019 г. оценивался на уровне 150 млрд руб., но с учетом усложнения "обналичивания" средств в целом и факта действия АСК НДС-2 фискальный эффект преимущественно был реализован в год ввода в эксплуатацию данной системы и никак не проявился в виде существенных дополнительных ежегодных доходов.
Расходы федерального бюджета на 2017–2019 гг. сформированы в рамках бюджетных правил. Новая редакция бюджетных правил в полном объеме действует с 2020 г., при этом 2017–2019 гг. переходный период.
В таблице 3 отражены расходы бюджета в динамике.
Бюджетные расходы в 2017–2019 гг. хотя и не переламывают ранее сформировавшиеся тенденции, все же содержат определенные позитивные сдвиги в структуре расходов (табл. 3). В частности, сокращаются расходы на оборону, происходит снижение социальных расходов, хотя это, скорее, инерционное движение при общей бюджетной консолидации, нежели осознанное изменение характера бюджетной политики. Последний тезис можно проиллюстрировать тем, что расходы на здравоохранение и образование также несколько снижаются в долях ВВП.
При этом произошло сокращение бюджетных инвестиций: удельный вес капитальных вложений в объекты государственной собственности снизился. Все это свидетельствует о том, что расходы федерального бюджета в 2015-2019 годы не обеспечивали предпосылок для долгосрочного экономического роста, чтобы добиться реализации амбициозных целей, необходима модернизация структуры расходов федерального бюджета, рост расходов на формирование современной инфраструктуры и повышение качества человеческого капитала, обеспечивающего решение демографических проблем, повышение производительности труда и преодоление технологического отставания России от стран с развитой рыночной экономикой
В соответствии с предложениями Минфина России, предельный объем расходов федерального бюджета с 2020 г. определяется, как сумму трех компонентов:
1) базового объема нефтегазовых доходов, рассчитанного при базовой цене на нефть на постоянном уровне в 40 долл./барр. марки Urals и базовом обменном курсе рубля;
2) объема ненефтегазовых доходов, рассчитанных в соответствии с базовым вариантом среднесрочного прогноза Минэкономразвития России;
3) расходов по обслуживанию долга.
При этом в случае, когда прогнозный объем средств Резервного фонда на 1 января первого года планового периода опускается ниже уровня в 5% ВВП, предельный объем использования средств Резервного фонда на очередной бюджетный год не может превышать 1% ВВП и, исходя из этого, корректируется предельный объем расходов.
Такая конструкция правил ориентирована на снижение влияния колебаний нефтяных цен на внутренние цены и курс, бюджетная же политика сопрягается с задачами денежно-кредитного регулирования. Очевидно, что в условиях, когда первая и третья компоненты формулы будут вести себя ациклично, вторая – проциклично и наличие дефицита не предусматривается, проведение активной бюджетной политики в принципе невозможно. Наряду с тезисами о масштабной приватизации и стабилизации налоговой нагрузки это указывает на то, что взят курс на сокращение доли прямого участия государства в экономике.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бюджетный кодекс РФ.
2. Минакова К.Ю., Добринова Т.В., Гололобова М.А., Бароян А.А. ФТС России как главный распорядитель средств федерального бюджета // статья в сборнике трудов конференции «Актуальные проблемы развития социальноэкономических систем: теория и практика». Изд-во: Юго-Западный государственный университет, Курск. – 2019. С. 35-38.
3. Петрушина О.М., Борзенкова А.В. Анализ деятельности органов ФТС по обеспечению уплаты таможенных платежей и контроля за их поступлением в бюджет // статья в сборнике трудов конференции «Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского». Издво: ФБГОУ ВПО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского», Калуга. – 2018. С. 372-378.
4. Загоруйко В.А. Роль таможенных платежей в формировании доходной части государственного бюджета Российской Федерации // Инновационная наука. - № 1. – 2018. С. 28-31.
5. Кухарук А., Немченко О.А. Таможенная служба как администратор доходов государственного бюджета // статья в сборнике трудов конференции «XL Международные научные чтения (памяти А.И. Ноткина). Изд-во: ООО «Европейский фонд инновационного развития», Москва. – 2018. С. 75-78.
6. Романова М.Е. Организация процесса финансового планирования в таможенных органах Российской Федерации // статья в сборнике статей «Сборник научных трудов магистрантов и преподавателей». Изд-во: Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова, Чебоксары. – 2018. С. 259-262.
7. Зыков А.А., Рыков И.А. Анализ динамики и структуры доходов федерального бюджета, обеспечиваемых таможенными органами Российской Федерации // статья в сборнике трудов конференции «Потенциал социальноэкономического развития Российской Федерации в новых экономических условиях». Изд-во: Московский университет им. С.Ю. Витте, Москва. – 2016. С. 936-943.
8. Матвеева О.П., Прижигалинская Т.Н. Необходимость формирования системы оценки таможенных доходов для обеспечения их роста // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – № 2 (69). – 2018. С. 240-254.
9. Федина Е.В., Киоина И.П. Анализ механизма взимания таможенных платежей в ЕАЭС // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: экономика и менеджмент. – Том: 12. - № 1. – 2018. С. 89- 98.
10. Кашина А.П., Миранова Д.Б. Сопряжение информационных технологий ФТС России и ФГУП «Почта России» как элемент пополнения бюджета страны // статья в сборнике статей «Информационные технологии в органах государственной власти: правовая регламентация, проблемы и перспективы применения». Изд-во: РИО Российской таможенной академии, Люберцы. – 2017. С. 30-37.
11. Платицын А.Ю. Анализ поступления таможенных платежей в федеральный бюджет РФ // Проблемы научной мысли. – Том: 9. - № 1. – 2017. С. 007-012.
12. Клюкина М.С. Вопросы распоряжения обращенными в федеральную собственность наличными денежными средствами (на примере Новороссийской таможни) // статья в сборнике трудов конференции «Научные исследования актуальных проблем: теория и практика». Изд-во: Государственный морской университет им. Адмирала Ф.Ф. Ушакова, Новороссийск. – 2016. С. 30-34.
13. Федоренко К.П. Роль и место вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и нефтепродукты в доходах федерального бюджета России // Российский внешнеэкономический вестник. - № 12. – 2016. С. 71-89.
14. Головин А.А., Харина Т.В. Реализация фискальной функции таможенными органами России в условиях низких цен на энергоносители и экономических санкций // Успехи современной науки и образования. – Том: 2. - № 10. – 2016. С. 173-175.
15. Шатикова И.Р. Пути совершенствования деятельности таможенных органов в регулировании поступлений таможенных платежей в федеральный бюджет // статья в сборнике трудов конференции «Наука сегодня: постулаты прошлого и современные теории». Изд-во: ООО «Центр профессионального менеджмента «Академия Бизнеса», Саратов. – 2015. С. 97-102.
16. Рубинштейн Е.Д., Блинова О.Н. Подходы к анализу эффективности реализации основных функций таможенных органов // Теория и практика общественного развития. - № 4. – 2015. С. 61-63.
17. Усков И.В. Теоретические подходы к определению сущности муниципальных финансов, бюджетов. Экономика: теория и практика. – Краснодар: Кубанский государственный университет.– 2015. – № 1. – С. 68 – 73.
18. Усков И.В. Зарубежный опыт обеспечения финансовой самостоятельности муниципальных органов власти. Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – Кисловодск: Кисловодский институт экономики и права.– 2015. – № 1(73). – С. 31– 41.
19. Фаттиева А.Р. Межбюджетные отношения в условиях федерализма: монография / А.Р. Фаттиева. – Ижевск.: ИжГТУ, 2015.– 243с.
20. . СПС «Консультант Плюс». Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 01.04.2020).