Фрагмент для ознакомления
2
2.Индивидуальное задание
1. Проанализировать опыт трех образовательных организаций на предмет специфики организации воспитательной работы с детским коллективом:
МБОУ СОШ № 22 г. Костромы
Адрес: 156016 г. Кострома м-н Давыдовский-2 д.19
Директор школы - Смирнова Нина Александровна
В настоящее время школа реализует программу развития «Школа ключевых компетенций», целью которой является создание воспитательно-образовательной среды, способствующей формированию у школьников гражданской ответственности, духовности, культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. Задача педагогов школы - воспитать выпускника, обладающего ключевыми, межпредметными, предметными компетенциями в интеллектуальной, гражданско-правовой, информационной, коммуникационной и прочих сферах.
В воспитательной работе школы определены приоритетные направления деятельности:
• Общеинтеллектуальное
• Духовно-нравственное направление
• Социальное направление
• Спортивно-оздоровительное
• Формирование экологической культуры, здоровья и безопасного образа жизни
• Общекультурное направление
• Работа с родителями.
Опираясь на базовые национальные ценности российского общества, в школе разработана и реализуется Программа воспитания и социализации «Город Звезд».
Программа воспитания и социализации является подпрограммой развития школы и направлена на создание условий для самовыражения учащихся и педагогов, формирование «образа успешного человека» как элемента школьной культуры, содействие мотивации учащихся к участию в делах школы, содействие развитию инициативы и творческой активности школьников и педагогов школы и развитие ключевых компетенций личности (учебной, исследовательской, социально-личностной, коммуникативной, сотрудничества, организаторской деятельности, личностно-адаптивной).
В течение последних лет происходит увеличение количества учащихся, состоящих на учете в ПДН. Основная причина постановки на учет остается – совершение правонарушений, поэтому в дальнейшем необходимо продолжать усиленную профилактическую работу по данному напрвлению. Следует отметить так же, что с каждым годом снижается возраст учащихся, состоящих на учете.
На всех учащихся, состоящих на учете в ПДН и внутришкольном учете ведутся профилактические дела, где отражается вся проводимая с учащимся работа. За всеми учащимися, состоящими на учете, закреплены наставники из числа администрации школы, классных руководителей, которые отслеживают занятость учащихся, состоящих на учете в свободное время, в период каникул, привлекают их к занятиям в коллективах дополнительного образования, спортивных секциях. В профилактической деятельности с учащимися принимает участие большое количество людей: школьная администрация, классные руководители, социальный педагог, школьный психолог, родители, работники учреждений дополнительного образования детей, сотрудники органов внутренних дел, при необходимости – врач – психотерапевт. В школе действует отработанная схема выявления и учета детей, требующих особого педагогического внимания, представляющая собой информационную цепочку: классный руководитель – социальный педагог – психолог – заместитель директора – директор – службы профилактики.
Четвертый год в школе работает служба примирения, которая так же нацелена на профилактику правонарушений среди детей и подростков, разрешение конфликтов в образовательном учреждении. В этом учебном году службой разобрано 5 случаев. В ходе работы было оказано грамотное социально-психологическое воспитательное воздействие на несовершеннолетних, что помогло избежать некоторых правонарушений.
Основной проблемой в работе с данной категорией учащихся является низкая заинтересованность, зачастую полное отсутствие контроля и ответственности со стороны родителей за воспитание и обучение детей, порой непонимание требований школы. Необходимо продолжать обеспечение социально-педагогического сопровождения детей, находящихся в социально-опасном положении. Классным руководителям усилить контроль за учащимися, склонных к правонарушениям, за семьями находящимися в сложной жизненной ситуации, своевременно информировать администрацию школы.
Положительным можно считать то, что в школе налажена система взаимодействия с различными учреждениями и организациями по социальному воспитанию учащихся.
В школе одним из направлений воспитательной работы является школьное самоуправление. Разработана структура ученического самоуправления в соответствие с моделью Города. В начале года успешно проходит акция «Выборы» в Мэры (глава ученического самоуправления), определяется актив старшеклассников. Однако большинству ребят не хватает самостоятельности в проявлении инициативы, принятии решения и его реализации в интересах коллектива и организации. К сожалению, работа органов школьного самоуправления на общешкольном уровне носит эпизодический характер и не дает желаемых результатов.
Причинами этого считаю: низкая мотивация детей; большая загруженность педагога организатора; отсутствие подготовки активистов ученического самоуправления; недостаточное взаимодействие между всеми участниками школьного самоуправления, вне зависимости от возраста и класса; а так же хорошо налаженная системная работа педагогических классов, которая фактически подменяет деятельность ученического самоуправления и дает возможность обходиться без этого структурного подразделения.
На данном этапе выход - развитие самоуправления в классах, повышение мотивации у детей через поощрение; разработка и внедрение системы обучения активистов, которая обеспечит преемственность поколений.
В воспитательной работе школы сформирована система социально - значимых традиций. Традиции - это то, чем сильна школа, то, что делает её родной и неповторимой, близкой для тех, кто в ней учится, и тех, кто учит. Традиционные дела любимы, к ним готовятся заранее. Появляются ожидания, связанные с каким-то праздником, следовательно, каждый может представить и спрогнозировать своё участие в определённом деле. Коллективно творческие дела - это основа организационно-массовой работы, те мероприятия, которые отражают традиции школы:
День Знаний
Посвящение в первоклассники
День учителя
Акция «К нам спешит Новый год»
День учителя
8 Марта
Прощание с букварем
День Здороья
Праздник Последнего звонка
Парад «Равнение на Победу», Парад «Потешных полков»
Митинги в Зале Боевой славы, посвященные памятным датам и др.
Традиционные праздники проходят интересно с охватом практически всех учащихся школы. Так же стали уже традиционными такие формы воспитательных мероприятий, как: живая газета, акция, школьный проект, видеодипут, дебаты, флэшмобы, старттинэйджер и др.
Таким образом, можно сделать вывод, что в школе созданы благоприятные условия, обеспечивающие позитивные межличностные отношения обучающихся. Однако чтобы сделать работу более целенаправленной и продуктивной, необходимо обратить внимание на следующие моменты:
Доработать диагностическую программу, позволяющую педагогам иметь достаточный уровень информированности о состоянии межличностных отношений обучающихся;
Классным руководителям составлять планирование воспитательной работы с опорой на результаты диагностических исследований;
Развивать деятельность классного самоуправления;
Разработать и внедрить систему обучения активистов, которая обеспечит преемственность поколений.
Средняя общеобразовательная школа №5
Кострома, ул. Юношеская, д. 35
Директор: Анна Александровна Смирнова
На 2019-2020 учебный год была поставлена цель воспитательной работы: создание условий для формирования у учащихся потребности к саморазвитию и самореализации.
Задачами являлось:
1. Пробудить и укрепить интерес школьников к истории и культуре России, родного края;
2. Формировать основы нравственной культуры школьников;
3. Формировать мировоззрение школьников;
4. Формировать у учащихся положительное отношение к труду;
5. Содействовать правильному физическому развитию детей;
6. Воспитывать ответственное, бережное отношение к природе;
7. Развивать способность учащихся к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности;
8. Оказывать учащимся помощь в профессиональном самоопределении;
9. Организовывать разностороннюю профилактическую работу;
10. Формировать мотивы положительной социализации детей «группы риска»;
11. Совершенствовать структуру ученического самоуправления;
12. Способствовать оптимальному развитию талантливых детей;
13. Усилить роль семьи в воспитании детей и привлечь родителей к организации учебно-воспитательного процесса в школе.
14. Стимулировать развитие у подростков позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
15. Включать учащихся в деятельность, стимулирующую развитие нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести
Для решения поставленных задач в воспитательном процессе работа велась по следующим направлениям:
• Гражданско-патриотическое
• Духовно-нравственное
• Умственное
• Трудовое
• Физкультурно-оздоровительное
• Экологическое
• Эстетическое
• Профориентационное
• Профилактическое
• Работа с детьми "группы риска"
• Развитие системы самоуправления
• Работа с талантливыми детьми
• Работа с родителями.
Для успешной реализации каждого направления работа строилась с использованием различных форм и методов. Для осуществления гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания проводились Уроки мужества, беседы, акции, спортивные соревнования, общешкольные мероприятия патриотической направленности.
Одним из значимых направлений в патриотическом воспитании является шефство над ветеранами Великой Отечественной войны и труда. Ветеранов 27 округа учащиеся посещали на дому и встречались на Уроках мужества. Для людей пожилого возраста активисты организовали концерт «День добра и уважения».
Памятные даты традиционно вспоминались на классных часах, в том числе с приглашением гостей, например, в День неизвестного солдата, который провели военнослужащие 331-ого Гвардейского парашютно-десантного полка.
Проводились неординарные мероприятия такие, как бизнес завтраки с представителями различных организаций и предприятий для учащихся 9-11 классов, которые давали учащимся представления о мире бизнеса или прививали патриотические чувства к своей Родине, давали представления о профессиях.
Учащиеся приняли участие во многих городских патриотических проектах и акциях. Примерами могут служить участие в мероприятии «Бессмертный полк» - участвовали 28 учащихся 10 класса, Всероссийский конкурс «Святые заступники Руси», участие в городском конкурсе художественного творчества «Нет места на земле другого дороже древней Костромы», на котором учащиеся заняли призовые места. Также в рамках этого направления проходили встречи с ветеранами Афганистана, беседа с подполковником космических войск с учащимися 6-9 классов, проведение форума «Солдатские матери», мероприятие «А ну-ка парни», посвященное дню защитника Отечества.
Для популяризации армейской службы и здорового образа жизни наши учащиеся всегда участвуют в военно-патриотической игре «Зарница» и «Школе безопасности».
Одним из приоритетных направлений развития учащихся в рамках гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания является краеведение.. Сбор материала для стендов в музее осуществлялся в рабочих группах, в состав которых вошли учителя и учащиеся. Стенды музея посвящены Великой Отечественной войне, ветеранам, истории школы и микрорайона. В музее проходили экскурсии , посвящённые истории школы, ветеранам школы и великой отечественной войне. В этом году была организована школа экскурсоводов, благодаря которой учащиеся 5-7 классов сами проводили экскурсии по музею для учащихся школы, экскурсии для учеников и гостей и кинопросмотры военной хроники.
Продолжилась работа по составлению и разработке туристических маршрутов по Костроме. В рамках образовательного туризма учащиеся посетили многие музеи Костромы, а также побывали на экскурсиях в Галиче и Ярославле.
В реализации данного направления работы музея выделяется также и ряд недостатков:
- Недостаточно полно используется потенциал школьного музея и образовательного туризма в целом
- Однообразие форм проведения школьных мероприятий патриотической направленности и в работе с ветеранами.
Была поставлена задача устранить данные недостатки путем активизации работы школьного музея, разработки новых туристических маршрутов и посещение большего числа культурных и исторических объектов области, использования нестандартных форм проведения школьных мероприятий патриотической направленности.
Органом ученического самоуправления школы является Совет старшеклассников, в состав которого входят представители 8-11 классов. Совет организует досуговую деятельность учащихся школы и является организатором школьных мероприятий. Недостатком системы самоуправления является узкая направленность деятельности и недостаток самостоятельности и инициативы со стороны её участников. Планируется пересмотр структуры школьного самоуправления, привлечение новых членов, учеба актива и расширение круга задач его деятельности.
Стоит отметить активность спортивной жизни в школе: традиционные спортивные праздники и олимпиады, динамические паузы на уроках и спортивные часы в ГПД, деятельность спортивных секций и участие в городских соревнованиях. К таким мероприятиям можно отнести следующие: участие учащихся начальной и основной школы в фестивале ГТО, активное участие наших детей во Всероссийском спортивном мероприятии «Лыжня России», а также участие в сдаче ГТО по лыжам учениками начальной и основной школы, участие учащихся в турнире по мини-футболу, активное участие наших школьников во Всероссийских массовых соревнованиях по конькобежном спорту «Лёд надежды нашей». В спортивной жизни школы участвовали и родители, это такое мероприятие как «Семейная олимпиада «На пути к здоровью через ГТО»»
Успешной является деятельность ансамбля "Радуница" под руководством Кочкиной С.Б.: Коллектив выступает на школьных праздниках, а также участвует и становится призером многих конкурсов.
Были проведены такие традиционные мероприятия как День знаний, День добра и уважения, День учителя, День памяти А. Трофимова, День матери, конкурс патриотической песни, Линейка, посвященная Дню Победы, Последний звонок, Линейка, посвященная окончанию учебного года и др.
Профилактическая работа осуществляется по направлениям:
- Здоровый образ жизни (профилактика алкоголизма, табакокурения, наркомании). Примеры мероприятий: участие во Всероссийской акции "Волна здоровья" , Выставка рисунков и фотографий «Мое здоровое лето» и др.
- Профилактика дорожно-транспортного травматизма. Примеры мероприятий: конкурс плакатов по ПДД, посвященный Дню памяти жертв ДТП, мероприятие для начальной школы «Полицейский Дед мороз»
- Профилактика экстремизма. Примеры мероприятий: участие в конкурсе "Многонациональная Кострома", урок безопасности "Терроризм - угроза обществу".
В ходе осуществления профилактической работы используются разнообразные формы работы с учащимися: классные часы, тренинги, выступления членов отряда ЮИД в начальной школе, круглые столы, встречи со специалистами, просмотр видеофильмов.
Особое внимание уделяется профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних. С учащимися, состоящими на различных видах учета, регулярно проводятся профилактические беседы, при необходимости, их вместе с родителями вызывают на профилактический совет школы, а также организуются совместные рейды с инспекторами ОПДН. В период каникул с учащимися "группы риска" и учащимися, состоящими на различных видах учета, проводит работу социальный педагог и куратор (классный руководитель).
Планируется усилить профилактическую работу и активнее привлекать к участию во внеклассных мероприятиях учащихся "группы риска" Для комплексного и всестороннего развития учащихся действовало направления внеурочной деятельности, такие как "Перспектива", "Народная песня", "Спортивные игры", "Природа - наш дом", "Веселая кисточка", "Ансамбль "Радуница", "Занимательная математика", "Традиции народного праздника", "Этика - азбука добра", "Театр", "Спортивно-бальные танцы", " Дорожный интеллект", " Шахматы 6+", "В мире книг", " Азбука туризма", футбол, " отряд ЮИД, волейбол. К организации занятий привлечены учителя школы, а также педагоги из центров дополнительного образования центра одарённых детей «Жемчужина», "Костромской областной дворец творчества детей и молодежи", ЦДТ "Ипатьевская слобода", Центр естественно-научного развития "Экосфера".Недостатком внеурочной деятельности в начальной школе является преобладание занятий, требующих малой физической активности, над занятиями, требующими высокой физической активности.
Ученики школы приняли участие в следующих городских, областных, межрегиональных, всероссийских конкурсах: легкоатлетический осенний кросс на первенство Костромы среди школьников, "Кросс нации", "Безопасность на дороге - мой стиль жизни", "Задай вопрос космонавту", "Многонациональная Кострома глазами детей","Школа безопасности", «Открытки к Дню учителя», конкурс плакатов ПДД, посвященный Дню памяти жертв ДТП, , конкурс чтецов "Есенин - певец березового ситца", конкурс чтецов ко Дню матери "Мамина улыбка", конкурс «Наряжаем городскую елку», «Букет для Снегурочки», «Волшебный мир Костромской Снегурочки", Конкурс "Рождественская открытка", конкурс «Моя Снегурочка», «Пока горит свеча», Конкурс "Палитра ремесел", "Живая классика",