Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В ХМАО-Югре образованию уделяется большое внимание. Этому способствует социально-экономическая обстановка. Высокий уровень экономического развития региона позволяет в доста-точных объемах финансировать социальную политику в целом и образование в частности. Кон-структивная экономическая и социальная политика, проводимая в регионе, а также улучшение внешнеэкономических условий позволит укрепить позиции региона как экономически самодоста-точной, динамично развивающейся и инвестиционно привлекательной территории.
Цель практики: провести стратегический анализ деятельности муниципального бюджетного обще-образовательного учреждения средней образовательной школы № 45, города Сургута.
Задачи практики:
исследовать факторы, влияющие на развитие внутренней среды образовательной органи-зации;
провести анализ структуры персонала образовательной организации;
провести анализ нормативных документов РФ и локальных актов, по вопросам стратегиче-ского развития образовательной организации.
1. Анализ факторов, влияющих на развитие внутренней среды образовательной организации
На развитие внутренней среды образовательной организации оказывают влияние факторы внеш-ней среды.
Внешняя среда состоит из «дальнего окружения» (влияние политических факторов, экономическо-го прогресса, социального и культурного развития общества, экологии и пр.) и «ближнего окруже-ния» (рынок трудовых ресурсов, образовательных услуг, деятельность конкурентов, социальных партнеров и пр.).
Развитие муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней образова-тельной школы № 45 (далее – МБОУ СОШ № 45) города Сургута ориентируется на определённое видение будущего, которое, в свою очередь, взаимосвязано с тремя важнейшими факторами внешней среды:
- окружающей средой, т.е. социальным окружением школы, заинтересованным в получении опре-делённых образовательных результатов;
- политикой в сфере образования, как области согласования интересов прямых и косвенных участ-ников образовательного процесса;
- экономической политикой правительства, от которой зависит ресурсная поддержка системы об-разования.
Администрация школы имеет ограниченные возможности повлиять на изменения и воздействия внешней среды на свою школу. Но у руководителя всегда есть возможность анализировать и про-гнозировать эти изменения, возможное влияние, с тем, чтобы заранее подготовиться к ним.
С целью определения принципиальных направлений развития образовательного учреждения про-анализирована и оценена позиция школы во внешнем окружении и спрогнозированы возможно-сти, ограничения и риски для школы, которые могут возникнуть в связи с изменением внешней среды.
МБОУ СОШ № 45 расположена в городе Сургуте Ханты – Мансийского автономного округа – Югры и действует в рамках правового, экономического, социального и технологического поля этого регио-на. Для изучения внешней среды МБОУ СОШ № 45 был применен PEST– анализ среды Ханты – Ман-сийского автономного округа – Югры, состоящий из характеристики четырех факторов: политико-правового, экономического, социального, управленческого (технологического) (табл. 1).
Ханты-Мансийский автономный округ - уникальный регион, в котором синтез народов, культур за-пускает цепную реакцию гражданского согласия, мирного развития, открытий, технологических и социальных прорывов. ХМАО-Югра – это 124 народов, 1 миллион 662 тысяч человек. Фундаментом для долгосрочного роста, решения поставленных в экономической и социальной сфере задач явля-ется макроэкономическая устойчивость ХМАО-Югры.
В Ханты-Мансийском автономном округе действует 30 высших учебных заведений, включая филиа-лы вузов других регионов России. Больше всего, 12 филиалов вузов, действуют в самом крупном городе округа, Сургуте. В Ханты-Мансийске расположен Югорский государственный университет, имеющий свои филиалы в ряде городов ХМАО. Всего в городе действует 6 высших учебных заведе-ний. В Нижневартовске действует 12 учреждений вузовского образования (преимущественно ин-женерно-технической нефтегазовой специализации), являющиеся в основном филиалами круп-нейших российских и сибирских университетов. В Нефтеюганске действует 4 филиала инженерных вуза и 2 общегуманитарных. Развита система техникумов и колледжей. В каждом населённом пунк-те развёрнуты школы системы общего полного среднего образования. Кроме того, в администра-тивных центрах активно развиваются всевозможные частные образовательные учреждения допол-нительного профессионального обучения, гражданской обороны, помощи в чрезвычайных ситуа-циях и пожарной безопасности, охранных структур.
Пять сургутских учреждений образования вошли в сотню лучших школ России по конкурентоспо-собности выпускников (в 2018 году – 2 сургутских учреждения). Рейтинг выпустило агентство RAEX на основе эксклюзивных данных о приемных кампаниях в вузах. Цель исследования — выявить российские школы с наибольшей концентрацией выпускников, поступивших в ведущие вузы Рос-сии.
В топ-100 лучших школ России вошли сургутские образовательные учреждения: гимназия «Лабора-тория Салахова», школа №46 с углубленным изучением отдельных предметов, Сургутский есте-ственно-научный лицей, гимназия №2 и школа №45 .
Важная задача в развитии образования ХМАО-Югры – подтянуть до уровня лучших всю систему об-разования Югры, выстроить комплексную региональную модель индивидуализации образователь-ного процесса. Для этого в 2019 году в 22 школах – по 1 школе в каждом муниципалитете - началось внедрение цифровой образовательной платформы «Образование 4.0». Она направлена на повы-шение образовательных результатов, развитие предметных и личностных компетенций учащихся.
Проводится политика инвестирования в развитие компетенций педагогов.
Развивается сеть региональных ресурсных центров по направлениям дополнительного образова-ния, в 2018 году открыты 3 таких центра. По соглашению с фондом «Талант и успех» до конца этого года в Югре будет открыт Региональный ресурсный центр выявления и поддержки одаренных де-тей, которые смогут рассчитывать на гранты и прохождение стажировок на базе ведущих предпри-ятий округа.
По итогам 2018 года 72,7 % детей в возрасте от 5 до 18 лет вовлечены в программы дополнительно-го образования. Этому способствовало внедрение адресного сертификата на получение такой услу-ги, которым воспользовались 27 тысяч детей. Каждый девятый получил услугу у негосударственных поставщиков.
В 2018 году открылись два новых Центра молодёжного инновационного творчества. Формирующая-ся сеть «Кванториумов» объединила 10 тысяч увлеченных исследованиями и научно-технической деятельностью югорчан. В дополнение к открытым четырем в 2019 году началось формирование сети мобильных технопарков. Первый такой передвижной технопарк заработает в 2020 году в Сур-гутском районе.
Департаментом образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа при участии органов местного самоуправления организованы курсы для родителей (законных предста-вителей) несовершеннолетних детей по основам детской психологии и педагогике.
В 2018/2019 учебном году в рамках просветительской работы с родителями (законными представи-телями), в том числе по вопросам родительско-детских отношений проводились иные мероприя-тия, охват родительской общественности составил 53 184 человека.
На сайтах образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в разде-лах «Родителям» на регулярной основе размещается информация методического, информацион-но-просветительского и правового характера для родителей (законных представителей) несовер-шеннолетних детей.
В 100% образовательных организаций осуществляется работа консультативных пунктов служб пси-холого-педагогического сопровождения для родителей (законных представителей).
Кроме того, муниципальные органы, осуществляющие управление в сфере образования, разме-щают на официальных сайтах и в средствах массовой информации (газетах, журналах) графики про-ведения обучающих мероприятий, публикации для родителей (законных представителей) несо-вершеннолетних с информацией об основах детской психологии и педагогики. Вышеуказанные мероприятия проводятся совместно с представителями субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних детей и сопровождаются распространением пропагандист-ко-информационных материалов: информационных буклетов, листовок и т.д. (распространено 124 869
Список использованной литературы
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 115-ОЗ от 11.11.2006 «О мерах со-циальной поддержки отдельных категорий граждан в ханты-мансийском автономном округе – Югре»;
2. Закон Ханты-Мансийского АО от 1 июля 2013 г. № 68-оз (с изменениями от 07.09.2016г.) «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре»;
3. Постановление Правительства ХМАО-Югры от 9.10.2013 №413-п. «О государственной про-грамме ХМАО-Югры «Развитие образования в ХМАО-Югре на 2014 – 2020 годы»;
4. Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автоном-ного округа – Югры от 13.08.2015г. №1087 «Об утверждении примерных учебных планов образова-тельных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начально-го общего, основного общего, среднего общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей инвалидов, получающих образование на дому или в медицин-ских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий»;
5. Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 20.05.2013 №437 «Об утверждении Концепции организации инклюзивного образования детейинвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья»;
6. Приказ Департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 21-нп от 12.12.2018 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов».
7. Инструктивно-методическое письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10.08.2015 г. № 8193 «О формировании учебных планов общеобразовательными организациями, расположенными на территории ХМАО-Югры и реализующими адаптированные основные образовательные программы общего образования в 2015-2016 учебном году» (с изменениями).