Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ Финансовая устойчивость является важнейшей характеристикой финансового состояния коммерческой организации; показателем, демонстрирующим стабильность хозяйственной деятельности предприятия, его платежеспособность
2
и инвестиционную привлекательность; основой для его успешного функционирования и развития. Проблемы исследования финансовой устойчивости получили широкое распространение в современной российской экономической науке, поэтому к настоящему времени отмечается неоднозначность трактовки данной экономической категории и выделяются различные подходы к ее оценке. Данное исследование актуально потому, что: 1) освещает малоисследованную на примере отечественных предприятий проблему; 2) позволяет решить ряд практических задач на основе полученных в исследовании выводов.
1.2 Характеристика структуры и деятельности подразделения (магазина, отдела, и т.п.) ИП ДЯТЛОВ А.Г.
На предприятии организована служба контроллинга, структура которой представлена на рис. 2. Рис. 2. Служба контроллинга ИП Дятлов А.Г. Организация службы контроллинга в ИП Дятлов А.Г. является централизованной. Служба контроллинга ИП Дятлов А.Г. занимается разработкой мероприятий и рекомендаций по принятию решений, а начальник службы контроллинга обобщает данные рекомендации и предоставляет их лицам, отвечающим за принятия решений. Кроме этого, начальник службы контроллинга координирует деятельность службы контроллинга в области текущего и стратегического планирования. Целью деятельности отдела контроллинга ИП Дятлов А.Г. является информационно-аналитическая и методическая поддержка начальников всех уровней управления компанией.
3
Основные задачи службы контроллинга ИП Дятлов А.Г.: - организация системы планирования и разработки бюджетов; - координация и методическая поддержка системы учета затрат и доходов; - улучшение системы выявления отклонений; - разработка и улучшения системы анализа отклонений; - предоставление аналитической информации менеджерам всех уровней обеспечения результативного управления компанией в целом и ее структурными подразделениями; - информационно-аналитическая и методическая поддержка инвестиционных проектов; - реализация контроля кадрового планирования; - совершенствование системы кадрового планирования; - разработка кадровой информационной системы; - анализ эффективности планов; - установление критериев оценки деятельности по управлению персоналом; - регулирование деятельности по управлению персоналом; - оценка функций выполнения кадрового аудита; - составление отчета по кадрам; - анализ эффективности использования человеческих ресурсов. Система контроллинга в ИП Дятлов А.Г. ориентирована на решение следующих главных задач: - позволяет эффективно управлять затратами предприятия; - оказывает положительное влияние на мотивацию и настрой трудовых ресурсов компании; - дает возможность осуществлять координацию деятельности компании в целом; - дает возможность вовремя вносить определенные корректировки и изменения; - дает возможность улучшить процесс распределения ресурсов; - способствует развитию процессов коммуникаций;
4
- предоставляет возможность менеджерам низового звена понять свою роль и положение в компании; - служит инструментом сравнения достигнутых и желаемых результатов. Основные права сотрудников подразделения контроллинга: - получать информацию от начальников и работников подразделений компании, которая нужна для выполнения своих должностных обязанностей; - давать обязательные для соблюдения установки по методикам планирования, учету затрат и анализа; - вносить предложения руководству компании о критериях и методах расчета вознаграждения сотрудников за активную работу по улучшению показателей финансового-экономической деятельности; - выработка рекомендаций для принятия управленческих решений по устранению слабых сторон в системе управления кадрами; - разработка новых целей и стратегии управления персоналом.
2 АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИП ДЯТЛОВ А.Г. И ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ 2.1 Анализ производственных показателей деятельности предприятия ИП ДЯТЛОВ А.Г. за 2017-2019 гг.
Рассмотрим основные показатели деятельности предприятия (табл. 1).
Таблица 1 Основные показатели деятельности предприятия Показатели 2017 2018 2019 Изменение (+, -) Темп роста, % Изменение (+, -) Темп роста, % 2 3 4 5 6 7 8 9
5
Выручка, тыс. руб. 184 289 113 103 106 724 -71 186 61,37 6 379 94,36 Себестоимость, тыс. руб. 141 345 85 353 84 087 -55 992 60,39 -1 266 98,52 Чистая прибыль, тыс. руб. 40 204 25 672 24 088 -14 532 63,85 -1 584 93,83 Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб. 93199 92438 96488,5 -761 99,18 4 051 104,38 Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб. 53 026 45963,5 43611,5 -7 063 86,68 -2 352 94,88 Фондоотдача, руб. 1,98 1,22 1,11 -0,75 61,88 -0,12 90,40 Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, обороты. 3,48 2,46 2,45 -1,01 70,80 -0,01 99,45 Средняя продолжительность одного оборота, дни 105,02 148,33 149,15 43,31 141,24 0,82 100,55 Затраты на 1 руб. продаж, руб. 0,77 0,75 0,79 -0,01 98,39 0,03 104,41
Выручка предприятия уменьшилась за анализируемый период, составив 106 724 тыс. руб. на 31.12.2019 г. Уменьшение выручки свидетельствует о том, что предприятие было вынуждено уменьшить объемы реализации услуг. Чистая прибыль предприятия снижалась на протяжении 2017-2019 гг. Снижение чистой прибыли означает, что с 2017 по 2019 гг. компания нерезультативно осуществляла свою деятельность. На конец анализируемого периода фондоотдача составила 1,11 руб. Кроме того, показатель уменьшался каждый раз с 2017 года. Снижение фондоотдачи свидетельствует о снижение использования основных фондов. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств снижался на протяжении всего периода. Снижение коэффициента является негативным фактором, свидетельствовавшим о появляющихся основательных проблемах на предприя
6
тии. Это является отрицательным моментом, появлению которого могут содействовать следующие проблемы: погрешности и недочеты в общей стратегии компании; снижение спроса на услуги предприятия; рост задолженностей. 2.2 Анализ финансового состояния и финансовых результатов деятельности ИП ДЯТЛОВ А.Г. за 2017-2019 гг.
Показатели в системе финансового контроллинга: выручка, прибыль, коэффициенты финансовой устойчивости предприятия, ликвидности, рентабельности, деловой активности. Показатели в системе кадрового контроллинга: показатели кадрового потенциала, показатели движения рабочей силы, производительность труда персонала. Анализ показателей в системе контроллинга представлен ниже.
Таблица 2 Экономические показатели, характеризующие деятельность предприятия за 2017-2019 гг. Показатель 2017 2018 2019 Выручка, тыс. руб. 184289 113103 106724 Себестоимость, тыс. руб. 141345 85353 84087 Валовая прибыль, тыс. руб. 42944 27750 22637 Прибыль от продаж, тыс. руб. 42944 27750 22637 Чистая прибыль, тыс. руб. 40204 25672 24088 Чистая прибыль на 1 руб. продаж, коп. 0,22 0,23 0,23 Выручка предприятия уменьшилась за анализируемый период 2017-2019 гг. на 77 565 тыс. руб. На 31.12.2019 г. ее значение составило 106 724 тыс. руб. Уменьшение выручки от продаж свидетельствует о снижении эффективности финансово-хозяйственной деятельности ИП Дятлов А.Г..
7
Рис. 6. Экономические показатели, характеризующие деятельность предприятия за 2017-2019 гг.
Таблица 4 Анализ коэффициентов финансовой устойчивости предприятия Показатель Норматив Значение Изменение 2017 2018 2019 гр.4-3 гр.5-4 1 2 3 4 5 6 7 Коэффициент автономии (СК/А) >0,5 1,460 2,101 1,743 0,640 -0,357 Коэффициент финансовой зависимости (ЗК/А) <0,5 0,471 0,374 0,437 -0,096 0,063 Коэффициент финансирования (СК/ЗК) >1 1,125 1,671 1,288 0,546 -0,383 Коэффициент инвестирования (СК/ВА) >1 0,830 0,891 0,831 0,061 -0,060 Коэффициент постоянного актива (ВА/СК) <1 1,204 1,122 1,203 -0,082 0,081 Коэффициент манёвренности (СК-ВА)/СК 0,5 -0,204 -0,122 0,203 0,082 -0,081 Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными средствами (СК-ВА)/ОА -0,298 -0,257 -0,354 0,041 -0,097
Коэффициент автономии на конец 2019 года составил 1,743. Значение данного коэффициента в 2019 г. находится в пределах нормативного значения (более 0,5), что говорит об обеспеченности собственными средствами и высокой гарантированности компанией своих обязательств. Таким образом, можно говорить о том, что предприятие характеризуется плохой финансовой устойчивостью.
8
2.3 Предложения по улучшению производственных и финансовых результатов деятельности ИП ДЯТЛОВ А.Г.
Снижение прибыли свидетельствует о неэффективном использовании материальных, трудовых и денежных ресурсов. Неэффективное использование указанных ресурсов проявляется в понижении финансовых показателей. В связи с этим наблюдается экстенсивный характер развития предприятия, что отрицательно отражается на его деятельности. Для того чтобы устранить перекос в пользу экстенсивного характера деятельности предприятия, необходимо разрабатывать эффективные методы управления перечисленными ресурсами, в которых будут правильно сочетаться экстенсивность и интенсивность. Для применения инструментов контроллинга в большом количестве случаев нужна реорганизация планирования, учета и экономического анализа на предприятии. Эффективность контроллинга предприятия обусловлена компетентностью и конкретным отношением сотрудников к изменениям, гибкостью организационных структур управления и их соответствием принятым стратегическим направлениям деятельности. Каждая компания должна четко представлять потребность на будущее в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах. В настоящее время все более актуальным для предприятий становится стратегическое планирование, в ходе которого обеспечивается основа для управления компанией в целом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Поиск эффективного механизма оценки финансовой устойчивости является актуальной задачей, так как именно он позволит грамотно воздействовать на
9
текущее состояние организации, определять её тенденции развития, устанавливать направления изменений, выявлять факторы потенциального роста, а также прогнозировать влияние возможных изменений на базовые параметры деятельности организации. Исходя из этого, представляется необходимым разработка методики оценки финансового состояния, отвечающей потребностям развития организации. Совместив понятие «финансовая устойчивость», характеризующее финансовое состояние объекта, которое обеспечивает его стабильную деятельность за счет обеспечения стабильной платежеспособности (достаточной доли собственного капитала в составе источников финансирования), и понятие «потенциал», характеризующее возможное финансовое состояние объекта при условии вовлечения всех имеющихся резервов (с целью улучшения деятельности в будущем), мы получим показатель «потенциальная финансовая устойчивость», который выступает индикатором величины финансовых ресурсов, а также свидетельством качества управления данными ресурсами. Коэффициент финансовой зависимости предприятия снизился к концу 2019 года до 0,437. Это означает, что 43,7% активов предприятия сформированы за счет заемных средств долгосрочного и краткосрочного характера. Коэффициент финансирования за все три года больше единицы (большая часть имущества предприятия сформирована из собственных средств), и это свидетельствует о высокой платежеспособности предприятия.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Антонова О.В. Методы анализа и выбор системы показателей оценки финансовой устойчивости // Научный альманах. 2017. № 1-1 (27). С. 23-34. 2. Арбузов С.С. Роль транспортных операций в обеспечении эффективности внешнеэкономической предприятия // Аллея науки. 2020. Т. 2. № 1 (40). С. 362-365.
10
3. Арзуманян С.Ю. Перспективы развития транспортных услуг в республике Узбекистан и теоретические основы учета доходов и расходов на предприятиях // В сборнике: теория и практика инновационной стратегии региона. Международный межвузовский сборник научных трудов . Кемерово, 2020. С. 279-288. 4. Беспалова В.А., Сидоренко Л.Ж. Направления развития транспортных компаний в условиях диджитализации финансов // Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. 2020. № 1. С. 145-150. 5. Бычков В.П. Экономика автотранспортного предприятия: учебник для студентов, обучающихся по специальности 080502 - Экономика и управление на предприятии транспорта / В. П. Бычков. Москва, 2013. 6. Вачугов Д.А. Особенности формирования транспортной логистической системы внешнеэкономической деятельности предприятия // Студенческий вестник. 2020. № 4-5 (102). С. 14-15. 7. Висленев С.А. Решения на платформе TRS.EVA // Автоматика, связь, информатика. 2020. № 2. С. 24-27. 8. Воздействие факторов на эффективность развития транспортно-логистической инфраструктуры региона / Ашуров Н.А., Раджабов Р.К., Холназаров М.Х. // Политехнический вестник. Серия: Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2019. № 2 (46). С. 56-64. 9. Говорухин П.А. Анализ финансовой устойчивости банка // Новая наука: финансово-экономические основы. 2017. № 1. С. 103-107. 10. Гончаренко Л.П., Сыбачин С.А. Цифровизация национальной экономики // Вестник университета. 2019. № 8. С. 32-38. 11. Завгородняя В.В., Агафонова И.И. Финансовая устойчивость организации как фактор финансовой устойчивости региона // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 3-2 (33). С. 42-47. 12. Иванчикова Н.В. Роль финансовой устойчивости в оценке финансовоэкономической деятельности предприятия // Новая наука: финансово-экономические основы. 2017. № 2. С. 61-63.
11
13. Китаева Ю.С., Шепелин Г.И. Особенности транспортной логистики в современной хозяйственной экономики предприятий // В сборнике: роль и значение науки и техники для развития современного общества сборник статей Международной научно-практической конференции. 2018. С. 101-104. 14. Кондратова Ю.В. Системный анализ управления финансовыми ресурсами в ОАО «РЖД» // Экономическая наука современной России. 2017. № 1 (76). С. 104-116. 15. Круглякова Д.И., Андрющенко Г.И. Экономическое содержание транспортной и складской логистики предприятия // В сборнике: Предпринимательство в современной России. Сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции. Под научной редакцией Г.И. Андрющенко. 2020. С. 9497. 16. Крюкова Е.М., Николаева В.В. Особенности организации управленческого учета на транспортных предприятиях // Аллея науки. 2019. Т. 2. № 5 (32). С. 178-181. 17. Куликова Г.А., Малашенко В.М. Модификация методики анализа доходов и расходов транспортных предприятий в условиях кризиса российской экономики // Экономика и предпринимательство. 2016. № 2-2 (67). С. 10271034. 18. Купревич Т.С. Аутсорсинг логистических услуг в условиях цифровой экономики // Экономический вестник университета. Сборник научных трудов ученых и аспирантов. 2019. № 40/2. С. 15-23. 19. Кучина К.Н. Оценка финансовой устойчивости местных бюджетов нижегородской области и ее повышение в современных экономических условиях // В сборнике: Влияние науки на инновационное развитие сборник статей международной научно-практической конференции. 2017. С. 99-103. 20. Левкина Е.В., Гусев Е.Г. Оценка финансовой составляющей эффективности функционирования транспортной отрасли России // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 160-162.
12
21. Малышенко В.А., Малышенко К.А. Влияние развития методов анализа финансовой устойчивости на трансформацию методики фундаментального анализа фондового рынка // Экономический анализ: теория и практика. 2017. Т. 16. № 2 (461). С. 364-378. 22. Мальцева Ю.Ю. Методика повышения эффективности использования персонала на муниципальном транспортном предприятии // Образование и наука в России и за рубежом. 2020. № 2 (66). С. 34-40. 23. Мардас А.Н., Кадиев И.Г. Информационные технологии на транспортном предприятии. Санкт-Петербург, 2013. 24. Месник Д.Н. Применение информационных технологий транспортными предприятиями: механизм майнинга криптовалюты на основе технологии блокчейн // Наука и техника. 2020. Т. 19. № 2. С. 168-176. 25. Мясникова Н.В. Нормативно-динамический подход к управлению деятельностью транспортного предприятия по логистическим показателям // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2020. № 2 (152). С. 120123. 26. Найденова Т.А., Швецова И.Н. Методология оценки и оценка финансовой устойчивости бюджетов субъектов РФ (на материалах северо-западного федерального округа) // Экономика и предпринимательство. 2017. № 1 (78). С. 319-327. 27. Найманова А.С. Особенности организации транспортного обслуживания нефтегазодобывающих предприятий // Молодой ученый. 2020. № 1 (291). С. 101-104. 28. Найманова А.С. Особенности оценки эффективности организации транспортного обслуживания нефтегазодобывающих предприятий // Молодой ученый. 2020. № 1 (291). С. 104-107. 29. Оборин М.С. Инновационный потенциал предприятий транспортных услуг как фактор развития экономики региона // Инновационное развитие экономики. 2019. № 1 (49). С. 51-59.
13
30. Оголихина С.Д. К вопросу о проблеме финансовой устойчивости банковской системы РФ на современном этапе развития // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 1 (69). С. 361-363. 31. Олимов О. Усовершенствование системы управления транспортных предприятий // Вестник науки. 2020. Т. 2. № 3 (24). С. 76-80. 32. Панченко К.И. Роль финансовой устойчивости в оценке финансового состояния организации // В сборнике: Научные исследования. Теоретический и практический аспект 2017. С. 63-71. 33. Пелькова С.В., Станкеева Д.С. Финансовая устойчивость предприятия // В сборнике: Инновации, технологии, наука сборник статей международной научно-практической конференции: в 4 частях. 2017. С. 202-206. 34. Пинаев Р.В. Основные проблемы и недостатки транспортной логистики предприятий российской экономики // Образование и наука в России и за рубежом. 2019. № 1 (49). С. 74-78. 35. Потанин А.А. Анализ подходов к оценке финансовой устойчивости экономики // Успехи современной науки и образования. 2017. Т. 3. № 2. С. 178180. 36. Пукач Г.В., Страмова А.Д. Основные проблемы и предложения по повышению эффективности деятельности транспортных предприятий в условиях конкурентной среды // Социальные науки. 2020. № 1 (28). С. 45-55. 37. Рябущенко О.А., Карцева А.А. Корпоративная социальная политика транспортных организаций и источники ее финансирования // Транспортная инфраструктура Сибирского региона. 2019. Т. 2. С. 66-70. 38. Сагинов Ю.Л. Бизнес-модели велопроката: международный опыт // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2019. Т. 9. № 2-1. С. 166-175. 39. Ситуационное взаимодействие субъектов транспортного процесса в смешанном железнодорожно-водном сообщении / Макеев В.А., Мамаев Э.А., Коренякина Н.Н.: монография / РОСЖЕЛДОР, Федеральное государственное
14
бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ростовский государственный университет путей сообщения». Ростовна-Дону, 2015. 40. Тагиров Ш.М. Маркетинговое обеспечение конкурентоспособности предприятий в рамках кластерных образований на рынке транспортных услуг: автореферат дис. ... доктора экономических наук / Волгогр. гос. техн. ун-т. Волгоград, 2015. 41. Темирханов Р., Шведов В. Малое транспортное предприятие в условиях рыночной экономики // Логистика. 2015. № 4 (101). С. 48-53. 42. Финансово-экономические аспекты развития транспортной логистики / Семахин Е.А., Рыжикова М.П., Седова М.Ю. // В сборнике: Современные вопросы финансовых и страховых отношений в мировом сообществе Сборник статей по материалам V Международной научно-практической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов, аспирантов, студентов. 2019. С. 113-119. 43. Чернова А.Н., Семчугова Е.Ю. Совершенствование тарифообразования на автомобильном транспорте. Ростов-на-Дону, 2018. 44. Шабарчина И.В. Методы оптимизации формирования и использования производственного персонала дорожной организации: автореферат дис. ... кандидата экономических наук / Моск. автомобил.-дорож. гос. техн. ун-т (МАДИ). Москва, 2015. 45. Шильцова Т.А., Мармулева Ю.В. Расходы бюджетной системы российской федерации на здравоохранение как фактор финансовой устойчивости отрасли // Экономика и едпринимательство. 2017. № 1 (78). С. 735-740. 46. Эгикьян Р.А. Механизм устойчивого развития экономики транспортного предприятия // Форум молодых ученых. 2017. № 5 (9). С. 2331-2335. 47. XIV прохоровские чтения «Транспорт как фактор организации экономического пространства» // Сборник статей участников Четырнадцатых Прохоровских чтений / Нижний Новгород, 2019.