Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время изучение государственного долга Российской Федерации - это одна из актуальных проблем государственного бюджета, решение которой является ключевым фактором к сбалансированности бюджета. От ее решения зависят состояние федерального бюджета, экономики, стабилизация национальной валюты, золотовалютных резервов, уровень инфляции и инвестиционный климат бюджетов регионов. Кроме того, принимая во внимание попытки международных кредиторов использовать долговую проблему с целью политического давления на Россию, эффективное регулирование государственного долга становится условием проведения внутренней и внешней долговой политики.
В связи с этим одной из главных задач бюджетной политики страны, заключается в поиске оптимального решения проблемных вопросов бюджета регионов и их сбалансированности. Проведение в прошлом десятилетии экономических реформ в России изменило основу механизма межбюджетных отношений между бюджетами разных уровней, что потребовало формирование новой методологии регулирования бюджетного механизма трансфертного распределения. Снижение нерациональных расходов в регионах привело к положительным сдвигам в части расходов бюджета и отказу от его эмиссионного финансирования.
Актуальность данной работы заключается в том, что государственный долг, как показатель состояния экономики, влияет не только на бюджет РФ, но и на уровень жизни населения. В связи с чем, грамотное управление государственным долгом является важнейшей социально-экономической задачей.
В данном исследовании объектом является государственный долг Российской Федерации.
Предмет исследования государственный долг Российской Федерации.
Объектом исследования в работе являются государственные финансы.
Цель данной работы – раскрытие вопросов о проблемах регулирования и методах управления внешней задолженностью в Российской Федерации.
Задачи работы:
• раскрыть роль и классификация видов государственного долга;
• дать оценку внешней задолженности в структуре государственного долга;
• изучение мер урегулирования внешней задолженности РФ;
Информационной базой исследования послужили научные работы отечественных и зарубежных экономистов, освещающие проблемные вопросы государственного долга, нормативные акты и статистические данные Центрального банка России, Министерства Финансов РФ, периодические издания, аналитические данные.
1. Государственный долг и подходы к его регулированию
Согласно ст. 6 БК РФ государственный долг представляет собой передачу в собственность субъекту Российской Федерации, который обязан погасить вместе с уплатой процентов (платы) на сумму предоставленного займа.
БК РФ (гл. 15) понятие «государственный долг» впервые применено к правоотношениям, в которых РФ выступает в качестве кредитора (причем только иностранных государств). В этих же случаях, когда РФ выступает в лице заемщика временно свободных финансовых ресурсов физических и юридических лиц и зарубежных государств, как субъектов международного права и пр [1].
В настоящее время общепринятого понятия государственного долга в действующих международно-правовых документах не существует. К примеру, в Венской (1983 г.) конвенции о правопреемстве государств относительно государственных архивов, государственной собственности и государственных долгов под государственным внешним долгом понимается совокупность всех финансовых обязательств государства. Данная Конвенция еще не вступила в силу, но это не мешает государствам использовать дефиниции, содержащиеся в ней, в заключаемых ими соглашениях. Данное понятие было использовано государствами - членами СНГ при заключении соглашений о правопреемстве в отношении внешних долгов и активов бывшего СССР.
При этом в российской и зарубежной экономической литературе нет однозначной позиции в отношении понятия государственного долга.
В зарубежной литературе дается понятие государственного долга как анализ дефицита государственного бюджета. И государственный долг - это есть ничто иное как общая сумма всех положительных сальдо бюджетов федерального правительства, за вычетом всех дефицита, которые имели место быть.
Также, следует отметить, что экономисты также несколько по-разному интерпретировали долг, отражая те или иные отдельные ее стороны. Так, экономисты в ключевом аспекте уделают внимание материальному содержании указанной категории. Некоторые выделяют государственный долг как накопленную задолженность государственных органов, а другие - как размер накопленных регионом за установленный период бюджетного дефицита за минусом накопленного профицита. Есть экономисты, которые характеризуют государственный долг, как размер прямых долговых обязательств территориальных органов государственного управления перед хозяйственными единицами других сегментов экономики внутри региона (внутренний долг), а также перед иностранными кредиторами (внешний долг).
Законодатель же вкладывают в эту категорию, на практике, обязующий фактор, указывая на то, что государственный долг субъекта РФ - это прежде всего обязательства региональных государственных властей государства перед своими кредиторами (заимодавцами), состав которых зависит от рамок и правил, которые установлены или санкционированных государством.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 31.07.1998 г., № 145-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
2. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 10.07.2002 г., № 86-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
3. Афанасьев, Мст. П. Бюджет и бюджетная система : учебник / Мст. П. Афанасьев, А. А. Беленчук, И. В. Кривогов ; под ред. Мст. П. Афанасьева ; [предисловие А. Л. Кудрина]. — 3-е изд., стереотип. — М. : Издательство Юрайт, 2012. — 777 с.
4. Бекмурзаев И.Д., Хажмурадов З. Д., Хажмурадова С. Д Сущность, методы и проблемы управления внешним государственным долгом / И.Д. Бекмурзаев, З. Д. Хажмурадов, С. Д. Хажмурадова // Гуманитарный, научный, журнал. - 2020. - №1
5. Белотелова Н.П., Белотелова Ж.С. Деньги. Кредит. Банки: учебник. - М.: Дашков и К, 2019. - 400 с.
6. Воробьева А.П. Внешний долг России: проблемы и перспективы / А.П. Воробьева // E-Scio. – 2018
7. Джинджолия А.О. Развитие методов и инструментов управления государственным (муниципальным) долгом / А.О. Джинджолия // Вестник науки и образования. – 2019. - № 9. – С. 55-58
8. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 2017. Т. II. С. 189
9. Данилов Ю.А. Рынки государственного долга. Мировые тенденции и российская практика. М.: ВШЭ, 2017 – 215с.
10. Королева М.Л. Государственный долг субъектов Российской Федерации: состояние и проблемы / М.Л. Королева // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2019. – Том. 3. – С. 180-186
11. Мау В. Почему в российской экономике рублей много, а роста нет / В. Мау // РАНХи ГС. – 2020. - № 4
12. Мустафаева М.А. Анализ современного состояния государственного долга РФ / М.А. Мустафаева // Эпоха науки. – 2020. - № 21. – С. 158-163
13. Рощин Н.С. Особенности организации государственных и муниципальных заимствований в зарубежных государствах / Н.С. Рощин // Бизнес-образование в экономике знаний. – 2020. – С. 76-82
14. Селезнева Н.Н. Финансовый анализ. Управление финансами [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов/ Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф.— Электрон. текстовые данные.— Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 639 c.
15. Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред. Проф. Д. Ушакова.- М.: ТЕРРА- Книжный клуб, 2007.- 752 с
16. Филина С. Ю. Управление государственными заимствованиями: зарубежная практика [Электронный ресурс] / С. Ю. Филина // Финансовый журнал. – 2016. - № 3 – С. 89-97
17. Официальный сайт Банка международных расчетов [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.bis.org/ (Дата обращения: 20.07.2020)
18. Официальный сайт Министерства финансов РФ. // www.minfin.ru.ru.
19. Официальный сайт Федеральный службы государственной статистики (ФСГС) России. //www.gks.ru
20. Официальный сайт института экономической политики им. Е.Т. Гайдара Российская экономика в 2019 году. Тенденции и перспективы // https://www.iep.ru/