Фрагмент для ознакомления
2
1. Анализ системы психодиагностической работы с семьей
В школе организована психологическая служба. Регулярно прово-дится психологическая диагностика детей, организовано сопровождение в адаптационные моменты учащихся, проводится индивидуальное консуль-тирование по проблемам детей и подростков, а также консультирование родителей, педагогов, управленцев. Разработан и выполняется план воспи-тательно – просветительской, профилактической и коррекционной работы.
Основная документация для работы школьного психолога
1. План работы психолога, в котором указываются основные виды работ по каждому направлению работы; время проведения работ; контин-гент.
2. Журнал учета индивидуальных консультаций – отдельные страни-цы отводятся консультациям с учителями, семьями, родителями и школь-никами (если они обращались самостоятельно). В журнале отмечается ко-личество, характер консультаций, дальнейшее перенаправление клиента.
3. Результаты психодиагностические исследований – представляют собой справку по результатам исследования. В ней указываются: цель ис-следования; батарея методик; дата проведения работы; контингент; свод-ная таблица результатов (баллы, характеристики и т.д.); особые случаи; выводы и рекомендации.
Справка по результатам исследования удобна для предоставления отчетности, а также для краткого ознакомления с проблемами по какой – либо группе учащихся. Психологу справка помогает в сопоставлении ре-зультатов, проведения сравнительной групповой статистики.
4. Индивидуальная психологическая карта учащихся заводится в тех случаях, когда тот или иной ребенок находится по той или иной причине под систематическим психологическим контролем. В обязательном поряд-ке они заводятся на учащихся классов компенсирующего обучения. Жела-тельно индивидуальные психологические карты детей заполнять во время их психологического обследования при приеме в школу и при переходе учащихся с одной ступени на другую.
Образец карты:
1.Ф.И.О. учащихся, класс.
2.Ф.И.О. кл. руководителя.
3.Семейное положение: а) состав семьи; б) жилищные условия; в) тип семейного воспитания.
4. Состояние здоровья ребенка (общее развитие, болезни, отклоне-ния).
5. Причины постановки ребенка на индивидуальный психологиче-ский учет.
6. Учет тестирования (с датами).
7. Результаты индивидуальной консультации, обследования.
8. Рекомендации педагогам, родителям, ребенку.
Карта может быть дополнена теми данными, которые кажутся пси-хологу важными. Карта позволяет вести учет детей с проблемами в разви-тии, обучении, воспитании, наблюдать за их развитием, за эффективностью применения педагогических и коррекционных средств. Карты помогают провести отчет по индивидуальным особенностям учащихся в короткое время, провести статистический анализ данных (по классам, по возрастным группам, по характеру проблем).
5. Планы групповой работы, согласованные с администрацией. План помогает разработать или подобрать соответствующие методики для ра-боты, заранее продумать и согласовать организационные моменты, подго-товить отчет по проведенной работе.
6. Психологическое заключение представляет собой экспертное за-ключение, которое содержит следующие данные:
- по чьей инициативе выдается заключение;
- дата, время и место проведения исследования;
- цель исследования;
- применявшиеся методы исследования (даются точные научные названия методов на случай знакомства с материалами заключения специ-алистов);
- характеристика результатов (дается в форме доступной неспециали-сту, однако все материалы подобного исследования обязательно сохраня-ются на случай возможной их проверки специалистом);
- выводы и рекомендации (в соответствии с целью исследования).
Целью работы психолога с семьями является повышение психологи-ческой компетентности родителей, поиск и обозначение психологических ресурсов, которыми они могут воспользоваться в процессе взаимодействия с детьми.
Формы работы с родителями могут быть индивидуальными и груп-повыми.
К индивидуальным обычно относят консультирование, по опреде-ленной проблеме и запросу родителей либо педагогов.
К групповым относят такие мероприятия как:
- тематическое информирование через родительские собрания и лек-тории, а так же достаточно инновационными для школы – тренинги, уст-ные информационные сообщения на родительских собраниях, информаци-онные стенды.
- психологические мастерские, организация родительского клуба, круглые столы, детско-родительские мероприятия.
- семейное консультирование.
Эффективная организация работы с семьями предполагает опору на следующие основополагающие принципы:
- обеспечение эмоциональной безопасности для родителей и детей;
- открытость и конгруэнтность психолога, умение избежать негатив-ного переноса в отношении родителей и детей;
- необходимость мотивирования родителей к взаимодействию с пси-хологом различными способами.
2. Программа психодиагностического обследования структуры роле-вого взаимодействия между родителями и ребенком
1-я семья. Родители и дочь 13 лет. Родители не ладят с дочерью. Бу-дучи ранее открытой, общительной девочкой, которая делилась всем с ма-терью, с недавних пор дочь замкнулась, стала грубить, агрессивно реаги-ровать, если заходят к ней в комнату. Никуда не ходит, друзей нет. При беседе с девочкой выяснилось, что она переживает конфликт с бывшей лучшей подругой, которая стала очень популярной, красивой и отверну-лась от нее. Девочка считает себя некрасивой, неуверенной, слишком ма-ленькой и толстой. Она потеряла интерес к учебе, но старается заниматься, чтобы мать меньше ее донимала. Считает, что мать слишком вмешиваются в ее дела. Сетует, что в ее возрасте все выглядят как взрослые, занимаются серьезными вещами. Хочет быть более уверенной в себе, гордиться собой, быстрее вырасти.
2-я семья. Мать и дочь 13 лет. Обратилась мама в связи с нарушени-ями поведения ребенка. Педагогов в школе беспокоит то, что девочка стремится привлечь к себе внимание, рассказывает странные фантастиче-ские истории, в которых сама является главной героиней: то ее похищали инопланетяне, то нападают бандиты и шпионы и т. д. Учится девочка не-равномерно, в зависимости от интереса к предмету и конкретной теме. Мать также замечает склонность дочки к фантазированию, жалуется, де-вочка всегда была нетерпима к требованиям и запретам. Добиваясь своего, падает на пол, кричит, стучит ногами и руками. Такие реакции сохрани-лись и в школьном возрасте. Часто на любые требования реагирует гром-ким плачем. Любит привлекать к себе внимание других. Отца нет, семья обеспечена.
3-я семья. Родители и сын 14 лет. Обратились родители подростка с жалобой на изменения в поведении сына. Он не выходит гулять на улицу (посещает только школу), практически не общается с друзьями, отрастил длинные волосы, часами смотрит на себя в зеркало, рассматривает свои старые фотографии. Стал напряженным, тревожным, подолгу не выходит из комнаты, отказывается выходить к гостям, знакомым.
Батарея психодиагностических методик, нацеленных на выявле-ние заданных характеристик детско-родительских взаимодействий
Для родителей:
- Диалогическое интервью (вопросы о характере отношений в семье, требованиях к подростку, о методах воспитания, о проблемах ребенка, о роли матери и отца в воспитании подростка;
- Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э. Г. Эйдемилле-ра, В.В. Юстицкиса (АСВ). Опросник позволяет определить, каким обра-зом родители воспитывают ребенка в семье. Родителям предлагается текст опросника, в котором нужно ответить на 130 вопросов.
Для ребенка:
- Опросник «Подростки о родителях» (ADOR). Тест исследует роди-тельские установки, поведение и практики, как видят их дети в подростко-вом возрасте, и описывает отношения с родителями наиболее распростра-ненным образом: дружелюбие, враждебность, автономность, направлен-ность и непоследовательность родителей. Опросник состоит из 50 утвер-ждений, которые подростку необходимо оценить по 3-балльной шкале. Заполняется отдельно бланк на мать и отца.
- Рисунок семьи. Методика проводится с целью выявить информацию о субъективной семейной ситуации. Подростку предлагается нарисовать свою семью так, чтобы каждый занимался каким-нибудь делом. Учитыва-ются формальные и содержательные аспекты рисунка. Дополнительно вы-числяются симтомокомплексы: благоприятная семейная ситуация, тревож-ность, конфликтность в семье, чувство неполноценности, враждебность в семье.
Для анализа детско-родительских взаимодействий
- Тест «Круги взаимоотношений» Т. В. Румянцевой. Проективная ме-тодика для выяснения уровня близости – отчужденности во взаимоотно-шениях. Каждый член семьи изображает семью в виде кругов. Показате-лями для анализа результатов является расстояние между кругами, вели-чина кругов, сходство или различие выполнения методики членами семьи.
Показать больше