Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Личность учителя в контексте инклюзивного образования.
Современные нормативные документы констатируют необходимость организации систематической подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников органов управления образованием, педагогических работников, задействованных в применении инновационных подходов к обучению детей с ограниченными возможностями (Письмо Минобрнауки РФ от 18 апреля 2008 г.). № AF-150/06 «О создании условий для обучения детей-инвалидов и детей-инвалидов»).
Это условие, естественно, предполагает, что педагоги должны пройти специальную подготовку в области специальной (корректирующей) педагогики, быть готовыми и профессионально компетентными для решения проблем детей с ограниченными возможностями.
Проблема подготовки учителей для оказания образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья стала очень актуальной. Рассмотрим позицию С. Я. Сабельникова о подготовке учителей общеобразовательных учреждений к работе в инклюзивном образовании.
Автор отмечает, что для профессионального и личностного развития учителей необходимо:
− представление и понимание того, что такое инклюзивное образование, чем оно отличается от традиционных форм обучения;
− знание психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития детей в инклюзивной образовательной среде;
− знание методов психологического и дидактического формирования образовательного процесса для совместного обучения детей с нарушением и нормальным развитием;
− умение применять различные методы педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (с учениками индивидуально и в группах, с родителями, коллегами-преподавателями, специалистами, руководством).
1. Ориентация личности учителя в современных условиях инклюзивного образования.
Ведущим направлением реформирования общества в целом и образования в частности является идея его гуманизации, закрепления гуманистического характера образования как принципа государственной политики. Это подразумевает создание условий для развития обучающегося как личности, как самостоятельного субъекта деятельности с учетом его интересов, возможностей и способностей, что обеспечит ему дальнейшее самопроизвольное инициирование и развитие. Решение этой задачи может быть применено в полной мере только тогда, когда учитель имеет соответствующее образование и обладает необходимыми личностными качествами. То есть сила и качество их влияния, характер такого отношения детей к миру к людям и к себе, зависит от той культуры мышления, чувств, системы ценностей, которой будут обладать педагоги образовательных учреждений с детьми с ОВЗ. Учителя, работающие в таких условиях, должны иметь представление об основах специального образования, видах дизонтогенеза, причинах его возникновения и способах общения с такими детьми. Современный педагог, работающий в условиях инклюзивного образования, уже становится коррекционным педагогом, учителем-дефектологом, решающим коррекционно-развивающие, коррекционно-тренировочные, коррекционно-воспитательные задачи.
Дефектология - это область образования, которая вопреки общепринятому педагогическому и психологическому влиянию на нормально развивающихся детей не может считаться полностью сформированной без ярко выраженной гуманизации самого процесса обучения, поскольку ненормальный ребенок постоянно нуждается в психологической помощи. (Р.О. Агавелян). На мой взгляд, основная (обязательная) работа в профессии корректирующего педагога или инклюзивной работы - это его профессиональная и гуманистическая направленность.
1.1 Личностные качества современного учителя инклюзивного образования.
Считается, что наиболее важными профессионально значимыми личностными качествами учителя гуманитарных наук, работающего с детьми с ограниченными возможностями, являются сострадательное отношение к ним и желание быть им полезным, высокая положительная самооценка, сочувствие, ответственность и внутренний локус контроля, терпение и толерантность, стрессоустойчивость, уважение к личности проблемного ребенка (субъектно-субъективный характер отношений). Преподаватель должен знать и интуитивно чувствовать, как и с кем общаться в системах:
− педагог в контексте инклюзивного образования и ребенка;
− педагог инклюзивного образования и родители (или микросоциальная среда);
− педагог по инклюзивному образованию и врач (например, невролог)
− педагог-педагог в контексте инклюзивного образования и педагог;
− педагог инклюзивного образования и учитель инклюзивного образования;
− педагог в условиях инклюзивного образования - врач - ребенок - родители.
Надо всегда помнить древние заповеди: «Помните, что сказать, с кем поговорить и как вас поймут».
Таким образом, гуманизм - это принцип педагогической морали, раскрывающий сущность его профессиональной деятельности, направленной на развитие ребенка с отклонениями в развитии, и моральная норма, предписывающая ему реализацию гуманистического потенциала нравственности в педагогической деятельности.
Связью педагогической науки и педагогической практики является профессиональная деятельность преподавателя вуза или повышение квалификации, в которой реализуется содержание созданного им проекта, воплощается в конкретных формах и методах.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. «Русский язык и литература» 5 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Авторы Н.Г. Галунчикова, Е.В. Якубовская. Москва «Образование» 2017.
2. Федеральный закон от 18 апреля 2008 г.(. № AF-150/06) «О создании условий для обучения детей-инвалидов и детей-инвалидов» Москва, 2008 г.
3. Личность педагога в условиях инклюзивного образования. Статья [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2014/11/30/statya-lichnost-pedagoga-v-usloviyakh-inklyuzivnogo , свободный (дата обращение 12.11.2020 г).
4. Портал психологических изданий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psyjournals.ru/inclusive_edu/issue/44248_full.shtml , свободный (дата обращения 11.11.2020 г.).
5. Александрова О.М. Об особенностях преподавания предмета «Русский родной язык» в общеобразовательной школе / О.М. Александрова, 11 Ю.Н. Гостева, И.Н. Добротина // Вестник образования России. – 2019. – № 15. – С. 43–51. 2. Атласова М.М.
6. Нормы современного русского литературного языка / К.С. Горбачевич. – Москва: Просвещение, 1989. – № 3. – С. 22–54.
7. Не просто русский. Интервью с председателем Ассоциации учителей русского языка и литературы, кандидатом педагогических Р.А. Дощинским [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/2019/09/16/v-shkole-poiavilis-russkij-rodnoj-iazyk-i-russkaia-rodnaia-literatura.html , свободный (дата обращения 1.11.2020 г.).
8. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.: 2017.
9. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
10. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 о «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования» Москва, 2015 г.