Фрагмент для ознакомления
2
В ходе прохождения практики была проанализирована правовая основа функционирования организации (как федеральные НПА, так и локальные НПА, при необходимости НПА регионального и местного уровня) и составлен структурный отчет регулирования деятельности ООО «Байкал-Сервис Тюмень».
Также в период прохождения практики было составлено письменное разъяснение одного из положений НПА с учетом правоприменительной практики.
Деятельность ООО «Байкал-Сервис Тюмень» регулируется Конституцией, Гражданским кодексом РФ, Воздушным кодексом РФ, Федеральным законом от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» .
Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее – УЖТ РФ) регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями, грузополучателями, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, а также другими физическими или юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта, устанавливает их права и обязанности, устанавливает ответственность за нарушение обязательств или их ненадлежащее выполнение. Известно, что данного рода отношения урегулированы не только УЖТ РФ, но и ГК РФ.
Более того, некоторые нормы данных актов противоречат друг другу, что вызывает затруднения у судов при разрешении конкретных дел. Например, в соответствии со ст. 36 УЖТ РФ перевозчик обязуется выдать груз и транспортную накладную грузополучателю, который, в свою очередь, обязан оплатить причитающиеся перевозчику платежи и принять грузы. Следующий пункт данной статьи содержит важное указание на то, что грузополучатель вправе отказаться от груза только в том случае, если груз повреждён настолько, что исключается возможность хотя бы частично пользоваться им по назначению
Из данного утверждения видно, что нормы УЖТ РФ предполагают безусловную обязанность грузополучателя принять груз, что вызывает многочисленные вопросы при применении их судами. Например, может сложиться ситуация, при которой у грузополучателя с грузоотправителем нет каких-либо договорных отношений.
В качестве примера можно привести Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 05.05.2008 № Ф03-А73/08-1/872 о рассмотрении законности и обоснованности судебных актов первой и апелляционной инстанций по спору об урегулировании разногласий по договору на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути необщего пользования. Решением суда было установлено, что у грузополучателя существует обязанность принять груз, даже если отсутствует возможность его принятия.
Автомобильный транспорт наряду с иными видами транспорта пользуется большим спросом при перевозке грузов. Регулированию перевозки посвящены нормы различных правовых актов: ГК РФ, транспортных уставов и кодексов, а также иных законов и правил, издаваемых в соответствии с последними. Основным нормативно-правовым актом, закрепляющим правовое регулирование перевозки автомобильным транспортом, является Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – УАТ РФ).
Также порядок перевозки грузов автомобильным транспортом регламентируется Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 №272 «Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом» (далее – Правила перевозок грузов автомобильным транспортом).
Стоит отметить, что регламентация отношений, возникающих в ходе перевозки, претерпевает определенные изменения. Предлагаем уделить внимание нововведениям в сфере перевозочных отношений и провести анализ действующих в настоящее время Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и планируемых изменений. В соответствии с ч. 1 ст. 8 УАТ РФ заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, которая по общему правилу составляется грузоотправителем. Транспортная накладная составляется на каждую поездку автомобиля для каждого грузополучателя в отдельности с обязательным соблюдением реквизитов, необходимых для осуществления расчетов за работу автотранспорта, а также для списания и оприходования товарно-материальных ценностей.
В связи с этим хотелось бы отметить некоторые планируемые новшества. 19 июня 2020 года Министерством транспорта Российской Федерации был вынесен на обсуждение проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации». Данные Правила устанавливают порядок организации перевозки различных видов грузов автомобильным транспортом, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств и контейнеров, а также условия перевозки грузов и предоставления транспортных средств для такой перевозки. Новыми Правилами Минтранс России предлагает введение в оборот электронных перевозочных документов, к которым относятся электронная транспортная накладная, электронный заказ-наряд и электронная сопроводительная ведомость, а также создание соответствующих информационных систем, направленных на их обработку.
В настоящее время безбумажное оформление транспортных документов применяется лишь по договоренности между коммерческими организациями для упрощения системы по организации доставки груза и взаиморасчетов, однако юридической силы такие документы не имеют. Для государства положительным эффектом будет являться следующее: повышение прозрачности перевозочного процесса; доступ сотрудников уполномоченных органов к транспортным документам через собственные ресурсы для их проверки; длительное хранение данных документах на электронных носителях.
Проект Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации» находится на стадии публичного обсуждения текста. В случае принятия рассматриваемого акта новые правила начнут действовать с 01.01.2021 года.
Касательно рекомендаций по совершенствованию законодательства. В целях унификации национального транспортного законодательства необходимо отказаться от системы грузовых перевозок в едином документе по автомобильному транспорту и ввести дополнительную систему для выполнения перевозок. В УАТ необходимо ввести понятие невостребованных товаров. Это будет в интересах совершенствования законодательства. Чтобы расширить свободу договора и усилить защиту прав грузополучателя, в Уставе должна быть зафиксирована презумпция потери груза.
Необходимо предусмотреть возможность доставки только по инициативе владельца счета на перевозку и грузополучателя при организации перевозки грузов с использованием системы двух документов, когда грузополучатель не возникает права собственности и предоставляется такое право отправителю только в случаях отказа получателя от получения товара, прибытия по адресу получателя незаказанного товара и предоставления заинтересованной стороне возможности обратиться к суд для обжалования, касаемо обеспечения доставки.
Также необходимо установить обязанность перевозчика в УАТ информировать грузоотправителя и грузополучателя о времени отгрузки, местонахождении груза, если время доставки истекло, и в исключительных случаях о местонахождении груза.
Подводя итог, стоит напомнить, что в настоящее время социально-экономическое развитие страны сопровождается ростом спроса на транспортные услуги. В этом случае автомобильный транспорт играет решающую роль. Он является наиболее ориентированным на рынок видом транспорта, поскольку имеет определенные преимущества перед другими видами транспорта. А именно, так называемая, доставка «до двери», скорость транспортировки, мобильность, надежность и способность организовывать работу с колес. Он не может адекватно заменить доставку дорогостоящих товаров на короткие и средние расстояния и быстрое обслуживание практически во всех секторах экономики. Поэтому нам просто необходима новая законодательная консолидация грузовых перевозок автомобильным транспортом в свете развития рыночных отношений.
В период прохождения практики была изучена Инструкция пользователя БД «1С: Экономика» ИН-7.1-06-03-2014 в филиалах и дочерних обществах.
Данная инструкция описывает порядок действий пользователя БД «1С: Экономика» при заполнении и ведении платежного календаря, отчета о движении денежных средств, выгрузке и загрузке выписок банка в БД
Показать больше