Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Планирование является одной из главных функций менеджмента. Финансовое планирование – это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития организации. Эффективное планирование является залогом успеха деятельности организации. Процесс планирования позволяет установить соответствия между наличием финансовых ресурсов организации и потребностью в них, выбрать эффективные источники формирования финансовых ресурсов и выгодные варианты их использования.
1. Организационно-экономическая характеристика организации
ООО «Долина» - хозяйство высокой культуры земледелия, один из крупнейших и наиболее эффективных производителей сельскохозяйственной продукции в Ставропольском крае. Предприятие располагает собственной развитой инфраструктурой и современным парком автотранспорта и сельхозтехники. Продукция предприятия пользуется неизменно высоким спросом на сельскохозяйственном рынке. Компания выращивает весь спектр сельскохозяйственных культур, характерных для климатической зоны района: озимую пшеницу, озимый ячмень, озимый рапс, подсолнечник, овес, горох, просо, кормовые культуры. Стабильно развивается животноводческий сегмент предприятия, а производство готовой продукции из собственного сырья увеличивается с каждым годом.
ООО «Долина» расположено по адресу: 357976, Ставропольский край, Левокумский район, поселок Кумская Долина, улица Кочубея, дом 10.
Организационная структура ООО «Долина» представлена на рисунке 1.
Бухгалтерский учет в ООО «Долина» ведется в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2019 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и по формам, утвержденным Приказом Минфина России от 02.07.2018 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций». Ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии несет директор.
Бухгалтерский учет в ООО «Долина» ведется с применением компьютерной программы 1С: Бухгалтерия версии 8.2. Первичные и сводные учетные документы, а также учетные регистры бухгалтерского учета, составленные на машинных носителях информации, подлежат выводу на бумажные носители.
2. Основные показатели финансового состояния организации
Составим агрегированный баланс для расчета показателей финансового состояния, для этого сгруппируем активы по степени их ликвидности, а пассивы по степени срочности исполнения обязательств (таблица 2).
Таблица 2 - Агрегированный баланс ООО «Долина» за 9 месяцев 2018-2019 гг., тыс. руб.
Следует отметить в исследуемый период значительное увеличение наиболее ликвидных активов. В пассиве увеличение наиболее срочные обязательства, что может положительно отразиться на ликвидности баланса предприятия.
В первую очередь рассмотрим ликвидность баланса (таблица 3).
Таблица 3 - Анализ ликвидности баланса ООО «Долина» за 9 месяцев 2018-2019 гг., тыс. руб.
В исследуемый период коэффициент текущей ликвидности укладывается в норму. При этом нужно обратить внимание на имевшее место за весь анализируемый период положительное изменение – коэффициент текущей ликвидности увеличивается до 4,92 пунктов.
Значение коэффициентов срочной ликвидности также оказалось в пределах допустимого. Это означает, что у исследуемой организации достаточно активов, которые можно в сжатые сроки перевести в денежные средства, чтобы погасить краткосрочную кредиторскую задолженность.
В рамках нормы оказался коэффициент абсолютной ликвидности в исследуемый период.
Коэффициент общей ликвидности за 9 месяцев 2018-2019 гг. находится в пределах значительно в рамках допустимых значений, что свидетельствует о том, что при наступлении кризисной ситуации предприятие сможет погасить свои обязательства даже за счет реализации всех активов.
При этом необходимо отметить, что данные показатели удовлетворительной структуры баланса являются достаточно строгими, поэтому выводы на их основе следует делать лишь в совокупности с другими показателями финансового положения организации.
3. Состояния финансового планирования в организации
Для определения особенностей существующей системы финансового планирования в ООО «Долина» и разработки рекомендаций по ее совершенствованию необходимо рассмотреть ее организационную структуру. За организацию системы планирования в ООО «Долина» отвечает директор. Составлением планов занимаются главный бухгалтер и старший менеджер отдела сбыта.
В ООО «Долина» составляются следующие бюджеты:
- бюджет продаж;
- бюджет закупок;
- бюджет расчетов с покупателями и поставщиками;
- бюджет затрат.
Планирование в ООО «Долина» начинается с составления бюджета продаж, основанного на прогнозах сбыта, отражающего динамику общего оборота компании в предстоящем бюджетном периоде.
На ООО «Долина» разрабатывается годовой, квартальный и помесячный бюджеты продаж. Годовой бюджет с помесячной разбивкой формирует отдел сбыта во взаимодействии с другими службами.
В основе прогноза продаж лежат следующие факторы:
- заключение договоры;
- прошлые данные об объемах продаж;
- перспективы ценовой политики;
- задолженность по выполненным заказам;
- исследование рынка;
- общие экономические условия;
- экономические условия в отрасли;
- движение таких индикаторов, как валовой национальный продукт, занятость, цены и персональные доходы;
- реклама и условия продвижения продукта;
- отраслевая конкуренция;
- рынок акций.
Прежде всего, составление плана в ООО «Долина» начинается с создания приказа, в котором отражается перечень планируемых доходов и расходов с обоснованием их необходимости, разбивкой по кварталам, подразделениям с указанием количества объемов работ и сумм денежных средств по каждой статье заявки.
4. Разработка мероприятий по финансовому планированию в организации
На рынке представлено множество компаний, предлагающих информационные системы для финансового планирования. Фирма «1С» предлагает мощный и эффективный инструмент управления бизнесом – программный продукт «1С:ERP Управление предприятием 2.0», который является одним из лидеров на российском рынке и составляет достойную конкуренцию зарубежным программным продуктам. Стоимость лицензии программы составляет 360 000 рублей.
Так как для ООО «Долина» производство является основным бизнес-процессом, такие функциональные возможности ERP-системы как «Управление производством, оптимизация планирования», «Управление закупками» и «Складское хозяйство и управление запасами» будут являться наиболее важными в деятельности предприятия.
Мониторинг и анализ индикаторов активности позволяет получить следующие функции:
- Создание иерархической целевой модели и целей;
- Реализация контрольного принципа «день-неделя-месяц»;
- Создание различных параметров показателей с возможностью сравнения;
- Мониторинг целевых значений с расшифровкой исходных данных;
- Расширенный анализ финансовых результатов по направлениям деятельности;
- Различные графические формы аналитических отчетов;
- Отправка информации о бизнес-счетчиках пользователям электронной почты;
- Доступ с мобильного устройства (планшет, смартфон).
Использование автоматизированного программного продукта, объединяющего все виды учета в компании, позволяет не только использовать различные функции в одной программе, но и приносит немалые выгоды. Например, снижение себестоимости продукции в среднем составляет 7 %, а рост прибыли – 13 %.
Таким образом, внедрение «1С:ERP Управление предприятием 2.0» в ООО «Долина» позволит предприятию снизить материальные запасы, производственные издержки и увеличить объемы выпускаемой продукции, что приведет к снижению себестоимости продукции и увеличению прибыли.
Проект по внедрению «1С:ERP Управление предприятием 2.0» в ООО «Долина» можно разделить на четыре основных этапа.
Первым шагом внедрения программного продукта «1С:ERP Управление предприятием 2.0» в ООО «Долина» является принятие решения о необходимости внедрения и предпроектное исследование, которое включает в себя три задачи: определение целей проекта, определение требований и их описание, а также определение технического задания к корпоративной информационной системе.
После определения целей и принятия решения о внедрении системы необходимо получить данный программный продукт. Для этого подписывается договор с компанией 1С, оплачивается приобретение лицензии, которую можно устанавливать на компьютеры предприятия.
Для освоения и моделирования программного продукта выполняются следующие задачи: дорабатывается функционал и устраняются ошибки. После чего данные из старых систем могут быть перенесены в новую.
Для того, чтобы полноценно пользоваться новой системой, необходимо обучить персонал. Обучение проводится сотрудниками компании 1С на территории покупателя, что обеспечит лишь частичный отрыв от работы сотрудников ООО «Долина».
При последовательном выполнении работ по реализации проекта, его длительность предположительно займет 88 рабочих дней или более 4 месяцев. Однако, некоторые задачи могут выполняться параллельно. Например, значительно сэкономить время можно, если начать обучение персонала одновременно с переносом данных из старых систем. Таким образом, длительность проекта может быть сокращена почти на месяц и составит 70 дней.
Кроме составления графика выполнения работ, необходимо правильно распределить ресурсы между всеми заданиями и контролировать их использование. Благодаря современным компьютерным программам есть возможность определить избыточное потребление ресурсов или расходование ресурсов в меньшем объеме, чем предусмотрено.
Предполагается, что внедрение программы «1С:ERP Управление предприятием 2.0» в ООО «Долина»» снизит материальные запасы, производственные издержки, что приведет к снижению себестоимости продукции на 7% и увеличению прибыли предприятия на 26%.
Заключение
ООО «Долина» - хозяйство высокой культуры земледелия, один из крупнейших и наиболее эффективных производителей сельскохозяйственной продукции в Ставропольском крае. Предприятие располагает собственной развитой инфраструктурой и современным парком автотранспорта и сельхозтехники.
Проведенный анализ показал, что выручка за 9 месяцев 2019 г. увеличилась по сравнению с 2018 г. на 13698 тыс. руб. или на 22,5%, темп роста себестоимости продаж был ниже темпов выручки, при этом увеличение прибыли от продаж произошло на 10198 тыс. руб. или на 40,9%.
Отрицательным моментом в работе предприятия является увеличение размера процентов к уплате и прочих расходов, а также сокращение поступлений от прочих доходов за 9 месяцев 2019 г., что повлекло снижение чистой прибыли на 1580 тыс. руб. или 11%. В итоге размер чистой прибыли составил 12796 тыс. руб., общая рентабельность снизилась на 6,5% и составила 17,2%.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // «Собрание законодательства Российской Федерации». – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ // «Собрание законодательства Российской Федерации». – 1998. – № 31. – Ст. 3824.
3. 1С:ERP Управление предприятием 2 // 1С: Предприятие. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://v8.1c.ru/erp/
4. Баскакова О.В. Экономика предприятия (организации): учебник / О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко. - М. : Дашков и К, 2017. - 372 с.
5. Блинникова А.В. Финансовое планирование как важнейшая функция управления предприятием / А.В. Блинова // Экономическая наука и практика: материалы V Междунар. конф. – Чита: Молодой ученый, 2019. – С. 41-43.
6. Бондаренко Т.Г. Необходимость финансового планирования в условиях современной экономики / Т.Г. Бондаренко, А.У. Солтаханова // Инновационная наука. – 2019. - № 14. – С. 164-166.
7. Воронина М.В. Финансовый менеджмент: Учебник для бакалавров / М.В. Воронина. – М.: Дашков и К, 2020. – 400 с.
8. Грибов В.Д. Экономика организации (предприятия). Практикум (для СПО) / В.Д. Грибов. - Москва : КноРус, 2017. – 196 с.
9. Дашков Л.П. Организация, технология и проектирование предприятий: учебник / Л. П. Дашков, В. К. Памбухчиянц, О. В. Памбухчиянц. - 12-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и К, 2018. - 456 с.
10. Елисеева И.И. Финансы: учебное пособие для экон.вузов / И.И. Елисеева. – М.: Финансы, 2019. – 191 с.
11. Ефимова О.В. Финансовый анализ: учебник / О.В. Ефимова. – Москва: Омега–Л, 2020. – 349 с.
12. Кабанова Е. А. Перспективное планирование на предприятии / Е.А. Кабанова // Молодой ученый. – 2019. – №40. – С. 118-120.
13. Киреева В.В. Финансовое планирование: понятие, задачи, методы и виды финансового планирования / В.В. Киреева // NOVAINFO.RU – 2017. – № 74. – С. 274-280.
14. Ковалева Н.А. Финансовое планирование и прогнозирование на предприятии: учебное пособие / Н.А. Ковалева. – Р/н/Д: Рост. гос. строит. ун-т, 2017. – 103 с.
15. Опрышко Е.В. Формирование и использование финансовых ресурсов предприятия / Е.В. Опрышко // Экономика и социум. – Саратов: Институт управления и социально-экономического развития, 2019. - №6-2. – С. 14-26.
16. Паштова Л.Г. Финансовое планирование в организациях: учебник / Л.Г. Паштова. – Москва: КНОРУС, 2018. – 274 с.
17. Разумовская Е.А. Финансовое планирование и прогнозирование: Учебное пособие / Е.А. Разумовская, М.С. Шуклин, В. И. Баженова, Е.С. Панфилова; под общ. ред. Е.А. Разумовской. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. – 284 с
18. Рогова Е.М. Финансовый менеджмент: Учебник и практикум / Е.М. Рогова, Е.А. Ткаченко. – Люберцы: Юрайт, 2019. – 540 c.
19. Румянцева Е.Е. Финансовый менеджмент: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры Е.Е. Румянцева. – Люберцы: Юрайт, 2018. – 360 с.
20. Степочкина Е.А. Финансовое планирование и бюджетирование: учебное пособие / Е.А. Степочкина. – М.: Директ-Медиа, 2020. – 101 с.
21. Чечевицына Л.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник / Л.Н. Чечевицына, К.В. Чечевицын. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2020. – 368 с.