Фрагмент для ознакомления
2
Практика является основной частью учебного процесса и имеет своими целями: закрепить и углубить полученные теоретические знания, привить практические навыки работы по выбранной специальности, а также осуществить сбор практической информации для выполнения отчета по практике.
Задачами данной практики является приобретение профессиональных навыков и опыта работы в прокуратуре и решение ряда вопросов, с которыми студент сталкивается на практике, а также научиться самостоятельно преодолевать возникающие в работе трудности и проблемы, решать вопросы и задачи.
Практика проходила в органах Прокуратуры.
Прокуратура признается органом государственного надзора. Говоря о надзорной функции прокуратуры и ее взаимоотношениях с исполнительной властью, необходимо выделить то, что органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными и территориальными органами исполнительной власти. Элементом сдерживания исполнительной власти как раз и выступает этот большой перечень в надзорной работе органов прокуратуры. Непосредственно по этой причине подчинение прокуратуры исполнительной или судебной власти повергнет к разрушению складывающейся в государстве системы сдержек и противовесов, увеличит опасность нарушения законов. И исполнительные, и судебные органы применяют законы, нарушение которых чревато тяжкими последствиями. Без независимого прокурорского надзора практически не останется механизма реагирования на нарушение законов судами. А если подчинить прокуратуру исполнительной власти, то получится, что последняя будет осуществлять надзор за исполнением законов представительными органами и в определенной степени судебной властью .
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются следующими нормативно-правовыми актами:
1. Конституцией Российской Федерации
2. Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»
3. Уголовным процессуальным кодексом Российской Федерации
4. Уголовным кодексом Российской Федерации
5. Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях
6. Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г.
7. Федеральным законом «О внешней разведке» от 10 января 1996 г.
8. Кодексом Российской Федерации об административном судопроизводстве.
Кроме основополагающих нормативно-правовых актов, прокуроры в рамках своей деятельности опираются на положения ведомственных нормативно-правовых актов:
1. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 18.03.2014 № 134 «Об утверждении перечня должностей в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие и иные работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»
2. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 31.05.2011 № 153 «Об организации работы по обеспечению доступа к информации о деятельности органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации»
3. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 16.01.2012 № 7 «Об организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности»
4. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 25.05.2014 № 287 «Об утверждении положения о порядке представления в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации сведений о доходах, о расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и перечня должностных лиц органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, по решению которых осуществляются проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, соблюдения требований к служебному поведению и контроль за расходами»
5. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 11.11.2014 №611 «О комиссиях органов и организаций прокуратуры Российской Федерации по соблюдению требовании к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов»
6. Приказ Генерального прокурора РФ от 29.08.2014 № 454 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции»
7. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 06.05.2009 № 142 «О порядке уведомления прокурорскими работниками и федеральными государственными гражданскими служащими руководителей органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации о фактах обращения к ним в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений и организации проверок поступающих уведомлений»
8. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 18.04.2008 № 70 «О проведении проверок (служебных расследований) в отношении прокурорских работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации» и т.д.
Органам прокуратуры отведено особое место в структуре российского государства. Они имеют функциональное отношение ко всем ветвям власти. Не относясь полностью ни к одной из них, прокурорский надзор призван уравновешивать их, обеспечивая оптимальное функционирование.
В Российской федерации непосредственно прокуратура рассматривается многими как институт, а чаще – механизм сдержек и противовесов в триаде властей. Некоторые авторы предлагают определять прокуратуру не как орган власти, а как «систему сдержек и противовесов».
Прокуратура считается не только органом надзора, но и действующим участником в уголовном судопроизводстве. Прокурор в уголовном процессе обладает полномочиями по проверке законности и обоснованности заключений.
Подчинение прокуратуры исполнительной или судебной власти приведет к разрушению сложившегося в государстве порядка «сдержек и противовесов», повысит угрозу нарушения законов. И исполнительный аппарат, и судебный используют законы, несоблюдение и нарушение которых опасно тяжкими результатами. В отсутствии независимого прокурорского надзора фактически будет отсутствовать механизм реагирования на нарушение законов. А в случае подчинения себе прокуратуры исполнительной властью, то выйдет, будто она станет исполнять надзор за реализацией законов представительными органами и в определенной ступени судебной администрацией.
Общие права, которыми обладает прокурор:
1. Контроль за исполнением положений Федерального закона при действиях, связанных с преступлениями.
2. Отменять постановления нижестоящих прокуроров, если он считает, что они по каким-либо причинам неправильные или необоснованные.
3. Участвовать в судебных заседаниях.
4. При наличии аргументированных причин, прокурор может ходатайствовать об изменении срока ареста или смене меры пресечения.
5. В случае, если дознаватель допускает какие-либо ошибки или совершает действия несоответствующие УПК РФ , прокурор вправе отстранить его от дальнейшего расследования.
6. Забирать дело у органов дознания и отправлять его в следственные органы, если на то есть соответствующая мотивация.
7. Подписываться под обвинительными заключениями.
8. Прокурор имеет право ознакомиться с материалами уголовного дела.
9. Уже в суде прокурор в качестве стороны обвинения может доказывать вину подсудимого, приводить веские доводы и доказательства.
10. Также прокурор вправе отказаться от продолжения уголовного преследования, однако в этом случае ему придется документально объяснить свою позицию.
11. В случае каких-то разногласий, прокурор имеет право обратиться с соответствующим запросом к генеральному прокурору Российской Федерации.
Все полномочия прокуроров четко определены в Конституции Российской Федерации и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» , это указано в 3 статье, это же ФЗ, а также в статье 33.
Глава вторая указывает на обязанность прокурора совершать надзор над соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Об этом гласит 26 статья второй главы, указанного ФЗ. В этой области прокурор обязан рассматривать и проверять жалобы от граждан на нарушения их прав и свобод.
В случае необходимости, разъяснять гражданам о порядке защиты. И, разумеется, принимать меры по пресечению различного рода нарушений. Для этого используются полномочия, данные прокурору 22 статьей. Если граждане жалуются на административное правонарушение, то возбуждается соответствующее производство. Если характер преступления против заявителей носит уголовный характер, то прокурор использует свои полномочия для скорейшего возбуждения уголовного дела.
Согласно статье 28, прокурор может и должен приносить пользу общественности, путем ходатайств о закрытии актов, нарушающих права и свободы людей.
Четвертая глава Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» четко описывает возможности прокурора во время судебного процесса. Основные положения данной главы:
1. Прокурор осуществляет в суде уголовное преследование и представляет государственное обвинение.
2. Прокурор может принять участие в уголовном процессе в любой его момент, от начала и до самого конца.
3. Полномочия прокурора внутри судебных заседаний указаны в процессуальном законодательстве Российской Федерации.
4. Генеральный прокурор Российской Федерации обязан принимать участие во всех верховных судебных заседаниях.
Службу в органах прокуратуры регламентирует ст. 40 Закона. Данная статья содержи в себе немало важных положений. Во-первых, отмечается, что работа в прокуратуре является государственной службой, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Отношения организация и сотрудников прокуратуры регулируются в соответствующем законе о труде и государственной службе. Процесс прохождения военной службы для представителей государственного обвинения регулируются федеральными законами «О воинской обязанности и военной службе» и «О статусе военнослужащих». В случае каких-то разногласий в вопросах прохождения службы, сотрудник имеет право жаловаться в вышестоящие инстанции.
Меры правовой защиты и социальной поддержки прокуроров (ст. 45 Закона). Прокуроры, всегда находятся под протекцией государства. Поскольку
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // СПС «КонсультантПлюс».
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1) Ст. 3.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. № 25. Ст. 2954.
5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.
6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.
7. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.
8. Исаева Л.А., Янтуганова Е.В., Якупова Л.Р. Место прокуратуры в системе разделения властей // Аллея науки. 2018. Т. 2. № 1 (17). С. 631-634.
9. Сафонов С.С. Деятельность органов прокуратуры по противодействию коррупции // Крымский Академический вестник. 2018. № 7. С. 125-130.
10. Фарсиян А.Н. Практическая значимость проведения антикоррупционной экспертизы органами прокуратуры в противодействии коррупции // Молодежь и актуальные проблемы современной науки Материалы Российской научно-практической конференции / Главный редактор О.Б. Бигдай. 2018. С. 168-170.
11. Шагиахметова Л.О. Деятельность органов прокуратуры по противодействию коррупции // Вестник современных исследований. 2020. № 11.8 (26). С. 133-135.