Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Социально-экономическое развитие региона - это планомерный управляемый процесс направленный на достижение качественного изменения социальной сферы и экономического благосостояния, одновременно с сохранением состояния окружающей природной среды и приводящим к улучшению условий жизни населения. В качестве интегрального показателя и главной цели социально-экономического развития рассматривается повышение качества жизни населения, при этом преобразования в экономической сфере выступают как средства достижения этой цели.
Для решения отмеченных проблем и совершенствования системы и процесса управления региональным развитием необходима комплексная диагностика основных направлений и результатов управленческой работы.
Эффективным механизмом корректировки общей стратегии экономических и социальных реформ, основанных на инновационных методах и технологиях, является широкое использование информационного обеспечения и новшеств в данной области. Последовательное их применение позволяет учесть специфику государственных и муниципальных структур в проведении инвестиционной, финансовой, внешнеэкономической и социальной политики, децентрализовать процесс управления реформами с переносом ряда направлений на местный уровень. Расширение, углубление и активное внедрение информационных технологий в направлении реформирования государственного и муниципального управления представляется очень важным. Актуальность этого направления обусловила формирование множества подходов к пониманию сущности информационного обеспечения стратегического планирования и инструментов его организации.
Актуальность работы обусловлена следующим.
Во-первых, в большинстве регионов не в полной мере используется организационно-управленческий потенциал, существуют значительные резервы повышения эффективности управления местным развитием.
В-вторых, многие владеют методологией информационного обеспечения стратегического планирования на недостаточном уровне.
В-третьих, необходима активная цифровизация социально-экономического развития регионов, эффективность которой доказана опытом зарубежных стран.
Решение вышеперечисленных проблем требует комплексного программного подхода. Применение программного подхода объясняется необходимостью повышения качества разработки и эффективности реализации комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований.
Цель работы рассмотреть направления социально-экономического развития в условиях цифровизации в России и за рубежом и разработать модель для совершенствования управления социально-экономическим развитием региона.
Исходя из цели работы поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать необходимость,
2. Разработать комплекснуюмодель для совершенствования управления социально-экономическим развитием региона.
Информационной базой для написания работы послужили источники сети Интернет, периодические издания, нормативные документы.
1. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ МОДЕЛИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА
В последнее десятилетие цифровые технологии активно входят во все сферы жизни. Акселератором этих процессов стали экономика и банковская сфера. Доступность информационных ресурсов всем категориям граждан – от детей младшего возраста до пенсионеров – формирует представление о том, что информационные технологии способны решить абсолютно все задачи, которые волнуют современное общество.
Малый и средний бизнес проявляют активный интерес к инновациям в этой области, понимая ощутимость выгод и преимуществ от их внедрения. Становится очевидно, что цифровые технологии особенно полноценно позволяют использовать ресурсы интернета и digital-пространства, чтобы сформировать эффективный и поток информации в соответствии с потребностями клиентов, добиться выделения в конкурентном окружении, ускорить и оптимизировать коммуникационный обмен, стать более гибкими, мобильными и проактивными, снизить издержки.
Именно поэтому исследование сущности и возможностей влияния инновационных инструментов цифровой экономики на деятельность малых и средних предприятий заслуживает особого интереса и глубокого разностороннего анализа, выявления возможностей для решения прикладных задач.
В условиях рыночной экономики и децентрализации местные власти проводят самостоятельную социально - экономическую политику. Региональная социально - экономическая политика может рассматриваться в виде комплекса мер, которые осуществляют органы региональной власти. Меры направлены на расширение экономического потенциала муниципального образования и повышение эффективности его использования, повышения конкурентоспособности предприятий, расположенных в регионе. Основная цель региональной социально - экономической политики - рост качества жизни, через обеспечение занятости, создание налоговой базы для регионального бюджета .
Основными задачами региональных органов управления по разработке и реализации социально-экономического развития являются:
- определение наиболее существенных диспропорций в экономике региона;
- формирование стратегических целей по совершенствованию структуры экономики региона;
- выбор и обоснование эффективных направлений структурных преобразований экономики региона;
– создание и обеспечение функционирования организационно- экономического механизма в части регулирования и поддержки преобразований в экономике .
Для достижения целей территориального развития используется потенциал территории. Для социально-экономического развития важным является наличие условий и использование факторов управления.
Система стратегического планирования социально-экономического развития региона преимущественно представлена следующим образом (рис.1.):
Рисунок 1– Система стратегического планирования социально-экономического развития региона
Источник: разработано автором
Все аспекты стратегического планирования социально-экономического развития региона основываются на результатах информационного обеспечения, представленных отчетами, аналитическими справками, стратегиями и концепциями, планами развития.
Непременным условием повышения эффективности регионального управления является привлечение население к данному процессу и обеспечение учета его интересов, пожеланий. Именно население в первую очередь заинтересовано в том, чтобы местное самоуправление в полной мере реализовало свои функции и помогало в решении вопросов местного значения. Поэтому только совместная работа населения и органов муниципальной власти по совершенствованию организации системы местного самоуправления позволит достичь оптимальных результатов.
Для повышения эффективности управления социально-экономическими процессами в регионе, усиления процессов демократизации
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Юзефов В. С. Цифровая экономика в России / В. С. Юзефов // Международный научно-исследовательский журнал. — 2020. — № 4 (94) Часть 2. — С. 44—46. doi: 10.23670/IRJ.2020.94.4.031
2. Доктрина информационной безопасности РФ, которая была принята 05.12.2016 № 646 указом Президента «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации»
3. Истомина Н.А. Развитие программно-целевого планирования в субъектах Российской Федерации в 2009-2017 годах // Государственные финансы. – 2019. - №1. – С.39-43
4. Моисеев А.Д., Московцева Л.В., Шурупова А.С. Муниципальное управление. М:Юнити-Дана, 2015 . с.177
5. Сударушкина И.В., Стефанова Н.А. Цифровая экономика / И.В Сударушкина // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. – Т. 6. – № 1 (18). – С. 182–184.
6. Чалдаева Л.А. Риски современного предпринимательства: характерные особенности и практика эффективного управления. Развитие предпринимательства и бизнеса в современных условиях: методология и организация. Монография / Под общ. ред. ректора Финансового университета, д.э.н., профессора М.А. Эскиндарова. – М., Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2017. – 466 с.