Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Практика является обязательным разделом основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена (далее - ППССЗ). Она представляет собой вид производственной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью по специальности.
С _______ по _____________ я проходила педагогическую практику на базе Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное учреждение МБДОУ детский сад N 192 Приморский край г Владивосток.
Цель педагогической практики - теоретическая и практическая подготовка к работе с дошкольниками с нарушениями слуха.
Задачами педагогической практики студентов в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха являются:
• расширение, конкретизация теоретических знаний по сурдопедагогическим дисциплинам, формирование практических навыков работы с глухими и с детьми;
• ознакомление с состоянием коррекционно-воспитательной работы в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха.
Я в ходе практики имела возможность применить, закрепить полученные теоретические знания и умения, приобрести систематизированный опыт педагогической деятельности в конкретном образовательном учреждении.
Характеристика базы практики
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное учреждение МБДОУ детский сад N 192 Приморский край г Владивосток
Основан: в 1992 году.
Основной целью «Детского сада» является: обеспечение полноценно физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
Деятельность «Детского сада» направлена на решение следующих задач:
• сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей,
• создание условий для своевременного и полноценного интеллектуального и личностного развития,
• обеспечение каждому ребенку возможности радостно и содержательно прожить период дошкольного детства,
• взаимодействие с семьей в вопросах обеспечения разностороннего развития ребенка.
Детский сад рассчитан на 150 мест.
Режим работы с 07.00 – 19.45
Списочный состав: 150 человека
Работают возрастные группы:
• 2-я младшая группа № 1;
• 2-я младшая группа № 2;
• средняя группа;
• старшая группа;
• подготовительная к школе группа № 1;
• подготовительная к школе группа № 2.
В детском саду имеется:
• музыкальный зал;
• медицинский кабинет;
• методический кабинет.
Основная программа по которой работает «Детский сад» —Т.С. Комаровой, Н.Е. Вераксы, М.А. Васильева «От рождения до школы»
Используются также такие программы:
С.Н. Николаева «Юный эколог»
В.И. Ашеков «Семицветик»
«Основы безопасности жизнедеятельности»
Направленность работы:
• поиск новых подходов, эффективных методов и приемов в воспитании и обучении детей,
• развитие у детей творческого воображения через все виды деятельности на основе развивающего обучения
Характеристика дошкольников старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха и особенности предметно-развивающей среды в детском саду
Слух, как известно, играет большую роль в интеллектуальном и речевом развитии ребенка. Ребенок с сохранным слухом слышит речь взрослых, подражает ей и учится говорить самостоятельно. Слушая высказывания взрослого, ребенок знакомится с окружающим миром, овладевает сложным познанием действительности, а также усваивает значения многих слов. При помощи слуха ребенок может контролировать собственную речь и сравнивать с речью взрослых и детей, так он усваивает не только правильное звукопроизношение, но и лексико-грамматические средства языка. В дальнейшем сохранный физический слух является необходимым условием для овладения чтением и письмом.
Нарушение слухового анализатора влияет на ход психического развития ребенка и приводит к возникновению вторичных дефектов.
Нарушается речевое развитие ребенка. Если глухота возникает рано, это приводит к полному отсутствию речи. Немота препятствует нормальному формированию словесного мышления, что ведет к нарушению познавательного развития.
Существует несколько видов классификаций по нарушению слуха. Рассмотрим педагогическую классификацию, предложенную Р.М. Боскис. Она выделила две основные группы детей с недостатками слуха: глухие и слабослышащие.
К группе глухих отнесены дети, состояние слуха которых не создает возможности для спонтанного формирования речи (без специального обучения). В зависимости от состояния речи среди глухих выделены две категории. Первая категория – дети без речи, родившиеся глухими или потерявшие слух в период, предшествующий формированию речи (примерно до 2 лет) – это ранооглохшие дети. Вторая категория – дети, потерявшие слух в период, когда их речь была сформирована, при этом уровень развития речи может быть различен – это позднооглохшие дети.
Термин «позднооглохшие» носит условный характер, т.к. данную группу детей характеризует не время наступления глухоты, а факт наличия речи при отсутствии слуха.
К группе слабослышащих отнесены дети с нарушенным слухом, при котором возможно самостоятельное речевое развитие, хотя бы в минимальной степени. С учетом состояния речи выделены две категории слабослышащих детей: слабослышащие дети, которые к моменту поступления в школу имеют тяжелое недоразвитие речи (отдельные слова, короткие, неправильно построенные фразы, грубые нарушения лексического, грамматического, фонетического строя речи), и слабослышащие дети, владеющие развернутой фразовой речью с небольшими отклонениями в грамматическом строе, фонетическом оформлении.
Трудности общения и своеобразия взаимоотношений детей с нарушениями слуха с обычными детьми могут привести к формированию некоторых негативных черт личности, таких как агрессивность, замкнутость. Однако специалисты считают, что при своевременно оказанной коррекционной помощи отклонения в развитии личности детей с глубокими нарушениями слуха могут быть преодолены. Эта помощь заключается в преодолении сенсорной и социальной депривации, в развитии социальных контактов ребенка, во включении его в общественно-полезную деятельность.
Эффективность образовательного процесса дошкольников с нарушением слуха зависит от многих факторов, в том числе от специально организованной предметно-пространственной среды. Активно действовать, проявлять себя в реальной среде для дошкольника так же естественно, как двигаться, играть, рисовать.
В детском саду работают над созданием для ребенка комфортабельной, уютной обстановки, рационально организованной и насыщенной разнообразными сенсорными и игровыми материалами. Именно в такой среде, по нашему мнению, возможно одновременное включение в деятельность всех воспитанников группы, включая и детей с нарушением слуха.
Специфика требований к организации развивающей среды в группах комбинированной направленности для детей с нарушением слуха:
1. Организация пространства, в котором обучается ребенок с нарушением слуха.
2. Для детей с нарушениями слуха основным источником получения информации является зрительный анализатор. Следовательно, в среде группы должны присутствовать удобно расположенные и доступные детям стенды с представленным на них наглядным материалом о правилах поведения, правилах безопасности, а также с материалами по изучаемой теме. Важным моментом в организации учебного пространства является выбор стола для ребенка с нарушенным слухом. Рекомендуется сажать детей с нарушением слуха как можно ближе к воспитателю и обеспечить достаточное пространство, чтобы дошкольник с нарушенным слухом в условиях речевого общения имел возможность поворачиваться и слухозрительно воспринимать речь одногруппников.
3. Технические средства обучения для каждой категории детей с нарушением слуха: индивидуальные слуховые аппараты, речевые процессоры кохлеарных имплантов (у детей после операции по кохлеарной имплантации), компьютерные программы, ориентированные на удовлетворение особых образовательных потребностей.
4. Дидактические материалы, отвечающие особым образовательным потребностям детей на дошкольной ступени образования.
Материалы, игрушки и оборудование отвечают педагогическим и эстетическим требованиям (способствуют развитию творчества, воображения; возможности применять игрушки как в индивидуальных, так и коллективных играх; обладают дидактическими свойствами (способствуют обучению конструированию, ознакомлению с цветом, формой и т.д.); и способствуют приобщению детей к миру искусства.
У детей с нарушением слуха активизируется зрительное восприятие, поэтому в группах комбинированной направленности в среде имеются дополнительные картинки, пиктограммы, надписи деятельности или действий: «стол», «что это?», «красный», «я рисую», «я хочу играть», которые помогают детям обогащать и закреплять словарь в разных видах деятельности. При организации совместной деятельности в таких группах педагоги используют интерактивные панно, картинки – алгоритмы и пиктограммы. Для обозначения центров детской деятельности педагоги используют картинку с названием и сюжетом, раскрывающую эту деятельность.
Для полноценного физического развития, охраны и укрепления здоровья детей в детском саду в наличии: участок на территории со специальным оборудованием (физкультурным инвентарём), в помещении – спортивный зал (включающий оборудование для ходьбы, бега, прыжков, катания, бросания, лазанья, общеразвивающих упражнений), кабинет для медицинского осмотра, изолятор, физкультурные центры в группах; оборудована сенсорная комната, бассейн.
В двигательных центрах групп имеется инвентарь и оборудование для физической активности детей, массажа (спортивный инвентарь, массажные коврики, тренажеры и т.п.). Подготовлены пиктограммы «Школа мяча», «Школа скакалки» и др., алгоритмы проведения гимнастики для глаз, дыхательных упражнения, пальчиковой гимнастики. Пиктограммы и схемы помогают детям организовать игру, выполнить правила.
Центр для познавательно-исследовательской деятельности и сенсорного развития оформляется и в группах общеразвивающей направленности, так как деятельность детей в этом центре возможна и без использования слуха. В помощь детям с ОВЗ можно использовать дополнительно алгоритмы действий.
Например, в центре имеется демонстрационный и раздаточный материал для обучения детей счету, развитию представлений о величине предметов и их форме, материал для развития пространственных представлений (схемы квартала, группы, план комнаты) и временных представлений (календари, часы).
Показать больше