Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Основная часть
Тема выпускной квалификационной работы «Субъекты и формы их противодействия незаконному обороту наркотиков при их перемещении через таможенную границу ЕАЭС».
Были изучены следующие вопросы:
1. Правоохранительные органы, участвующие в борьбе с наркобизнесом.
2. Таможенные органы, борющиеся с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации при их перемещении через таможенную границу ЕАЭС.
3. Организационные формы борьбы с незаконным оборотом наркотиков при их перемещении через таможенную границу ЕАЭС.
В настоящее время весьма остро стоит проблема незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Вероятно, в России нет регионов, которые не связаны с оборотом наркотиков. Благодаря своему географическому положению наша страна находится в центре борьбы с незаконным оборотом наркотиков.
Масштабы массового потребления наркотиков среди населения настолько велики, что представляют реальную угрозу экономической безопасности страны. Преступность, связанная с наркотиками, является движущей силой в преступных кругах и хорошей средой для террористов и других групп, которые опасны для общества.
Незаконный оборот наркотических средств в разное время становился предметом исследования многих ученых. Среди них можно отметить работы Иванов М.К., Исиченко А.П., Прозументов Л.М., Шеслер А.В. и других.
Правоохранительные органы, участвующие в борьбе с наркобизнесом.
Борьба с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (далее – наркотиков) в России является одним из приоритетных направлений деятельности государства. Противодействие незаконному наркообороту осуществляется правоохранителями в рамках административного и уголовного законодательства
Расследование большинства уголовных дел о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков и предусмотренных ст. 228 – 234 УК РФ , в соответствии со ст. 151 УПК РФ, определяющей их подследственность, возлагается на органы внутренних дел Российской Федерации.
Так, к компетенции следователей ОВД относятся преступления, квалифицируемые по ч. 2, 3 ст. 228, ст. 228.1, 228.4, 229, 229.1, ч. 2, 3 ст. 230, ч. 3 ст. 230.1, ч. 2 ст. 230.2, ч. 2 ст. 231, ч. 2, 3 ст. 232, ч. 2, 3 ст. 234, ч. 2, 3 ст. 234.1 УК РФ. Дознавателям этого же ведомства подследственны уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 228, ст. 228.2, 228.3, ч. 1 ст. 230, ч. 1, 2 ст. 230.1, ч. 1 ст. 230.2, ч. 1 ст. 231, ч. 1 ст. 232, ст. 233, ч. 1, 4 ст. 234, ч. 1 ст. 234.1 УК РФ.
Помимо следователей и дознавателей ОВД обязанность по расследованию предусмотренных ст. 229.1 УК РФ преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, возлагается на следователей органов федеральной службы безопасности.
Вместе с тем преступления, предусмотренные ч. 2, 3 ст. 228, ст. 228.1, ст. 228.4, ст. 229.1, ч. 2, 3 ст. 234.1 УК РФ, могут расследовать следователи как органов внутренних дел, так и Следственного комитета РФ, и органов федеральной службы безопасности, поскольку альтернативный признак подследственности, регламентированный п. 5 ст. 151 УПК РФ , позволяет производить предварительное следствие органу, выявившему факт преступления. Данное обстоятельство указывает на межведомственную компетенцию, что актуализирует вопросы уголовного судопроизводства, связанные с незаконным оборотом наркотиков.
Следует отметить, что правовое поле деятельности сотрудников полиции определяется теми задачами, которые решаются в каждой конкретной ситуации.
Обнаружение и изъятие наркотиков в рамках уголовно-процессуального законодательства может осуществляться должностными лицами, уполномоченными производить следственные действия по уголовному делу, производство которого носит самостоятельный характер, либо по конкретному заявлению, указывающему на признаки преступления. Изъятие наркотиков в таких случаях возможно на стадии доследственной проверки только в ходе осмотра места происшествия, а в рамках предварительного расследования – еще и при производстве обыска (личного обыска) или выемки.
Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» не регламентирует правоотношения, возникающие между гражданами и лицами, проводящими оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ). Вместе с тем он наделяет должностных лиц оперативных подразделений полномочиями в одностороннем порядке. Именно односторонняя законодательная регламентация правоотношений характеризует негласную деятельность оперативных сотрудников. Реализация материалов ОРД всегда носит гласный характер и подчинена требованиям УПК РФ, поскольку к этому моменту оперативные сотрудники прекращают ОРМ и выступают в процессуальной роли лица органа дознания.
Переход от административно-юрисдикционной деятельности к уголовно-процессуальной регламентирован КоАП РФ и предусматривает не только прекращение дела об административном правонарушении за отсутствием состава правонарушения, но и вынесение постановления о направлении материалов, указывающих на признаки преступления, в орган дознания, дознавателю, следователю или прокурору (п. 3 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ).
Процедура возбуждения уголовного дела по материалам административного производства осуществляется по правилам ст. 146 УПК РФ уполномоченными участниками уголовного процесса со стороны государственного обвинения. В рамках уголовного дела материалы административного производства подлежат осмотру, признанию доказательствами и приобщению к уголовному делу вместе с изъятыми наркотиками.
Аналогично в уголовный процесс вводятся документы, полученные в ходе оперативно-розыскной деятельности, которая предполагает документирование фактов, указывающих на признаки уголовно наказуемого деяния, по заранее установленной информации лицами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
Трудности, с которыми сталкиваются сотрудники оперативных подразделений ОВД, также обусловлены возможностью сочетания правовых режимов деятельности. И здесь сложно их упрекать в правовом нигилизме, поскольку ряд авторов рекомендуют документировать факты задержания лица с поличным в ходе проверочной закупки в соответствии с нормами административного законодательства .
В связи с этим следует напомнить, что административно-юрисдикционная деятельность осуществляется должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, при наличии поводов к возбуждению дела об административном правонарушении (указанных в ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ) и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, при отсутствии заранее спланированных оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление конкретного факта правонарушения. Синтез двух видов деятельности приводит к нарушению процессуальной формы документирования и, как следствие, к признанию доказательств недопустимыми.
Рассмотрим пример из практики: гражданин К находился в оперативной разработке сотрудников уголовного розыска в связи с информацией о незаконном приобретении и хранении наркотиков. Получив информацию о том, что К в целях смены места дальнейшего хранения наркотиков предпримет попытку к их перевозке в другой населенный пункт, сотрудники уголовного розыска пресекли действия К по пути его следования.
Ссылаясь на нормы КоАП РФ и Закона «О полиции» , данный факт задокументировали следующим образом: перед началом досмотра транспортного средства наркотики изъяли, затем провели проверку в порядке ст. 140–145 УПК РФ, а позже передали материал для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 228 УК РФ. Указанный пример наглядно демонстрирует самую распространенную ошибку: фактически осуществлялась оперативно-розыскная деятельность, а юридически отражена административная и уголовно-процессуальная.
В этом случае объективно оценить правомерность действий сотрудников ОВД не представляется возможным, юридической оценке подлежат действия сотрудников ОВД, отраженные в рамках административного материала, который в силу ошибочно выбранного способа фиксации выглядит по меньшей мере фальсификатом.
Таможенные органы, борющиеся с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации при их перемещении через таможенную границу ЕАЭС.
В последние годы прослеживается тенденция распространения наркотических средств и их незаконного оборота, что обуславливает необходимость усиления национальной безопасности и принятия соответствующих контрольных мер со стороны правоохранительных органов. Наиболее проблемной областью в данном вопросе является контрабанда наркотических средств, из-за которой возникает серьезная угроза социально-экономическим, культурным и демографическим показателям нашей страны.
Контрабанда определяется как перемещение через таможенную границу государства товаров, ценностей и иных предметов, сопровождаемое нарушением требований таможенного законодательства. Основным органом, уполномоченным проводить мероприятия по отслеживанию, выявлению и пресечению контрабанды наркотиков, являются таможенные органы.
По статистическим данным, большую часть задержанных за контрабанду наркотиков лиц составляют мужчины (83,4 %), однако в последнее время количество задержанных женщин возрастает. По возрастным особенностям лица, совершившие контрабанду наркотиков, характеризуются следующим образом: от 16 до 29 лет - 35 %, 30-39 лет - 18 %, 40-45 лет и старше - 47 %. Из приведенных показателей видно, что среди лиц, совершивших такие преступления, преобладают граждане достаточно зрелого возраста. Такие лица, как правило, имеют постоянное место жительства, при этом нигде не работают (69 %), остальные же (проводники железнодорожного транспорта, водители по найму и пр.) используют свою трудовую деятельность как средство незаконного обогащения при провозе наркотиков на территорию России.
В первом полугодии 2020 года таможенными органами Российской Федерации в ходе таможенного контроля лиц, транспортных средств и грузов, следующих через государственную границу Российской Федерации, а также оперативно-розыскных мероприятий выявлен 721 факт незаконного перемещения наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и сильнодействующих веществ, из незаконного оборота изъято 7865,817 кг. По выявленным фактам контрабанды наркотиков таможенными органами возбуждено 313 уголовных дел, в том числе по статье 229.1 УК РФ возбуждено 109 уголовных дел, по статье 226.1 УК РФ возбуждено 204 уголовных дела .
С начала 2021 г. правоохранительные подразделения таможенных органов изъяли из незаконного оборота свыше 2,5 тонн наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, в том числе около 6 кг героина, более 300 кг гашиша, около 8 кг кокаина, 10 кг марихуаны, 3 кг новых психоактивных веществ, свыше 20 кг иных наркотических средств и 13 кг сильнодействующих веществ.
На протяжении многих лет одним из основных производителей и поставщиков наркотиков с использованием каналов международных автомобильных перевозок остается Афганистан.
Также попытки ввоза в Россию кокаина продолжаются и из стран Латинской Америки как прямыми поставками с помощью морского транспорта, так и транзитом через страны европейского континента с использованием стыковочных авиарейсов. На этом направлении подразделениями ФТС России в 2016 г. было изъято около 30 кг кокаина и 3 кг листа коки.
Так, в августе 2016 г. сотрудниками Балтийской таможни была задержана крупная партия кокаина, прибывшая в контейнере-рефрижераторе трансатлантического грузового судна из Эквадора в Санкт-Петербург с грузом мороженой рыбы. Масса изъятого наркотического средства составила более 20 кг.
Одним из способов контрабандной перевозки крупных и особо крупных партий наркотических средств являются авиационные перевозки. Так, в январе 2017 г. сотрудники Домодедовской таможни при проведении таможенного контроля пассажиров, прибывших рейсом Пунта-Кана - Москва, задержали граждан России, которые пытались ввезти на территорию России кокаин. Наркотик общим весом 6 кг был спрятан в чемоданах методом «двойного дна». Аналогичная ситуация произошла в мае 2017 г., когда сотрудники Домодедовской таможни пресекли попытку ввоза крупной партии кокаина. Двое граждан России пытались ввезти 1 кг кокаина из Доминиканы, спрятав брикеты с наркотиком в акустическую колонку. Автомобильный транспорт продолжает оставаться одним из наиболее используемых способов контрабанды наркотиков. К примеру, в ноябре 2016 г. сотрудники Псковской таможни совместно с сотрудниками Северо-Западной оперативной таможни задержали крупную партию гашиша - 400 кг. Гашиш находился в специально оборудованном тайнике грузового автомобиля.
Одним из наиболее эффективных бесконтактных способов контрабандного перемещения наркотиков являются международные почтовые отправления. В 2018 г. таможенными органами в международных почтовых отправлениях изъято 120 кг наркотиков, с начала 2019 г. - 30 кг. В последнее время все большую популярность приобретает «муллинг» - внутриполостной способ сокрытия наркотиков, когда они перевозятся внутри человеческого тела.
Наиболее часто такой способ сокрытия используется при осуществлении незаконных перевозок наркотиков на воздушном транспорте, в связи с тем, что время, затраченное на перевозку, имеет важное значение для наркокурьера.
Несмотря на сравнительно малую вероятность обнаружения наркотических средств при использовании данного способа, он является наиболее сложным и опасным по сравнению с другими существующими способами контрабанды. Кроме того, такие способы сокрытия имеют ограниченные возможности по объему перевозимого груза. Именно по этой причине их используют для доставки наиболее дорогостоящих наркотиков (героин и кокаин) .
Выделяют два вида мулов: долгосрочные и краткосрочные. К первым относятся те, которые летают из страны в страну и перевозят наркотики внутри своего тела сроком примерно до суток или чуть больше: это «глотатели». Под вторым типом понимают тех, в чьи обязанности входит переправить что-либо в тюрьму или просто скрыть в течение нескольких минут или часов.
О первых «глотателях», «людях-контейнерах» или «мулах», сообщалось еще в 1973 г. Два врача из Торонто признались о пациенте с кишечной непроходимостью, которая развилась вследствие проглоченных презервативов с гашишем. Впоследствии данный способ начал распространяться по миру.
Так, в аэропорту Барселоны была задержана 22-летняя гражданка Панамы. Раскрыть наркокурьера позволил личный досмотр: сотрудники службы обратили внимание на марлевую повязку под грудью у девушки. После проверки на сканере женщину перевезли в больницу.
Вместо силиконовых имплантов в бюсте у девушки обнаружили два пакета с кокаином. Всего было изъято около двух килограммов кокаина стоимостью до 300 тысяч евро. По предположению правоохранительных органов, девушка является жертвой преступников одного из колумбийских наркокартелей, которые вынуждали её насильно перевозить таким способом кокаин. Сообщается, что задержание могло спасти задержанной жизнь - если бы такое количество инородного вещества попало в организм, она бы долго не прожила.
В Новосибирской области в Новгородском городском суде к различным срокам наказания были приговорены четыре граждански Таджикистана, обвинявшиеся в контрабанде и перевозке наркотиков в особо крупном размере. Все четыре женщины были членами организованной преступной группировки. У данной группы была четко выстроенная иерархично построенная структура, внутри которой все задания заранее были спланированы и распределены между преступницами.
Организатором была жительница Худжентского района Таджикистана Р., она не только занималась поиском исполнителей и расфасовкой героина в капсулы, но и контролировала перемещение через таможенную границу, обеспечивала курьеров деньгами, а в Новосибирске должна была на съемной квартире помочь избавиться от смертоносного груза. За перевозку нигде не работавшим Т., Б. и Б. было обещано вознаграждение по 500 долл. США каждой (следует отметить, что для Таджикистана на эти деньги можно прожить в течение полугода).
Заключение
Таким образом, рассмотрев субъектов противодействия незаконному обороту наркотиков при их перемещении через таможенную границу ЕАЭС отметим, что в последнее время произошли изменения в социально-политической и экономической сфере. Они явились следствием образования единого экономического пространства, высвобождения внешнеэкономической деятельности, последствием чего экономика России открылась для интернационального сообщества.
Открытие экономики послужило причиной и росту правонарушений и преступлений в таможенной сфере.
Главным звеном противозаконности и угрозой таможенной безопасности является контрабанда. Первостепенная задача таможенных органов состоит в том, чтобы найти и выявить объект контрабанды. Как правило, в большинстве случаев незаконно перемещаются такие предметы, как наркотики, различные психотропные и ядовитые вещества, культурные ценности. Вследствие этого таможенные органы обязаны более тщательно формировать свои действия по обнаружению контрабанды.
Показать больше