Фрагмент для ознакомления
2
Психолого-педагогическая характеристика временного детского коллектива (отряда)
Количество детей в отряде, возрастной и социальный состав детского коллектива. Детей в отряде 16, от 12до 13 лет, все дети, дети благополучные, общительные, есть два ребенка с повышенной конфликтоностью
Дети увлечены спортом, музыкой, компьютерами
Детей с особыми образовательными потребностями нет
По результатам социометрического исследования, можно заключить следующее. Большинство детей открыты и легки в общении. За небольшим исключением отряд неконфликтен, дети легко идут на контакт с вожатыми и друг другом, вовлекаются в различные виды деятельности. Отрицательным качеством для большинства детей является неусидчивость. В отряде формируются обычаи и традиции, которые скрепляют коллектив, развивают положительные качества всего коллектива и отдельного ребёнка в нём.
Отношения между детьми характеризуются как вполне благополучные. Между ними не сложилось всецело сплоченного коллектива, дети дружат небольшими группами, что подтверждается результатами социометрии. В отряде есть дети, которые претендуют на лидерство, хотя по своей сути таковыми не являются. К таким вполне можно отнести Свиридова Романа и Сомлва Тимофея. При этом, если девочки занимают активную жизненную позицию: серьезно относятся к учебе, участвуют в отрядных мероприятиях часах и иных мероприятиях, – то Савчукова Екатерина и Нагорных Алина, к сожалению, не всегда направляют свою энергию в правильное русло.
Отвергаемых и изолированных детей нет.
Дети понимают и принимают статус «вожатого» и «ребенка». Взаимоотношения с вожатым строятся на взаимном доверии и уважении. С остальными взрослыми лагеря отношения доброжелательно-деловые.
Дети не всегда самокритичны в отношении своей деятельности и поведении. У некоторых наблюдается завышенная самооценка (Сыромолотова Вероника). Иногда отсутствует сознательная дисциплина. Не все дети могут противостоять некорректному поведению других. Порой наблюдается упрямство, эгоизм со стороны ряда детей. Свои чувства и эмоции проявляют очень бурно.
Взаимоотношения между мальчиками и девочками носят ситуативный характер, что также обусловлено возрастом дети\ей. Не всегда наблюдается и сплоченность детей в коллективной деятельности. Однако среди коллектива можно выделить группы детей, которые дружат между собой как в отряде, так и за его пределами.
В отряде есть актив, который приходит на помощь всегда: Савчукова Екатерина, Нагорных Алина, Казюлькин Николай, Лушпа Илья. Отношения между членами коллектива устанавливаются при непосредственном контакте, взаимодействии, общении и не зависят от ценностей групповой деятельности. Имеют место быть проявления взаимовыручки и взаимопомощи между детьми.
Методическая разработка отрядного события
Отрядное событие «Смена по нашим правилам»
Возраст: 10-15 лет
Цель: распределение обязанностей в отряде.
Задачи:
1. Развивать самостоятельность, ответственность и инициативность у детей
2. Формировать положительные отношения у детей
3. Воспитывать уважительное отношение к соотрядникам.
Период проведения: организационный период
Оборудование: канцтовары для оформления реквизитов и плакатов (цветная бумага, клей, ножницы, ватманы, краски и т.д.), ноутбук, колонки, распределительный бланк.
Предварительная работа: не требуется
Ожидаемые результаты:
Знать обязанности в своей группе;
Уметь выполнять поручения по направлениям;
Уметь сотрудничать с коллегами по группе.
СТРУКТУРА ОТРЯДНОГО ДЕЛА
(Таблица)
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
1. ПРИВЕТСТВИЕ (1 минута)
Вожатый: Добрый день, друзья! Впереди у нас с вами целая смена наполненная различными событиями. А чтобы она прошла на «Ура!», нам просто необходимо распределить обязанности. Каждому из вас предстоит выбрать группу по интересам. Их всего 5:
Художественное направление
Организация спортивных мероприятий.
Хореографическое направление
Актёрское направление, вокал
Организация и координация мероприятий
2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПО ГРУППАМ (5 минут)
Вожатый: И так, чем же у нас занимаются «Художественное направление». Этой группе предстоит работать над оформлением отрядного места и уголка, помогать оформлять сцену, готовить плакаты поддержки и стенгазеты. Ребята, которые вдохновлены красками и кисточками, вам точно сюда.
Вожатый: Следующее группа «Организация спортивных мероприятий». На этих ребятах возлагается не мало ответственности, ведь для них спорт – это жизнь! Не пропускают не одни спортивные мероприятия, а так же следят за порядком на зарядке. Я уверен, что многие ребята окажутся в этой группе.
Вожатый: Ну а сюда пойдут те ребята, у которых всё связано с танцами, поэтому они спешат в «Хореографическое направление». Им предстоит не мало поставить танцевальных постановок и флешмобов.
Вожатый: А следующая группа для тех, кто не может жить без сцены, без аплодисментов зрителей это «Актерское мастерство и вокал». Тут без лишних слов, ведь я уверен, что в нашем отряде самые артистичные ребята.
Вожатый: Ну одна из важнейших групп, без которых не смогут существовать остальные «Организация и координация мероприятий». Это те люди, которые следят за репетициями, вносят самые креативные идеи, готовят реквизит к мероприятиям и являются работниками сцены и помощниками ди-джея
Вожатый: Я уверен, что каждый из вас определился и сделал важный выбор. Конечно же мы все с вами будем участвовать в различных мероприятиях, но у каждого будет особенная обязанность, за которую он будет нести большую ответственность. Итак, я попрошу выйти сюда … (называет по порядку ребят по определенному направлению, и следом дает задание для группы, как бы попробовать себя в практике).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Байбородова Л.В. Воспитательная работа в детском загородном лагере/ Л.В. Байбородова, М.И. Рожков. – Ярославль: Академия развития, 2003.
2. Богданова Е. В. Вожатское лето: день за днем /Е. В. Богданова, Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2014. – 161 с.
3. Богданова Е. В. Лайфхаки для вожатого: учебно-методическое пособие для студентов, осуществляющих подготовку по модулю «Основы вожатской деятельности» / Е. В. Богданова, О. М. Давыденко. –Новосибирск: Изд-во ООО «Немо Пресс», 2018. – 120 с.
4. Вайндорф-Сысоева, М. Е. Организация летнего отдыха детей и подростков: учебное пособие для прикладного бакалавриата / М. Е. Вайндорф-Сысоева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 166 с. – (Университеты России). – ISBN 978-5-534-06307-3. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://www.urait.ru/bcode/436488 (дата обращения: 06.05.2020).
5. Емельянова, И. Н. Основы воспитания: учебное пособие/ И. Н. Емельянова. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2013. – 136 с.
6. Каникулы. Прикладная энциклопедия: Учителю, воспитателю, вожатому / С.А. Шмаков. – М.,1997.
7. Каникулы: игра, воспитание / Газман О.С. – М., 1998.
8. Кругликова Г.Г., Линкер Г.Р. Теория и методика организации летнего отдыха детей и подростков: Учебное пособие.– Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011.– 236 с.
9. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. – М., 1988.
10. Организация и методика проведения игр с подростками. Взрослые игры для детей: Учебно-методическое пособие / Б.В. Куприянов, М.И. Рожков, И.И. Фришман. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. – 215 с.
11. Практикум по организации летнего отдыха детей [Электронный ресурс]: электронное учебное пособие: электронное учебное пособие/ авт.-сост. Н. И. Астахова; Алтайская гос. пед. акад., Ин-т психологии и педагогики. - Барнаул: [б. и.], 2012. – 220 с. – Режим доступа: http://icdlib.nspu.ru/catalog/details/icdlib/645040/ (дата обращения 06.05.2020).
12. Савельев, Д. А., Симпирович, С. В. Мастер-класс для вожатых: Пособие для педагогов дополнительного образования / Д. А. Савельев, С. В. Симпирович. – Москва: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2015. – 127 с. - ISBN 978-5-691-02154-1. – Текст: электронный. – URL: http://znanium.com/catalog/product/1052564 (дата обращения 06.05.2020).
13. Слизкова, Е. В. Педагогика дополнительного образования. Методика работы вожатого: учебное пособие для академического бакалавриата / Е. В. Слизкова, И. И. Дереча. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 149 с. – (Образовательный процесс). – ISBN 978-5-534-06468-1. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://www.urait.ru/bcode/438726 (дата обращения: 06.05.2020).
14. Тетерский С.В., Фришман И.И. Детский оздоровительный лагерь: воспитание, обучение, развитие: Научно-методическое пособие. – М., 2006.
15. Чеканова Е.Н. Психологический справочник вожатого: методический сборник из опыта работы с вожатыми и детьми. Тюмень: «Ребячья республика», 2014. – 198 с.