Фрагмент для ознакомления
2
1. Участие в установочной конференции по практике
Направление подготовки 49.04.01 Физическая культура
Направленность (профиль) Управление системой подготовки спортсменов
Сроки практики - с 13.02.2021 г. по 14.03. 2021 г.
Цель практики – формирование навыков организации и проведения педагогической и научно-методической деятельности, а также определения направлений инновационного развития образовательного процесса в учреждениях высшего образования.
Задачи практики:
Изучение нормативно-правового обеспечения и передового опыта организации образовательного процесса в учреждениях высшего образования РФ и зарубежных стран.
Изучение форм организации, научно-методического обеспечения и проведения образовательного процесса на теоретических и спортивно-педагогических кафедрах учреждений высшего образования.
Изучение современных образовательных технологий и путей их внедрения в образовательный процесс, форм представления результатов научно-исследовательской деятельности.
Формирование умений разрабатывать структуру и содержание лекционных, лабораторных и практических занятий по учебным дисциплинам с использованием в образовательном процессе современных средств и методов обучения.
Овладение навыками лекторского мастерства, искусством ведения дискуссии и диалога, устного изложения проблемного материала.
Формирование творческого, исследовательского подхода и социально-активного отношения к профессионально-педагогической деятельности.
Формирование адекватной самооценки и ответственности за результаты профессионально-педагогической деятельности.
Совершенствование навыков аналитической и рефлексивной деятельности.
Предмет: Легкая атлетика
Лекции: 01.03.2021 и 15.03.2021
Темы лекций:
1. Методика развития физических качеств;
2. Особенности занятий легкой атлетикой с детьми, подростками, юношами.
Практические работы (лабораторные): 22.03.2021 и 29.03.2021
Темы практики:
1. Развитие ловкости на начальном этапе спортивной подготовки;
2. Развитие быстроты на начальном этапе спортивной подготовки
Практика проводится на студентах 3 курса очного обучения
Факультет: физическая культура
Направление подготовки: (44.03.01) педагогическое образование
Направленность (профиль): физическая культура
Лекции и практические занятия проводились под руководством: доцента, кандидата педагогических наук.
3. Составление справки-характеристики учреждения (информационной карты профильной организации)
Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Ленинградской области "Ленинградский государственный университет имени А.С.Пушкина"
Дата создания образовательной организации 29 октября 1992 года
Адрес местонахождения образовательной организации 196605 Санкт-Петербург, г.Пушкин, Петербургское шоссе, д.10 лит.А
Режим, график работы 8.30-20.30
Контактные телефоны 8 (812) 466-65-58 (Приемная ректора)
8 (812) 465-66-99 (Приемная комиссия)
Факсы 8 (812) 466-49-99
Адреса электронной почты pushkin@lengu.ru
Учредители
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области
ФИО руководителя учредителя образовательной организации Тарасов Сергей Валентинович
Адрес местонахождения учредителя 191124, Санкт - Петербург, пл. Растрелли, д. 2
Контактные телефоны (812) 611-44-50 факс (812) 611-44-79
Адрес электронной почты office_edu@lenreg.ru
Адрес сайта учредителя в сети «Интернет» http://edu.lenobl.ru/
4. Посещение лекционных и практических занятий преподавателей кафедры
В практической деятельности преподавателю физического воспитания необходимо решать комплекс педагогических, организационных и управленческих задач.
Профессиональные обязанности преподаватель кафедры физического воспитания дифференцированы в соответствии с его квалификацией и статусом.
В обязанности преподавателя входит проведение учебных практических занятий, индивидуальная работа со студентами, приём контрольных нормативов и зачётов, учебно-методическая работа, организация и проведение соревнований, целенаправленная работа по повышению спортивного мастерства студентов-спортсменов.
В обязанности старшего преподавателя (заместителя декана по физическому воспитанию) входит:
комплектование групп студентов в учебных отделениях, комплектование спортивных команд факультета;
оказание помощи студентам-спортсменам, нацеленной на сочетание их обучения в вузе с активными занятиями спортом;
проведение на факультете работы по наглядной агитации и пропаганде спорта и здорового образа жизни;
В круг обязанностей старшего преподавателя, ответственного за учебно-методический раздел работы кафедры (заместитель заведующего кафедрой по учебной работе), входит:
осуществление контроля качества проведения учебных и тренировочных занятий на кафедре;
организация приёма контрольных нормативов и зачётов по физическому воспитанию;
контроль выполнения решений и распоряжений по кафедре;
составление отчёта по учебно-методической работе.
Основные обязанности заведующего кафедрой физического воспитания:
организация учебно-воспитательного процесса и контроль качества проведения учебных занятий;
разработка стратегии развития спорта высших достижений и спорта для всех в вузе;
руководство научно-методической работой;
внедрение современных технологий организации труда на кафедре;
составление сметы по штатному расписанию и распределение почасового фонда заработной платы;
руководство хозяйственной деятельностью;
организация повышения квалификации преподавателей и учебно-вспомогательного персонала кафедры.
Преподаватель кафедры физического воспитания вуза обязан систематически и целенаправленно работать над совершенствованием своего педагогического и спортивного мастерства, индивидуального стиля профессиональной деятельности. Он должен быть всегда доброжелательным, жизнерадостным. Тщательно продумывать содержание занятий, проводить их только в спортивной форме, соблюдать дисциплину труда и добросовестно выполнять свои профессиональные обязанности.
В обязанности преподавателя, ответственного за работу по физическому воспитанию на факультете (заместитель декана по физическому воспитанию), входит:
- комплектование групп во всех учебных отделениях на факультете и контроль за их перемещением;
- контроль за эффективностью процесса по физического воспитания на факультете;
- оказание помощи спортивному совету факультета в комплектовании спортивных команд и подготовке их к первенству вуза, в организации и проведении физкультурно-массовых и спортивных мероприятий на факультете;
- ведение учета и информирование совета факультета о состоянии дел, здоровья, физического развития и физической подготовленности студентов;
- проведение работы по наглядной агитации и пропаганде ФК и С на факультете.
Для осуществления учебного процесса и проведения всех видов работ кафедрой разрабатываются:
1. Перспективный план работы кафедры на пятилетие (вопросы организации учебной, научной, учебно-методической, физкультурно-массовой и спортивной работы, повышение квалификации преподавателей и развития материальной базы и т.п.).
2. Рабочие учебные программы, включающие графики учебного процесса по всем учебным отделениям и видам спорта (рабочие программы разрабатываются на основе федеральной программы и дополняются вариативной частью учебных и факультативных занятий в объеме 1-3 часа в неделю). Расписание учебных занятий, планы-конспекты на каждое занятие (по потокам, на спортивном и специальном отделении на каждую группу).
3. План работы кафедры, план работы по физическому воспитанию на факультетах, планы работы учебных отделений (или по видам спорта), индивидуальные планы преподавателей на каждый учебный год.
4. Перспективный план и план на год научных и научно-методических работ по физическому воспитанию студентов.
5. Календарный план физкультурно-массовой и спортивной работы.
Положение о спартакиаде (соревнованиях).
Физическое воспитание студентов проводится в форме учебных и внеучебных занятий в течение всего периода обучения. Программой по физическому воспитанию предусмотрено проведение теоретических, практических и контрольных учебных занятий. Практические занятия включают 2 подраздела: методико-практический и учебно-тренировочный.
5. Разработка учебно-методических материалов по разделам (темам) теоретических дисциплин (планы-конспекты лекционных и (или) практических (лабораторных) занятий с мультимедийными презентациями) и спортивно-педагогических дисциплин (планы-конспекты практических занятий)
Лекция 1 Предмет и содержание теории физической культуры.
План
1. Основные понятия теории физической культуры.
2. Методы научных исследований.
3. Теоретические основы физического воспитания
4. Понятие о социальных и педагогические системы ФВ.
1.1. Основные понятия теории физической культуры.
ТМФВ - это научная и учебная дисциплина, представляет собой систему знаний о роли и месте ФВ в жизни человека и обществе, особенностях и общих закономерностях его функционирования и развития.
Объектом ТМФК - есть физические возможности и способности человека, которые изменяются под влиянием средств ФК.
Предметом - является управление процессом ФВ человека.
Различают педагогическое направление ТМФК (управление процессом ФВ и его разновидностей) и биологический направление (влияние двигательной активности на процесс жизнедеятельности организма).
Физическая культура - часть общей культуры, совокупность специальных, духовных и материальных ценностей способов их производства и использования в целях оздоровления людей и развития их физических способностей.
Физическая культуры человека - рассматривается как процесс овладения знаниями, умениями и навыками воспитательной, учебной, оздоровительной, рекреационной деятельности для последующего использования в процессе самосовершенствования, как результат - уровень физического здоровья, который человек смогла сохранить и улучшить благодаря своему желанию, знанием, здоровом образе жизни и двигательной активности.
Физическое воспитание - специализированный педагогический процесс целенаправленного систематического воздействия на человека физическими упражнениями, оздоровительными силами природы, гигиеническими факторами с целью укрепления здоровья, развития физических качеств, совершенствование морфологических и функциональных возможностей, формирования и улучшения жизненно важных двигательных навыков, умений и связанных с ними знаний, обеспечения готовности человека к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни.
Физическое образование - процесс формирования у человека необходимых умений и навыков, а также передачи специальных знаний в области физической культуры.
Физическое развитие - естественный процесс возрастных изменений морфологических и функциональных признаков организма, обусловлен наследственными факторами и конкретными условиями внешней среды.
Понятие «физическое развитие» может использоваться в двух значениях:
- как процесс, происходящий в организме под воздействием возрастных изменений и физических упражнений;
- состояние (комплекс признаков, характеризующих морфофункциональное состояние организма, уровень развития физических качеств).
Признаки физического развития можно разделить на 3 группы:
1. соматометрических (длина, масса тела, охватные размеры).
2. Соматоскопические (форма грудной клетки, спины, ног, осанка, рельеф мускулатуры.
3. Физиометрические - уровень развития скелетной мускулатуры, физическая работоспособность, уровень развития физических качеств.
Физические качества - качества, характеризующие отдельные качественные стороны двигательных возможностей: сила, гибкость, выносливость, ловкость, скорость.
Физическое здоровье - это состояние полного психического, физического и социального благополучия, а не только отсутствие физических недостатков.
Здоровье-сберегающие технологии - это система теорий, идей, средств и методов организации деятельности, направленной на сохранение оптимального состояния здоровья, для эффективной реализации которой должны решаться проблемы, охватывающие все аспекты усвоения знаний и практических умений в области физической культуры и профилактической медицины.
Итак здоровым, а правильнее сказать здоровьесберегающих такой образ жизни, который сочетает все то, что способствует выполнению человеком профессиональных, бытовых и общественных функций в наиболее оптимальных условиях для его здоровья и развития.
К здоровьесберегающей образа жизни относят:
режим труда, отдыха, питания;
двигательную активность;
личную гигиену, включая профилактику вредных привычек;
закалки;
учета неблагоприятных условий внешней среды;
культуру межличностного общения и сексуального поведения.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Бегидова Т. П. Теория и организация адаптивной физической культуры. М.: Юрайт, 2019. 192 с.
2. Бишаева А.А., Малков А.А. Физическая культура. Учебник. М.: КноРус, 2020. 312 с.
3. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (постатейный). М.: Юстицинформ, 2009. 328 с.
4. Братановский С.Н., Вулах М.Г. Административно-правовой статус граждан в сфере физической культуры и спорта // Спорт: экономика, право, управление. 2015. N 3. С. 14 — 19.
5. Бурухин С. Ф. Методика обучения физической культуре. Гимнастика. М.: Юрайт, 2019. 174 с.
6. В.А. Райков, Ю.К. Рахматов. Физическая культура и спорт. Педа- гогическая практика в школе: Учебное пособие. – Гродно, 2003. – 163 с.
7. Виленский М. Я., Горшков А. Г. Физическая культура. Учебник. М.: КноРус, 2020. 216 с.
8. Виленский М.Я., Соловьев Г.М. Основные сущности характери- стики педагогической технологии формирования физической культуры личности // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2001. – № 3. – С. 2 – 7.
9. Германов Г. Н., Корольков А. Н., Сабирова И. А. Теория и история физической культуры и спорта. Учебное пособие для СПО. В 3-х томах. Том 1. Игры олимпиад. М.: Юрайт, 2019. 794 с.
10. Зайцев А. А., Зайцева В. Ф., Луценко С. Я. Элективные курсы по физической культуре. Практическая подготовка. М.: Юрайт, 2020. 227 с.
11. Качанов Л. Н., Шапекова Н., Марчибаева У. Лечебная физическая культура и массаж. Учебник. М.: Фолиант, 2018. 272 с.
12. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: По- собие для преподавателей. – СПб: КАПО, 2001. – 368 с.
13. Кузнецов В. С., Колодницкий Г. А. Теория и история физической культуры. М.: КноРус, 2020. 448 с.
14. Кузнецов В. С., Колодницкий Г. А. Физическая культура. Учебник. М.: КноРус, 2020. 256 с.
15. Литош Н. Л. Адаптивная физическая культура для детей с нарушениями в развитии. Психолого-педагогическое сопровождение. М.: Юрайт, 2020. 170 с.
16. Махник Д.И. Правовые основы общественно-государственного взаимодействия в области физической культуры и спорта // Законодательство и экономика. 2016. N 11. С. 54 — 60.
17. Мелёхин А. В. Менеджмент физической культуры и спорта. М.: Юрайт, 2019. 480 с.
18. Мельник Т.Е. Государственно-частное партнерство в области физической культуры и спорта // Журнал российского права. 2016. N 12. С. 133 — 141.
19. Мурзин Д.В., Ольховский Р.М. Вопросы правового регулирования общественно полезных услуг в области физической культуры и массового спорта // Российский юридический журнал. 2017. N 6. С. 172 — 183.
20. Пельменев В. К., Конеева Е. В. История физической культуры. М.: Юрайт, 2019. 184 с.
21. Ростомашвили Л. Н. Адаптивная физическая культура в работе с лицами со сложными (комплексными) нарушениями развития. М.: Спорт, 2020. 164 с.
22. Рубанович В. Б. Врачебно-педагогический контроль при занятиях физической культурой. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2019. 254 с.
23. Рубанович В. Б. Основы врачебного контроля при занятиях физической культурой. М.: Юрайт, 2019. 254 с.
24. Собянин Ф. И. Физическая культура. Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. М.: Феникс, 2020. 221 с.
25. Теория и методика обучения предмету "физическая культура". Водные виды спорта. Учебное пособие / под ред. Булгакова Н. Ж. М.: Юрайт, 2019. 304 с.
26. Чернов И.В., Ревунов Р.В. Организация учебно-тренировочного процесса по физической культуре в высшем учебном заведении (на примере тяжёлой атлетики). М.: Лань, 2019. 104 с.
27. Элективные курсы по физической культуре. Практическая подготовка / под ред. Зайцев А. А. М.: Юрайт, 2020. 228 с.